Россия прежде всего сама пророчествует— не одни ее пророки. Пророчествует избранничеством от Бога как хранительница Православия, пророчествует революцией 1917года, с крушением православной монархии, и сегодняшним распадом в торжестве «демократии», за которым проглядывается не только исчезновение русского народа как этноса, но и гибель мира.
«Землетрясения по местам», о которых говорит Господь, и которые по внезапности и по масштабам не сопоставимы даже со временами Диоклетиана и Ленина-Сталина, сотрясают сегодня не только нашу страну— волны их катятся по всей земле и испытывают на прочность нашу Церковь. Где золотой век русского Православия, когда Церковь являлась единым местом Истины для всех, к которой все относились если не с благоговением, то с почтением? Сколько было у нас в России великих святых— даже воздух был иной, но как будто ветер внезапно переменился и повеяло сатанинским смрадом. Произошло массовое расцерковление людей, не только в России, но и во всем мире.
Россия— православная страна? Потеря веры в огромных слоях населения, и в особенности среди интеллигенции, а лучше сказать— в особенности среди простого народа, нынешние государственные программы тотального растления детей и молодежи, не оставляющие надежды на будущее, заставляют произнести эту фразу со знаком вопроса.
Но Бог не оставляет Свою Церковь, и мы призываемся различать знамения времени. Сущность пророчеств всегда в обличении всех претензий человека устроить историю согласно собственному видению. Библейское видение мира не есть один из взглядов, дополняющий другие. Здесь отвержение всякой человеческой теории истории. Оно показывает, что история обретает свой смысл только втайне человека, в которую нас вводит Откровение. Потому-то на последнем этапе истории все сводится к попытке сил зла уничтожить человека в человеке.
Это отвержение относится не только к атеистическим подходам, оно может не в меньшей степени относиться и христианам. Католическая и протестантская иллюзия, время от времени оказывающая различное влияние на православных, согласно которой Церкви приписывается участие в социальном прогрессе, вчера коммунистическом, сегодня капиталистическом,— у всех перед глазами. Вообще роль Церкви не в том, чтобы спасать цивилизацию, а в том, чтобы открыть человеку, что он грешник, и что только в осознании себя грешником может он идти путем спасения. Вот почему втайне беззакония все исторические перипетии XX века— по существу только прикрытия, для того, чтобы в конце концов объявить грех нормой и попытаться исключить для всех всякую возможность покаяния.
История, в какие бы одежды ее ни пытались облечь, (и Россия здесь пророчествуют своим примером) предстает в конце концов в своей наготе как история раскрытия греха. Но только в той мере, в какой она осознается таковой, становится она историей подлинного Искупления.
Тема пророческого служения России обширна, и здесь я хотел бы коснуться трех ее аспектов: пророчества о судьбах России и о мистическом значении государственной власти, пророчества о духовном измерении внешних событий в истории, и пророчества об исключительном смысле скорбей в спасении.
В XX веке Россия пророчески свидетельствует о значении законной государственной власти, прежде всего основанной на христианских принципах, как удерживающего наступление зла в мире. После крушения православной монархии открылся путь коммунистическому тоталитаризму, на смену которому пришла эпоха так называемой демократии. Обнажилось, что политика не может быть духовно нейтральной. После того, как произошло отделение политики от заповедей Божиих, мы наблюдаем все большее соединение политики и темной мистики, криминализацию и дьяволизацию политики. И сегодняшнее взаимосвязанное разрушение нравственности и государственности в России создает все более благоприятные условия для появления главного лжепророка и верховного политика мира водном лице.
История XX века, и Россия здесь на первом месте, пророчески предостерегает, как опасно пренебрегать внешними событиями, все более приобретающими апокалиптический характер. Ибо внешнее бодрствование над миром и внутреннее бодрствование над собой питаются из одного источника молитвы и приводят к одной и той же брани. Самое строгое внимание к событиям мира и самое тонкое различение духов не разнятся между собой. Сегодняшнее духовное сопротивление царству растления и наживы, как и вчерашнее духовное сопротивление лжи коммунизма— той же природы, что духовное сражение отцов пустынников. Суть зла всегда одинакова, хотя оно меняет личину.
