Авторизация
18 декабря 2024 (05 декабря ст.ст)
 

Можно ли входить в молитвенные отношени с неправославными христианами(еретиками).

Можно ли возносить молитвы за инославных христиан живых?

 "По духу и смыслу церковных законоположений церковная молитва должна быть возносима только за тех верующих, которые состоят или состояли в подчинении Церкви, признают или признавали ее своей матерью, веруют или веровали в нее, а с теми, которые чуждались или чуждаются Церкви, не должно быть общения молитвенного. По 45-му апостольскому правилу "епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен"; тому же отлучению по 10-му апостольскому правилу подлежит всякий, "кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме"; по 46-му правилу запрещается принимать жертву от еретиков. Эти правила повторяются и подтверждаются дальнейшими соборными определениями (см.: Антиохийский Собор, пр. 2; Лаодикийский Собор, пр. 6, 33, 37) и они должны лежать в основании практики церковной, и в своей пастырской деятельности пастырь Церкви не должен отступать от этих правил. Очевидно, с этими правилами не согласно возношение церковных молитв за тех, которые стоят вне церковного общения" (1, 693).

Из апостольских правил:

"Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен" (пр. 10).

"Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам" (пр. 11).

"Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен" (пр. 45).

"Епископа, или пресвитера, приявших крещение, или жертву еретиков извергати повелеваем. "Кое бо согласие Христови с Велиаром? или кая часть верному с неверным?" (2 Кор. 6, 15) (пр. 46).

"Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения" (пр. 32).

"Не подобает молиться с еретиком, или отщепенцем" (пр. 33).

"Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий" (пр. 6).

"Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними" (Лаодикийский Собор, пр. 37).

"Аще кто из клира, или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного" (Правила святых апостолов, 66).

"История не знает, а мысль отказывается предполагать возможность совместного сослужения православных священников со священниками латинскими, старокатолическими, или же армянскими, потому что в нашем сознании живы прещения 45-го апостольского правила, которое предусматривает строгие санкции для молящихся совместно с еретиками и отлучение для тех, которые принимают священнодействия (требоисправления), совершаемые их клириками. С другой стороны, согласно древним правилам Церкви, никто не перестает быть еретиком, если, признавая и исповедуя таинства Православной Церкви, продолжает быть отделенным от нее по вопросам веры и жизнепонимания (концепции).

Поэтому общение с инославными в таинствах находится в противоречии с нашими традициями, ибо, по учению святых отцов, отпадение от Церкви влечет за собой прекращение благодатных даров Святого Духа вследствие утраты преемственности (1-е пр. св. Василия Великого). И для того, чтобы не быть участниками в их заблуждениях относительно веры и избежать осуждения вместе с ними, св. Иоанн Дамаскин поучает всячески остерегаться евхаристического общения с ними, принимая от них или же преподавая им Святое Причастие..."

"Для Православной Церкви теоретическое признание таинств, совершаемых вне ее, означало бы для нее отречение от сознания ее собственной непогрешимости, как единственной непрерывной хранительницы богооткровенных истин и благодати, и в то же время было бы в противоречии с правилами первенствующей Церкви, верной продолжательницей которой она является. Равенство в отношении таинств предполагает одновременно и взаимообщение в таинствах, что категорически осуждается учением Соборной Вселенской Церкви" (10, 320—324, 333).

Когда в 336 году еретик Арий обманом добился того, чтобы быть принятым в церковное общение, и готовился идти в храм, престарелый византийский епископ Александр в храме Мира молил Бога о том, чтобы он сам или ересиарх Арий были взяты из мира, так как епископ не хотел быть свидетелем такого святотатства, как приятие еретика в общение с Церковью. И Промысл Божий явил над Арием справедливый суд Свой, в день торжества послав ему нежданную кончину (см.: Жития святых... св. Димитрия Ростовского. Кн. 9. М., 1908. С. 820).

Когда во второй половине четвертого века император Валент (364—378), желая насадить арианскую ересь, незаконно возвел на епископскую кафедру арианина, лже-епископа по имени Лупус, то православное население Едессы, клирики и миряне, перестали посещать свой церковь, захваченную арианами. Они собирались за городом и совершали богослужение на открытом месте.

