…Весенним утром гладь воды подернута легкой рябью. Гордые красавцы корабли встали на рейде, и взметнулись в простор неба Андреевские стяги. Чуть покачиваясь над волнами, готовится выйти в поход первый боевой линкор флота российского. Команда волнуется, капитан придирчиво проверяет каждый дюйм палубы, каждую складочку на форме моряков.
На набережной уже собрались толпа одетых в заморские шелка горожан, важные иноземные мастера, дворовая челядь – все ждут главного Плотника. Стремительными шагами врывается он на трап корабля, свита еле поспевает, где бегом, где подскоком. Взмахом руки рубанул воздух: «Отдать швартовы!»
Ветер рванул паруса, взлетели на реи матросы. Величавый линкор начинает свой долгий путь к победе Русской армии в Северной двадцатилетней войне. Это потом будет триумф под Полтавой и легендарное сражение при Гангуте… А сейчас год 1700-й, место действия – Воронеж.
- Никто ныне и представить себе не может, что наш город в конце XVII - начале XVIII века держал пальму первенства в Государстве Российском. Даже эмблемой Воронежа на тот момент стало изображение трёх пальм на трёх горах и девиз «Со временем», что означало «современный, развитый город»! – говорит Валерий Расторгуев. - С 1695 по 1700 год здесь родилась и состоялась русская судостроительная школа, работали заводы, открылась первая математическая школа (в 1701 году переведена в Москву). Был создан Андреевский флаг, а также штандарт первого лица государства. Производилось различное вооружение – фузеи, шпаги, пики, пушки. В 1699 году у турецкого флота, к примеру, были ещё каменные ядра, а в Воронеже уже разработали зажигательные бомбы и около пятидесяти видов ядер. В Таганроге и Санкт-Петербурге у артиллерийского музея до сих пор стоят пушки с воронежскими клеймами (WORONEZ).
Такой интерес военного моряка Валерия Расторгуева к истории нашего города не случаен. Ведь именно благодаря архивным находкам, сделанным им, мы можем не только представить себе быт воронежцев эпохи Петра I, но и попытаться воссоздать часть историко-культурного комплекса – Адмиралтейский двор и первый линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»).
- Уровень нашей культуры в последние десятилетия заметно снизился. Причиной тому – короткая память народа и неоценённость подвига воронежцев в истории государства, – с горечью замечает мой собеседник. – А тем не менее, они построили не просто тысячу военных кораблей и вооружённых судов - здесь, на нашей земле, предки построили Военно-морской флот как систему защиты государства.
Я уж не говорю о тех изобретениях, за которыми охотились многие иноземные шпионы того времени. Впервые в мире в Воронеже были разработаны и внедрены шлюзовые системы и плавучие доки. Благодаря разработке приглашенного на царскую службу английского инженера Джона Пери зеркало воды в реке Воронеж удавалось поднять до современного уровня нашего водохранилища (4-5 метров), что позволяло строить и перегонять корабли с осадкой до четырёх метров.
После 1711 года воронежские корабли не были сожжены, вопреки расхожему мнению, а законсервированы особым образом (построены специальные крыши), что являлось достижением, позволявшим в любой момент иметь боеспособный флот.
Трудно даже осознать, что в то время в Воронеже и его окрестностях работало более 60 заводов и фабрик, проживало до 180 тысяч мастеров и работного люда, обеспечивавших строительство флота (для сравнения – в Москве всего 27 тысяч человек). В город на несколько месяцев перемещался весь государственный двор России, а некоторые первые лица государства содержали до трёх дворов. Александр Меншиков имел здесь три дворца, один из них – Зелёный дворец - загородная резиденция с прудом, вольерами для животных и экзотических птиц. У Петра I было не менее четырёх дворцов: один на Петровском острове (Адмиралтейский двор), остальные - в районе Устья, в Павловске, Таврово, на государственной верфи.
Воронежская публика в то время была самой богато одетой, так как Пётр уделял много внимания внешнему виду воронежских мещан. Сюда выезжали портные из Франции, Германии, Голландии, завозились лучшие материалы.