Личностный экзамен совести может становиться экзаменом в масштабе народа и всего человечества. Все происходящее сегодня показывает, до какой степени можно быть неверным Христу, идя дорогами как будто бы чистой духовности— жить, так сказать, только в вертикальном измерении, забывая, что Крест имеет и горизонтальное пересечение. Напомним, что в отличие от буддиста, христианин не считает, что мир— это иллюзия. И мы должны напомнить также тем, кто не хочет согласиться снами, оппозиции в этом вопросе древних и новых святых пророков. Чтобы стало ясно, что это за заблуждение, что будто бы человек тем ближе к Богу, чем более он пренебрегает страданиями эпохи, в которую он живет, и тем вернее Богу, чем более он оставляет свое собственное человечество, к которому он принадлежит. Разве Бог во Христе не связан с нашей историей, так что Он пролил Кровь за самого незаметного в ней? И Ангелы Божии не видят всегда Лицо Отца Небесного, да вы не презрите единого от малых сих? Разве Божия Матерь в явлении чудотворных Своих икон и все святые земли нашей уже не принимают участия в истории, тем более, когда наступает «время зверя»? С тех, кто ведет созерцательную жизнь, если они верны своему призванию,— с них с первых спрос, потому что они достигают, должны достигать глубин человеческих и Божественных.
Пророческое служение не в том, чтобы обязательно раскрывать будущее. Оно в том, чтобы понять неотложность спасения и то, что требуется с нашей стороны. Когда одна женщина спросила святого Феофана Затворника, что с ней будет, он ответил: «Не знаю». Святой Иоанн Златоуст, когда к нему обратились с подобным вопросом, сказал: «Что ты спрашиваешь меня, я не пророк и не сын пророка. Одно твердо могу сказать: все будет не так, как ты думаешь, и тебе не избежать скорбей».
Слово Писания, что многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие и предсказания святых отцов о том, что в последние времена люди будут спасаться прежде всего скорбями, пророчески исполняются в исторических судьбах России, как никакой другой страны мира. Видя сегодня полное разорение России и кажущееся благополучие Америки и Запада, мы прежде всего призываемся встать на реальную почву и не поддаваться унынию, а наоборот обрести в этом утешение. Согласно пророку Исаии, политический триумф нации ни в коем случае не означает, что она благословлена Богом. Это иллюзия политического мессианизма. Он означает только, что Бог пользуется этим успехом как орудием Своего суда и может в любой момент отнять его, чтобы поставить народ перед лицом высшей реальности. Есть некая определенная оценка, которую христианин должен давать экономическим и политическим реальностям. Эта оценка заключается в том, что они все относительны. Как только их делают абсолютными, впадают в идолопоклонство. Россия с Божией помощью, многими скорбями, преодолела красную магию марксизма. Наступает в ней, как и во всем мире, еще более опустошающая эпоха— эпоха сребролюбия, второго идолопоклонства, как говорит Апостол, идеологически питаемого магией и растлением.
Исторические катастрофы могут быть так же плодотворны, и часто более плодотворны, чем внешний успех. Давно замечено, что многие пророчества Ветхого Завета как бы обращены к сегодняшним судьбам России. Посмотрите еще раз на историю Израиля. Священное Писание показывает, что среди бедствий самых отчаянных и не менее страшных, чем бедствия современного мира, древние иудеи, благодаря их внутренней устремленности к истинным благам, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, не раз превращали собственное несчастье в созидательную силу, в своей истории и истории мира, в то время как материальное благополучие сосредотачивало их сознание на земном существовании. Именно в скорбях иудейский Богоизбранный народ достигал несравненных глубин духовного познания, проникая до искупительной тайны Божественной любви, о чем пророчествует Исаия. Только в мире, где возможны страдания, человеческие существа познают глубину и высоту любви, и познают смысл жизни. Недостижения прогресса, неидеологические влияния определяют в конце концов ту или иную эпоху, но глубины Богопознания, которые человек в них приобретает. То, что имеет значение, в конце концов, неисторические обстоятельства сами по себе, но отношение человеческой личности к этим обстоятельствам. И если несчастье не является само по себе созидательным, в нем может быть зов к глубинам души, в то время, как внешнее благополучие создает риск остаться на поверхности.
И во всем этом мы видим пророческую миссию России. Эпоха коммунистического гонения на Церковь дала столько святых, сколько не дали их все века относительного благополучия Церкви. Произойдет ли это в наше время, когда откроются «глубины сатанинские»? Бог говорит нам через события, но сами события становятся словами лишь через конкретные личности. Можно смотреть на них рассеянно, как бы не видя их, но только личности обладают иной способностью восприятия.
Что происходит сегодня? Та мерзость, которую, встретив однажды, вы видите, что это невыносимо, и вы не можете не отвергнуть этого с ужасом? Или напротив, вы входите в это, не обращая внимания, растворяясь в нем? Нам говорят: никто не заставляет вас смотреть. Но как нам быть с миллионами наших ближних? Как нам быть с нашими детьми, которым, не спрашивая согласия родителей, учителя навязывают, согласно обязательной программе «сексуального просвещения», раскрашенные, как буквари, как глянцевитые рекламы соков, книжечки под названием, которое невозможно воспроизвести, не оскорбляя чувства читающих?
Одна немецкая писательница рассказывала, что ее отец заставлял ее в свое время читать «Майн Кампф», и она знала лучше, чем многие молодые люди ее возраста, какая страшная угроза надвигается на Германию и на весь мир. Но сколько молодых людей было отравлено этим чтением! Я знаю молодого священника, который, вооружившись молитвой, решился просмотреть эту сатанинскую мерзость в одном издании, чтобы реально увидеть, на какой степени распада находится сегодня мир, и найти с Божией помощью соответствующие этой реальности слова.
Конечно, этот исключительный пример не для подражания. Но зло должно быть увидено в истинном свете, и названо подлинным именем, потому что согласно Писанию, согласно раскрытию «тайны беззакония», наступает худшее. Тот, кто не одним внешним зрением видел в гитлеровской Германии огромные плывущие по улицам нацистские знамена, тот кто помнит не одной внешней памятью «пятиминутки ненависти» к врагам народа в сталинской России, должен понимать, что сегодняшние изображения непристойностей на наших улицах и на телеэкранах в каждом доме, по крайней мере, не менее страшны.
Тогда круг все более и более сужался. Фашистские солдаты несли крест в виде свастики — самого древнего изображения креста. Сегодня круг сужается еще более. На днях один прихожанин нашего храма показал мне холщовую сумку, врученную ему вместе с хлебом в булочной, на которой был изображен крест в виде пересекающихся трех шестерок, а на другой стороне ее — звезда «Мохин Довид». Это можно сравнить также с освящением священниками редакции «Московского комсомольца», специализирующего на пропаганде разврата.
По замыслу сатаны тайна беззакония должна достигнуть своего апогея. Тогда красота Церкви превратится в бесполезный золотой узор на фоне черной тьмы. Когда приходит ночь истории, большинство людей погружается в сон. Нужны люди, которые могли бы их разбудить. Это и есть пророческое служение. Многие не были разбужены тогда, и это было во всех слоях общества. Тех, кто обращает внимание на подобные явления, предвещающие катастрофы, всегда меньшинство. Нельзя сказать, что остальные этого не знают. Но надо понять, что это значит, и объяснить, если можно, другим. Естественное стремление большинства — предпочитать легкие решения и просто жить день за днем, не обременяя свой мозг излишними размышлениями. Но каждый христианин призван к пророческому служению.
Мы не будем сейчас подробно говорить о наших великих русских пророках, существует масса всем доступной литературы. Мы все знаем, как они предупреждали, что будет с православной Россией, если она предаст православного Царя, поверит лживой безбожной интеллигенции. Все помнят предупреждения святого праведного Иоанна Кронштадтского о том, сколь опасно для России обличаемое им так называемое «толстовство» и «жидовство». Теперь мы знаем, после стольких рек пролившейся крови, почему святитель Феофан Затворник призывал правительство наказывать смертной казнью за пропаганду безбожия. А страшные пророчества преподобного Серафима Саровского об отступлении архиереев от чистоты Православия и грядущих великих скорбях русского народа? Не начало ли оно исполняться в феврале 1917 года, когда вместо анафематствования Священный Синод благословил ниспровергателей Помазанника Божия? Еще раз задумаемся об известном пророчестве нашего современника, святого Лаврентия Черниговского, о времени, когда будут восстанавливаться храмы с золотыми куполами, а ходить в них будет нельзя, потому что они будут без благодати.
Где пророки наших дней? Не может быть, чтобы покойный Владыка Иоанн был единственным! Это раньше называли Церковь Церковью молчания. А теперь нам, как будто, позволено говорить. Так необходимы новые пророки в час, когда бесчестят святую веру в нашей стране. Одна из самых великих печалей, которую произносит Слово Божие: нет больше пророков в Израиле. Церковь сегодня мало говорит, или совсем не говорит. Конечно, можно сказать, что она много говорит, и иногда она говорит сильно, но слово ее остается неуслышанным, а неуслышанное слово как бы теряет свою реальность.
Есть в Отечнике рассказ, объясняющий то, что с нами происходит, о преподобном авве Феликсе. Братья пришли к авве Феликсу и просили сказать им слово. Но старец молчал. После того, как они долгое время умоляли его, он сказал: «Вы хотите услышать слово? Теперь уже нет слов. Когда раньше люди вопрошали старцев и делали то, что они им говорили, Бог показывал, как говорить. Но теперь, когда они вопрошают, не делая того, что они слышат, Бог отнял от старцев благодать слова, и они не знают, что говорить, потому что нет делателей».
Однако это не может быть извинением нашей немоты и нашего деревянного языка, потому что мы знаем, что в самой Церкви есть христиане, готовые в сегодняшних страшных обстоятельствах пойти на любой риск, на любую опасность ради Господа, ради России. И вне Церкви, вокруг нас немало делателей, которые вопрошают нас и которым мы ничего не можем сказать, потому что не слушаем их. Равнодушие народа к добру и злу, быть может — только маска страдания, которая хочет услышать нелживое слово, и которое не верит уже в эту возможность, и вместо обрывков правды, смешанных с обманом, с внутренней нашей неправдой, предпочитает быть на безопасном расстоянии, в состоянии мертвости и анестезии. Но слово, в котором нет ни малейшей примеси неправды, есть слово Евангельское, слово жизни, и только оно делает нас живыми. Знаем ли мы это слово подлинно, до такой степени, чтобы мы могли произнести его другим? Как обманываемся мы, и обманываем других, думая, что наше слово должно быть в первую очередь ученым или красноречивым! Хорошо говорить — это не может быть легче, чем хорошо жить. И тот, кто уверен, что его духовный и всяческий опыт позволяет ему говорить, может быть очень далек от понимания тайны слова.
Можно сказать, что не только каждый человек, каждое поколение читает Евангелие по-своему, на новой глубине, и последняя глубина Евангелия обнаруживается там, где раскрытие зла в мире и человеческие страдания достигают предела. Истинное слово рождается от слушания. Слушание, по самой своей природе, точно так же как молитва, переносит центр жизни от нас самих. Слушание слова, в котором все было сказано и которое будет судить нас в последний день, и которое судит нас сейчас, должно быть соединено непременно со слушанием эпохи, в которой мы живем, со слушанием горя, которое переживают другие люди. Только тогда, когда Слово Божие действует в той человеческой реальности, ради которой Слово стало плотью, оно может стать живым и подлинным.
