23 января 1918 года датирован декрет совета
народных комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».
Священный Собор Российской Православной Церкви тогда же в 1918 дал
оценку данному декрету в своем Постановлении, которое так и называется «О
декрете совета народных комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы
от Церкви». Священный Собор пояснил, что: «Под предлогом «отделения Церкви от
государства», совет народных комиссаров пытается сделать невозможным самое
существование церквей, церковных учреждений и духовенства.
Под видом отобрания церковных имуществ упомянутый декрет стремится уничтожить самую возможность
богопочитания и богослужения. Он провозглашает, что «никакие
церковно-религиозные общества не имеют права владеть собственностью».
…православные храмы и монастырские обители, где покоятся почитаемые всеми
православными мощи святых, становятся общей собственностью всех граждан без
различия вероисповедания – христиан, евреев, магометан и язычников, самые
священные предметы, предназначенные для Богослужения , -Святой Крест, Святое
Евангелие, священные сосуды, святые чудотворные иконы – поступают в распоряжение
государственной власти, которая может либо передать, либо не передать этих
предметов церквам для пользования.
Пусть поймет православный народ, что его хотят
лишить храмов Божиих с их святынями. Раз уничтожается всякая
собственность Церкви, нельзя и жертвовать чего-либо в ея пользу, ибо всякое
пожертвованное, по замыслу декрета, у нея отнимается. Содержание монастырей,
церквей и духовенства становится тем самым невозможным.
Вследствие отобрания типографий стесняется самая
возможность самостоятельного издания Церковного Святого Евангелия, всех вообще
священных и богослужебных книг в должной чистоте и неповрежденности…»
При том, что религиозные
организации были полностью лишены прав юридического лица в соответствии с п.12
декрета , они должны были обязательно регистрироваться в органах
государственной власти.
В Определении Священного Собора Православной
Российской Церкви «Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и
поругания» сказано:
«10.Лишившаяся храма и его святынь община православных
христиан объединяется около своего пастыря, который с разрешения епархиального
Архиерея может совершать для нея Божественные службы , не исключая и литургии, в
частном доме или ином приличествующем помещении.
11.Необходимые для Богослужения предметы приобретаются в
таких случаях на добровольные даяния верующих, причем священные сосуды могут
быть без всяких украшений на них, а облачения из простой ткани: да будет ведомо
всем, что Церковь Православная дорожит своими святынями по их внутреннему
значению, а не ради материальной ценности, и что насилие и гонения безсильны
отнять у нея главное сокровище – святую веру, залог ея вечного торжества, ибо
«сия есть победа, победившая мир, вера наша»
( 1Ин.5,4).»
Осуществлять права юридического лица Русская
Православная Церковь снова получила возможность лишь с
принятием закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» в 1990
году. В данном законе «уведомление государственных органов об образовании
религиозного общества не является обязательным»- ст.8 закона, зато в
соответствии со ст.13 религиозные организации признаются юридическими лицами с
момента регистрации их устава. Данная регистрация не вела к присвоению
православной общине идентификационного номера.
Присвоение ИНН православным приходам началось с
1996 года по заявлению прихода о постановке на учет в налоговом органе, с этого
же года открыть( или иметь) счет в банке без соответствующей справки из
налогового органа стало невозможно.
После выхода закона «О свободе совести и
религиозных объединениях» в 1997 году и началась волна перерегистрации ранее
зарегистрированных религиозных организаций, которая не была
обязательной, но эта перерегистрация никого не смутила, так как не существовало
автоматического присвоения ИНН по данным из регистрирующего органа.
Следующая перерегистрация началась в связи с
выходом закона «О государственной регистрации юридических лиц»в 2002 году . В
результате этой опять-таки необязательной для православных общин перерегистрации
религиозным организациям присваивается не только ИНН , но и ОГРН.
Причем ОГРН ранее зарегистрированным в качестве юридического лица религиозным
организациям присваивается только после подачи заявления установленного образца,
в отличии от ИНН, который с 1998 года мог быть присвоен религиозной организации
помимо ее инициативы.
Таким образом с момента регистрации в качестве
юридического лица Русская Православная Церковь осуществляла все
права юридического лица без идентификационного номера налогоплательщика вплоть
до 1996 года. Две прошедшие затем перерегистрации были необязательны для Русской
Православной Церкви и ее канонических единиц, зарегистрированных к тому времени
в качестве юридического лица.
Русская Православная Церковь имеет возможность
добиться сохранения прав юридического лица без применения в отношении нее ИНН и
ОГРН. То есть необходимо требовать очистить Церковь от ИНН и ОГРН с сохранением
всех полагающихся Церкви прав. Результаты этой деятельности – в
будущем.
Практически сегодня каждая
религиозная организация может не подавать сведений в регистрирующий
орган с использованием ИНН и ОГРН, не вести деятельность, связанную с
налогообложением, чтобы избежать использования уже полученных цифровых
идентификаторов: ИНН и ОГРН. Ликвидация через суд канонических
единиц Русской Православной Церкви невозможна в связи с непредставлением
информации в регистрирующий орган , так как имеется
вступившее в законную силу решении Красноярского краевого суда от
12 февраля 2004 года.
Выводы, к
которым пришел Красноярский краевой суд, отказывая в ликвидации Свято-Иверского
Женского Монастыря г.Енисейска Красноярского края Красноярско-Енисейской
епархии по факту непредставления сведений в регистрирующий орган
для внесения в базу данных Единого государственного реестра юридических лиц не
подлежит новому доказыванию в других судебных заседаниях, так как указанные
обстоятельства уже установлены вступившим в законную силу судебным
постановлением при рассмотрении дела, в котором участвовали каноническая единица
Русской Православной Церкви и подразделение Минюста РФ. ( п.2 ст.61 ГПК РФ).
Пугачева А.В.
тел. 8-812-973-16-46
Приложения:
Письмо Управления делами Московской
Патриархии
от 11 марта 1998 г. N 1086
По запросу Управления методологии и организации сбора
страховых взносов сообщается: в соответствии с Федеральным законом "О свободе
совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. на граждан,
работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам),
распространяется законодательство РФ о труде и они подлежат социальному
обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с
законодательством РФ. Со священнослужителями в учреждениях Русской
Православной Церкви трудовые договоры не заключаются, но учет их
службы, как трудового стажа и получаемой оплаты документируется (для будущей
пенсии) и за них закон обязывает уплачивать взносы в соответствующие фонды, за
исключением фонда трудовой занятости. Такая практика сложилась с 1991 года после
принятия закона "О свободе вероисповеданий". Настоятелю прихода денежное
содержание определяется приходским собранием, либо, в случае
совместительства или на период становления прихода, указом правящего архиерея.
Казначей прихода является материально ответственным лицом и, в этой связи,
практика не допускает работы без оформления трудовых отношений по закону.
Федеральный закон "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях" допускает безвозмездный труд
добровольцев-граждан на цели благотворительной деятельности, в частности,
направленные к духовному развитию личности или на содержание зданий, объектов и
территорий, имеющих историческое или культовое значение.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст.13
и 14) и федеральным законом "Об общественных объединениях" и названным законом
"О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации имеют
самостоятельный статус и не включаются в число общественных объединений.
Управляющий делами
Московской патриархии
Архиепископ Солнечногорский
Сергий