Авторизация
05 декабря 2024 (22.11. ст.ст)
 

Некоторые аспекты создания автоматизированной информационной системы "Население"

1. Автоматизированная информационная система "Население"

Перед специалистами информационных технологий мэрии
города Архангельска уже давно стоит задача создания муниципальной
автоматизированной информационной системы "Население" (АИС
"Население"), как самостоятельного объекта информатизации. Создание АИС
"Население" требует комплексного и взвешенного подхода к нормативно -
правовым, организационным, финансовым, технологическим аспектам, в
тесном увязывании их с современными реальностями развития общества.

Разработаны концептуальные подходы создания АИС "Население":

  • АИС "Население" должна создаваться на основе утвержденных
    общероссийских государственных стандартов и в соответствии с едиными
    методическими указаниями центрального, уполномоченного Правительством
    РФ, ведомства.
  • АИС "Население" представляет территориально-распределенную
    информационно -телекоммуникационную систему, обеспечивающую в
    автоматизированном режиме формирование и использование базы данных
    Государственного регистра населения и ее эффективное автоматизированное
    взаимодействие с базами данных учета различных категорий населения на
    основе применение единого ключевого кода идентификации физического
    лица.
  • В качестве центрального звена АИС "Население" используется Государственный регистр населения (ГРН).
  • Деятельность по сбору, обработке, хранению и передаче данных
    АИС "Населения" представляющих сведения конфиденциального характера
    должна быть лицензирована и основана на строгом выполнении
    законодательства Российской Федерации.
  • АИС "Население" строится на основе действующих
    нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс регистрации и учета
    населения, обеспечивает необходимую информационную поддержку и
    автоматизированную технологию решения задач органов местного
    самоуправления. АИС "Население" не требует коренного изменения
    существующей нормативной базы и организационной структуры системы
    регистрации и учета населения.
  • АИС "Население" должна представлять открытую, многоуровневую
    систему, включающую множество массивов информации по учету населения.
    При создании АИС "Население" должны максимально учитываться требования
    по интеграции муниципальных информационных ресурсов, их комплексному
    системному развитию.
  • АИС "Население" создается поэтапно, путем присоединения
    массивов информации различных муниципальных организаций к центральной
    базе Государственного регистра населения. Информационный состав АИС
    "Населения" может быть различным, в зависимости от этапа создания и
    готовности отдельных ведомств к работе с ней.
  • В АИС "Население" должен выполняться принцип одноразового
    документального ручного ввода персональных регистрационных данных
    граждан и предоставление этой информации во взаимодействующие
    автоматизированные системы учета населения, в соответствии с
    установленным регламентом.
  • Создание и содержание Государственного регистра населения
    должно финансироваться за счет федерального бюджета, а создание и
    поддержание интегрированных баз данных по учету населения за счет
    муниципального бюджета.
  • Внедрение Государственного регистра населения должно проводиться единовременно на всей территории Российской Федерации.
  • Технология хранения и передачи информации в АИС "Население"
    должна выполнять два основные принципа: (1) "данные следуют за
    человеком" - при изменении места жительства, на основании запроса с
    нового места жительства, его персональные данные пересылаются в базу
    данных учета населения по новому месту жительства с внесением
    соответствующих отметок об убытии в базе данных учета населения по
    прежнему месту жительства; (2) "накопленные данные сохраняются где был
    человек" - с нового месте жительства накапливаемые персональные данные
    регулярно передаются в базу данных, где производилась первичная
    регистрация физического лица.
  • Все данные вносимые в АИС "Населения" должны иметь отметки в
    электронных журналах о времени изменения и операторе, производившем
    изменение данных.
  • Личный идентификационный код должен содержать информацию о
    месте нахождения наиболее полной и достоверной электронной информации о
    физическом лице.

Создание АИС "Население" позволит:

  • повысить качество и оперативность социально-экономических
    управленческих решений, принимаемых руководителями органов местного
    самоуправления, за счет предоставления актуальной и достоверной
    информации о населении;
  • повысить эффективность и качество составления стратегических и тактических планов развития муниципального образования;
  • значительно усовершенствовать систему обслуживания населения
    по всем вопросам персонального учета в органах здравоохранения и
    образования, в отделах социальной защиты населения и пенсионного
    обеспечения, в отделах ЗАГС, в управлении внутренних дел, в военкоматах
    и других организациях, в компетенцию которых входит учет населения;
  • получить реальный экономический эффект за счет экономии
    средств пенсионных фондов, фондов медицинского страхования при
    актуализации информации о населении;
  • осуществлять мониторинг демографической и миграционной обстановки в городе;
  • за счет реализации межведомственного информационного
    взаимодействия расширить возможности обеспечения достоверной
    персональной информацией ведомств, в компетенцию которых входит учет
    различных категорий населения;
  • обеспечить правоохранительные органы информацией, которая
    будет способствовать повышению эффективности борьбы с правонарушениями;
  • усовершенствовать систему сбора налогов с физических лиц, что позволит более эффективно формировать городской бюджет;
  • повысить эффективность социальной защиты населения, в
    частности, на основе перехода к дифференцированному адресному
    предоставлению социальной помощи гражданам;
  • обеспечить автоматизированный контроль над реализацией
    мероприятий в сфере здравоохранения, образования, бытового и
    коммунального обслуживания, медицинского и социального страхования;
  • значительно повысить эффективность функционирования ГАС "Выборы" при автоматизированном составлении списков избирателей;
  • повысить готовность и устойчивость работы органов местного самоуправления в чрезвычайных ситуациях;
  • получить дополнительные средства в городской бюджет за счет организации информационно-справочного обслуживания населения.

2. Государственный регистр населения

Ядром АИС "Населения" должна являться муниципальная
база данных государственного регистра населения. Государственный
регистр населения (ГРН) представляет совокупность минимально
необходимых персональных регистрационных данных граждан Российской
Федерации, однозначно идентифицирующих личность, и документы
регистрационного учета населения, сбор которых регламентирован
государственными нормативными правовыми актами. В состав первичных
персональных данных граждан, сведения о которых собираются в АС ГРН,
должны входить признаки личности, фиксируемые в системе
регистрационного учета:

  • личный идентификационные код;
  • фамилия;
  • имя;
  • отчество;
  • пол;
  • национальность;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • место рождения;
  • название документа удостоверяющего личность;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • адрес места жительства (постоянного);
  • семейное положение (в браке состоит (не состоит), разведен(а), вдов(а));
  • родственные связи (вид родства, личный идентификационный код родственника);
  • дата прибытия к месту жительства;
  • причины прибытия;
  • откуда прибыл;
  • дата выбытия с места жительства;
  • причины выбытия;
  • куда выбыл.

Муниципальная ГРН кроме данных идентифицирующих конкретное
физическое лицо должна содержать адреса всех электронных муниципальных
баз данных ГРН, где регистрировалось место проживания или
преимущественного пребывания данного физического лица.

Основными целями создания и поддержания базы данных ГРН являются:

  • обеспечение органов государственной власти и органов местного
    самоуправления актуальной и достоверной информацией о населении,
    проживающем и временно пребывающем на территории муниципалитета;
  • обеспечение в автоматизированном режиме организаций,
    занимающихся учетом отдельных категорий населения (органы социального
    обеспечения, военкоматы, налоговые инспекции и т.д.), актуальной
    информацией о зарегистрированном населении.
  • обеспечение эффективного автоматизированного информационного обмена в сфере учета населения;
  • улучшение информационного обслуживания населения и сокращение
    потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и
    органы местного самоуправления;
  • создание основы для объединения существующих и
    разрабатываемых баз данных по учету отдельных категорий населения в
    интегрированную автоматизированную систему "Население" с соблюдением
    прав и интересов граждан;
  • интеграция информационных муниципальных ресурсов с региональными и государственными ресурсами.

БД ГРН создается в интересах личности, общества и
государства и позволит обеспечить необходимой информацией основные
конституционные направления деятельности муниципального образования и
государства, требующие достоверных, комплексных и оперативных данных о
каждом гражданине:

  • защита конституционных прав и свобод, безопасности граждан и государства;
  • управление социально-экономическим развитием муниципального образования;
  • защита прав собственности муниципального образования, хозяйствующих субъектов и граждан;
  • социальное обеспечение, трудоустройство, образование и охрана здоровья граждан;
  • защита окружающей среды, эффективное использование имущества и природных ресурсов;
  • информационное обслуживание населения и др.

3. Личный идентификационный код

Основополагающим принципом построения
автоматизированной информационной системы "Население" (АИС "Население")
является принятие для всех массивов данных о населении единого
ключевого поля, сформированного по единому стандарту. Такое поле должно
содержать личный идентификационный код (ЛИК), который присваиваться в
момент первой регистрации в государственных или иных органах
регистрации гражданского состояния на территории Российской Федерации и
должен оставаться неизменным в течении всей жизни физического лица.

Личный идентификационный код должен обязательно заноситься во все удостоверения личности физического лица.

ЛИК должен содержать сведения о месте нахождения
электронной информации на технических средствах распределенной базы
данных населения. В тоже время, он должен автоматически формироваться в
децентрализованном режиме и быть уникальным.

Кроме электронного адреса ЛИК должен содержать регистрационный номер документа той организации, где был присвоен ЛИК.

Рационально формировать минимизированный ЛИК с длиной
записи, кратной 32 знака. Однако, уже сейчас ясно, что для
удовлетворения требований помехоустойчивости и адаптивности длина кода
в 32 знака недостаточна. Правильней выбрать длину ЛИК в 64 знака.
Рекомендуется первые 32 знака кода считать обязательными
(идентифицирующими), а последующие 32 дополнительными
(технологическими).

Информационное содержание ЛИК должно удовлетворять
критериям общероссийской базы данных распределенной по регионам. ЛИК не
должна иметь признаков привязанности к конкретным географическим,
историческим и другим названиям, имеющим свойство изменяться в процессе
эволюции. Наиболее постоянной признана корректно распределенная система
почтовой индексации, имеющая большой запас инвариантности, в тоже время
однозначно привязывающаяся к конкретному первичному местонахождению, а
следовательно облегчающему сетевой поиск ЛИК в распределенной базе
данных. Поэтому первым в ЛИК должен стоять индекс местонахождения
организации производящей первичную регистрацию физического лица.

Пример:

1
6
3
0
5
0
  

Седьмой и восьмой знаки первого слова ЛИК должны указывать
номер в классификаторе организаций, занимающихся регистрацией
физических лиц.

Пример классификатора:

0
1
Отдел ЗАГС
0
2
Администрация местного органа самоуправления
0
3
Сельская администрация
3
0
Организация формирующая электронный регистр ГРН
3
1
Православная церковь
8
1
УВД
8
2
ПВС
8
5
Таможня

Индекс в первом слове ЛИК не всегда будет соответствовать
месту рождения физического лица или первого появления на территории
Российской Федерации. Но он всегда будет максимально приближен к месту
первичной регистрации.

К примеру родившийся ребенок в Архангельском родильном
доме с индексом 163002 и зарегистрированный в городском отделе ЗАГС с
индексом 163050 будет иметь следующее первое слово ЛИК :

1
6
3
0
5
0
0
1
- первое слово ЛИК

Второе слово ЛИК отображает дату первичной регистрации и записывается в последовательности год - месяц - день.

К примеру, установленный 03 ноября 1997 года ЛИК будет выглядеть:

1
9
9
7
1
1
0
3
- второе слово ЛИК

Третье и четвертое слова ЛИК включают в себя серию и номер
записи в регистре записей организации производящей первичную
регистрацию. Это может быть серия и номер свидетельства о рождении,
серия и номер паспорта или другого удостоверения личности, а также
номер записи в регистре (списке). Причем в третьем слове ЛИК буквы
представлены в виде цифр. Цифры соответствуют номеру буквы в алфавите.
Например букве "Г" русского алфавита соответствует цифра "04", а букве
"Я" -"33". Латинские цифры в третьем слове ЛИК заменяются арабскими.

Так к примеру, если присвоение ЛИК и ввод в базу
данных населения совпали с регистрацией свидетельства о рождении (серия
"VII - CM" № 365897), то третье и четвертое слова ЛИК будут иметь вид:

0
7
0
0
1
9
1
4
- третье слово ЛИК
0
0
3
6
5
8
9
7
- четвертое слово ЛИК

Дополнительные знаки (с пятого по восьмое слово)
используются как для выявления и устранения ошибок при передаче ЛИК
каналами связи, так и для автоматизированной технологической подготовки
к обработке получаемых данных.

Пятое слово ЛИК может служить проверкой для четырех
первых слов, каждые два знака которого соответствуют сумме чисел в
каждом из четырех первых слов. Так ЛИК с четырьмя первыми словами:

1
63050011997110307001914003765897

Будет иметь соответствующее пятое слово:

1
6312238

Шестое слово ЛИК состоит из нескольких частей. Первая часть
состоит из трех знаков, отображает язык на котором произведены основные
записи в АИС "Население" и соответствует кодовой странице ASCII
(American Standard Code for Information Interchange - американский
стандартный код для информационного обмена). Так Российской Федерации
соответствует кодовая страница № 866.

4. Интегрированные базы данных учета населения

Интегрированные с ГРН базы данных учета населения
создаются в рамках функциональных потребностей различных ведомств.
Такие базы данных формируются по основным направлениям:

  • Гражданское состояние.
  • Социальное положение.
  • Образование. Научная, культурная и общественная деятельность.
  • Воинская обязанность.
  • Правонарушения.
  • Избирательное право.
  • Государственные звания и награды.
  • Предпринимательская и трудовая деятельность.
  • Имущественные права и обязанности.
  • Налоговые платежи.
  • Жилищное и коммунальное обслуживание.

Для наилучшей совместимости баз данных о населении и
минимизации процессов конвертации рекомендуется принять некоторые
общероссийские стандарты информационных полей. К примеру можно принять
параметры наиболее актуальных полей, как представлено в таблице:


Название поля

Число знакомест

Тип поля

Возможное наличие дополнительной информации

1

Фамилия
30

текстовое

да

2

Имя
25

текстовое

да

3

Отчество
25

текстовое

да

4

Дата рождения
10

дата

нет

5

Пол
7

текст

да

6

Гражданство
50

текстовое

да

7

Национальность
25

текстовое

да

8

Название удостоверения личности
30

текстовое

да

9

Серия удостоверения личности
8

текстовое

да

10

Номер удостоверения личности
8

числовое

нет

11

Статус населенного пункта
25

текстовое

да

12

Название населенного пункта
50

текстовое

да


Предусмотреть все поля входящие в интегрированные базы
данных учета населения практически невозможно, но основой построения
любой таблицы должно являться применение личного идентификационного
кода в качестве ключевого поля.

Для исключения орфографических ошибок, формализации
вносимых данных и осуществления быстрого поиска АИС "Население" должна
иметь широкий перечень общесистемных справочников, часть из которых
представлена ниже:

  • Имя
  • Отчество
  • Гражданство
  • Национальность
  • Название региона
  • Название территории (района)
  • Название муниципального образования
  • Название территориального деления муниципального образования
  • Название улицы
  • Название документа удостоверяющего личность
  • Название организации установившей ЛИК
  • Название юридического лица
  • Название учреждения выдавшее удостоверение личности
  • Телекоммуникационный адрес хранения первичной информации о физическом лице
  • Вид собственности
  • Профессия
  • Квалификация

    и т. д.


Кроме общесистемных справочников каждая база данных учета населения формирует свои ведомственные справочники.

Основными задачами отдела информационных ресурсов являются:

В целях эффективной интеграции ведомственных баз данных
учета населения, архивирования, защиты от несанкционированного доступа
и предоставления информации пользователям в рамках муниципальной
информационной службы необходимо создавать технический центр по
обслуживанию системы, ее администрированию и координации развития.

http://wwwold.arhcity.ru/4/tsa/st02.shtml

   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Обращение к священноначалию РПЦ МП после Всемирного саммита религиозных лидеров

Обращение к священноначалию РПЦ МП после Всемирного саммита религиозных лидеров

119034, Москва, Чистый переулок, д.5. Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II Членам Священного Синода, архипастырям, пастырям и
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Миграция народов - это ...
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика