Попробуем разобраться.
Эта «странная» зевота, иногда со слезотечением, иногда с икотой и отрыжкой, наступает не сразу, а лишь через некоторое время с момента начала чтения молитв и имеет однотипную динамику во всех случаях. Зевоту невозможно сдерживать, челюсти расходятся очень широко «до треска за ушами», зевотные циклы следуют без остановки один за другим и сильно изматывают, в отличие от сладкой зевоты с недосыпа. Через некоторое время, если человек проявляет твердость и продолжает чтение, зевота начинает ослабевать,
промежутки между зевотными циклами увеличиваются, значительно улучшается самочувствие, правда, на фоне усталости. Затем зевота исчезает вовсе и уже не мешает чтению.
Стоит заметить, что при чтении вслух тем же человеком в течение того же времени любой другой литературы, не имеющей отношения к православной духовности, никакой зевоты не наблюдается. Мало
того. Зевота под влиянием святыни случается не только у человека, но и у животных, что доказывает отсутствие влияния всякого рода самовнушения. В этой связи показателен пример из работы иеромонаха Пантелеимона «НЕВИДИМАЯ БИТВА. КОЗНИ БЕСОВСКИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА», записанный со слов прихожанки: «Однажды попросил меня посидеть на лошади человек, про которого говорили, что он волхвует. Мне, честно говоря, в это не верилось. Покатался он почему-то только минуты 3-4 и сразу ушел. Вечером коню занемоглось, а на другой день начались у него сильнейшие колики. Позвали ветврачей. Сделали всё возможное и невозможное, но всё безрезультатно. Поставленный диагноз "заворот кишок” требовал немедленного уничтожения животного, дабы прекратить его мучения. И тут появилась мысль, как последнее средство, попробовать использовать крещенскую воду. Влили коню в рот немного крещенской воды. Он тотчас стал зевать, причем зевал непрерывно минут 10, с каким-то подвыванием, невероятно широко раскрывая рот. Колики прекратились. Через полчаса влили в него ещё немного крещенской воды. Зевал, но без звука и уже только 5 минут. Когда спустя час в третий раз дали коню крещенскую воду, зевоты не было совсем, а перед нами стояло совершенно здоровое животное. Прошло больше года с того момента, но животное здорово и никаких последствий этих страшных часов мы не наблюдаем».
Как видите, зевота в случае с пострадавшим животным имеет ту же динамику, что и у человека, прибегнувшего к молитвенному чтению. Вывод напрашивается сам собой…
А вот что говорят бесы устами болящих при отчитке под давлением святыни: – С зевотой – это мы выходим. И вообще – зевота – это наш
крик, только вы (люди) его не слышите. Сдуваемся как мячик, и выходим… А ты представь нас, как капустный кочан. Один зевок – один
лист оторвался. Только до кочерыжки далеко…
Зевота при молитвенном чтении – это на самом деле выход духа злобы через наиболее доступный для выхода канал – через рот. Только не пугайтесь! Это явление типичное и весьма распространённое. Верующих оно пугать не должно. Напротив, должно сподвигать к молитвенной борьбе. Плохо тем, кто понятия о вере не имеет. Для них рот, да и не только он – ворота широко распахнутые, но только для входа…
Велик промысел Божий в отношении человеков, и неспроста даны нам «ризы кожаны», чтобы не видеть безобразия и количества духов злобы, окружающих нас. И любой, ищущий спасения, будет подвергаться нападкам с их стороны, ибо ненавидят они люто и вредят, как могут, но не более, чем попущено Господом за грехи наши.
Поэтому, когда в следующий раз при молитвенном чтении наступит энергичная зевота, знайте, что это такое и не ужасайтесь. Просто читайте дальше, упорствуйте в чтении, читайте, пока зевота не закончится. Или читайте, насколько хватит сил, отдохните, и вновь вернитесь к чтению. А затем окурите дом ладаном и ничего не бойтесь. Пусть боятся вас и вашего молитвенного упорства.
многогрешный р.Б. Владимир.