Император приказал призвать к себе на допрос клириков, лиц духовного чина, во главе со старейшим пресвитером Евлогием, он добивался, чтобы они вошли в церковное общение с лжеепископом, но никто из них не согласился. После этого 80 мужей духовного чина в оковах послали в заточение во Фракию (Жития святых, 26 августа).

"Скажи мне, старец, когда ты умрешь, — как хочется тебе, чтобы похоронили тебя (т.е. с православными или с неправославными)?" — так спросил ангел одного старца — подвижника, который, по слепой простоте в делах веры, без разбора приобщался, где только открывался случай. Когда вопрошенный старец пришел к другому старцу и передал ему, что слышал от ангела, — последний старец внушил ему нигде не приобщаться вне Святой, Соборной и Апостольской Церкви и ангелу отвечать, что желает быть похороненным, подобно инокам иерусалимским, которые были истинно православные. Ангел, выслушав такой ответ от вразумленного старца, одобрил его, и старец тотчас скончался: все это сделано было с той целью, чтобы старец не погубил трудов своих и не был осужден с грешниками" (Луг духовный, гл. 176).

"Так как мы причащаемся от единого Хлеба, то все делаемся единым Телом Христовым и единой Кровью, и членами друг друга, будучи составляющими одно Тело со Христом. Поэтому, да станем всей силой отвергаться, чтобы ни принимать причащения от еретиков, ни давать им. Ибо "не дадите святая псом, говорит Господь, ни пометайте бисер ваших пред свиниями" (Мф. 7, 6), чтобы нам не сделаться участниками превратного учения и осуждения их" (Точное изложение православной веры св. Иоанна Дамаскина, с. 225).

"Один православный монах уговаривал их (раскольничьих монахов. — Ред.) оставить все свои несогласные с церковными обычаи, принять и войти в общение с Церковью. Они согласились все принять, все предания, только чтоб им по-прежнему креститься двумя перстами. Когда об этом узнал святой Патриарх Антиохийский Сильверст, муж святой и исполненный премудрости Святого Духа, а также и молдавский митрополит Никифор, грек, муж премудрый, то они на отказ запретили этим раскольникам остаться в православном монастыре в таких даже словах: "Если вы от всей души вашей хотите присоединиться к Соборной Церкви, то вам следует без всякого сомнения и со всей искренностью принять все апостольские предания и обычаи Церкви, без какого-то ни было исключения; тогда и Церковь приняла бы вас в свое общение, как любимых чад, с великой радостью. А так как вы не на все апостольские предания и церковные обычаи соглашаетесь, но крепко и непоколебимо стоите на своем самоизмышленном двоеперстном сложении и не хотите в этом деле покориться Божией Церкви и просите, чтобы Церковь приняла вас в общение с вашим двоеперстным сложением, то может ли Церковь исполнить ваше желание? Возможно ли, чтобы в одной и той же Соборной Церкви было два обычая, друг с другом несогласных и друг другу противных, чтобы одни и те же христиане не одним и тем же способом полагали на себе крестное знамение? и т.д., и т.д." — и потом говорят: "Поэтому знайте твердо, что Церковь Божия на ваше предложение ни в каком случае согласиться не может и вы об этом, как о вещи невозможной, более нас и не просите, но идите к себе и уже не оставайтесь в той обители, в которой теперь находитесь, ибо вы, как непокорные Церкви, не можете иметь общения с живущими там православными монахами".

Рассудите теперь сами, христолюбцы, — если раскольничьих монахов, готовых принять все апостольские и церковные обычаи, за одно неоставление ими двуперстного сложения, Церковь не приняла в свое общение, то каким образом она может принять тех, которые... имеют сомнения относительно предания Соборной Церкви, не слушают ее повелений и во многом другом не хотят покориться церковным правилам? Вы спрашиваете о них, имеют ли они надежду спасения, хотя бы за их добрые дела, и можно ли священнику разрешать их на исповеди и причащать Святых Тайн, и молите дать вам достаточный ответ. На это отвечаю вам: по моему мнению, раскол может быть двоякий: или сам кто-нибудь состоит в расколе, или других приводит в раскол, отторгая от Церкви своим богоборным учением. Пребывающий в таком расколе, если и все добрые дела совершил, если бы и кровь свой мученически за Христа пролил, что несомненно превосходит все добрые дела, ни в каком случае не сможет загладить этого смертного греха, т.е. раскола. Если же человек даже мученической кровью не может загладить своего раскола, то какая может быть ему надежда на спасение и как может разрешить его на исповеди священник без истинного его обращения к Церкви и. сподобить его причастия Святых Тайн? Это никак невозможно и будет во всяком случае противно истине Святой Божией Церкви" (11, 222—223).

