Когда святой Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения в третий день, то Ангел отвечал ему: « Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, - получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами ходить на земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес из мертвых повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих. Сие есть трепетнейший и ужаснейший день.
В девятый день Святая Церковь совершает молитвы и Безкровную Жертву об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть причтенною к лику святых молитвами и предстательствами девяти Ангельских чинов. Святой Макарий Александрийский, по откровению Ангельскому, говорит, что «после поклонения Богу в третий день, повелевается показать душе различные прекрасные обители святых и красоту Рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых, она начинает скорбеть и сильно укорять себя, говоря: « Увы мне! сколько я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно, дабы мне удостоится сей благости и славы. Увы мне, бедной!»
По рассмотрении в течении шести дней всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу».
После вторичного поклонения Господь повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разныя отделения ада и разнообразныя нечестивых мучения в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами от боли. По этим различным местам душа носится тридцать дней, трепеща от несносного ужаса, чтобы и самой не быть заключенных в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения. Велик этот день для почившего, ибо решает участь его до Страшного Суда Божия а по сему и прилично будет и сугубая молитва в этот день для души усопшего.
В первое время по смерти предстают к душе ангелы светлые и демоны наизлейшие. Узрев сие душа возмутится, содрогнется, вострепещет, а в смятении и ужасе будет искать себе защиты у светлых Ангелов и будучи принята востечет по воздушному пространству ввысь, лишь будут встречаться препятствия от злых демонов, не виновна ли душа в страшных и малых грехах, принесла ли раскаяние или какой грех утаила, забыла, чтоб не найти откупа добрых дел, затянуть бедную душу в адское пространство и расправиться с ней. Сие подлежит верным христианам дорогие мои, что же будет тем, которые в Церковь не ходили, не каялись, не молились, не исправлялись. Бедная, бедная душа, как же тебе помочь в сей день, и увы, никак! Ты слышала сладкий Церкви звон, сидела дома, делала свои дела. Тебе Бог посылал вразумления через твоих знакомых, через книги, увы пылились и они, смеялась ты над сказанным, отворачивала сердце, взор свой, увы. Любовь отвергла ты, оплачет ли земля вся? Увы, уже сделай вечно это ты!
В течении последующих лет после смерти душа не сподобившаяся блаженного состояния, а наоборот предлежит ужаснейшим мукам. Ей необходим церковный помин, чтобы получить ей облегчение и отраду за ее неосознанную, нечистоплотную жизнь на земле, за которую она должна расплачиваться. По молитвам Церкви и богослужебным предстательством душа избавляется адских мук и переселяется в Райские блаженства. И горе той душе о ком некому подавать записки о упокоении, как же она ждет, как же мучается, а родственники небрегут, без веры. Горе, горе и горе. Вскоре и те родичи без веры там же будут. Но иное дело, когда неуклонно и постоянно идет помин и милостыня. И душа, освободившись от мук, идет в вечное блаженство, она от счастья не знает как благодарить тех родичей и возносит хвалу Богу Премилостивому и уже смело ходатайствует в молитвах к Богу за весь род и близких. Вечное блаженство.