«Богословски неполноценными» и «пронизанными духом экуменизма» назвали документы Всеправославного собора участники конференции в греческом городе Пирей. Конференция прошла в конце марта, ее организаторами выступили четыре митрополии Элладской православной церкви ― Кифирская, Гортинская, Глифадская и Пирейская.
Предстоятели этих кафедр при участии ученых-богословов Афинского университета в итоге составили декларацию ― ее текст опубликовал греческий сайт Romfea. Декларация утверждает: если решения собора не приведут в соответствие канонам, клир и миряне откажутся принимать их, а сам Собор войдет в историю как «псевдоцерковный».
Экуменизм
Документ Собора «Отношения Православной церкви с остальным христианским миром» несет в себе богословскую непоследовательность и противоречия, говорит текст декларации.
«В первой статье соборного документа провозглашается церковное сознание Православной Церкви как "Единой, Святой, Соборной и Апостольской". Но затем этот же документ говорит, что цель двусторонних богословских диалогов, которые ведет Православная Церковь, ― это поиск утраченного единства христиан. О каком единстве идет речь, если Церковь уже едина? И какой вид церковного единства ищется в экуменическом движении?
Безконечные межконфессиональные встречи и православные молитвы с мировыми религиозными лидерами свидетельствуют о том, что конечной целью экуменизма является интеграция религий в чудовищную форму, кошмарную единую религию, которая стремится ликвидировать спасительную истину Православия».
По мнению авторов декларации, в Священном Писании и святоотеческом богословии нет и не может быть обоснований для межконфессионального сотрудничества с другими религиями. В свою поддержку они приводят слова второго послания апостола Павла Коринфянам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14).
«Участники таких диалогов оказываются не в состоянии привлечь хотя бы одну религиозную общину в православие. Они и сами в процессе этих диалогов теряют чистоту православного учения, вводят в соблазн верных людей Божьих, приводят к эрозии православной морали».
Всеправославный
Нет никаких признаков того, что на предстоящем Соборе будут осуждены современные ереси ― в первую очередь ересь экуменизма, резюмирует декларация (она называет экуменизм «панъересью» или «всеересью»): «Напротив, все показывает, что Собор попытается узаконить и укрепить ереси».
Вместе с этим, по мнению митрополитов, подписавших декларацию, Собор снял с повестки дня действительно важные вопросы, например вопрос календаря. «В 1924 году Вселенский Патриархат самовольно, в одностороннем порядке изменил церковный календарь (имеется в виду жесткий и поспешный отказ от юлианского и переход к новоюлианскому календарю, совершенный по инициативе вселенского патриарха Мелетия. Русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем. В Греции и ряде других стран часть приходов отказалась принимать новшество и откололась ― сейчас их называют "старостильниками". ― РП.). Результатом этого нововведения стал разрыв единства Православных поместных церквей и расколы. К сожалению, вопрос календаря, который остается в высшей степени актуальным и острым, был исключен из списка тем во время предсоборных совещаний без соборных решений местных Церквей».
Митрополиты выразили сожаление, что в Соборе не смогут участвовать все православные епископы. По их мнению, ограничение делегаций Поместных церквей 24 епископами от каждой входит в противоречие с канонами и преданием Церкви. Они призвали вдохновляться примером святых отцов в сохранении наследия Православной церкви.
«Подводя итог, мы приходим к выводу, что будущий собор не будет ни великим, ни святым. Но в то же время мы абсолютно уверены: клир и миряне откажутся принимать соборные решения, если те будут нести в себе экуменический дух».
Иерархи Элладской церкви неоднократно выступали против Всеправославного собора, указывая на несоответствие его документов канонам Церкви. К их обсуждению привлекают священство и мирян, дискуссии ведут в прессе и на специальных площадках вроде прошедшей конференции. Эту практику широкого обсуждения было бы не лишним перенять и Русской православной церкви, где большая часть верующих до сих пор находится в недоумении ― как следует относиться к Собору и зачем вообще следует на него ехать.