— Отец Георгий, чем вызван ваш интерес к такой специфической теме?
— Тема книги заинтересовала меня давно, еще в 2007 году, в период моей учебы в Нижегородской духовной семинарии. Это, по сути, моя семинарская дипломная работа, которая называлась «Религиозно-нравственная оценка перспективы радикального продления жизни». На самом деле проблемы старения и смерти интересовали человечество с древнейших времен, при этом желание понять феномен старения было неотделимо от желания замедлить или устранить его. Мне же любопытен был подход к этой проблеме современных ученых, которые в последнее десятилетие активно занимаются этим вопросом в рамках биомедицины. Как человеку с медицинским образованием мне было достаточно легко его исследовать.
— Неужели действительно возможно при помощи биологических, химических, технических средств продлить человеку жизнь — например, на 100 лет?
— Теоретически можно, потому что в биологии нет запрета на продление жизни. Понимаете, в физике невозможно построить вечный двигатель, потому что этому препятствуют физические законы, а в биологии нет закона, который ограничивал бы возможность продления жизни человека. Дело в том, что существуют различные структуры — генетические, нейрогуморальные, которые контролируют продолжительность жизни. И на эти структуры можно воздействовать разными способами, но сам механизм чрезвычайно сложный.
Однако, например, автор фундаментальных трудов по геронтологии (науке о старении) профессор Анисимов пишет, что, учитывая огромный накопленный материал в этой сфере, можно ожидать появления в середине XXI века методов, которые смогут радикально продлевать жизнь человека, отодвигать старение, устранять связанные с ним болезни и практически давать человеку вечную молодость. То есть в принципе это возможно, и об этом пишут многие маститые ученые как у нас в России, так и за рубежом.
К примеру, лабораторным животным уже продлевают жизнь в несколько раз. Некоторые ученые считают, что такое реально повторить и с человеком, просто над человеком пока никто такие опыты не ставил. Может быть, это будет связано с нанотехнологиями, благодаря которым появятся медицинские нанороботы, которые смогут ремонтировать человеческое тело на уровне клетки. Это такие очень маленькие, микроскопические роботы, на уровне клеточного размера. Все сказанное мной может казаться фантастическим, но в конце XIX века считали, что и в космос полететь невозможно, и даже самолеты не смогут летать, а позже это стало реальностью.
— Но самолеты и космические ракеты летают по законам физики. Каким же образом можно отменить старение и смерть человека?
— Дело в том, что многочисленные исследования показали, что именно мозговые центры нейрогуморальной регуляции являются системным задатчиком процесса старения всего организма человека. То есть старение как таковое — это не просто изнашивание организма, оно генетически запрограммировано, что, правда, оспаривает часть ученых. Это, опять же, подтверждает ту мысль, что человеческий организм способен жить сколь угодно долго. В нем все способно к восстановлению, чему способствует заложенная генетическая программа.
— Как на вашу книгу отреагировали ученые, врачи?
— Я практически не сталкивался с отзывами профессиональных геронтологов. Их вообще мало, это такая узкоспециализированная наука. Что касается других врачей, то они, как правило, специализированы на какой-либо дисциплине и часто не могут ответить на вопросы теоретической медицины. Моя мама, например, гинеколог, и она утверждает, что кроме своей специальности ничего не знает.
— Ученые, которые настаивают на возможности продлить человеку жизнь на земле, считают это абсолютным благом?
— В общем-то, да. Причем есть целое научно-философское течение — трансгуманизм, которое проповедует продление жизни и полагает это величайшим благом. Его адепты считают, что физическая смерть — это величайшее зло для человека, поэтому нужно добиваться преодоления смерти.
— Но для вас, судя по названию книги, физическое бессмертие, будь оно достижимо, является абсолютным злом?
— Конечно. Знаете, когда я защищал эту работу в семинарии, у меня спросили: а что в этом плохого — продлить жизнь? Ведь даже при продлении жизни факторы смерти не отменяются, просто они будут носить случайный характер — несчастные случаи, неизлечимые инфекционные болезни и т.д. Ученые рассчитали, что если устранить старение, то можно победить многие болезни, которые с ним связаны, в том числе станет возможно бороться с онкологией, СПИДом. В частности, уже упомянутые нанороботы смогут устранять раковые клетки, вирусы в теле человека.
