Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого
поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной
победы над врагами православия - иконоборцами. Учение о почитании икон,
основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до
VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь,
появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь
Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет
лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за
право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и
святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали
в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых
сжигались.
После VII Вселенского Собора
(787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но
только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения
иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам
предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное
служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: "Кто не чествует
изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет
проклят!"
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же
особое праздничное богослужение. Православие было торжественно
восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое
воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля.
Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.
В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения
других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба
представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо
существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только
православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления
семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и
все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое
место в этой службе занимает чин анафематствования.
Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого
синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как
например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем
прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа
Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а
имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и
дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него
исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память,
так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В
таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г.
Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов
или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и
Божией Матери, возлежащими на аналое.
Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только
ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до
1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.
Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и
провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать
анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до
1917 года, приведены ниже.
Двенадцать анафематствований
|
В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как
проповедующего: "ниспровержение всех догматов Православной Церкви и
самой сущности веры христианской."
После 1917 г. анафематсвованы: "творящие беззакония и гонители веры и
Церкви Православной" (1918 г.), несколько священников "публично
похуливших Имя Божие" (1959, 1960 гг.).
В течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин
анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин
Православия включал только поминовение усопших.
<!-- В недавнее время анафематствование стало восстанавливаться как неотъемлемая часть чина Торжества Православия. -->
В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь
ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто
разделяет учения сект, "новых религиозных движений", язычества,
астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет
(Денисенко), который дерзнул наименовать себя "патриархом Киевским и
всея Руси-Украины" (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 г., после
неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского
креста после лишения сана, постановил: "Отлучить Глеба Павловича
Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом."
Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно
закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и
достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и
после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы
старообрядцам в 1971 г.
Источники:
1. Православная энциклопедия. М., 2001, т.2
2. Общедоступные беседы о Богослужении Православной церкви. М., 1898
3. Как правильно обращаться с иконами. О грехе небрежения и об истинном благочестивом отношении к иконам. <!-- На сайте www.pagez.ru -->
4. Миниатюры чина Православия. Из книги: Л.Б. Сукина "Рукописная книга позднего русского средневековья": http://dll.botik.ru/Synodik
Анафема, высшая церковная кара за тяжкие прегрешения
(прежде всего за измену Православию и уклонение в ереси и расколы).
Анафема соборно провозглашается и заключается в отлучении христианина от
общения с верными и от святых таинств.