Издревле избранные люди Божии, имеющие свое происхождение от двенадцати сыновей Израиля, составляли одно царство, управляемое нераздельно и единовластно одним царем, начиная от Моисея и Иисуса Навина до Давина и Соломона. Когда же, после смерти Соломона, на царство вступил его сын Ровоам, оказавшийся тяжелым для своих подданных, ибо отягощал их чрезмерными налогами и работами, жестоко наказывал их, даже нередко отправлял их в ссылки, тогда десять племен откололись от него и избрали себе в цари другого - по имени Иеровоам. Иеровоам прежде был рабом Соломона.
Однажды Соломон хотел придать его смерти за участие в восстании, но Иеровоам убежал в Египет. По смерти же Соломона он возвратился в землю Израильскую и был избран царем тех израильских племен, которые откололись от Ровоама. Ровоам, сын Соломона, царствовал в Иерусалиме над двумя коленами - Иудиным и Вениаминовым; Иеровоам же, раб Соломонов, царствовал над десятью коленами Израильскими. Оставшиеся верными сыну Соломонову два колена были названы царством Иудейским, а десять колен, перешедшие к рабу Соломонову, составили царство Израильское.
Колена Израилевы, хотя и разделились на два царства, однако все они служили одному Богу, сотворившему небо и землю, и не могли иметь другого храма, кроме Иерусалимского, построенного Соломоном, ни других священников, кроме поставленных Богом; поэтому люди из царства Израильского постоянно ходили в Иерусалим для поклонения и жертвоприношения Господу Богу своему. Видя это, Иеровоам, царь израильский, начал беспокоиться: "Если эти люди всегда так будут ходить в Иерусалим для поклонения Богу, то захотят опять перейти к первому своему царю, сыну Соломонову, а меня убьют".
Размышляя об этом, он начал отыскивать средства, как бы отвратить израильтян от Иерусалима. И надумал он прежде всего отвратить их от Бога.
- Невозможно, - сказал он, - оставить им Иерусалим, если сначала они не оставят Бога.
Зная, что народ израильский легко склонен к идолопоклонству, Иеровоам придумал для их богоотступления такую коварную хитрость. Он вылил из золота двух молодых телиц, подобно тому, как древние израильтяне по выходе своем из Египта изваяли себе в пустыне золотого тельца, которому и поклонялись вместо истинного Бога. Созвав к себе весь народ израильский и указывая собравшимся на тех двух телиц, Иеровоам сказал: "Израиль! Это - боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской. Не ходите более в Иерусалим, а этим богам поклоняйтесь".
И поставил он тех телиц в различных местах: одну в Вефиле (юг Самарии), а другую в Дане(север Галилеи), построив для них прекрасные храмы и назначив для них жрецов; и даже сам исполнял обязанности жреца. Для большего соблазна грехолюбивых людей Иеровоам приказал, чтобы при тех вылитых из золота телицеобразных идолах в дни установленных в честь их праздников совершались всякие беззакония.
Так нечестивый царь ради временного царствования сам отпал от Бога, и все десять колен Израилевых отвратил от Него. После этого царя и другие цари израильские со всеми подданными держались того же нечестивого идолопоклонства, как тому научились и привыкли при Иеровоаме.
Премилосердный же Господь, не оставляющий и оставивших Его людей, но по Своей благости ищущий их обращения, посылал к израильтянам Своих святых пророков, чтобы они обличали заблуждения и увещевали их избавиться от дьявольских сетей и возвратиться опять к почитанию истинного Бога. Среди пророков, в разные времена посылаемых Богом к Израилю, был и великий из пророков святой Илия.
По достоверным сказаниям, родиной святого пророка Божии Илии была страна Галаадская в восточной части Палестины, город же, в котором родился он, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван Фесвитянином. Происходил Илия из рода Ааронова. Рождение Илии было ознаменовано видением его отцу, которого звали Савах. В то самое время, когда мать Илии рождала его, Савах увидел белообразных людей, разговаривавших с младенцем, пеленавших его огнем и кормивших его, влагая в уста пламень огненный. Устрашенный таким видением, Савах пошел в Иерусалим и рассказал о видении священникам. Тогда один из них, муж прозорливый, сказал Саваху:
- Не бойся видения относительно твоего сына, но знай, что младенец тот будет сосудом благодати Божией; слово его будет, как огонь, сильно и действенно, будет велика и ревность его по Господе, и жизнь его будет благоугодна Богу, и будет судить он Израиля оружием и огнем.
Воспитание Илия получил такое, какое подобаетюноше из священнического рода; с самых юных лет предав себя Богу, возлюбил он девственную чистоту, в которой пребывал, как ангел Божий, непорочный перед Богом, чистый душой и телом. Любя же размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынные места, где подолгу беседовал с Богом в теплой к нему молитве, пылая к нему, как серафим, пламенной любовью. И сам Илия был любим Богом, так как Бог любит любящих Его.
И вследствие своей равноангельской жизни, Илия приобрел к Богу великое дерзновение: все, что просил Илия у Бога, он получал. Слыша же и видя, с одной стороны, совершающиеся в развращенном Израиле беззакония: царей - пребывающих богопротивном нечестии, судей и старейшин - поступающих не по правде, народ - служащий мерзостям идольским и коснеющий во всяких духовных и телесных пороках без страха и боязни Бога, приносящий сыновей и дочерей своих в жертву бесам; а с другой, - ревностных чтителей истинного Бога, претерпевающих всяческие притеснения и гонения, даже смерть - о всем этом пророк Божий сильно болел сердцем: он то оплакивал погибель столь бесчисленного множества душ человеческих, то сетовал на жестокое гонение праведных; особенно же он скорбел и страдал душою о бесчестии, наносимом истинному Богу со стороны нечестивых людей, и все более и более исполнялся ревностью о славе Божией.
Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Но так как Бог требует от грешных людей добровольного обращения, а в ожесточенных сердцем израильтянах не было такого стремления к добру, то пророк Илия, сильно возревновал о славе Божией и о спасении людей, просил Бога наказать израильтян временно, чтобы хотя таким средством отвратить их от нечестия. Но зная в то же время, что Господь по Своему человеколюбию и долготерпению не скор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о Нем, осмелился просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников. Премилостливый Господь, как чадолюбивый отец, не хотел опечалить любимого слугу Своего, сыновне Ему служащего и даже самой малой Его заповеди не нарушившего.
В то время в Израиле царствовал царь Ахав, имея стольным городом своим Самарию. Ахав женился на Иезавели, дочери царя сидонского Ефваала. Иезавель как язычница принесла с собой в новое отечество идола сидонского, бога Ваала (Ваал- главный у хананейских народов бог). Ахав построил для него в Самарии капище, поставил там ему жертвенник, сам поклонялся Ваалу как богу, и всех израильтян принуждал кланяться этому идолу.
И вот к этому-то царю и пришел пророк Божий Илия и обличал его в заблуждении, что он, оставив Бога Израилева, сам кланяется бесам и вместе с собой весь народ влечет к погибели. Видя же, что царь не слушает его увещаний, святой пророк к словам приложил дело, предав наказанию царя-богопротивника и подданных его. Он сказал:
- Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы ни дождя, разве только по слову моему.
Сказав это, Илия ушел от Ахава, и по слову пророка небо заключилось и настала засуха: ни одна капля дождя или росы не упала на землю. Вследствие засухи был полный неурожай хлебов, и наступил голод. Ибо когда согрешает один царь, и на всех подданных гнев Божий приходит (как прежде вследствие грехопадения одного Давида страдало все царство). Пророк же Божий Илия ожидал, что Ахав, царь израильский, будучи наказан, сознает свое заблуждение, обратиться к Богу с покаянием, а вместе с собой обратит на путь истинный и развращенный им народ. Но когда святой Илия увидал, что Ахав, подобно Фараону, остается ожесточенным, не только не думает покончить с нечестием, но наоборот, более и более погружается в бездну зла, преследует и даже убивает людей, благоугождающих Богу своей жизнью, то продолжил наказание на другой и на третий год. В это время исполнилось слово первого Боговидца, святого пророка Моисея, сказанное Израилю: "И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом"потому что при заключившемся небе, земля не имела влаги и не давала никакого плода.
Так как воздух был всегда зноен, и всякий день от палящего солнца стояла сильная жара, то все деревья, цветы и трава завяли - плоды погибли, сады, нивы, поля сделались совершенно пусты, и не было на них ни пахаря, ни сеятеля. Вода в источниках иссякла, малые реки и потоки совсем высохли, а в больших реках количество воды уменьшилось, вся земля сделалась безводной и сухой, и умирали от голода люди, скот и птицы. Такое наказание постигло не только Израильское царство, но и окрестные страны. Ибо когда в городе загорится один дом, пожар распространяется и на соседние дома. Так случилось и в поднебесной: один народ израильский навлек на себя гнев Божий, а страдала вся вселенная.
Но все это произошло не столько от гнева Божия, сколько по ревности о славе Божией пророка Илии. Ибо премилосердный и человеколюбивый Господь, по безмерной благости Своей, видя бедствие людей и гибель животных, уже готов был послать дождь на землю, но Он удержался от этого, чтобы исполнить решение Илии, и чтобы не оказались ложными слова пророка: "в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову"
Сказавший же это был настолько объят ревностью к Богу, что и себя не щадил, ибо знал, что когда истощится на земле запас пищи, и ему, как и всем людям, предстоит терпеть голод. Но он пренебрегал этим, ибо предпочитал лучше умереть от голода, нежели помиловать нераскаянных грешников, враждующих против Бога.
Что же творит всеблагий Бог? Он посылает пророка Илию в некоторое уединенное место, далекое от жилищ человеческих, говоря: "Обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там".
Сделал же это Господь для того, чтобы Илия на погиб от голода и чтобы с помощь воронов и Хорафского потока возбудить в Илии сострадание к страдающим и погибающим от голода и жажды людям. Вороны в сравнении с другими птицами обладают особенным свойством: они очень прожорливы и не имеют чувства жалости даже к птенцам своим, ибо часто ворон лишь только выведет птенцов, покидает их в гнезде, улетая в другое место и обрекая птенцов на смерть от голода. Только Промысел Божий, пекущийся о каждой твари, спасает их от смерти. И всякий раз, когда вороны, по велению Божию, прилетая к пророку, приносили ему пищу, - утром хлеб, а вечером мясо, совесть в Илии - этот внутренний в человеке голос Божий - взывала к его сердцу: "Смотри, вороны, будучи по природе дикими, лакомыми, прожорливыми, не любящими своих птенцов, как заботятся о твоем пропитании: сами голодны, а тебе приносят пищу. Ты же сам человек, не имеешь сострадания к людям, и не только людей, но и скот и птиц хочешь уморить голодом".
Также, когда через некоторое время увидел пророк поток высохшим, Бог сказал ему:
- Время уже помиловать мучимую тварь и послать ей дождь, чтобы и тебе самому не умереть от жажды.
Но ревнитель Божий крепился, он молил Бога, что бы не было дождя до тех пор, пока не будут наказаны еще ненаказанные, и пока не погибнут на земле все враги Божии. Тогда опять Господь, премудро склоняя Своего раба к милосердию, послал его в Сарепту Сидонскую, находившуюся не под властью царя Израильского, к бедной вдове, чтобы он убедился, какое бедствие нанес он не только людям богатым и состоящим в супружестве, но и бедным вдовам, которые не только во время голода, но и в годы урожаев хлеба и всякого земного обилия часто не имеют дневного пропитания.
Пророк, придя к воротам этого города, увидел вдову, несущую дрова, не более двух поленьев: ибо у нее в кадке была одна только горсть муки и немного масла в кувшине. Так как Илия был мучим голодом, то он попросил у вдовы кусок хлеба. Вдовица же, поведавшая ему о своей крайней бедности в последнее время, сказала, что она хочет для себя и для своего сына из оставшейся муки приготовить в последний раз обед, а потом им предстоит умереть от голода. Человек Божий мог бы этим умилиться и сжалиться над всеми бедными вдовами, страдающими от голода: но великая ревность к Богу побеждала все, и он не оказывал никакого милосердия к погибающей твари, желая прославить Творца и показать всей вселенной Его всемогущую силу. Имея же от Бога по вере своей дар чудотворения, Илия сотворил так, что мука и масло в доме вдовицы оставалось неистощимыми: и он питался у вдовицы до тех пор, пока прекратился голод. Пророк и умершего сына вдовицы воскресил молитвой, соединенной с троекратным дуновением на умершего, как об этом написано в Слове Божием. "После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его из рук ее, и понес в горницу, где он жил, и положил его на своею постель. И воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! Неужели ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно". (3Цар.17,17-24)
Существует сказание об этом воскресшем сыне вдовицы, что имя ему было Иона, что именно он, придя в возраст, сподобился пророческого дара и был послан в Ниневию проповедовать покаяние; будучи же поглощен в море китом и через три дня выброшен им, прообразовал собою тридневное Христово воскресение, как в пророческой книге и в житие его подробно повествуется.
По прошествии трех бездождливых и голодных лет, всеблагий Бог, видя создание Свое совершенно уничтожающимся на земле от голода, умилосердился и сказал рабу Своему Илии: "Пойди, явись Ахаву; я хочу помиловать творение Свое и по твоему слову послать дождь на высохшую землю, напоить ее и сделать плодоносною. Ахав уже склоняется к покаянию, ищет тебя и готов послушаться тебя во всем, что ты прикажешь ему".
Пророк тотчас же из Сарепты Сидонской отправился в Самарию, стольный город Израильского царства. У царя Ахава был в то время домоправитель некто Авдий, верный слуга ему и человек богобоязненный. Он скрыл от убиения Иезавелью сто пророков Господних, поместив их в двух пещерах, по пятидесяти в каждой, и питал их хлебом и водой. Призвав к себе этого домоправителя, царь Ахав (еще до прихода к нему Илии) послал его поискать травы при высохших потоках, чтобы было чем прокормить уже немногих оставшихся в живых коней и другой скот. Лишь только Авдий вышел из города, то встретил святого пророка Илию, поклонился ему до земли и сказал, что Ахав тщательно искал его во всем царстве своем. Святой Илия отвечал Авдию: "Пойди, скажи господину своему: "Илия здесь".
Авдий отказывался, говоря: "Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня".
Илия отвечал: "Жив Господь Саваоф, пред которым я стою! Сегодня я покажусь ему!"
Авдий вернулся и сказал царю. Ахав поспешил выйти навстречу человеку Божию. Когда же он увидел Илию, то от затаенной в нем злобы к пророку не мог удержать жестокого слова и сказал Илии: "Ты ли это - смущающий Израиля?"
Пророк же Божий безбоязненно отвечал Ахаву: "Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеление Господни и идете вслед Ваалам".
После этого пророк Божий, имея в себе силу помощи Божественной, приказал царю: "Теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели".
Тотчас же царь, разослав гонцов по всей земле Израильской, собрал бесчисленное множество народа, и всех нечестивых пророков и жрецов созвал на гору Кармил и сам туда пришел.
Тогда ревнитель Божий Илия обратился к царю и ко всему израильскому народу с такими словами: "Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте".
Народ молчал, да и не мог что-нибудь ответить, ибо всякий израильтянин своей совестью был обличаем в заблуждении. Тогда Илия продолжал: "Я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек; пусть дадут нам столько тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают, а я приготовлю другого тельца и положе на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог".
Выслушав эти слова, весь народ одобрил решение пророка Божия и сказал: "Пусть будет так, слово твое хорошо".
Когда же в середину собрания были приведены тельцы, святой Илия сказал нечестивым пророкам Вааловым: "Выберите себе одного тельца, и вы первые приготовьте жертву, ибо вас много, а я один, и приготовлю после. Положив же на дрова тельца, огня не возжигайте, но молитесь вашему богу Ваалу, чтобы он с неба послал огонь и сжег вашу жертву".
Бесстыдные пророки так и поступили. Бросив жребий, они взяли тельца, построили жертвенник, положили на него достаточное количество дров, закололи тельца, разделили его на части, положили их жертвенник поверх дров и начали молиться Ваалу своему, чтобы он послал огонь на жертву их. Они призывали имя его с утра до полудня, крича: "Послушай нас, Ваал, послушай!".
Но не было ни голоса, ни ответа. Принялись они скакать вокруг жертвенника, но все напрасно. В полдень пророк Божий посмеялся над ними: "Кричите громче, - говорил он, - чтобы бог ваш услыхал вас; должно быть, он сейчас не свободен: или занят чем-нибудь, или с кем беседует, или пирует, или уснул; кричите как можно громче, чтобы разбудить его".
Лжепророки громким голосом звали Ваала и по обычаю своему кололи голосом звали Ваала и по обычаю своему кололи себя ножами, а другие били себя бичами до крови. Перед наступлением вечера святой Илия Фесвитянин сказал им: "Замолчите и перестаньте; уже время моей жертве".
Почитатели Ваала перестали. Тогда Илия, обратясь к народу, сказал: "Подойдите ко мне!".
Все подошли к нему. Пророк взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник Господу, затем, обложив жертвенник дровами, разделил тельца на части, положил их на дрова вокруг жертвенника, выкопал ров и приказал людям, чтобы они, взяв четыре ведра, лили воду на жертву и на дрова; так и сделали. Илия приказал повторить; повторили. Приказал в третий раз сделать то же самое, и сделали. Вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водой. И возопил Илия к Богу, обратя взор свой к небу, говоря: "Господи, Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев! Услышь меня, Господи, услышь ныне в огне! И пошли с неба огонь на жертву, чтобы все сии люди ныне познали, что Ты един Бог Израилев, а я - раб Твой, и Тебе принес жертву сию! Услышь меня, Господи, ответь мне огнем, чтобы сердца людей сих обратились к Тебе!".
И упал от Господа с неба огонь и уничтожил все сжигаемое - и дрова, и камни и золу, и даже воду, которая была во рву, - все истребил огонь.
При виде этого народ пал лицом на землю, взывая: "Господь есть Бог!"
Илия сказал народу: "Схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся".
Народ исполнил его приказание, и Илия отвел их к потоку Киссону, и заколол их там, и нечестивые трупы их бросил в воду, чтобы земля не осквернялась ими и чтобы воздух не заражался смрадом от них. После этого святой Илия велел царю Ахаву скорее пить и есть и запрягать коней в колесницу, чтобы отправиться в путь, потому что скоро пойдет большой дождь, который омочит все.
Когда Ахав сел есть и пить, Илия взошел на гору Кармил. Наклонившись к земле, он положил лицо свое между коленьями своими и молился Богу и ниспослании дождя на землю. Тотчас же по молитве его как бы ключом отверзлись небеса и выпал большой дождь, который омочил всех и жаждущую землю обильно напоил. Тогда Ахав, сознав свое заблуждение, на пути в Самарию оплакивал грехи свои. Святой же Илия, опоясав чресла свои, пеший шел впереди его, радуясь о славе Господа Бога своего.
Нечестивая царица, жена Ахава, Иезавель, узнав о происшедшем, страшно разгневалась на Илию, и клянясь своими богами, послала сказать ему, что на завтрашний день в тот самый час, в который Илия убил пророков Ваала, она убьет его. Святой Илия устрашился смерти, ибо был человек со всеми свойственными людям немощами, как и сказано о нем: "Илия был человек подобный нам". Из-за угроз Иезавели он бежал в Версавию, в царство Иудейское, и пошел в пустыню один. После дня пути он сел под можжевеловым кустом отдохнуть. Терзаемый печалью, он стал просить у Бога смерти себе: "Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих".
Пророк сказал так не вследствие скорби от гонения на него, но как ревнитель Божий, не терпящий злобы человеческой, бесчестия Божия и поношения Пресвятого имени Господня: для него было легче умереть, чем слышать и видеть беззаконных, презирающих и отвергающих Бога своего. С такой молитвой на устах Илия лег и уснул под деревом. И вот касается его ангел Господень, говоря: "Встань, ешь и пей".
Поднявшись, Илия увидал у своего изголовья теплый опреснок и кувшин воды, встал, поел, напился воды и опять уснул. Ангел Господень вторично коснулся его, говоря: "Встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою".
Илия опять встал, еще поел, напился воды, и подкрепившись этой пищей, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива, где поселился в пещере. Здесь собеседником ему был Сам Господь Бог, Который явился ему в легком вихре, тихо дующем в чистом воздухе. Когда приближался к нему Господь, предшествовали страшные знамения Его явления: сначала была сильная буря, разрушающая горы и разбивающая скалы, потом шел огонь, в огне не было Господа; после огня - веяние легкого ветра; тут и был Господь. Когда Илия услышал прохождение Господа, он закрыл лицо свое плащом, и вышедши из пещеры, встал около нее. Он услыхал Господа, говорящего ему: "Что ты здесь, Илия?"
Илия ответил: "Возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее".
Господь же, утешая Илию в печали его, открыл ему, что не весь израильский народ отступил от Него, но Он имеет семь тысяч тайных рабов Своих, которые не преклоняли колен своих пред Ваалом. Вместе с тем, Господь возвестил Илии о предстоящей в скором времени погибели Ахава и Иезавели и всего дома их и повелел Илии предназначить на Израильское царство достойного мужа по имени Ииуя, который и истребит весь род Ахавов, а Елисея - помазать в пророка. Так, утешив раба Своего, Господь отошел от него.
Угодник же Божий, по велению Господню, ушел от Хорива, по пути встретил Елисея, сына Сафатова, пашущим землю двенадцатью парами волов; возложив на него свой плащ, святой Илия объявил ему волю Господню, нарек его пророком и приказал ему идти за собой.
Елисей же сказал Илии: "Позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою".
Святой Илия не воспрепятствовал этому. Елисей же, придя домой, заколол пару волов, на которых сам пахал, устроил угощение соседям и родственникам, а затем, простившись с родителями, ушел к Илии и стал служить ему.
В это время царь Ахав, под влиянием своей нечестивой жены Иезавели, к прежним беззакониям прибавил новое.
У одного израильтянина по имени Навуфей был виноградник недалеко от владения царя Ахава в Самарии. Ахав предложил Навуфею: "Отдай мне свой виноградник, из него будет у меня овощной сад, ибо он близко от моего дома, а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит".
Навуфей отвечал: "Сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследие отцов моих!"
Ахав возвратился в дом свой смущенный и оскорбленный ответом Навуфея и от досады не мог есть хлеба. Иезавель же, узнав причину его, подсмеялась над ним: "Ужели такова твоя, царь Израилев, власть, что даже на одном человеке ты не силен проявить свою волю? Но перестань печалиться, ешь хлеб и подожди немного: я сама отдам тебе в руки виноградник Навуфея".
Сказав это, она написала от имени царя приказание старейшим гражданам израильским и приложила к нему царскую печать. Написано же было, чтобы они возвели на Навуфея ложное обвинение, будто он злословил Бога и царя, и, представив лжесвидетелей, побили его за городом камнями. И совершилось то несправедливое убийство по беззаконному приказанию. После казни ни в чем не повинного Навуфея Иезавель сказала Ахаву: "Теперь наследуй виноградник без денег, ибо Навуфея уже нет в живых".
Ахав, услыхав об убийстве Навуфея, немного опечалился, а потом пошел в виноградник, чтобы принять его в свое владение (Имение казненных за преступления против царя поступало в пользу царя). На пути встретил его, по велению Божию, святой пророк Илия и сказал ему: "Так как ты несправедливо убил невинного Навуфея и незаконно завладел его виноградником, то посему говорит Господь: на том самом месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь; также и жену твою Иезавель съедят псы, и весь твой дом будет истреблен".
Ахав, услыхав эти слова, заплакал, снял с себя царские одежды, оделся во вретище и наложил на себя пост. И столь малое покаяние Ахава перед Господом возымело такую силу, что исполнение назначенного наказания всему дому было отложено до тех пор, пока не умрет Ахав. Ибо Господь сказал Своему пророку Илии: "Видишь, как смирился предо Мною Ахав? Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его".
После этого Ахав прожил три года и был убит в сражении с царем сирийским Венададом. С места битвы он был отвезен на колеснице в Самарию, и кровь, текущую с колесницы, лизали псы, как и предсказал пророк Божий. Так же и все, что предсказано было об Иезавели и всем Ахавовом доме, исполнилось потом в свое время, уж по взятии святого Илии на небо.
После смерти Ахава во