ГЛАВА III
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСКАПИТАЛИЗМА
Ещё
раз возвращаемся к нашему
свинокомплексу, к нашему прорабу. Что
удерживает ситуацию в равновесии, когда производство функционирует, т.е.
рабочая сила оплодотворяет средства производства, в результате чего появляется
продукт, стоимость которого в деньгах
выше, чем совокупная стоимость рабочей силы и средств производства? Несомненно,
воля капиталиста, который появляется со своим капиталом в нужное время в нужном
месте, приобретает средства производства в соответствии с законами конкурсных
закупок (уж поверьте, самый справедливый конкурс проводит именно кровно
заинтересованный капиталист), устанавливает правила расчётов с рабочей силой,
контролирует процесс от и до самыми доступными способами. Что изменится, если в
качестве капиталиста будет выступать государство? В таком случае ослабнет
контроль на всех уровнях, в результате Дштрих грозится оказаться меньше Д. Форма
увода прибавочной стоимости в потребительских целях производителя работ
претерпит изменения. При советском капиталистическом строе это происходило так:
полученные под расписку средства производства прораб по собственной воле
частично исключал из кругооборота промышленного капитала и повторно вбрасывал
на рынок в виде товара, однако при существующей диктатуре пролетариата
исключить из процесса рабочую силу, предназначавшуюся для оплодотворения
изъятых средств производства он не мог. Не мог это сделать ни начальник СМУ, ни
должностные лица в Госстрое, никто. Мало того, часто прораб был вынужден совершать
бартерный обмен товарами на рынке, ввиду всеобщего дефицита и низкой покупательной
способности советских денег. Это существенно ограничивало его возможности в
части изъятия средств производства для личного потребления. До сих пор
пользуемся половыми тряпками, изъятыми из производства на фабрике тканей в далёком 67 году моей умершей родственницей. Потому как, изъяв их в 67
году, она приняла решение подальше их спрятать, опасаясь преследования в
соответствии с УК РСФСР. Несмотря на всеобщее мелкое воровство, зарплата рабочим
выплачивалась, продукт, имел непропорционально высокую стоимость в своей
структуре именно рабочей силы.
Ситуация была исправлена в результате
перехода средств производства в частные руки, возникло непреодолимое желание
реализовать эти средства производства за свободно конвертируемую валюту, не
запуская процесс промышленного
производства. Что и делалось. И ещё раз повторю, средства имели чёткое предназначение,
поэтому, исключая возможность их использования именно как средства
производства, а используя их как товар, капиталист значительно терял их
рыночную стоимость. Говорилось, что мол мы
воевать ни с кем не собираемся, зачем нам оборонная промышленность? Тоже наблюдалось в сфере
производства электроники. Характерный пример: Завод В..., ранее выпускавший в
Воронеже цветные кинескопы, был продан фирме «Ф.», оборудование вывезено в
неизвестном направлении, затем перепродан за символическую цену… в настоящее время «Воронежский стеклотарный завод обладает
значительным производственным потенциалом: три стекловаренных печи, девять
современных линий по выпуску стеклянных бутылок. Общая мощность завода
составляет около 360 миллионов бутылок в год.»
В результате подобной «диверсификации» совокупная стоимость активов в РФ
и на всём постсоветском пространстве резко уменьшилась. Незадействованной
оказалась рабочая сила, которая впоследствии частью спилась, частью прилегла к «тёплой нефтегазовой трубе». Интересно,
что вывод активов за рубеж продолжается и по сей день, что есть следствие
кризисного расточения. Оставшиеся непроданными средства производства во многом
безнадёжно устарели, инвестиции изнутри и извне непропорциональны старению и
износу, что неизбежно ведёт к окончательному краху промышленного производства, и
100 процентный переход к пагубной сырьевой модели экономики, основанной на
простейшем товарообороте.
Несколько слов некоторым финансовым
аналитикам, считающим сырьевую модель экономики благом для России ввиду
надвигающейся глобализации. Приведу некоторые доводы: С моей точки зрения, люди,
которые говорят о сырьевой отсталости России, либо попугаи, повторяющие чужие
слова, либо овощи, которые не понимают или не хотят понимать глобальный мир. В
современном мире состоявшейся страной может считаться лишь та страна, которая
может что-то продать на внешнем рынке за доллары. Не так важно, что ты продаешь
– нефть, оружие, китайские тапочки или игрушки, носки или умные смартфоны.
Главное, чтобы за свои поставки ты получал серьезные суммы в твердой валюте. В
эпоху глобализации доллар правит миром. Россия эти существенные суммы в твердой
валюте получает от нефти и газа. (А.
Разуваев «Сырьевая отсталость – это миф» http://vz.ru/opinions/2011/11/8/536898.html).
Запасы
углеводородов у России не безграничны. По
поводу ямы. Государство сможет отстоять свой суверенитет, в том случае, если
для отъёма этого суверенитета агрессору придётся приложить усилия, в
стоимостном эквиваленте не превышающие предположительную выгоду от попрания
данного суверенитета. Какие усилия нужно приложить внешним агрессорам по
отношению к России? Временное эмбарго на экспорт углеводородов, искусственное
снижение мировых цен на нефть. Имея сверхресурсы, но не имея производственных
мощностей для кругооборота промышленного капитала внутри страны, эти
невостребованные сверхресурсы не превратятся ни в оружие, ни в продовольствие,
ни в товары народного потребления. Аналитикам надо понимать одну важную вещь:
место русского народа и других коренных народов ныне населяющих просторы РФ в
планах архитекторов нмп, куда более скромное, чем есть
сейчас, следовательно, глобализация и агрессия для россиянина синонимы. Глубоко
сомневаюсь, что личное благосостояние конкретных людей, в том числе и
аналитиков, в результате агрессии претерпит изменение в лучшую сторону.
Гарантией суверенитета государства, а также
гарантией неприкосновенности активов граждан, в том числе в нефтегазовом
секторе, есть динамичное развитие именно промышленного производства, а также
запас товаров, выпущенных оборонной промышленностью. Основной целью
модернизации экономики является создание предпосылок для реанимации
промышленного производства внутри страны, чтобы хотя бы для внутреннего
потребления продукт мы производили сами, дабы снизить зависимость от возможных
экономических санкций введённых «нашими западными партнёрами» по отношению к РФ.
Следовательно, лишение России суверенитета будет возможно только посредством
прямой военной агрессии, на что по понятным причинам Запад не готов. Через
призму политэкономии возможный успех будущей модернизации можно описать так:
Часть сырьевых товаров, которые мы ныне продаём за твёрдую валюту за рубеж,
необходимо оставлять у себя, как средства производства, с целью вовлечения их в
промышленное производство товаров для внутреннего потребления путём оплодотворения их рабочей силой, ныне
«лежащей у тёплой нефтегазовой трубы» и (или) состоящей на бирже труда. Да
часть денег в твёрдой валюте выручаемых от продажи сырья мы упустим, зато не
отдадим часть денег в твёрдой валюте, которые мы тратим на приобретение
продукта произведённого за рубежом. Плюс мы оставляем у себя прибавочную
стоимость, плюс снижаем безработицу, потому как количество отвлечённых от
газовой трубы не восполнит потребности в рабочей силе. Вопрос стоит в
квалификации этой рабочей силы, конкурентоспособности на внутреннем рынке
выпускаемого продукта, наращивании мощностей для производства средств
производства. Нынешняя ситуация, когда
огромная доля активов нефтегазового сектора сосредоточена в руках частных
владельцев, сориентированных на извлечение прибыли лишь в кратко-среднесрочной
перспективе, не способствует модернизации российской экономики. Основной
причиной такого поведения частных владельцев является традиционная для нашей
страны политическая неопределённость.
Сложившуюся
ситуацию способно исправить только само государство, которое по сути эту
ситуацию и создало. Вообще, что такое государство? Государство – это не монстрообразный
непобедимый монолит, не скала, не здание какое-то, типа Государственной Думы,
Петровки 38, или Управы Южное Бутово. Государство – это временная иерархия
управленцев, наделённых ограниченной властью, правами и обязанностями в
пределах своей компетенции, ИЕРАРХИЯ
характеризуется мощными вертикальными связями, а также наличием связки НАЧАЛЬНИК-ПОДЧИНЁННЫЙ.
Побуждающий мотив в ИЕРАРХИИ – ПРИКАЗ. В то время для деланья денег несомненным
приоритетом должна выступать ВЫГОДА, и наличия связки партнёр-партнёр на
взаимовыгодных условиях. Известно, что государство неспособно управлять
капиталом эффективно, потому как приказ очень часто вступает в противоречие с
выгодой, создавая беспрецедентную ситуацию, когда электрообогреватель
помещается в холодильник с риторическим вопросом «кто кого». Однако чисто
рыночные отношения для нашей страны неприемлемы по вышеназванным причинам,
потому как отсутствие выгоды в кратко-среднесрочной перспективе для капиталиста
тормозит развитие страны в отдалённой перспективе, что мы наглядно видим
сегодня.
Мы подошли к краеугольному камню в
построении государственного капитализма. Как совместить несовместимое, как
сократить расстояние, между бегущими в разном направлении?
Советский
капитализм неэффективен, классический капитализм бесперспективен. Ответ кроется
в изменении в структуре владельцев активами. Переход к госкапитализму означает переход акций частных компаний в
государственные руки и переход акций государства в частные руки таким образом,
чтобы у государства оказалось 50% акций + 1 акция, в частных руках 50% акций –
1 акция.
Управление активами возможно лицами, имеющими в них
личную миноритарную долю. Без сомнения перспектива получения хороших дивидендов
с акций управляемого предприятия есть здоровый стимул, в котором будет
сочетаться польза государству и жажда наживы. Энергия капиталиста будет
работать на созидание, ибо, даже скупив все доступные на рынке акции, он не
сумеет продать средства производства, с целью сиюминутного обогащения, чем занимались
капиталисты после приватизации и грешат сейчас. В то же время разорение предприятия
недобросовестным исполнением обязанностей больно ударит в первую очередь по
личному карману. С целью повышения эффективности управления необходимо учредить
при предприятии органы как государственного, так и миноритарного контроля. Отчётность
предприятий должна публиковаться на сайтах с открытым доступом и в печатных
изданиях. Менеджменту будет оставлен только один путь – способствовать росту
рыночной капитализации компании. Менеджмент предприятий обязан письменно
уведомлять уполномоченных лиц государственного и миноритарного контроля о возникающих конфликтах интересов. В случае,
если менеджмент владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в
уставных (складочных) капиталах организаций иных организаций), он обязан в
целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные
бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах иных
организаций) в доверительное управление.
Вопрос приватизации секретных
предприятий оборонной промышленности, равно как совокупный стоимостной порог активов
предприятий подлежащих национализации в данном катехизисе затрагивать не буду.
Как показала практика вопрос национализации и приватизации обществом
воспринимается неоднозначно, в первую очередь не устраивает перспектива перехода к
госкапитализму держателей крупных пакетов акций в нефтегазовом секторе, а также
иностранных инвесторов. Акции будут либо предметом торга, взаимных уступок
государства и бизнеса, либо основной причиной нового передела, в зависимости
от того, каким путём будет производиться переход к госкапитализму.
Эволюционный путь перехода к
госкапитализму возможен при соответствующем волеизъявлении нынешней власти. Недостатком можно считать невысокую интенсивность
действий направленных на реализацию основных идей этой экономической модели.
Следовательно, снижение эффективности мер за конкретный промежуток времени,
обусловленный политическими и экономическими договорённостями элит.
Преимуществом эволюционного перехода к госкапитализму можно назвать
сравнительную низкую вероятность кровавой развязки в виде гражданской войны.
Национализация активов будет происходить по условно-добровольному пути на
основании договорённостей государства с правящей финансовой элитой, с
соблюдений взаимных интересов. Основным требованием финансовой элиты к
государству будет самоочищение последнего от коррупционного элемента, подчас
сравнимого с пятой колонной, и являющегося тормозом развития капитала в РФ.
Ниже будет приведён возможный алгоритм действий по искоренению коррупции. Старт
программы возможен с момента преступления будущего президента к своим
обязанностям.
ДМИТРИЙ
CAESAR