Так что плохого в том, чтобы человек все время был молод и здоров, жил до тысячи лет? — спросили у меня. И это, на мой взгляд, главный камень преткновения. Ведь когда человек стареет, болеет, он знает, что умрет. А когда болезни, старость и смерть устранятся, то смерть станет полностью случайной, и человек, который и так-то не помнит смерти, решит, что он бессмертен. А забыв о смерти, он забудет и о Боге, о нравственности, о совести. Потому что все-таки смерть для большинства людей, да, пожалуй, и для всех вообще, является напоминанием о том, что есть Бог, есть Суд, посмертное воздаяние.
— Как, в таком случае, трактовать евангельский постулат о том, что Христос спас человечество от смерти?
— На самом деле многие люди не понимают, от чего нас спас Христос. Он спас человека от духовной смерти. Ведь Адаму в раю было сказано, что он, как только вкусит от плода познания добра и зла, в тот же момент умрет. Но ведь Адам, когда вкусил запретный плод, не умер физически — он жил до 900 с лишним лет. А святые отцы, толкуя это место в Библии, пишут, что он умер духовно — его душа разлучилась с Богом. Он оставался живым в теле, но на самом деле это был живой мертвец.
Именно от духовной смерти спас нас Христос, соединив с Богом. Телесная же смерть осталась как процедура преобразования человека в прежнее состояние, его оздоровления. Святители Иоанн Златоуст и Василий Великий сравнивают человека с глиняным сосудом, в котором обнаружился какой-то дефект и который горшечник сминает и лепит заново. То же самое в человеке происходит со смертью — Создатель его как бы сминает и переделывает заново, изводя душу из тела и после его переделки вводя ее вновь. Поэтому самое главное для человека — воскреснуть духовно.
Ведь еще у апостола Петра многие спрашивали об обетовании пришествия Христа: где оно?— ведь с тех пор, как стали умирать отцы, все остается так же. То есть что сделал Христос, если люди как умирали, так и умирают? На самом деле Он спас нас от духовной, истинной смерти. И в своей книге я высказываю такое предположение, что антихрист, который будет Христу во всем подобен, тоже спасет людей от смерти, но не от духовной, а от телесной, и оставит человека в этом мертвом духовном состоянии как бы навсегда.
Когда не будет телесной смерти, человек навсегда останется мертвым духовно. Конечно, смерть останется все равно, но человек будет думать, что он бессмертен. И даже многие будут считать: а что плохого в том, что в человеческое тело введут нанороботов, и они починят каждую его клетку? Ведь это обычное лекарство, обычная операция.
— И все-таки сложно представить, что подобные технологии станут доступны широким слоям населения земли — ведь наверняка они будут не дешевыми.
— Конечно, первоначально любое технологическое достижение стоит дорого, но, как мы видим на примере компьютерной техники, цена на нее снижается каждый день, в результате она постепенно становится доступной многим людям. В своей книге я подчеркиваю еще одну мысль: антихрист даст людям нечто очень привлекательное, что побудит многих отказаться от Бога. То есть, фигурально выражаясь, он предложит человеку быть вечно молодым. И многие на это купятся.
Дело в том, что с точки зрения психологии (а я по второму образованию психолог) вся религия — это просто защитная реакция психики на осознание факта смертности. Человек осознает, что он смертен, ему хочется от этого защититься, и он придумывает верования в загробное существование. И когда смерти не будет вокруг человека, старение прекратится, он решит, что бессмертен, потеряет память о Боге и, следовательно, необходимость в нравственных законах.
Для чего Господь заключил человека в смертность? Для того чтобы Адам не вкусил от древа жизни и не стал бы жить вечно. Чтобы, познав зло, он не остался бы в состоянии зла навечно — об этом мы читаем на первых страницах Ветхого Завета. То есть смерть дана для того, чтобы прекратить состояние, когда человек находится во зле и с ним весь мир. Смерть на самом деле благо, она ограничивает зло как физически, так и духовно. Забыв о смерти, человек забудет и о Боге, о нравственности, воздаянии и будет творить все, что захочет.
— Но если Бог попустил смерть ради блага человека, то Его любовь сумеет и в этот раз вывести людей к свету?
— А вот об этом написана моя вторая книга «Он есть любовь», которая пока еще не вышла из печати, но, надеюсь, выйдет в обозримом будущем.
Беседовала Светлана Высоцкая
http://www.nne.ru/pub.php?id=787