"Если вы говорите о противящихся Соборной Церкви, и в противлении и нераскаянии своем умирающих, то поверьте мне, что церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу и Святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминовение, смертно согрешает. Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан, как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, и даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Св. Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. Если о православном явном грешнике не кающемся Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния, в противлении Св. Церкви?! — Никак не может.

О явном грешнике, что не подобает ему причащаться св. Тайн и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: "Нет места неверным или иномудрствующему. Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, так как это приношение бывает им в осуждение, равно как и принятие страшных Тайн недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел (1 Кор. 11, 29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: "Явно согрешающих верных приношения священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимой частицей, и не подобает, будучи недостойными, причащаться этой жертвы".

Того же Симеона о том, что священнику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: "Насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком-нибудь, будучи положена вблизи Божественного Хлеба, после того как этот Хлеб будет священнодействован и станет Телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровью, и этим сообщает благодать и той душе, за которую она принесена..."

Доселе слова св. Симеона, лучше же сказать, слова всей Святой Соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного суда Его" (11, 225—226).

"Не только неверных еретиков, не только блудников и прелюбодеев и других, творящих подобные непотребства, забирает под власть свой змий; но и тех, кои безразлично относятся ко всем таким и вступают в общение с ними, так как верно слово, что "касайся смоле очернится, и приобщайся гордому точен ему будет". По сей причине, хотя меня укоряют за то, я запретил православному поминать на священных поминаниях и на Божественной Литургии некоего, притворявшегося православным и не перестававшего иметь общение с еретиками и еретичеством. Ибо, если бы он, хотя в час смерти исповедал свой грех и приобщился Святых Тайн, — то православному можно бы делать за него приношение. Но как он отошел в общении с ересью, то как можно вчинять такого в православное общение? — Святой апостол говорит: "Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли Крови Христовы есть? Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единого Хлеба причащаемся" (1 Кор. 10, 16-17). Судя по сему, приобщение еретического хлеба и чаши делает приобщающегося принадлежащим противной православным части и из всех таких причастников составляет одно тело, чуждое Христа. "Кое бо причастие правды к беззаконию? Или кое служение Церкви Божией со идолы?" (2 Кор. 6, 14, 16), — как в другом месте взывает тот же апостол. — Но о таковых плакать подобает; о тех из них, кои остались еще в живых, молиться, да дано им будет исторгнуться из сетей диавола; о себе же благодарить "яко избрал есть нас Бог во спасение во святыни Духа и веры истины" (2 Сол. 2, 13), чтобы поработать Ему в православной вере до настоящего исповедничества, за которое, если совершим его непорочно и безукоризненно, да сподобит Он нас небесного Царствия Своего". Преподобный Феодор Студит (Добротолюбие. Т. 4. С. 444).

Несмотря на все эти установления святых отцов, в последнее время стали встречаться случаи причащения католиков в православных храмах, а 16 декабря 1969 года Священный Синод Русской Православной Церкви вынес "Разъяснение" о допуске в порядке икономии к Святым Тайнам римо-католиков, но на заседании Священного Синода 29 июля 1986 года было постановлено: "Ввиду поступающих запросов по поводу данного Разъяснения от 16 декабря 1969 года, Священный Синод сообщает, что практика эта не получила развития, и определяет отложить применение синодального Разъяснения до решения этого вопроса Православной Полнотой". (Журнал Московской Патриархии. 1986. №9. С. 7).


   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Черная миссия Кураева в Молдове

Черная миссия Кураева в Молдове

Спустя неделю после скандального инцидента в Теологической академии в Кишиневе, можно подвести первые итоги пиар-акции, началом которой,
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Молитесь ли Вы о своих родителях и детях?
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика