Смертный грех православного христианина, неуврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке; язычники, магометане и прочие лица, принадлежащие ложным религиям, составляют достояние ада и лишены всякой надежды спасения, будучи лишены Христа, единого средства ко спасению.
Смертные грехи для христианина суть следующие:
1. Ересь
2. Раскол
3. Богохульство
4. Отступничество
5. Волшебство
6. Отчаяние
7. Самоубийство
8. Любодеяние
9. Прелюбодеяние
10. Противоестественные блудные грехи
11. Кровосмешение
12. Пьянство
13. Святотатство
14. Человекоубийство
15. Грабёж
16. Воровство
17. Всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов - самоубийство - не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу, и делает её неспособной для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием. Если человек впадёт хотя бы однажды в один из этих грехов, он умирает душой: "иже бо весь закон соблюдет, сказал апостол Иаков, согрешит же во единем, бысть всем повинен. Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл есть: и не убиеши: аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона" (Иак. 2, 10 11).
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние, да прибегает к врачевству покаяния к которому призывается до последней минуты жизни Спасителем, возвестившем во святом Евангелии: "веруяй в Мя, аще и умрет, оживет" (Ин. 11, 25).
Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в навык!
Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, неочистившуюся до разлучения своего с телом от смертного греха.
Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаною, расторгнув общение с Богом. Страсти, суть греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Таковы чревообъядение, пьянство, сладострастие, рассеянная жизнь сопряжённая с забвением Бога, памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность, лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и тому подобное. Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на небе, хотя бы человек и не впадал в смертный грех. Страсть требует тщательного врачевания покаянием и благовременного искоренения противоположною ей добродетелью. Страсть не всегда выражается делом; она может тайно жить в сердце человека, обладая его чувствами и помышлениями. Страсть познаётся из того, когда человек не перестаёт воображать грех и услаждаться мечтанием его, когда пленённый им, он уже не в силах противиться увлекающей силе греховных помышлений и картин, которые непотребною сладостью поглощают всю его мудрость и крепость. Страстный не перестаёт совершать грех в мечтании и сердечном чувстве, через что поддерживает своё общение с тёмными духами и свою подчинённость им, а потому и свою вечную погибель.
Тогда только осеняет человека надежда спасения, когда он увидит себя в невидимой брани постоянным победителем.
Бежим, бежим убийцы нашего - греха. Бежим греха не только смертного, но и простительного, чтобы он не обратился от небрежения нашего в страсть, низводящую в ад наравне со смертным грехом.
Есть грехи простительные. Так, если случится кому увлечься чревообъядением, блудным воззрением и помышлением, произнести гнилое слово, солгать, украсть что-либо маловажное, потщеславиться, погордиться, прогневаться, на короткое время огорчиться или воспамятозлобствовать на ближнего: во всех таких увлечениях, по немощи человеческой, когда за ними следует сознание и раскаяние, мы удобно получаем прощение от милосердного Бога. Простительный грех не разлучает христианина с Божественной благодатью, и не умерщвляет души его, как делает то смертный грех. Но и простительные грехи пагубны когда не раскаиваемся в них, а только умножаем бремя их. По сравнению, сделанному святыми отцами, одинаково может потопить человека и навязанный на шею тяжёлый камень, и навязанный мешок с песком: так одинаково влекут в адскую пропасть и смертный грех и накопленное множество малых, простительных грехов.
Земная жизнь, есть не собственно жизнь, но непрестанная борьба между жизнью и смертью: попеременно мы уклоняемся то к той, то к другой, колеблемся между ними, оспариваемся ими.
Если оценим справедливо то краткое мгновение, на которое мы поставлены здесь, на земле, сравнив его с неизмеримою и величественною вечностью, то найдём только одно правильное употребление земной жизни.
Св Игнатии (Брянчанинов) Слово о смерти, стр. 163 - 171.
Объяснение смертных грехов.
1) Ересь — лжеучение, которое противно православию.
2) Раскол - самовольное уклонение от единства богопочтения и от Православной Церкви. Раскольник - тот, кто чуждается единения с Православной Церковью и держится особенных толков и обрядов; раскольник иначе называется отщепенец, как отсечённый уд от тела Церкви Христовой.
3) Богохульство - бесстыдное противление очевидной истине; упорство против гласа совести и внушений благодати.
4) Отступничество — отступник = христианин или совершенно отрекшийся, отпавший от веры во Христа Спасителя и впавший в язычество, или в иудейство, магометанство и проч., или же хотя не отрекшийся от веры во Христа, но не признающий всех семи Таинств св. Православной Церкви, или дерзающий к чистому исповеданию веры примешивать свои измышленные заблуждения, противные древнему учению св. апостолов и отцов Церкви, отвергающий древние благочестивые обряды и устанавливающий свои новые обычаи, противные духу христианского благочестия. Таковы все древние и новые еретики и раскольники.
5) Волшебство — колдовство, чародейство, обращение за помощью к ворожеям, гадалкам, бабкам, экстрасенсам, астрологам, гипнологам и т. п., суеверия различного рода, оккультизм.
6) Отчаяние - самооценка собственного духовного устроения и состояния, бессилие бороться с грехом, возложение на себя духовного суда в противоположность сказанному Господом Иисусом Христом: "Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12, 19).
7) Самоубийство - добровольное лишение себя самого жизни.
8) Любодеяние — блуд, неосвящённое благодатной силой Таинства Брака совокупление холостого мужчины и незамужней женщины, или нарушение целомудрия юношей и девушкой до брака.
9) Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности одним из супругов, беззаконный союз мужа с чужой женой, или жены с чужим мужем, грех против седьмой заповеди: не прелюбы сотвориши, под чем подразумеваются не только срамные действия, но и скверные помыслы (Мф. 5, 28).
10) Противоестественные блудные грехи (Содомские грехи): мужеложество, лесбизм, скотоложество. Об отвратительности перечисленных грехов вряд ли следует подробно распространятся. Всякому христианину очевидна их недопустимость; они ведут к духовной смерти ещё до физической кончины человека.
11) Кровосмешение — плотская связь между близкими родственниками.
12) Пьянство — упивание различными алкогольными напитками, часто постоянное - один из страшнейших из современных пороков разрушающий душу и тело, приносящий зло и страдания ближним; наркомания.
13) Святотатство — похищение таких вещей, которые посвящены Богу на службу (Рим. 2, 22), например, кража из церкви.
14) Человекоубийство — лишение человека величайшего дара Господня - жизни. Страшнейший грех во все времена. Таким же страшным грехом является убийство во чреве не родившегося ребёнка - аборт. Не меньший грех совершают и те, кто советует кому, или склоняет на грех аборта, а также те кто лишает чести, невинности молодые души, растлевая их физически и нравственно, толкая их на путь разврата и греха.
15) Грабёж — насильственное присвоение собственности ближнего.
16) Воровство — хищение, незаконное присвоение чужого имущества, как собственного так и общественного.
17) Всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Грехи, вопиющие небо об отмщении за них
- Умышленное человекоубийство.
- Содомский грех.
- Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного; беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.
- Удержание у работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека, в крайнем его положении, последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и тяжким трудом добытые им, а также насильственное или тайное присвоение себе милостынь, пропитания, тепла или одеяния предназначенных для больных, сирот, вдов и т. д., и вообще угнетение их.
- Огорчения и обиды родителям доходящих до дерзких побоев их.
http://agia-spea.ortox.ru/nachinayushchemu-hristianinu/smertnye-grehi/