- Обнаружено более 20 неопубликованных документов, описывающих сколько видов шуб, кож, немецких штиблетов поставлялось в Воронеж, – продолжает свой рассказ Валерий Иванович.– Так, в одном документе сказано: «Шубы не успеваем шить, потому что не подвезли меха голландские»… Самым бедным крестьянам платили до 10 денег в день (5 копеек). При этом на одну копейку можно было купить 4 зайца или 14 килограммов рыбы, или 1000 гвоздей.
Также документы свидетельствуют о том, что Адмиралтейский двор уже в 1700 году был каменным, а напротив Успенского Адмиралтейского храма стояли парадные резные ворота, покрытые золотом. Именно на них были установлены одни из первых общественных башенных часов с пятью музыкальными колоколами.
Известные историки долгое время утверждали, что русские мастера не знали чертежей и работали на глаз. Это не так.
Валерием Расторгуевым среди прочих архивных документов обнаружено описание Воронежской верфи конца XVII века, в котором сказано: «В Воронеже большую светлицу построить с деревянными полами для черчения кораблей», - то есть была и своя чертёжная мастерская. Например, крепость Кроншлот (Кронштадт) строилась для защиты Санкт-Петербурга с моря по деревянной модели и чертежу, изготовленным на Воронежском адмиралтейском дворе в 1703 году.
К сожалению, когда встал вопрос о реконструкции историко-культурного комплекса «Адмиралтейская верфь», выяснилось, что документов и чертежей Петровской эпохи практически не сохранилось. Так, до сих пор не найдены и подлинные чертежи «Гото Предестинации».
- Это не просто какой-то там корабль! - продолжает Валерий Иванович. – С его постройкой воронежцы создали научно-технический потенциал государства. Русский историк флота А.В. Висковатов писал: «…мастера Воронежского адмиралтейства могут почесться праотцами всех мастерств и художеств, водворённых и постепенно усовершенствованных в России». «Гото Предестинация» строился по собственноручным петровским чертежам русскими мастерами Федосеем Скляевым и Лукьяном Верещагиным.
Хочу подчеркнуть, что Петровскую эпоху хотели увековечить ещё в 1832 году, когда горожане собирали деньги на создание музея Петра Великого, и сюда были переправлены картины, чертежи и портреты тех людей, которые участвовали в судостроении.
Во всех начинаниях по преобразованию России, строительству флота и армии Петр I получал полезные рекомендации своего наставника - Великого архиерея Митрофана Воронежского. Митрофан одобрял планы Петра I по созданию флота и считал их спасительными для Русского государства. Неоднократно жертвовал большие суммы денег на корабельное дело.
Так, накануне спуска линкора «Гото Предестинация» на воду 25 марта 1700 года царь, находясь на празднике у Митрофана со своей свитой, вероятно, высказал ему нужду в деньгах. И Митрофан немедля внёс в казначейство Воронежского адмиралтейства «на жалованье ратным людям» 4 тысячи рублей. За усердие и безупречность в любви к своему Отечеству он был пожалован двумя похвальными грамотами царя.
Узнав о смерти Митрофана в ноябре 1703 года, Петр I прибыл в Воронеж для его похорон со всем царским синклитом, морскими офицерами, корабельными мастерами и своими государевыми певчими. Когда духовенство готовилось поднять гроб с телом святителя, Петр I обратился к свите и сказал: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести; итак вынесем тело его сами».
И, взяв гроб вместе с офицерами флота, нёс его из собора до усыпальни, где после обряда отпевания царь снова поднял гроб с офицерами и опустил его в могилу. После чего сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».
В наши же дни губернатор Алексей Гордеев инициировал создание историко-культурного центра «Адмиралтейская верфь».
По результатам конкурса проектов создана концепция комплекса, разработан аванпроект с привлечением общественности, в котором заложено создание музея Военно-Морского флота, стилизованного под цейхгауз, мастерских по изготовлению макетов кораблей, парковой зоны. Также предполагается восстановление яхт-клуба, постройка торгового комплекса в районе Речного рынка и спорткомплекса. Корабль «Гото Предестинация» будет построен с применением новых технологий, с максимальным сохранением историчности.
В июне в Павловске губернатор принял участие в торжественной церемонии закладки корабля – точной копии первого 58-пушечного линейного корабля Российского флота «Гото Предестинация». Доверено построить корабль к весне 2012 года судостроителям «Павловского судостроительно-судоремонтного завода».
Автор: Марина Баженова
Источник: газета «Коммуна», №114 (25742)