Что мешает нам, чтобы слово наше обновилось и стало живым? Оно никогда не может стать обновленным, если мы не поймем, что Евангелие всегда обращено к сегодняшней жизни. Не к воспоминанию о том горе, которое было две тысячи лет назад, а к тому горю, которое сегодня, сейчас происходит. И когда мы празднуем праздники наших великих святынь, мы должны видеть, что Казанская или Владимирская иконы Божией Матери — не мемориальные доски в честь смутного или иного времени, а та благодать Божия, в которой мы отчаянно нуждаемся именно сегодня. Но то, что сегодня, должно быть увидено и услышано.
Не противостояния вчерашнему злу ждет от нас сегодня Господь, для этого не требуется ни ума, ни смелости, а противостояния сегодняшней нашей гибели в дни, когда решается судьба Отечества и Церкви. Чьи сердца зажжет проповедь православного священника, рассказывающего в открытом эфире по «Радонежу» о том, какие героические были священники в Смутное время, и через минуту после этого на звонок с просьбой прокомментировать факт запрещения распространения книг Митрополита Иоанна Ладожского дает скользкий невразумительный ответ?
Этот страх естественен, потому что страшно на самом деле быть христианином. Страшно слушать Слово Божие в его реальности, в его беспощадной чистоте. Так же, как страшно слушать горе, которое окружает нас. Но воскресший Господь, Победитель ада и смерти, сегодня, как и две тысячи лет назад, приходит к нам, как к Своим ученикам, и говорит: «Не бойтесь, мир даю вам», чтобы мы понимали, что мы не праведнее тех людей, которые были охвачены страхом тогда, и, понимая, что мы не можем победить этот страх без Господа, обращались всем слухом, всем сердцем к Нему, преодолевая Его любовью это оцепенение духовное, когда мы со всеми привыкаем плыть по течению, которое своим естественным направлением имеет смерть.
Мы должны научиться слушать Евангелие в духе и смысле святых отцов и пророков. Но слушать всегда, как они, всегда, как впервые, как то, что сказано Богом нам сейчас. Открыть заново путь к слышанию Слова Божия представляется нам, быть может, самой главной задачей для всех православных христиан, от докторов богословия до простых верующих. Слишком много у нас официальных богословских конференций, страшно оторванных от подлинного слова. Слишком часто пророческое служение милосердия ограничивается раздачей заграничной гуманитарной помощи и мы увязаем в толще немоты. Попробуем начать жить так, чтобы мы могли говорить людям, которые слушают сегодня нас и не слышат, потому что таково слово наше. Если мы решимся на это, многое переменится. По крайней мере, они смогут увидеть, что к ним обращаются те, кто их слышит и слышит то, о чем они говорят.
Смотрите: десять миллионов человек по официальной статистике у нас голодают и сорок миллионов за чертой бедности. Вчера только за один день пришли к нам в храм пятнадцать человек, просили хлебушка дать. Не бомжей каких-то опустившихся, а просто людей. Хотя бы хлебушка, — просит женщина, — голова кружится, дайте. Десять миллионов голодает в нашей стране, и за каждым из них стоит Господь и говорит, что Он голоден. И среди растления миллионов Он говорит о голоде большем — о голоде слышания Слова Божия, который в нашей стране сегодня как никогда. Если мы скажем подлинное слово, может быть, эти люди не решатся еще сразу сделать выбор и последовать за Христом, но по крайней мере они не будут думать, что Церковь бесчеловечна.
Дорогие братья и сестры! Церковь сегодня обвиняется в бесчеловечности. В том, что она не слышит страдания мира. Аминь.