В последнее время средства массовой информации в России уделяют все большее внимание масонству. Диапазон мнений
широк. Одни утверждают, что масонство это миф, и готовы говорить на эту тему лишь в ироническом стиле1.
Другие в принципе согласны с этим, но считают проблему более серьезной: «Масонофобия
— это своего рода идеологическое помешательство... сродни бреду ревности: все
логические построения ревнивец учел, нет только одного — фактов»; таких людей
надо "лечить”2,
— утверждает московский психиатр М. Буянов. Третьи, вопреки первым двум,
выпускают хвалебные книги3 о
важной роли масонства в истории и культуре, в том числе в русской; "Известия”
сообщают, что "Пушкин был масоном. Он гордился своей принадлежностью...
Масонство помогло Пушкину перейти от детского атеизма к христианству...”4.
Четвертые тоже считают масонство влиятельным, но столь вездесущим, что в любых
отрицательных явлениях ищут именно масонские происки5...
Для поисков истины лучше всего обратиться к
самим масонским источникам. Недавно, следуя этому принципу, я напечатал две
главы: о социально-политическом фундаменте того явления, которое правый фланг
называет "жидо-масонским заговором”; и о роли масонства в русской эмиграции (см.
мюнхенский журнал "Вече” № 4243; первая часть также в "Нашем современнике” № 12,
1991).
[1] Сейчас хотелось бы продолжить
эту тему в новом аспекте и на ином уровне, воспользовавшись одной из публикаций
в московской газете "Политика”.
В этой газете было помещено интервью с М.В.
Гардером6. В эмиграции он
известен как автор международно-политических обзоров и бывший полковник
французского Генштаба. Теперь мы узнали, что он к тому же «самый старший: и в
пребывании, и в звании» в заграничном русском масонстве и «второй номер
французского масонства "шотландского устава”» — это течение считает себя
религиозным, в отличие от атеистического "Великого Востока”.
Главная ложа ордена, который возглавляет
Гардер, расположена в Париже на рю Пюто (8, rue Puteau).
Именно по этому адресу масоны через радио "Свобода” призвали (22.3.91) жителей
СССР устанавливать контакт для вступления в их организацию. Ведущая
радиопередачи ф. Салказанова сразу заверила слушателей, что разные «лживые
измышления» о масонстве «могли возникнуть только в мозгу кретина» (перекличка с
мнением психиатра М. Буянова здесь не случайна: он тоже частый автор радио
"Свобода”). Представители ложи подчеркнули, что «главная цель масонов —
способствовать моральному, духовному усовершенствованию общества». Считая
образцом такого совершенства США, они напомнили что, «в основу США... с самого
начала были заложены масонские принципы». Поэтому, заявили они, сегодня «Россия
более других стран нуждается... в масонах», ибо «то, к чему сегодня стремится
страна, соответствует масонским принципам». Более того: нет «сегодня иной, чем
масонство структуры, способной обеспечить формирование настоящих граждан; этого
не сможет сделать Церковь... этого не смогут сделать и новые политические
партии, которым еще не хватает... демократической зрелости». «Сегодня всем
понятно, в том числе и советским руководителям, если они хотят приступить к
реформам, — что распространение масонства в России представляет собой реальный
шаг, ведущий к духовному и материальному благосостоянию».
С целью «способствовать распространению
масонства в России» и отстроить там «масонскую структуру» — на рю Пюто и была
создана ложа "Александр Сергеевич Пушкин”. Ибо, как напомнили масоны, устраивать
новые ложи самим нельзя: только под руководством уже существующих. В конце
передачи Салказанова дважды, по буквам, повторила адрес и выразила надежду, что
писать по нему будут и женщины: «можно будет создать русскую женскую ложу».
Прежде чем дать оценку этому призыву
процитируем еще один документ, связанный все с тем же адресом. В 1924 г. масон
первой эмиграции Н.П. Вакар писал своему шефу7:
«23 января... в храме на
rue Puteau состоялось Собрание, посвященное "прославлению Сатаны”.., Это
подлинно был не то сатанинский Акафист, не то миссионерская проповедь сатаниста.
Речь была именно так построена не только с внутренней, но и с внешней стороны
(каждый абзац кончался напевным ритурнелем "О, Satan,
Frere des hommes”!) ["О, Сатана, Брат людей”].
...в "докладе” была и "историческая” и
"философская” часть. В этой области докладчик обнаружил существенное невежество,
однако заявил, что "сатана... поборник человеческого права против божественной
деспотии”, "истинный источник света”, и т.п. Указав, что за так называемую
"божественную любовь” человеку естественно платить Богу ненавистью и злобой,
сообщив, что "сатана это и есть человечество”, проповедник закончил гимном
Сатане, приспособив для этого известные стихи Бодлера. Вывод из проповеди для
слушателей мог быть только один: ПРИДИ, ПОКЛОНИСЬ И ПРОСЛАВЬ...
В заключительном слове Досточтимый Мастер
Ложи поблагодарил брата Humary за "интересное и
захватывающее” сообщение и... подчеркнул присутствующим и вновь посвященным
братьям "истинно масонский характер” заслушанного "доклада”...».
В этой связи «ошеломленный» Вакар ставит
вопрос: есть ли это «некая программа, сознательно и намеренно проводимая в
Братстве частью братьев; либо... проявление цинической распущенности и духовного
хулиганства»?
К сожалению, ответ масонского начальства на
это письмо Вакара нам неизвестен. Попытаемся поискать его сами.
* * *
Нет сомнения, что масонство —
влиятельнейшее движение Нового времени, которому нынешний мир во многом обязан
своим духовным состоянием. Оно возникло в виде тайного ордена в идейном
пространстве между религиозной Реформацией и атеистическим Просвещением — как
неоязыческая религия Разума, противоборствующая "реакционному” влиянию Церкви и
стремящаяся к переделке общества на "прогрессивных”,
рационально-космополитических началах. (Поэтому даже католическая Церковь в 1738
г. запретила своим прихожанам вступать в ложи под угрозой отлучения8...)
Постепенно внутри масонства возникли разные
"послушания”, от мистических до атеистических, ставящие акцент на разных
сторонах этой программы. И соответственно влияние масонства в Новое время можно
рассматривать и на духовном уровне, и на политическом.
Что касается политики, то масонские
источники уже давно не скрывают, что масонами были и лидеры "буржуазных
революций”, и многие вожди социалистических партий, и создатели Лиги Наций
(затем ООН), и множество президентов США. Свое мнение, что в Февральской
революции 1917 г. масоны «никакой роли не сыграли», М. Гардер мог бы уточнить по
французскому масонскому словарю: там сказано, что «большинство членов Временного
правительства было масонами»9.
Причем тогдашнее масонство в России отпочковалось в основном от того послушания
во Франции, глава которого в 1904 г. объявил: «Мы не просто антиклерикальны, мы
противники всех догм и всех религий... Действительная цель, которую мы
преследуем, крушение всех догм и всех Церквей»10.
Достигнув на Западе своей цели (т.е.
победив влияние католической Церкви и атомизировав общество), масонство утратило
политическую агрессивность. Похоже, теперь оно превратилось, как шутят сами
масоны, в "бюро взаимопомощи функционеров”. Ибо тайные организации нужны были
для прихода к власти в сословном консервативном обществе, но для ее
осуществления в демократии необходимы и достаточны деньги (хотя и сейчас
подлинные структуры власти все еще предпочитают оставаться закулисными; в
последнее время их идеологию по установлению "Нового мирового порядка” называют
"мондиализмом”). Кроме того, идеи масонства (нравственный "плюрализм”, отход от
христианского понимания истории) стали общепринятыми в западном мире (в СССР
сходное развитие произошло и без масонских структур: так называемое
"западничество”). Поэтому сегодня не столь уж важно, масон такой-то политик или
не масон; интереснее рассмотреть духовную суть масонства (и тем самым его
наследия), а также его место в общем русле апостасии (отхода от Бога)
человечества.
Но, приступая к анализу этого уровня
масонства, следует сделать замечание: он требует уже не социально-политических
фактов, а историософских и религиозных категорий. И здесь масонские источники
могут нам помочь лишь яркими иллюстрациями, но не выводами.
Темная духовность масонства заметна уже в
его мрачной атрибутике, в мстительных ритуалах с "мертвецами” в гробах (см.
иллюстрации в переизданном в Москве двухтомнике "Масонство в его прошлом и
настоящем”11). Еще темнее
внутренний смысл масонской символики. Уже для своей родословной масоны словно
нарочно выбрали из Ветхого Завета носителей гордыни и материализма: Каина,
строителей Вавилонской башни, царя Соломона и строителя его храма Хирама (иногда
его называют Адонирамом). С последними двумя образами связаны главные ритуалы
масонства.
Так, «Храм Соломона — исток развития всех
других масонских символов, которые объединены воедино образом храма», — пишет
масонский словарь. Саму свою деятельность масоны называют «построением храма
Соломона» (подразумевая под этим как бы построение земного рая); в этом
аллегорический смысл термина "вольные каменщики”. «Особенный культ символики,
связанной с Храмом Соломона, развит в американских ложах. ...в некоторых к
постоянному оформлению относится модель Храма»12.
Но согласно святоотеческому учению,
выраженному на основе Священного Писания задолго до появления современного
масонства, в этом Храме воссядет царем не кто иной, как антихрист — посланец
сатаны, «человек греха, сын погибели... в храме Божием сядет он как Бог, выдавая
себя за Бога» (2 Фес., 2:3-4)...
Кроме того, уже из Ветхого завета следует,
что антихрист произойдет из колена Данова — именно это колено связано в Библии с
будущим носителем зла (Быт. 49:17-18; Иерем. 8:16) и оно единственное, которое
не названо в Апокалипсисе в числе спасенных колен Израилевых (Откр. 7:4-8). И
вот в масонстве главная фигура поклонения, строитель храма Хирам, происходит
именно из этого колена по матери: она была «из дочерей Дановых» (2 Пар. 2:14), —
спокойно отмечает указанный масонский словарь. Не удивительно, что в некоторых
вариантах масонской легенды о Хираме его происхождение прямо связывается с
ангелом, взбунтовавшимся "против божественной деспотии”.
Причем культ Хирама в масонстве доходит до
того, что даже создано своего рода "анти-евангелие” об убийстве Мастера
завистниками; "анти” — потому что Христос после смерти воскресает, а от Хирама
остается лишь разложившийся труп. В своих ритуалах масоны и мстят за его
смерть; в некоторых ложах имеются искусно сделанные макеты трупа.
На этом фоне можно лучше понять и смысл
масонского "посвящения” (посвящаемого на четверть часа оставляют "под землей”: в
темной комнате наедине с "трупом” или черепом), которое скрепляется
обязательством хранения тайны под угрозой смерти. В "Вестнике объединения
масонских лож”, к которому принадлежит М. Гардер, такое посвящение трактуется в
смысле «влияния духовного порядка, источник которого... должен быть обязательно
"не-человеческого происхождения”»; «ритуал может обладать, в известном смысле,
магической силой, способной оказать эмоциональное воздействие на психику
посвящаемого»; «мы много раз были свидетелями настоящей трансмутации — этой
конечной цели всякого подлинного посвящения, происшедшей в некоторых из наших
братьев»13.
Примерно так же обращение в масонство
толкует иностранный масонский авторитет Эндрес: это «эзотерическая связь с
нематериальным... Посвящение — это изменение состояния собственной души»14
(выделено в оригинале). Фаустовская аналогия с продажей души здесь напрашивается
сама собой. (Интересно отметить, что и Гете, автор "Фауста”, был масоном.) А из
масонского словаря узнаем, что в одном из масонских ритуалов "Хирам духовно
возрождается в посвящаемом”15...
Характерно, что масоны избегают уточнять,
какому "Высшему Существу” они поклоняются, называя его "Великим Строителем (или
Архитектором) Вселенной”. Это обстоятельство, как и отказ от троичного понимания
Бога, облегчает возможность Его подмены (сознательной или скрытой) другим
"существом”, ибо как раз на роль "архитектора” и претендует сатана,
вознамерившийся соперничать в этом деле с Богом. Масоны и сами впадают в ту же
гордыню соперничества, утверждая, что «в христианстве неправильно переведен
новозаветный призыв "metanoiete” словом "покайтесь”...
Метанойя, древняя цель мистерий, означает не покаяние, а "инакомыслие”»16. И в цитированной радиопередаче "Свободы” масоны это не преминули
подчеркнуть: «Занимаясь поисками истины... масоны не признают никаких попыток
ограничить эти поиски. Масон — это человек, свободный от предрассудков и
догм...».
Возможностей для такой подмены Бога
дьяволом в символике масонства много. Тот факт, что так называемое "религиозное”
масонское послушание имеет в своих "алтарях” Библию, — ничего не значит, ибо
«если брат при вступлении в ложу, принимая обязательство, кладет руку на Библию,
то это нисколько не обязывает его по отношению к содержанию Библии», — пишет
Эндрес; поэтому «многие ложи заменяют Библию книгой с белыми страницами»17...
Так что описанное Вакаром поклонение сатане
— это лишь одно из проявлений внутренней сути масонства. Только многие масоны,
пожалуй, "не ведают, что творят”: для многих из них сатана не носитель зла, а
"истинный источник света и разума”... В этой связи можно вспомнить, что имя
сатаны — Люцифер, "светоносный” (он способен принимать облик "светоносного
ангела”). Именно этот "свет” входит в масона во время ритуала посвящения. Именно
этот "свет просвещения” масонство несет с самого начала своей деятельности. Этот
"свет” излучает и пятиконечная "пылающая' звезда, которая «относится к
общепринятым символам масонства», имеет связь с традицией каббалы и с «"печатью
Соломона”, которой он отметил краеугольный камень своего Храма»18,
— объясняет масонский словарь. (Быть может, она была принята большевиками
непродуманно, но символика духовного родства между масонством и коммунизмом
получилась впечатляющая:
[2] ведь и коммунисты претендовали
на построение похожего "храма” рая на земле, только в их терминологии он
назывался не "Новым мировым порядком”, а "Новым миром”). Уже цитированный выше
Эндрес, знаток масонских символов, подчеркивает, что как пятиконечная, так и
шестиконечная звезда (тоже масонский символ, связанный с храмом Соломона) имеют
это общее и главное свойство: они излучают "свет”, который восходит к древней
вавилонской астрологии19.
Некоторые защитники масонства признают в
нем сатанинские тенденции, но готовы отнести это «лишь к таким ложам, которые
для того и ведут борьбу с религиями, для того и говорят: "долой Распятого”,
чтобы утвердить свою религию и свое господство, ибо светлый масон никогда так
поступать не будет...»20. Как
можно видеть, разница между атеистическим и "религиозным” масонством состоит
лишь в том, что первое прямо заявляет о своем отрицании и духовного мира, и
христианских ценностей; второе же имеет и "положительную” программу, выбирая
себе в духовном мире иной объект поклонения и утверждая его "совместимость” с
христианством. Иногда это делается в такой форме: «Мы вольнодумцы, вы
верующие... Одержимые духом исследования, мы слуги Сатаны. Вы хранители истины,
вы служители Бога. Эти два учителя друг друга дополняют. Они нужны друг
другу...»21, — писал в "Письме
Римскому папе” видный масонский деятель А. Лантуан...
Переубедить же людей, принявших
"посвящение” очень трудно: они будто чем-то заворожены и существуют в иной
системе этических и эстетических координат (даже трупная символика их не
отвращает). Это подтверждает и Гардер, чувствуя в масонстве «какую-то такую
атмосферу... это сон, но сон сознательный» и «если вы действительно поддаетесь
музыке вот этого сна, который вы переживаете, то это что-то в вас меняет»...
Характерна в этом отношении апология масонства в брошюре А. Клизовского
(переизданной сейчас стотысячным тиражом в Риге); вряд ли автор сознавал, что
скорее мог напугать, чем успокоить своих оппонентов такими аргументами:
«Точно известно, что орден масонов, так же,
как родственный ему по духу и учению орден Розенкрейцеров, находились в связи с
Источником Света, Руководителями нашей планеты, Старшими Братьями человечества».
Их цель — «будущий земной рай», причем «даже отрицательные явления Великими
Зодчими Мира, Старшими Братьями человечества, обращаются в нашу пользу и в нечто
положительное...». Так, «существующее в природе хищничество есть тот кнут,
который погоняет ленивых и слабых. В человеческом царстве природы хищные щуки
для того и существуют, чтобы понуждать мягкотелых карасей развивать
наблюдательность, самодеятельность и другие положительные качества, и когда эти
качества будут развиты, исчезнет надобность в кнуте...». В мире происходит
«отбор зрелых плодов человеческой эволюции от незрелых. И в то время, как зрелые
плоды человеческой эволюции высшим сознанием чуют Свет и устремляются к
Источнику Света, незрелые не видят этого Света. Для духовно созревших людей наши
Невидимые Руководители, Старшие Братья человечества, становятся реальностью,
становятся осязаемыми и даже видимыми, но для пребывающих во тьме Они
фантазия... В. Иванов [автор антимасонских книг. — М.Н.] ...знает о
существовании на земле наших Руководителей, обитающих на нашей планете, Старших
Братьев человечества, но он называет их... темной сатанинской силой... С
Ивановыми нам не по пути»22...
Хотелось бы надеяться, что и большинству
Ивановых окажется не по пути со «Старшими Братьями человечества»...
* * *
Чтобы убедительно проанализировать эти
проблемы нужна книга, а не статья. Но и в статье эта тема останется
незавершенной, если не сказать, почему масонов часто связывают с термином
"жидо-масонский заговор” Эта проблема мне кажется гораздо сложнее, чем тому же
Клизовскому, который в сущности утверждает то же, что и Иванов (чьи книги
содержат много неточностей и преувеличений), и лишь считает это явлением
положительным.
Масонско-еврейский союз прежде всего
объясняется совмещением социально-политических интересов масонства и еврейства.
При возникновении современного масонства в XVII в. иудеи нигде не имели
равноправия, поэтому они с самого начала устремились в ложи, проповедовавшие
стирание религиозных и национальных различий. Масонство стало "отдушиной” и
путем в общество особенно для тех евреев, кто тяготился нравами гетто, но не
желал креститься. Все это хорошо видно в исследовании Я. Каца23,
как и то, что по мере укрепления масонства у власти и занятия в нем ключевых
постов евреями, они (добавим: в сочетании со своей финансовой силой) стали
пользоваться масонством для достижения своего равноправия, — а это им виделось
на пути дехристианизации и демократизации мира. Достаточно привести в виде
примера (из масонских энциклопедий) таких высокопоставленных масонов-евреев, как
Ротшильды; вождь Всемирного Еврейского Союза А. Кремье; еврейские лидеры в
Великобритании — барон М. Монтефиоре, в Италии — Э. Натан и др. (многие из них
занимали также важные политические посты). Но этот "заговор” давно завершился:
его плод — западная секулярная демократия.
Однако совпадение целей масонства и
еврейства имеет не только социально-политические причины, но и духовные. На этом
уровне "заговор” продолжается, и теперь еще меньше его участников осознают его
конечную цель. Чтобы ее уточнить — придется вернуться к значению Храма Соломона
и колена Данова (из которого происходит Хирам), ибо в этих символах совпадение
судеб еврейства и масонства завершается на эсхатологическом уровне.
Так, по святоотеческому учению24,
антихрист появится именно в еврейском народе, потому что евреи не приняли
вселенского Мессию-Христа и все еще ждут своего, национального земного
Мессию-царя. Как подчеркивает Еврейская энциклопедия — «представление о земном
Мессии, ...начиная с конца первого столетия христианской эры... является
официально признанным в иудаизме... Его назначение — избавить евреев от власти
языческого мира, низвергнуть правителей-язычников и основать собственное
царство»25; под язычниками
здесь понимаются все неевреи, в том числе христиане. Этим и воспользуется
антихрист: придет именно таким Царем Израильским, воссядет в восстановленном
Храме Соломона
[3] (2 Фес. 2:3-4) и будет править
миром на основе той материалистической идеологии, которую предлагал сатана
Христу в пустыне (хлеб и зрелища). Впрочем, об этом предупредил евреев и Сам
Христос: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет
во имя свое, его примете» (Иоанн 5:43).
И указание на колено Даново, в котором
появится антихрист, тоже «несомненно еврейского происхождения»; оно основано на
многих еврейских источниках и «находится в связи с еврейским представлением о
происхождении Мессии со стороны матери из этого колена»26,
— отмечает Еврейская энциклопедия. (Еврейские ученые вычислили это колено в "фалашах”,
которые в 1991 г. были вывезены из Эфиопии в Израиль в ходе операции
"Соломон”...)
[4]
В этой теме антихриста заключается вся
драма человеческой истории, религиозной осью которой стала судьба еврейского
народа: устами своих пророков он предсказал пришествие Мессии, но отверг Его,
впав в материалистический соблазн (шовинизм, расизм — его разновидности как
превознесение плоти своей нации). Этому соблазну, впрочем, есть вполне научное
объяснение: евреи не признали неземных ценностей, предложенных Христом,
поскольку в иудаизме не было четкого понятия о бессмертии души; все ценности они
видели лишь в земном мире... Ведь и Христа они обрекли на распятие, отдав
предпочтение "разбойнику”, не по злому умыслу, а опятьтаки из земного соблазна,
«не ведая, что творят»: им нужнее был революционер (разбойник) в борьбе против
господства римлян27...
Многозначительный прообраз этого
материалистического соблазна дан в Ветхом Завете: "золотой телец”, которому
евреи стали поклоняться, уже зная истинного Бога. Этим, пожалуй, объясняется и
их знаменитое "чутье” к деньгам — этой "крови” материально-экономической жизни
человечества; и тот факт, что уже задолго до Христа евреев было в рассеянии
больше, чем в Палестине: они селились вдоль денежных артерий мировой торговли —
«денежных силовых линий», как пишет об этом "чутье” видный современный банкир и
политик Ж. Аттали. Он отмечает в этой связи «почти абсолютное, но совершенно
ненамеренное, тысячелетнее господство евреев в международных финансах»,
длившееся до XI-XII вв. И в
дальнейшем, хотя они больше не являются единственными финансистами, «их власть
остается могущественной»28, —
пишет он.
Таким образом, злоупотребление свободой
повторялось в Божием творении на всех уровнях: и в падшем ангеле, который,
возгордившись, стал сатаной; и в богоизбранном, "осевом” народе истории, который
истолковал свою избранность националистически, отверг вселенскость Христа и стал
носителем той же материалистической гордыни... В этой схеме масонство — зримая
структура втянутости европейской цивилизации в этот материалистический соблазн
вокруг еврейской "оси”. Еще более широкое русло апостасии, конечно, складывается
из злоупотреблений свободой каждым человеком...
Эта гордыня может проявляться в самых
разных формах. Прот. Сергий Булгаков, которого в антисемитизме упрекнуть никак
нельзя, писал, что «в состоянии антихристианства и христианоборчества Израиль
[имеется в виду еврейство, а не страна. — М.Н.] представляет собой лабораторию
всяких духовных пороков, отравляющих мир и в особенности христианское
человечество»29. Например — социализм; не случайно М. Бубер считал, что именно еврейский
народ «создал мессианский идеал, который впоследствии превратился, опять-таки
при решающем вкладе евреев, уже измельчав и обретя конечность, в то, что названо
социализмом»30. Поэтому евреи
играют столь заметную роль и в космополитическом "малом народе” (о причине чего
размышляет глубоко уважаемый нами И. Шафаревич в "Русофобии”, но без должного
историософского масштаба еще не приходит к убедительному объяснению). И в
упомянутых мондиалистских структурах евреи играют сегодня важную роль; в
частности впечатляет война в Ираке 1990-1991 гг., где как предполагает
крупнейшая еврейская газета на русском языке "Новое русское слово” — речь шла
«не о наказании, а о превентивной войне... Довод о том, что необходимо во что бы
то ни стало — пусть военными средствами, если нет других — предупредить
появление у Саддама ядерного оружия, — ... активно отстаивало мощное
произральское лобби в Вашингтоне»31...
Только в рамках христианской историософии
становится понятным как подлинный масштаб проблемы антисемитизма, так и то, что
именно христианин не может впадать в плотский антисемитизм, понимая всю духовную
глубину еврейского вопроса... Тема еврейского лжемессии-антихриста для русского
человека не может быть занимательной "мифологией”, это трагический смысл
развивающегося мира. И поскольку русский народ стал носителем христианского
мессианизма как следования Мессии-Христу (русская идея), — этот конфликт двух
мессианизмов и проявляется более всего в русско-еврейском столкновении... [...]
[5]
Таким образом, возвращаясь к основной теме
— лишь в отрыве от христианских критериев добра и зла можно оправдывать "добрые
намерения” масонства. Уже новиковское масонство XVIII в. — как и все Просвещение
несло в себе тот самый "свет” Люцифера, тоже вряд ли осознаваемый тогдашними
"просветителями”. Можно согласиться с масонами с рю Пюто: немалая часть русской
знати вступила тогда в ложи (только не надо спекулировать именем Пушкина: это
был лишь короткий соблазн его молодости, преодоленный в зрелом возрасте).
В этом впуске масонского "света” в Россию
можно видеть самый отрицательный духовный аспект Петровских реформ
[6],
что и стало одной из причин болезни общества, приведшей к революции... Россия
может возродиться лишь при условии полного пересмотра этого идейного багажа —
невзирая на титул "Петра Великого”. Сегодня и в СССР чуткие историки приходят к
выводу, что многие его реформы назрели сами собой и могли быть проведены с
меньшим насилием и меньшими духовными потерями для России: это «был вызов
национальной традиции, духовным ценностям и всему укладу жизни русского
народа... И если позднее в русской духовной и культурной жизни произошло
возрождение, то произошло оно не благодаря петровским реформам, а вопреки им»,
поскольку им «так и не удалось до конца подавить и уничтожить
национально-религиозный идеал святой Руси»32.
Только Россия имела в человеческой истории
такой национальный идеал, и если она не вернется к нему, если он станет лишь
достоянием истории, — в мире будет установлен материалистический "Новый мировой
порядок” со всеми вытекающими отсюда последствиями. Характерно, что один из
американских идеологов этого нового порядка в своей нашумевшей статье называет
его "концом истории” — имея в виду окончательную, наилучшую общественную
модель...
О "конце истории” под названием Апокалипсис
он, кажется, не ведает. А ведь признаков этому столько, что даже кардинал
Ратцингер недавно провел параллель между американским "Новым мировым порядком” и
приходом антихриста. С другой стороны, авторитетный любавичский раби в Нью-Йорке
возвестил, что падение коммунистического режима в России и празднование
еврейской Хануки в Кремле — означает «скорое пришествие еврейского Мессии»33...
Статья закончена, но события обгоняют
написанное: тем кто поспешит обрести "свет” с рю Пюто, уже не нужно ехать в
Париж. Французский журнал "Экспресс”34 (17.1.1992) в статье "Масоны завоевывают Восток” с удовлетворением
сообщает об открытии многих лож в странах Восточной Европы, при покровительстве
новых правительств (это не удивительно: из статьи узнаем, что, например, в
Чехословакии масонами были отец и дядя нынешнего президента В. Гавела, дядя
министра иностранных дел Динстбира...).
Журнал пишет, что благодаря популяризации
масонства по радио "Свобода” во французские ложи стали приходить письма
из Вильнюса, Баку, Киева. В 1991-1992 гг. в России, — как подчеркивает журнал: в
обстановке "абсолютной секретности” и "тщательного отбора”, — были открыты ложи
"Северная звезда” (от "Великого Востока Франции”), "Новиков” (от "Великой Ложи
Франции”, в дни августовского "путча”), ложа "Гармония” (от "Великой
Национальной Ложи Франции”). На март 1992 г. запланировано открытие еще одной
атеистической ложи — "Свободная Россия” (в начале года в ней было 28 человек), а
летом — отпочкование ордена "Великий Восток России”.
О целях этого ордена можно судить по
заявлению главы французского "Великого Востока”, который обеспокоен «стремлением
церкви осуществить новую евангелизацию» в России (ТАСС, 9.9.91). Эту
обеспокоенность следует принять во внимание, ибо «по оценке авторитетного
энциклопедического ежегодника "Quid”, в 1990 г. во
Франции «около 100 депутатов и сенаторов и 10 членов французского правительства»
— масоны "Великого Востока” (то же сообщение ТАСС).
Как можно видеть, у М. Гардера в России
намечается солидная конкуренция. Хочется надеяться, что моя статья поможет хотя
бы кому-то из соотечественников сделать правильный выбор.
Ноябрь 1991 г. (дополнения: март 1992 г.)
Напечатано в "Вестнике Германской епархии Русской
Зарубежной Церкви” (Мюнхен. 1992. №№ 2-3), затем: "Русский Восток” (Иркутск.
1992. №№ 18-19); в сокращении: "Русский вестник” (Москва. 1993. № 1). Первый,
краткий вариант — в газете "Политика” (Москва. 1991. № 16).
1
Радио России, 12.08.91, радиопрограмма "Выбор”. № 13.
2
Буянов М. Масонофобия // Новое время. Москва. 1991. № 36.
3
Напр.: Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем. Москва, изд-во "Прогресс”.
1990; Клизовский А. Правда о масонстве. Рига, изд-во "Виеда”. 1990; Бакунина Т.
"Вольные каменщики” и "Знаменитые русские масоны”. Москва; и др. (см. "Русскую
мысль”. Париж. 1992. 31 янв. С. 11).