Православный мир с особым вниманием ожидает проведения Всеправославного собора. Несмотря на множество несоответствий имеющейся практике и правилам Церкви касательно порядка проведения соборов, он объявлен «святым» и «великим». Острая критика и тревожная реакция в мире, имевшая место к настоящему моменту, связана главным образом с тем, что совершенно очевидно была совершена попытка провести идеи и понятия, идущие в полный разрез с учением Православной Церкви. В целом речь идет о совершенно правомерном сопротивлении объявленному открытому курсу на «экуменизм», названный святыми отцами «ересью ересей» и лежащий в корне проблемы, но, к сожалению, одним этим тема не исчерпывается.
Данная причина, а также принятое совсем недавно, 21 апреля 2016 года, Синодальное решение Болгарской Православной Церкви о несогласии с проектом документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», послужили поводом для визита в Болгарию греческой делегации во главе с одним из виднейших православных богословов нашего времени, протопресвитером профессором Феодором Зисисом. Кроме него, в делегацию вошли ответственный за международные связи в Пирейской св. митрополии протопресвитер Матеос Вулканеску, архим. Павел Димитриакопулос — антисектантский отдел той же митрополии, и монах Серафим Зисис.
Визит состоялся по благословению Пирейского митрополита Серафима и по личному приглашению Ловчанского митрополита Гавриила. В ходе их пребывания было проведено много духовных встреч и посещений храмов и монастырей, где духовенство и миряне могли поделиться своими тревогами и опасениями, связанными с Всеправославным собором. Подобные реакции несогласия, наблюдающиеся среди представителей всех поместных Православных Церквей, вызваны прежде всего тем, что никто до сих пор не дал внятного объяснения и ясной аргументации в пользу того, зачем нужно созывать этот собор.
Своими размышлениями и духовной тревогой греческая делегация смогла поделиться и во время своей встречи с Патриархом Неофитом, на которой были обсуждены наиболее острые вопросы, касающиеся собора, и выражена духовная радость и благодарность в связи с тем, что БПЦ покинула спорный Всемирный совет церквей (ВСЦ), а также высказаны поздравления в связи с нашей достойной позицией по отношению к решениям некоторых документов, связанных с предстоящим Всеправославным собором.
Посещение делегации греческих духовников завершила беседа на тему «Православие сегодня», которая была проведена в зале Софийской святой митрополии по благословению Его Святейшества Болгарского Патриарха и Софийского митрополита Неофита. (Показателем высокого интереса к беседе явилось то, что она продлилась вдвое дольше планируемого.)
В ходе беседы проф. Зисис поздравил присутствующих с тем, что Болгария, хоть, может, она и мала по территории и численности, но зато можно смело сказать, что она выступает исключительно твердо и достойно, когда речь заходит о сохранении чистоты Православия. Он пояснил, почему в последнее время БПЦ и Груз. ПЦ всё чаще упоминаются в мире, и подчеркнул, что мы подаем пример своим решительным выходом из Всемирного Совета Церквей.
Упомянуто было и то, что БПЦ является организацией, на деле доказавшей свое воинствующее противостояние и спасительную миссию Православной Церкви. Были процитированы слова прп. Иустина (Поповича), совершенно четко сказавшего, что Православие не может унижаться и быть одной из сотен выдуманных «церквей» в ВСЦ, где языческие камлания и индуистские поклонения будут приобщены к понятию церкви.
Прот. проф. Зисис также раскрыл основные различия между семью Вселенскими Соборами и предстоящим Всеправославным собором, проведя их сравнительный анализ и указав на его явное сходство со Вторым Ватиканским собором 1961–1965 годов, который известен: самопровозглашением себя римо-католиками совершенными, объявлением остальных конфессий несовершенными, а также признанием ислама в качестве религии, в которой имеется спасительная миссия.
Проф. Зисис проследил предисторию Всеправославного собора вместе с описанием проведенных до настоящего времени предсобороных совещаний. Было сказано, что такое удивительное сходство и совпадение со Вторым ватиканским собором объясняет то, почему не соответствуют Православию и вызывают смущение его документы: потому что они полны привнесенной чуждой терминологии, поскольку в своем большинстве обслуживают римокатолические точки зрения и цели. (…)
Православные христиане воспринимают этот собор как необоснованный. Указывается, что он ознаменован проникновением мирского духа в Церковь, и это становится ясно из множества мест в проектах документов, которые не имеют ничего общего с современными проблемами Церкви. Не случайно говорят, что истинное православное богословие умышленно подменяется модернистским пиар-богословием, в результате чего Церковь сталкивается с новыми вызовами.
Следы любого вопроса, возникающего по этому собору, ведут к необоснованным положениям, связанным с внутренними и соборно не согласованными действиями представителей рабочих комиссий и не меньше их — самого Вселенского патриарха, который совершенно открыто долгие годы демонстрирует поведение, чуждое Церкви, а также делает заявления социально-политического и экологического, но отнюдь не и подобающего эсхатологического характера.
Основные проблемы, обсужденные в ходе беседы
Отсутствие ясного обоснования того, почему собор должен быть созван, поскольку минувшие семь Вселенских Соборов уже определили правила жизни в Церкви и ее миссию.
Почему он назван не Вселенским, а Всеправославным, что ставит под сомнение его статус? Одной из причин того, почему он не назван Вселенским, оказывается открытое и скандальное высказывание Вселенского патриарха Варфоломея о том, что он не Вселенский Собор ввиду отсутствия на нем римокатоликов, чем он открыто показывает, что наименование это имеет целью не рассердить папу. Тут совершенно ощутимо желание навязать верховенство и непогрешимость папы, поскольку Вселенский патриарх как бы выступает его представителем на соборе. Просматривается цель: через Вселенского патриарха, который будет представлять и проталкивать римопапистское верховенство, навязать такое положение дело, чтобы папа из первого среди равных по чести превратился в первого без равных.
Не включено в повестку дня рассмотрение двух ключевых для Церкви Соборов, которые до сих пор не были признаны Вселенскими. Красноречив сам тот факт, что Восьмой 879 года при Константинопольском Патриархе Фотии и Девятый 1351 года во времена свт. Григория Паламы соборы осуждают католицизм как ересь.
Регламент собора идет в разрез со всеми правилами имевшей место до сих пор практики проведения соборов. Не случайно и возмущение некоторых епископов, заявляющих, что они не куклы-марионетки и не служат для украшения. Причиной тому является то, что в соборе не могут принимать участия все епископы, а лишь по 24 от каждой Поместной Церкви. Например: в Элладской Православной Церкви 81 митрополит, а на собор могут прийти только 24.
Другая вопиющая проблема состоит в том, что их мнение может быть представлено лишь как один голос, что ставит их в абсурдную ситуацию.
Другая очевидная проблема та, что Вселенский патриарх совсем недавно попытался самовольно навязать голосование на основании консенсуса вместо голосования на основании единогласия.
Другая серьезная проблема — неучастие в соборе мирян, вопреки сложившейся доныне практике проведения соборов.
В повестку дня не включено много важных тем.
Экуменизм и необходимость объявления его ересью. Тревожным является отсутствие возможности рассмотреть вопрос о том, как относится Православная Церковь к католикам, протестантам, монофизитам и т. д. Что касается католицизма, то вопрос о нем стоит очень остро, учитывая тот факт, что весь настрой этих документов находится в откровенном несоответствии догмам, канонам и всецелому святоотеческому Преданию Православия. Очевидно, здесь умышленно повернулись спиной к огромному количеству святых, предупреждавших о всеереси экуменизма. Среди них свт. Григорий Палама, красноречиво предупреждающий, что католики — «орган сатаны».
Отсутствует также рассмотрение наболевшей темы о всеобщем выходе всех поместных Православных Церквей из ВСЦ.
Еще одной проблемой является тема отношения Православной Церкви с остальным христианским миром, на которую БПЦ уже остро отреагировала. Эта тема ставит вопрос о том, будет ли экуменизм осужден на этом соборе или же, напротив, будет оправдан и введен.
Проблемы, связанные с Таинствами
Не поставлен и вопрос о непризнании католического крещения, хотя в последнее время проталкивается практика считать его полупризнанным или признанным по снисхождению, через Миропомазание. Необходимо соборно постановить, что это крещение должно совершаться заново, как это практикуется на Святой Горе Афон в полном соответствии с канонами Церкви.
Проблемой является также венчание православного верующего с инославным. Коль скоро православный не может иметь молитвенного общения с еретиками, как можно сочетать их воедино и что это за сожительство будет, если будут допущены такие браки?
С этой темой связано и отсутствие осуждения «браков» гомосексуалистов и усыновления ими детей.
Аргументом в пользу того, что проекты документов данного собора входят в противоречие с тем, что они декларируют, является и тот факт, что не поставлены на рассмотрение такие наболевшие темы современного мира, как осуждение проблем, связанных с донорством органов, сменой пола, кремацией как кощунственным актом, суррогатным материнством, внекорпоральным оплодотворением.
Не поставлена исключительно важная тема календаря, которая долгие годы служит причиной разделения Церкви и наносит тяжкий вред после безосновательного введения римокатолической реформы, а также отсутствует тема празднования Пасхи Христовой. Прот. Зисис поделился своей озабоченностью тем, что отсутствует вопрос о возвращении к святоотеческому календарю.
Другой проблемой является осуждение унии и униатства, которые являются живым отступлением от Православия. Униатство является результатом административно-политических игр Ватикана, которыми был нанесен большой ущерб Православной Церкви с волчьим лицемерием. Униатство — форма религиозного насилия. Оно является целенаправленной смесью католицизма и внешнего богослужебного, по видимости восточно-православного обряда, используемого как прикрытие, но всецело обслуживающего католическую догматику.
Очень серьезной проблемой является и отсутствие осуждения масонства и его членов, внедренных в ряды православного клира и в богословскую среду на всех уровнях иерархии. Ярким примером важностью этой темы служат два имени: Вселенских патриархов Мелетия Метаксакиса и Афинагора — идеологов и основоположников экуменизма и календарной реформы. Исключительно показательна их кончина: Мелетий Метаксакис лишился рассудка и спустя шесть дней жестоких мучений умер, в рыданиях простонав свои последние слова: «Я разделил Церковь и уничтожил Православие», а Афинагора пришлось хоронить в закрытом оловянном гробу из-за ужасного зловония, исходившего от его тела.
Упомянутые выше проблемы, рассмотренные в свете заветов святых отцов, в свете догматов Церкви, вероопределений Соборов, канонов, а также чудес и знамений в подтверждение истинности православной веры, являются непреодолимыми для любых попыток отступления от Истины. Следует вопрос: кто бы дерзнул оспорить слова Самой Пресвятой Богородицы, Которая называет служителей папы не иначе как «враги Моего Сына»? Ее слова связаны с житием святых 26-ти преподобномучеников Зографских, которые предпочли смерть предательству Истины в лице Христа. Поэтому их подвиг не случайно был ознаменован необыкновенным небесным знамением.
Василианна Мерхеб
Перевела с болгарского с сокращениями Зинаида Пейкова
Источник: http://www.odigitria.by/2016/05/30/osnovnye-problemy-vsepravoslavnogo-iyunskogo-sobora-2016-goda-vystuplenie-prot-feodora-zisisa-v-bolgarii/