Авторизация
07 ноября 2024 (25.10. ст.ст)
 

Тропари и кондаки воскресные восьми гласов


Глас 1-й


Тропарь


Камени запечатану от иудей и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный, Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: слава воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче.


[Хотя камень был запечатан иудеями, а воины стерегли Пречистое Тело Твое, Ты, Спаситель, воскрес на третий день, даруя тем жизнь миру. Потому Силы Небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава Воскресению Твоему, Христе, слава Царству Твоему, слава Промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»]


Кондак


Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Владыко, Ева, ныне от уз избавляема, радуется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.


[Ты воскрес, как Бог, из гроба во славе, и мир с Собою воскресил; и естество человеческое воспевает Тебя как Бога, и смерть исчезла; Адам ликует, Владыка, и Ева, ныне от уз избавляемая, радуется, восклицая: «Ты, Христе, даруешь всем воскресение!»]





Глас 2-й


Тропарь


Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.


[Когда Ты, Жизнь Бессмертная, сошел к смерти, тогда ад умертвил сиянием Божества; когда же Ты и умерших возвел из глубин земли, все Небесные Силы восклицали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»]


Кондак


Воскресл еси от гроба, всесильне Спасе, и ад, видев чудо, ужасеся, и мертвии восташа. Тварь же видящи срадуется Тебе, и Адам свеселится, и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно.


[Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо, ужаснулся, и мертвые воскресли. И род человеческий, видя это, радуется с Тобою, и Адам веселится, и мир, Спаситель мой, прославляет Тебя непрестанно.]




Глас 3-й


Тропарь


Да веселятся небесная, да радуются земная, яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас и подаде мирови велию милость.


[Да веселятся Небесные, да радуются земные, ибо явил мощь руки Своей Господь: смертью победил смерть, сделался первенцем из мертвых; от чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.]


Кондак


Воскресл еси днесь из гроба, Щедре, и нас возвел еси от врат смертных; днесь Адам ликует и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно Божественную державу власти Твоея.


[Воскрес Ты в сей день из гроба, Милостивый, и вывел нас из врат смерти. Ныне Адам ликует и радуется Ева и вместе с ними пророки с патриархами непрестанно воспевают Божественную силу власти Твоей.]





Глас 4-й


Тропарь


Светлую воскресения проповедь от Ангела уведевша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость.


[Радостную весть о воскресении узнав от Ангела и освободившись от прародительского осуждения, Господни ученицы, торжествуя, говорили апостолам: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»]


Кондак


Спас и Избавитель мой, из гроба яко Бог воскреси от уз земнородныя и врата адова сокруши, и яко Владыка воскресе тридневен.


[Спаситель и Избавитель мой, из гроба, как Бог, воскресил от оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил и, как Владыка, воскрес на третий день.]





Глас 5-й


Тропарь


Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим вернии и поклонимся, яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным Воскресением Своим.


[Слово, безначальное как Отец и Дух, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотью взойти на Крест, и претерпеть смерть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.]


Кондак


Ко аду, Спасе мой, сошел еси, и врата сокрушивый яко Всесилен, умерших яко Создатель совоскресил еси, и смерти жало сокрушил еси, и Адам от клятвы избавлен бысть, Человеколюбче. Темже вси зовем: спаси нас, Господи.


[В ад сошел Ты, Спаситель мой, и сокрушив, как Всемогущий, врата его, умерших воскресил с Собою, как Творец, и жало смерти уничтожил, и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Поэтому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»]





Глас 6-й


Тропарь


Ангельския силы на гробе Твоем и стрегущия омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.


[Ангельские силы явились при гробе Твоем, и стража омертвела, и стояла Мария в гробнице, ища Пречистое Тело Твое. Ты сковал ад, не пострадав от него; Ты встретил деву, даруя жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!]


Кондак


Живоначальною дланию, умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех.


[Источающей жизнь рукой Своей из мрачных глубин умерших всех Податель жизни Христос Бог воскресив, воскресение даровал роду человеческому, ибо Он - Спаситель, Воскресение и Жизнь, и Бог всех.]





Глас 7-й


Тропарь


Разрушил еси Крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай, мироносицам плач преложил еси и апостолом проповедати повелел еси, яко воскресл еси, Христе Боже, даруяй мирови велию милость.


[Ты сокрушил Крестом Твоим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц превратил в радость и апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.]


Кондак


Не ктому держава смертная возможет держати человеки: Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея. Связуемь бывает ад, пророцы согласно радуются: предста, глаголюще, Спас сущим в вере, изыдите вернии в воскресение.


[Уже не сможет больше власть смерти удерживать людей, ибо Христос сошел в ад, сокрушая и уничтожая силы ее. На ад налагаются цепи; пророки единодушно радуются, вещая: «Явился Спаситель пребывающим в вере, выходите, верные, для воскресения!»]





Глас 8-й


Тропарь


С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.


[С высоты сошел, Милосердный, погребение принял трехдневное, да нас освободишь от страданий; Жизнь и Воскресение наше, Господи, слава Тебе!]


Кондак


Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси, и Адама воскресил еси, и Ева ликует во Твоем воскресении, и мирстии концы торжествуют, еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.


[Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг и воскресил Адама, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира празднуют Твое воскресение из мертвых, Многомилостивый.]



 Восемь церковных гласов


Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.



Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.



Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.



По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.



Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.



ГЛАС 1 — древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.



Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;

Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;

Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;

Догматик «Всемирную славу»;

Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;

Рождества Христова «Христос раждается, славите»;

Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».



ГЛАС 2 — «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее — гибкая мелодия, светлая интонация — присутствует во всех вариантах распевов.



Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;

Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;

Тропарь субботы, всем святым и усопшим

«Апостоли, мученицы и пророцы»;

Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;

Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».



ГЛАС 3 — «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.



Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;

Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;

Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».



ГЛАС 4 — «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.



Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе

Боже наш»;

Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;

Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;

Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;

Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;

Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».



ГЛАС 5 — «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.



Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;

Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,

Господи, научи мя оправданием Твоим»);

Догматик «В Чермнем мори».



ГЛАС 6 — «рождает благочестивые чувства — преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби — минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.



Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;

Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;

Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;

Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;

Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль» 

(6-я песнь «Житейское море»).



ГЛАС 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.



Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;

Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;

Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».



ГЛАС 8 — «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.



Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;

Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,

«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;

Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;

Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву

пролию ко Господу»).



Составила В.Хорецкая



 



http://www.baltwillinfo.com/mp07-06/mp-18.htm 


   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Воскресение преподобного Серафима (часть 2)

Воскресение преподобного Серафима (часть 2)

Воскресение преподобного Серафима (часть 2)
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Встреча Патриарха с папой Римским - это
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика