Общество светлой памяти праведного Старца Николая Псковоезерского,
г. Екатеринбург.
Руководителю "Православного радио Санкт-Петербурга" Васильеву С.Е.
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
К Вам обращается группа екатеринбуржцев - давних почитателей
незабвенного Старца Батюшки Николая (Гурьянова) в связи с публикацией
книги Л. Ильюниной "Любовь, ко Господу ведущая" - издание второе -
исправленное и дополненное - выпущено издательством "Феофил" в 2007г.
Внимательно прочитав эту книгу, мы решили незамедлительно обратиться к
главному редактору издательства "Феофил", но оказалось, что сделать это
невозможно, т.к. у книги, вопреки всем издательским правилам, кроме
названия, нет никаких выходных данных, нет и главного редактора.
Ранее данная книга была издана как приложение журнала "Православный
летописец Санкт-Петербурга" за 2007г, редактором которого является все
та же Людмила Ильюнина. Зная о том, что выше названный журнал находится
под опекой и покровительством "Православного радио Санкт-Петербурга", а
Вы являетесь его руководителем, мы обращаемся лично к Вам как к
человеку, имеющему возможность повлиять на Вашего сотрудника Л.
Ильюнину, и исправить то, что еще можно исправить.
Мы ответственно заявляем, что книга "Любовь, ко Господу ведущая" -
это вопиющее беззаконие, обман и лукавство. Под привлекательным
названием и яркой обложкой, на которой изображен великий Старец Русской
Земли, под, казалось бы, благочестивыми воспоминаниями и статьями, под
громкими красивыми словами, поучающими нас, как правильно жить
упаковано беззаконие, глубоко спрятана неправда и тонкой струйкой
вливается ложь, отравляющая и то хорошее, что есть в публикуемых
Ильюниной воспоминаниях других лиц о Батюшке Николае.
В книге указано, что издание это второе, исправленное и дополненное. И
действительно, в новом издании появилось солидное дополнение в виде
"подробного жизнеописания" Батюшки Николая, помещенного на первых
страницах. Людмила Ильюнина "знакомит" нас с замечательными фактами
исповеднического пути Батюшки, начиная с самого его детства, юности,
затем пребывания в тюрьмах или, как говорил Батюшка, в "санаториях".
Читатель знакомится с удивительным материалом, доверительно
приоткрываемым для нас автором. Казалось бы, сердце читателя должно
преисполниться благодарностью к автору, предоставляющему такой
бесценный материал. Казалось бы, да только+ Только текст этот весь
ворованный и целиком заимствованный из книги "Царский Архиерей - Слово
Истины", автором которой является келейница Старца схимонахиня Николая
(Гроян), а также из других ее книг. Именно матушка сохранила в своем
сердце драгоценные рассказы из жизни Батюшки, поведанные ей самим
Старцем. Именно она, по благословению Батюшки, записывала и по крупицам
собирала его высказывания, превращая их в ту жемчужину, которую являют
собой ее чудесные книги, открывающие истинный образ Старца. Это-то
живое и истинное свидетельство матушки Николаи и не ускользнуло от
"опытного" взгляда предприимчивой Людмилы Ильюниной, которая, по всей
видимости, тщательно изучила труды матушки Николаи. Страницы сочинения
Ильюниной буквально пестрят ворованным у схимонахини Николаи текстом.
Чтобы не быть голословными, обличая такой тяжкий грех как циничное
воровство "православной" писательницы Ильюниной, мы подробно изучили
две книги и укажем здесь страницы, совпадающие с книгой матушки Николаи
- иногда буквально слово в слово, а иногда в виде "свободного"
пересказа.
Со стр. 7 под заголовком "Жизнеописание старца Николая Гурьянова"
начинает свое повествование о жизни Батюшки сама писательница: сначала
- в виде робкого пересказа сведений, почерпнутых ею в книге "Царский
Архиерей". Но, видимо, скуден показался автору свой собственный
пересказ по сравнению с первоисточником, и уже с 8 страницы Ильюнина
смело переходит к прямому, циничному, копированию.
Сравним: стр. 8 у Ильюниной: "Недаром уже в детстве его прозвали
монахом. Духовные чада записали рассказ старца о его блаженном детстве:
"Меня в детстве все монахом называли. А я рад, я действительно монах.
Никого кроме Господа не знал и не искал+ У меня своя келия была, так и
называли: не комната, а келия. Иконочки везде стояли, молитвословы,
книги духовные, огромные царские портреты. Однажды, когда красные
бушевали, в окно влетел снаряд и упал возле царских портретов, но не
разорвался: вот как меня Царские Мученики с детства хранили; а я как их
любил! Даже сердце останавливалось, как только думал о них!.."
Схимонахиня Николая, "Царский Архиерей", стр. 17: "Меня в детстве все
монахом называли, - как-то сказал Старец. - А я рад, я действительно
монах. Никого кроме Господа не знал и не искал. Ведь это награда от
Господа - монашество, призвание Божие; такая небесная радость служить
Небесному Жениху. "Се Жених грядет в полунощи, и блажен муж его же
обрящет бдяща"+У меня своя келлия была, так и называли: не комната, а
келлия. Иконочки везде стояли, молитвословы, книги духовные, огромные
Царские Портреты во весь рост. Однажды, когда красные бушевали, в окно
влетел снаряд и упал возле Царских Портретов, но не разорвался: вот как
меня Царские Мученики с детства хранили; а я как Их любил! Даже сердце
останавливалось, как только думал о Них!.." На той же странице у
Ильюниной:
"Среди детей, сверстников Коли Гурьянова были не только те, кто насмехался над ним, но и его единомышленники.
Старец сам об этом рассказывал: "И что это было у меня? Все время о
Господе думал, говорил и беседовал с Ним. Место наше, Чудские Задходы,
больше эстонцами населенное. Так вот, еще мальчонкой соберу их всех -
Луззи, Магда, Сальма, Эдвард, и говорю: "Давайте с крестным ходом
пойдем. Возьмем кресты, иконы. Так и ходили, а я впереди шел и пел на
эстонском: "Иссэнт хэй да арму" - "Господи, помилуй"+ А потом, когда
оставался один, пробирался в баню, прихватывал с собой накидушку с
подушек, покрывал ею плечи и начинал служить литургию. Даже кадило сам
делал. И плакал, славя Господа. Всегда любил ночную молитву. Потому что
среди ночи Небеса отверзаются и Ангелы внемлют+" - это плагиат без
указания источника.
Схимонахиня Николая, "Царский Архиерей", страница 16:
"Уже в раннем детстве он приобрел навык молитвы. "И что это было у
меня?! - вспоминал Старец. - Все время о Господе думал, говорил и
беседовал с Ним. Место наше, Чудские Заходы, больше эстонцами
населенное. Так вот соберу их всех, еще мальчонкой был, - Луззи, Магда,
Сальма, Эдвард, - и говорю: "Давайте с крестным ходом пойдем. Возьмем
кресты, иконы". Так и ходили, а я впереди шел и пел на эстонском:
"Иссэнт хэй да арму" - "Господи, помилуй"+ А потом, когда оставался
один, пробирался в баню, прихватывал с собой накидушку с подушек,
покрывал ею плечи и начинал служить Литургию. Даже кадило сам делал. И
плакал, славя Господа. Всегда любил ночную молитву. Потому что среди
ночи Небеса отверзаются и Ангелы внемлют+"
При этом нужно отметить, что слова матушки Николаи у Ильюниной
постоянно причудливо переплетаются со своими собственными измышлениями,
отчего благоговение, присущее повествованию "Царского Архиерея"
стирается, перемежаясь с дерзким и явно немирным духом компиляторши.
Образ Старца, благодатный и святой, каким мы всегда воспринимали
дорогого молитвенника (именно таким Старец предстает нам в "Царском
Архиерее") тоже пренебрежительно принижается до восприятия Ильюниной.
Сравним: У Ильюниной на странице 116 под заглавием "Исповеднический
путь":
"По словам старца, записанным его духовными чадами, причиной ареста
было его смелое слово защиты веры и поруганных святынь. В конце
двадцатых годов в городе, получившем имя главного революционера, стали
разрушать храмы. Николай Гурьянов однажды оказался свидетелем этого
святотатства и не мог смолчать: "что вы делаете? Ведь это храм,
святыня. Если вы не уважаете святого, поберегите хотя бы памятник
истории и культуры и подумайте о Божием наказании, которое за это
будет!"
Студента Гурьянова вскоре исключили из института, это был 1929 г+ -
начало особо яростной борьбы с "религиозной пропагандой" С 1929-го по
1934 год Николай служил псаломщиком в церкви во имя святителя Николая в
селе Ремда Середкинского района Псковской (тогда Ленинградской) области
и преподавал математику, физику и биологию в школе. Те пожелания,
которые он когда-то высказал своей любимой учительнице, он сам стал
исполнять на поприще учительского служения, и в 1934г. Николая
Алексеевича арестовали. Начались мытарства: питерские "Кресты", потом
еще три тюрьмы, лагерь. "Так было с нашей Святой русской Православной
Церковью, - говорил батюшка, всегда со слезами вспоминая страдания
миллионов людей. - Ее распинали". Схимонахиня Николая, "Царский
Архиерей", страница 52:
"Где бы батюшка Николай ни находился, он твердо исповедовал Христа и
Евангелие. Когда стали рушить один из храмов в Петрограде, он проходил
рядом, тут же подошел и сказал: "Что вы делаете?! Ведь это Храм,
святыня! Если вы не уважаете святого, поберегите хотя бы памятник
истории и культуры и подумайте о Божием наказании, которое за это
будет!" Батюшку арестовали через некоторое время+С 1929 года, по словам
Батюшки, "я стал переезжать из санатория в санаторий"+
Питерские "Кресты"+ Затем еще три тюрьмы, ссылка, лагерь+ У Батюшки в
альбоме была удивительная страница, он часто показывал ее: фотографии
всех четырех тюрем, а рядом - фрагмент иконы: Царица Небесная и святой
Иоанн Богослов у Креста Спасителя. Матерь Божия склонила Свою Пречистую
Главу, Лице Ее скорбно и в слезах+ Она не может зрети Сына Божия
Распинаема+ "Так было с нашей Святой русской Православной Церковию, -
плакал Батюшка. - Ее распинали".
Особенно возмущает искажение Ильюниной авторского текста в
повествовании о почитании батюшкой Святых Царственных Великомучеников.
Сравним: стр.33 Ильюниной: "В келейных молитвах старца постоянно
звучали акафист и канон Царю-Мученику, составленный в Русской
Православной Церкви Зарубежом, где Государь уже был прославлен. Старец
раздавал паломникам иконы Царственных Мучеников, фотографии, акафисты,
таким образом, поддерживая и вдохновляя народное почитание святых,
плодом которого и стало долгожданное официальное прославление на
Архиерейском соборе 2000г."
Схимонахиня Николая, "Царский Архиерей",Стр. 161:
"Старец всех благословлял молиться царственным Мученикам, раздавал Их
святые иконы, фотографии, акафисты (задолго до прославления, которое
произошло в 2000году). В келлии постоянно пели Акафист и Каноны Царю. В
любой скорби святой Старец молился Царю Николаю, стоя на коленях и со
слезами. Акафисты были разные: и принятые Зарубежной Церковию, и
написанные по усердию любящими Государя сердцами в России, разные по
духовной глубине и совершенству. Батюшка все принимал с любовию, что
требовало исправления - поправлял".
Таким циничным, пошлым и лживым пересказом текста высокодуховного труда
матушки Николаи испещрены страницы плагиата Ильюниной. Без страха Божия
плагиатор Ильюнина цитирует множество отрывков из вышеназванной книги,
по своему усмотрению убирая не подходящие для нее и ее заказчиков факты
из жизни Старца, меняя по своему усмотрению орфографию и пунктуацию,
подчас абсолютно искажая контекст списанных ею слов. При этом она
нарушает все издательские правила цитирования. Так, от страницы 7 до
страницы 40 своего произведения она использует текст "Царского Архиерея
множество раз, ни разу не сославшись на источник.
Страница 7 - вольный пересказ стр. 8, 14, 9, 10.11 "Царского Архиерея"
Для стр. 8 взяты стр. 17, стр.16 "Царского Архиерея".
Стр. 9 - вольный пересказ, перемежающийся с недобросовестной компиляцией стр. 15. стр. 9, стр. 143 этой же книги.
В написании стр.10 использован текст стр. 143. стр. 144, стр. 179.
На стр. 11 продолжение стр. 179, стр. 11 стр. 52 "Царского Архиерея".
На стр. 12 - текст стр. 52, 55 "Царского Архиерея". Стр. 13 начинается с подробного пересказа стр. 61, а затем заканчивается цитированием ее.
На стр. 13, в сноске 1 под словами "есть сведения+" подразумеваются сведения, почерпнутые Ильюниной из трудов матушки Николаи. ("Царский Архиерей". Стр. 180-181).
На стр. 19 вновь вольный пересказ стр. 132 "Царского Архиерея" В написании стр. 27 использован текст еще одной книги схимонахини Николаи - "Небесный Ангел". Здесь дословно, на половину страницы, цитируется отрывок стр. 17 "Небесного Ангела"
Для стр. 31 использована стр. 117 "Царского Архиерея"
На стр. 33 размещен текст со стр. 153, 161, 191 "Царского Архиерея" причем текст матушки Николаи грубейшим образом искажен плагиатором Ильюниной.
Стр. 34 - цитирование прямой речью стр. 163 "Царского Архиерея"
Стр. 35 - прямое цитирование стр. 160, вольный пересказ и прямое цитирование стр. 192.
Стр. 37 - искаженный пересказ видеозаписи от 20.12.1999г, расшифровка которой приведена во 2 томе "Царского Архиерея" на стр. 178-193
Стр. 40 -цитируется отрывок из статьи, составленной матушкой Николаей совместно с Батюшкой и, в виде рукописи под названием "Мы все будем отвечать по Евангелию", попавшей в руки Ильюниной в 1999г. Эту украденную рукопись тогда же Ильюнина не постеснялась исказить и выпустить в своем журнале под своим именем, озаглавив: "Слава Богу за все", конечно же, ни словом не обмолвясь об истинных авторах. Фотографии на стр. 6, 38, 44, 99, 119, 156 принадлежат матушке Николае и таким же воровским образом, как тексты, взяты из книг, ею изданных.
В целом, из 37 страниц "самостоятельного" авторского текста книги "Любовь, ко Господу ведущая", посвященных житию Батюшки Николая, на 17 страницах размещен текст матушки Николаи, как правило, претерпевший грубейшие смысловые искажения.
Госпожа Ильюнина, называя себя писательницей, прекрасно знает о
существовании закона об авторском праве, а также и о том, что нарушение
этого закона ведет иногда даже к уголовной ответственности. Но хорошо
зная психологию православного человека, она точно рассчитывает, что
христианин, тем более, схимонахиня не будет судиться с ней, предъявлять
к ней свои законные права. Таким образом, циничное воровство
подкрепляется еще и хитрым расчетом непорядочного человека.
Особое внимание хотелось бы уделить статье о сборнике "Слово жизни".
Батюшка является автором этого сокровища, а составителем сборника,
подготовившим и выпустившим его в свет, является матушка Николая.
Велеречиво Ильюнина ведет свой рассказ о достоинствах и духовной
глубине этого безценного издания, рассыпаясь в лживых "низких-низких
поклонах Батюшке Николаю", и ни единым словом не упоминая о труде
матушки Николаи, несмотря на то, что имя матушки как редактора сборника
стоит в начале книги. А ведь без труда схимонахини Николаи духовные
сокровища, собранные Батюшкой Николаем, вряд ли увидели бы свет.
Видимо, ей претит само имя матушки Николаи, но трудами ее она постоянно
пользуется.
Причем плагиатор Ильюнина не просто игнорирует существование схимонахи
Николаи. На протяжении всего плагиата, вернее той части текста, которая
принадлежит авторству самой Ильюниной, оскорбляется и чернится имя
келейницы Старца, чьи воспоминания она тиражирует. Искусственными
заплатами выглядят они в материале самого текста, совсем в них не
нуждающегося, и служат только одному - однозначно настроить
простодушного читателя против келейницы Старца. А для достижения своей
цели автор пользуется для этого своим излюбленным средством - клеветой.
Например, стр. 3 "+ Таинственная сокровенность, загадочность (Старца)
намеренно раздувается некоторыми писательницами", - пишет Ильюнина,
имея в виду матушку Николаю. (Следующие 38 страниц она как раз и будет
цитировать именно эти труды матушки) Еще более непристойные
клеветнические измышления в адрес схимонахини Николаи Ильюнина
позволяет себе на стр. 39, 40, 143. Циничное, без страха Божия,
использование трудов схимонахини Николаи и одновременное очернение ее
выглядит кощунственно! Мы уже не говорим о том, что одна из 10
заповедей закона Божия звучит "не укради", а другая - "не
лжесвидетельствуй", т.к. по всему видно, что до соблюдения Божественных
установлений плагиатору Ильюниной нет никакого дела.
В связи с этим здесь хотелось бы напомнить, что гражданский кодекс
Российской Федерации предусматривает уголовное наказание не только за
нарушение авторских прав, но и за клевету - оскорбление личности.
Что же заставляет Л. Ильюнину преступать нравственные и гражданские
законы? И вообще, может ли для христианина быть что-либо выше, чем
нравственные заповеди? Что заставляет ее передергивать факты,
игнорировать все, что ей неугодно, даже прибегать к клевете? На этот
вопрос замечательно ответил еще в 2005 году внештатный корреспондент
газеты "Русь Православная" Владимир Руппель в своей статье под
названием "Отцеубийцы": "+Но плевелы неправды о преподобножительстве
Старца, изобильно распространяющиеся через СМИ, по-прежнему отравляют
души людей. Откуда же возникают все эти нелепые слухи? Кто их
поддерживает? Наконец, кому выгодно их распространение. И какова
конечная цель создания мифов, порочащих высоту служения отца Николая?
На мой взгляд, людей, участвующих в этом разрушительном процессе, можно
разделить на три основные группы.
Первая - это те, кто по черствости сердца просто не смогли вместить
духовную высоту служения Старца. Сегодня они пытаются
"подредактировать" его житие, убрать оттуда все "непонятное" и
неугодное начальству, низвести его до собственного убогого уровня+
Вторая категория - это дельцы от "православия", которые "работают над
темой старца Николая" профессионально, в коммерческих целях+ Эти
профессиональные "деятели журналистики", найдя свою коммерческую нишу
внутри Церковной ограды, работают здесь, что называется, не покладая
рук.
Наконец, третья группа клеветников отца Николая состоит из сознательных
врагов Церкви Христовой, целью которой является нанести ей как можно
больший вред. Эта группа самая малочисленная и весьма влиятельная.
Именно они зачастую "формируют заказ" для "дельцов от православия" и
коньюктурных журналистов. А эти - рады стараться, лишь бы платили! В
течение многих лет пишут и говорят об одном и том же, одними и теми же
словами и словосочетаниями, используя одни и те же термины. Изводят
тонны бумаги, выпуская десятки тысяч экземпляров убогих по своему
содержанию брошюр и книжонок. По кругу пускают одни и те же сплетни и
слухи, подобно дурной песенке на заведенной испорченной пластинке+
Излюбленным приемом трудящихся на этом поприще является смешивание лжи
с правдой, когда малая толика правдивых свидетельств об отце Николае
обильно заливается потоками нечистоты+
Блаженный Старец прозревал этот крест поругания, на который он будет
вознесен лукавыми "почитателями" еще при жизни своей. Однажды,
обращаясь к своей духовной дочери (имеется ввиду схимонахиня Николая),
он сказал: "вот увидишь, как меня будут пачкать и дальше, когда я уйду
Домой, к Своим, сколько неправды напишут те, кто ничего не понимает;
прости их, Господи+Сможешь ли ты очистить меня, роднуша?!" По слову
Батюшки, "сатана широко работает". Работает грубо и топорно, но надо
признать - действенно - враг понимает: стоит утвердить в общественном
сознании миф о, якобы, имевшем место непочтительном отношении к Старцу,
о самочинии его близких духовных чад - и под сомнение попадают многие
драгоценные свидетельства о жизни Старца Николая, которые должным
образом отражают высоту его служения +именно поэтому клеветники отца
Николая так упорно стараются отделить, отсечь в общественном мнении от
Старца близких ему людей - свидетелей его жития, убедить православную
общественность в некоей несостоятельности отца Николая, в его
неспособности держать ситуацию под контролем. При этом они не упускают
возможности любым способом, пусть даже с помощью откровенной лжи и
клеветы, унизить и замарать его духовных детей".
Именно поэтому и не может указать Ильюнина на истинного автора жития
Батюшки. Как-то не вяжется выдуманный ей и усердно навеваемый читателю
образ схимонахини Николаи с той любовью к Богу, к Старцу и к нам,
грешным, которая изливается из книг Матушки. А не пользоваться трудами
Матушки она не может. Ведь кроме нее нет никого, кто с такой полнотой
свидетельствовал бы о жизни Старца. Да и стиль матушки Николаи -
высокий, чистый, благородный - очень уж привлекателен. Так и хочется
выдать его за свой, чтобы привлечь читателя. Что и делает без зазрения
совести "православная" писательница-плагиатор Ильюнина.
Именно поэтому переиначивает и искажает она чужой текст и марает дегтем
своих домыслов духовный мед схимонахини Николаи, заключающийся в ее
книгах. Именно поэтому старательно лепит она из грязи лживый образ
келейницы Старца.
Долг христианина - защитить обидимого. Здесь же обидимым является сам
Старец Николай, наследие и высота подвига которого подвергается
уничижению и искажению.
Мы удивлены тем, что человек, столь открыто и дерзко попирающий
Евангельские заповеди, является главным редактором православного
журнала. Такие люди - соблазн и сеют только соблазн.
Между тем, книга-плагиат Ильюниной, вышедшая с нарушением всех
издательских правил, содержащая в себе заведомую ложь, клевету и
беззаконие, лежит в настоящее время на прилавках многих православных
храмов.
По нашему мнению, автор, позволяющий себе такое беззаконие, нарушающий
все правила журналистской этики, должен быть дисквалифицирован как
журналист и не может быть допущен к дальнейшим публикациям, не говоря
уже о ведении самостоятельной издательской работы. Поскольку взывать к
совести госпожи-плагиатора Ильюниной безполезно, просим Вас, как ее
непосредственного руководителя, содействовать тому, чтобы госпожа
Ильюнина публично извинилась перед читателями, а также перед
схимонахиней Николаей, за распространяемую ею клевету. Просим напомнить
ей, что за свой плагиат госпожа Ильюнина подлежит уголовной
ответственности на основании закона об авторском праве и
ответственности этой с нее никто не снимал.
Дорогой Сергей Евгеньевич! Мы надеемся найти в Вашем лице доброго
христианина и, веря в то, что Вы являетесь искренним почитателем
великого молитвенника Земли Русской Старца Николая (Гурьянова), просим
Вас помочь защитить наследие Старца Николая от намеренных искажений его
богоугодного жития. Надеемся на Ваш ответ по адресу:
620103 г. Екатеринбург, ул. Лезгинская, д. 109, либо по электронному адресу: iskatel@olympus.ru
С уважением и надеждой на поддержку, члены Общества светлой памяти праведного Старца Николая Псковоезерского, г. Екатеринбург:
Заместитель директора компании "Вертикаль" Шухман С.В.
Старший преподаватель кафедры ДПИ Российского Государственного Профессионально-Педагогического Университета Шухман Т.А.
Преподаватель Уральского Государственного колледжа им. Ползунова И.И.,
Заслуженный учитель России Бушуева И. В.
Директор ООО "Градостроитель" Гилев С.Ф.
Старший преподаватель кафедры Основ архитектурного проектирования УралГАХА Гилева И.В.
Директор представительства православного издательства "Благословение" в г. Екатеринбурге Захарова М.В.
Певчая храма Успения Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга Горностаева Л.В.
Певчая храма Успения Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга Горностаева Е.В.
Старший преподаватель кафедры Теологии и гуманитарных дисциплин Уральского Института Бизнеса Партина Л.В.