Авторизация
21 ноября 2024 (08 ноября ст.ст)
 

Торжество Православия. Анафема


Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого
поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной
победы над врагами православия - иконоборцами. Учение о почитании икон,
основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до
VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь,
появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь
Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет
лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за
право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и
святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали
в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых
сжигались.



После VII Вселенского Собора
(787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но
только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения
иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам
предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное
служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: "Кто не чествует
изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет
проклят!"



Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же
особое праздничное богослужение. Православие было торжественно
восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое
воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля.
Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия.
В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения
других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба
представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо
существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только
православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления
семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и
все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое
место в этой службе занимает чин анафематствования.
Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.



В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого
синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как
например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем
прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа
Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а
имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и
дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него
исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память,
так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В
таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г.
Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов
или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и
Божией Матери, возлежащими на аналое.
Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только
ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до
1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.



Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и
провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать
анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до
1917 года, приведены ниже.








Двенадцать анафематствований




Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.



Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна,
милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.



Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный
Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа
не единого быти Бога: анафема.



Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению
грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание,
смерть и воскресение: анафема.



Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко
единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.



Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.



Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них
возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и
ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на
всякую истину: анафема.



Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное
за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.



Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.



Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению
согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая:
анафема.



Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по
особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования
Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и
тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.



Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел
Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко
благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти
идолы: анафема.






В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как
проповедующего: "ниспровержение всех догматов Православной Церкви и
самой сущности веры христианской."



После 1917 г. анафематсвованы: "творящие беззакония и гонители веры и
Церкви Православной" (1918 г.), несколько священников "публично
похуливших Имя Божие" (1959, 1960 гг.).
В течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин
анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин
Православия включал только поминовение усопших.



<!-- В недавнее время анафематствование стало восстанавливаться как неотъемлемая часть чина Торжества Православия. -->
В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь
ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто
разделяет учения сект, "новых религиозных движений", язычества,
астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет
(Денисенко), который дерзнул наименовать себя "патриархом Киевским и
всея Руси-Украины" (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 г., после
неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского
креста после лишения сана, постановил: "Отлучить Глеба Павловича
Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом."




Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно
закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и
достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и
после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы
старообрядцам в 1971 г.



Источники:

1. Православная энциклопедия. М., 2001, т.2



2. Общедоступные беседы о Богослужении Православной церкви. М., 1898



3. Как правильно обращаться с иконами. О грехе небрежения и об истинном благочестивом отношении к иконам. <!-- На сайте www.pagez.ru -->



4. Миниатюры чина Православия. Из книги: Л.Б. Сукина "Рукописная книга позднего русского средневековья": http://dll.botik.ru/Synodik



Анафема, высшая церковная кара за тяжкие прегрешения
(прежде всего за измену Православию и уклонение в ереси и расколы).
Анафема соборно провозглашается и заключается в отлучении христианина от
общения с верными и от святых таинств. 


   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Как выстаривается новый электронный мировой порядок?

Как выстаривается новый электронный мировой порядок?

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
К чему приведет легализация содомии в США?
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика