12 мая 2002 года в Почаевской Лавре произошло событие поистине мирового значения для православных - Украинской Православной Церковью причислен к лику святых схиигумен Амфилохий. Были обретены и мощи преподобного Амфилохия Почаевского. Во время прославления в небе над Лаврой появились созданные из облаков два креста. В течение часа верующие могли наблюдать за этим чудом - один большой крест и рядом - чуть поменьше. Паломники говорили: «Ну вот, теперь их будет двое - батюшка Иов и батюшка Амфилохий».
Этому событию и посвящен настоящий сборник материалов, предлагаемый нашим боголюбивым читателям. Нам бы хотелось приурочить его публикацию к грядущему в этом месяце празднику Почаевской иконы Божией Матери (8/21 сентября), которая в августе месяце более 2-х недель находилась в храмах богоспасаемого города Харькова, а также других городов Украины.
Решение о причислении к лику святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия (Головатюка) принято Священным Синодом УПЦ 23 апреля 2002 г. Во время минувшего Великого поста состоялось обретение честных мощей подвижника на братском кладбище Святой Успенской Почаевской Лавры, которые были найдены нетленными и поразили очевидцев степенью своей сохранности. Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершен в воскресение 12 мая в престольном Успенском храме Почаевской Лавры. Канонизацию совершал Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении шестнадцати архиереев УПЦ. Торжество собрало 20 тысяч человек. 13 мая мощи преподобного Амфилохия были перенесены из Успенского собора в расположенную под ним полуподземную церковь преподобного Иова Почаевского, где почивают рядом с мощами последнего.
13.05.2002г. Новости сервера Украинской Православной Церкви "Православие в Украине"
http://www.orthodox.org.ua
«Я родился монахом»
12 мая 2002 года в Почаевской Лавре произошло событие поистине мирового значения для православных - причисление к лику святых схиигумена Амфилохия. Во время прославления в небе над Лаврой появились созданные из облаков два креста. В течение часа верующие могли наблюдать за этим чудом - один большой крест и рядом - чуть поменьше. Паломники говорили: «Ну вот, теперь их будет двое - батюшка Иов и батюшка Амфилохий».
Со дня последнего торжественного прославления - а это был святой Иов Почаевский - прошло более 350 лет. Поэтому сейчас на прославление в Почаев приехало около 10 тысяч православных верующих из России, Украины, Молдавии, Беларуси, Польши, Чехии - весть о святом батюшке Амфилохие разнеслась, не зная границ. Было 7 часов утра. Чин прославления проводил митрополит Киевский и всея Украины Владимир вместе с пятнадцатью митрополитами, архиепископами, епископами и священством УПЦ.
Только вынесли раку с нетленными мощами схиигумена Амфилохия, как своды Успенского собора наполнились диким ревом бесноватых. Приличные люди, которые только что стояли рядом с тобой, передавали свечку, крестились, прикладывались к иконам - и вдруг... вой, лай собак, урчанье, визг. Из уст маленьких детей несется грязная брань. Взрослый мужчина говорит писклявым голосом бесенка: «Ты знаешь, что ты со мной делаешь? Ты же меня убиваешь!» Черные полчища диявола боялись батюшки Амфилохия. При жизни он был известен тем, что изгонял бесов.
«Я тебя люблю, понимаешь? Я не могу без тебя жить! Не прогоняй меня!» - кричала молодая девушка басистым голосом. Люди расступались, когда бесноватые падали на пол и выгибались так, что казалось сейчас сломают позвоночник. «Это их беси так кидают об землю» - говорил про таких батюшка. А в это время чудовищный рев бесноватых старался заглушить монастырский хор. Тогда бесноватые начинали визжать яростнее. А монахи, понимая, что происходит, пели еще громче, не давая темным силам властвовать над людьми. Вокруг слышались молитвы других верующих: «Господи, помилуй!», «Батюшка Амфилохий, даруй им освобождение...» Это было похоже на битву двух армий, битву добра и зла. То, о чем мы можем просто говорить и обсуждать, тогда было перед глазами тысяч паломников.
Его все помнят как батюшку Иосифа. За свою жизнь он трижды изменял имя. При рождении его назвали Яковом. В монахи постригся с именем Иосиф. А в конце своей жизни принял схиму и стал для всего мира схимонахом Амфилохием.
Он был сыном ремесленника. В семье, где росло 10 детей, отец брался за любую работу. Кроме этого, он был хорошим костоправом. Молодым парнишкой помогал отцу ставить на ноги больных, вправлял позвоночник, лечил переломы. Вернувшись из армии, сосватал добрую девушку и собирался жениться. По традиции пошел к приходскому священнику за благословением. А тот сказал, чтобы шел Яков в Почаевскую лавру - там ему место.
Был послушником. Через семь лет стал монахом. Выполняя различные работы и послушания, отец Иосиф наиболее стал известен, как костоправ. Поток людей не прекращался ни днем, ни ночью. Больных привозили очень много. Порой до ста подвод стояли вдоль всей улицы Липовой. Лечение у докторов было платным, а старец денег не брал. Присутствие большого количества людей утомляло существование тихой обители. И настоятель сказал Иосифу: «Хороший ты монах. Но из-за тебя покоя братии нет». И благословил отца Иосифа поселится в церквушке на монастырском кладбище.
Там он и прожил двадцать лет. Принимал каждый день до 500 человек, которые жаждали исцеления - кто телесного, кто духовного. Он говорил: «Знаю, хто до мене йде, що у нього болить й скітьки йому жити». Но лечил он не все телесные хвори, объясняя: «Богу не угодно, бо це тшетне зцілення піде не на користь, а на погибель дущі».
В советские времена власть запрещала людям ездит к батюшке. Даже автобусы отменили. Но люди шли пешком. Как-то к старцу приехал первый секретарь Тернопольського обкома партии. Без надежды привез единственного сына - саркома колена, врачи отказались лечить. Через неделю отец забрал своего сына от старца полностью здоровым. После этого секретарь дал личное распоряжение, чтобы к батюшке пустили автобус.
Из Москвы военный привез расслабленного 4-летнего сына. Старец попросил оставить ребенка. Когда через несколько дней отец приехал за ребенком, он бегал по двору. Со слезами упал в ноги к батюшке, давал деньги, хотел оставить машину. «Не треба», - ответил старец.
Мы, паломники, были там. И видели памятник. Правда, в ночь прославления кто-то снял фото с памятника да забрал лампадку. Сторож монастырского кладбища Михаил Омельянович лично помнит батюшку Амфилохия. Он подвел нас к уже раскопанной могиле старца и рассказывал, что большинство деревьев на кладбище посадил батюшка Амфилохий. Поведал он нам и дивные истории исцелений из жизни старца.
Спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены, и, по мнению врачей, неизлечимы.
...Молодая женщина Татьяна, жительница Почаева, была неверующей, в церковь не ходила. В результате закупорки вен началась гангрена. Врачи настаивали на ампутации. Женщина тянула сколько могла. А потом, узнав о батюшке Амфилохие, одолжила денег и пошла. Батюшка вышел из келий, оглядел очередь. И позвал ее из толпы. Выслушав Татьяну, сказал, что операции делать не надо. Дал мазь, святую воду и сказал, какие молитвы читать. Женщина смущенно протянула 25 рублей. Старец не взял: «В тебе самой немае грошей, а ці ти позичила». И, достав из шкафчика 50 рублей, отдал плачущей женщине. Вскоре Татьяна исцелилась не только телом - гангрена прошла, но и душой -стала постоянно ходить в церковь.
...Из Днепропетровска приехали к батюшке две подруги. Одна их них была глухонемая. Еще в детстве ее сильно побила мачеха. Отец Амфилохий спросил ее: «Как тебя зовут?»; Подруга отвечет: «Она же глухонемая!». «А ти мовчи!» И снова спрашивает больную. Та начала издавать звуки из которых сложилось имя - Галя. И с тех пор она начала говорить и стала слышать.
У батюшки было правило - если привезут с переломом, вызывать его надо в любое время. Бывало, нарисует он ручкой, как кость сломана, пойдет больной на рентген, и точь-в-точь выходит.
Был и такой случай. На целый день уехал батюшка. А к нему тут же привезли умирающего мальчика 13 лет. Не дождавшись помощи, мальчик умер. Когда поздно ночью старец вернулся и узнал об этом, он взял ребенка на руки и занес его в церквушку. А через некоторое время мальчик вышел живой.
Привез отец своих двоих сыновей. Оба были глухонемые. Слезно просил помочь. А батюшка спросил: «Хулил ли ты Бога?» - «Хулил...» - ответил мужчина и горько заплакал. «Ось тепер твої діти будуть все життя мовчати - це тобі кара від Бога..»
В конце 1970 года привезла молодая женщина пятилетнюю девочку. Просила помочь ребенку, болела она. Батюшка велел послушнице принести нож и протянул ее женщине: «На, заріж її!» Та испугано прижала дочь к себе. «Заріж, я тобі говорю. Що, шкода? А тих, що вбила у чреві не шкода? А вони ще красивіші були! За твій гріх тепер твоє дитя мучиться...»
Привез мужчина свою слепую дочь просит вылечить. «В дитинстві по деревах лазив? Очі пташкам виколював? От тепер маєш...»
Тяжело было слышать обличение своих грехов. Плакали люди, а вместе с ними плакал и батюшка. Говоря словами подвижника, земля в его дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжело больных, страждущих. А иногда говорил: «Чого ви йдете до мене? Ви думаєте я святий? Я грішник. А зцілення ви отримуєте по своїм молитвам, по своїй вірі!». Вот так, мы грешники, считаем себя святыми. А как же, попробуй скажи нам о грехах. А они - святые - считали себя грешными.
Шли 50-е года. Начались хрущевские гонения на церковь. В стране массово закрывали монастыри и храмы. Советская власть решила измором взять монахов и выжить их из Почаева. У них забрали все земли и машины. Магазинам запретили продавать монахам продукты. Всех паломников тщательно обыскивали, чтобы те не проносили съестного. А самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться, определяли в психбольницы. Попал туда и батюшка Амфилохий. Его поместили в палату для самых буйных. В первую же ночь бесы окружили его: «Чего ты сюда пришел. Здесь тебе не монастырь...» Ему кололи лекарства, от которых распухало лицо и лопалась кожа. А он молился...
Духовные чада отца писали письма, просили освобождения старца.Несколько раз приезжали комиссии. Задавали циничные вопросы - и оставляли батюшку в «психушке». Его мучения закончились с приездом в больницу Светланы Алилуевой, дочери Сталина. Когда-то давно старец Амфилохий помог ей в болезни. Она и увезла его из больницы.
...До последних дней его жизни КГБ наблюдало за батюшкой. В 1966 году подослали ему агента из Киева, жену военного, сотрудницу атеистического музея Анну. Женщина работала на кухне, готовила еду для батюшки, Амфилохий духовными очами видел весь цинизм ситуации. Неоднократно Анну покаяться. Она с притворным видом опускала голову: "Каюсь, батюшка, благословите..." Не скрывала она и того, что ее мать занимается чародейством. Несколько раз батюшка отправлял Анну от себя, но она его не слушалась и продолжала свое черное дело. Как-то раз во время обеда батюшка сказал: "Всі ви гості мої дорогі, алє серед вас є Іуда".
Из-за скверного характера Анны к батюшке перестали приезжать другие послушницы. Уезжали навсегда те, кто годами был привязан к нему. Как-то одна молодая девушка тоже хотела уехать, но ее батюшка остановил: «Ти наберись терпіння і живи. Я терплю і ти терпи». Сказано ведь терпением вашим спасайте души.
В течение 1970 года Анна подливала яд батюшке в воду, и он умывался ей. Подсыпала в еду - и батюшка на несколько часов терял сознание. Во время приступов Анна не подпускала никого к батюшке, чтобы ему не оказывали помощь.
Он знал, что его медленно травят. Но стойко переноси эти муки. На просьбы духовных чад выгнать Анну отвечал: «Від цього я маю померти. Така Воля Божа». А предвидя, что кончина его близка, как-то сказал: «Як страшно буде, коли мерзлу землю стануть на гроб кидати». Так все и произошло. Умер батюшка 1 января 1971 года. В три часа ночи машина с гробом подъехала к Лавре. Но в Святые ворота въехать не могла - трижды скатывалась с горы вниз. Тогда подняли люди гроб на плечи и внесли в святую обитель. «Батюшка не хочет на машине въезжать», - говорили они.
Обычно покойных монахов на кладбище везут, но гроб с телом святого люди не отпускали из рук, каждый хотел хоть немного пронести старца.
Когда через 31 год, 22 апреля 2002 года, по решению Священного Синода была раскопана могила старца Амфилохия, все присутствовавшие біли поражені - гроб, облачение и тело самого старца было таким, будто его похоронили только вчера. А вокруг разносилось дивное благоухание. Еще при жизни батюшка Амфилохий говорил: «Як я помру, приходьте до мене на могилку, моліться Я почую ваші молитви. Беріть з могилки пісочок. Він буде цілющім». Верующие исполняют завет святого старца. По молитвам на его могиле происходит множество исцелений. Брали люди и песок, который с молитвой прикладывают к больным местам.
Михаил Омельянович собирает истории исцелений. Их, официально подтвержденных медиками, есть уже 600. Скоро выйдет из печати большая книга, куда войдут все эти истории. А сколько еще не зафиксированных! Поэтому Михаил Омельянович обращается ко всем, кто вылечился по молитвам святого Амфилохия, писать ему на адрес Лавры.
В Украине стало одним молитвенником больше. За последние десять лет батюшка Амфилохий Почаевский - пятый святой праведник, выходец из Украины, причисленных к лику святых Украинской Православной Церковью. Среди них - Кукша Одесский, Лука Войно-Ясенецкий Крымский, Лаврентий Черниговский, Алексей Карпаторусский. Там, около Престола Божиего, где находятся все святые, они молятся за нас, просят Господа укрепить в нашем народе Православную Веру, продлить время на покаяние, дать силы пережить будущее, которое легким не будет...
Святый отче Амфилохий, моли Бога о нас!
Ирина Белецкая
При подготовке материала использованы факты из книги «Жизнь и чудеса схимонаха Амфилохия Почаевского»,
Газета «Начало», № 5, 2002 г. с.7,
OCR «Украина Шенгенская»
КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ УГОДНИКА БОЖИЯ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН СХИИГУМЕНА АМФИЛОХИЯ ПОЧАЕВСКОГО
(Головатюка Иакова Варнавовича).
В селе Малая Иловица, что на Шумщине, в многодетной крестьянской семье Варнавы Головатюка в 1894 году 27 ноября родился сын, в святом крещении названный Иаковом, в честь мученика Иакова Персянина. Мир и согласие, царившие в семье, невольно передавались маленькому Иакову. С раннего детства Иаков, погруженный в хозяйственные заботы, видел благочестие своих родителей, которые и из дома не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое. В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию. Лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Санчасть в Сибири, где молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и, наконец, - плен. Немцы отправили его в Альпы, где Иаков три года работал у фермера. Исполняя всякую работу с великим усердием и христианской покорностью, Иаков заслужил доверие и любовь своего хозяина. Но юноша, тоскуя по родному краю, в 1919 году, осуществляет заветное желание своего сердца и совершает побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село. Молитвенная теплота отчего дома согрела душу скитальца. Дни потекли в привычной крестьянской работе. Помогал он и больным, обращавшимся за помощью. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь - есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по слову Достоевского, сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не всеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния. В 1925 году, Иаков Головатюк, избрав тесный путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполнял новоначальный инок возлагаемые на него послушания.
В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни. "Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет". Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года, послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, о. Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. По благословению наместника Лавры он поселился на монастырском кладбище, в маленьком домике у ворот, где вместе с иеромонахом Иринархом прожили там около 20 лет.
Проводя дни и ночи в труде и молитве, о. Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением, смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в "руководство духом". Посвятив жизнь служению Богу и ближним, о. Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцелений.
Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, слепым зрение, скорбным подавал отраду и утешение. Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов и приведений, говорят святые отцы, там насылает злых людей. Под конец Великой Отечественной Войны, после отступления немцев, в одну из весенних ночей бандеровцы ворвались в домик к старцу и объявили о расстреле. Отец Иринарх, по милости Божией, спас тогда его от напрасной смерти, уготованной ему диаволом. Вскоре после этого отца Иосифа переводят обратно в Лавру.
Все так же спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены, и, по мнению врачей, неизлечимы. Особый дар имел батюшка - изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, так, что часто проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. Горе, переполнявшее людские сердца, отец Иосиф переживал как свое, сострадая страждущим и снисходя немощным. Почти все жители Почаева в разные периоды своей жизни, в детстве, юности или старости, были пациентами о. Иосифа.
Целый день проводя на послушаниях и с людьми, о. Иосиф молился ночью. Отец Иосиф возлюбил смирение и, бегая суетной человеческой славы, всячески старался скрывать свои добродетели, потому что многие, даже неверующие люди, после встречи с о. Иосифом глубоко переменяли свои взгляды и прославляли его. Во времена гонений на Церковь, власти планировали Лавру превратить в музей атеизма, а насельникам предлагалось покинуть территорию. За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а потом и репрессии, высылки, тюрьмы... Но ничто не сломило стойкости монахов, которые переносили все мужественно и спокойно, желая сами, если нужно, даже умереть за Лаврские Святыни. В храмах монастыря круглосуточно теплилась лампада и возносились молитвы... Отец Иосиф приходил в храм, где до утра служил акафисты, а с рассветом заставлял всех петь: "Слава Тебе, показавшему нам свет", "Пресвятая Дево" и другие песнопения и молитвы.
В одно время своим мужеством и смелостью отстоял отец Иосиф Троицкий собор. Он знал, на что шел, и ожидал от мстительных и злопамятных богоборцев жестокого отмщения. Через неделю его арестовали и поместили в психиатрическую больницу в Буданове, что в 100 км от Почаева. Там его постригли и побрили, сорвали крест и ночью голого повели в палату буйных душевнобольных... Каждый день вводили ему лекарство, от которого распухало все его тело и трескалась кожа. Все, кто знал о. Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении; надеялись и не отступали, просили везде, ездили даже в Москву. Наконец удалось его освободить. После етого поселился он у своего племянника в родной Иловице. Узнав, где находится старец, снова начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Но враг, в лице безбожных местных властей не дремал. Обеспокоенные притоком больных людей в село, они настроили родственников против него.
У отца Иосифа было девятнадцать племянников и племянниц. Как-то, один племянник тракторист, заманил его на свой трактор и увез за село к болотам. А там столкнул с трактора на землю и, избив до потери сознания, бросил в воду и уехал. Отец Иосиф восемь часов пролежал в холодной воде, а был декабрь месяц. Его нашли еле живого, он чудом не утонул. Срочно увезли в Почаевскую Лавру и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий, в честь святителя Иппонийского, память которого праздновалась Церковью в тот день. Никто тогда не надеялся, что он доживет до утра. Но Господь поставил отца Иосифа на ноги, он выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, приехали родственники и он снова уехал в Иловицу. Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением, и получали, о чем есть многие свидетельства. Слава о чудесах исцелений разносилась повсюду. К отцу Иосифу ехали люди с севера и юга, с востока и запада, с Молдавии и Сахалина. Избегая человеческой славы, он старался скрывать от людей данный ему Божий дар исцеления от душевных и телесных болезней. Часто принимал на себя их пороки и тем самым указывал причину тех или иных заболеваний людей, приходивших к нему. Некоторые, не понимавшие духовную жизнь, поэтому считали о. Иосифа грешником. И сам он часто высказывался: "Ви думаете, гцо я святий. Я грішник! А зцілення ви отримуете по своїх молитвах і по своїй вірі". Поступками старца обманывались и его домашние. А он при том любил повторять: "Я не на лице дивлюся, а на душу! А ви думайте, що хочите!".
Приезжавшие в Почаевскую Лавру со всей страны, обязательно старались посетить и О.Иосифа в его селе. Летом у него ежедневно бывало до 500 человек, а иногда и больше. Всех он обязательно угощал обедом и ужином; многие исцелялись благословенной трапезой.
Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто, садясь за стол, отец Иосиф пел: "Страха их не убоюся, ниже смущуся". Во дворе отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Как известно, "сей род" (демоны) изгоняются только молитвой и постом, поэтому отец Иосиф некоторым благословлял не вкушать пищу в среду и пятницу. "Якби ви знали, який піст солодкий", - говорил старец, имея ввиду сладость духовную, которой услаждается душа постящегося. В дни строгого поста он велел рано утром, встав с постели, до начала утренней молитвы, сразу класть три земных поклона с молитвой "Богородице Дево, радуйся...", чтобы легко выдерживать пост в этот день. Отец Иосиф исцелял разные недуги, но он и говорил, что 50% больных исцеляются, а 50 % уезжают от него не исцеленными - Богу не угодно, ибо их телесное исцеление будет не на пользу им, а на погибель души. Очень часто старцу приходилось терпеть неприятности от своих неугомонных посетителей одержимых бесами. Домашние даже уговаривали его не принимать бесноватых, ибо бесы мстили, на что отец Иосиф отвечал: "Трудно терпіти, але і боятися демонів не треба". Говоря его словами, земля во дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжело больных, жаждущих всей душой исцеления. Он часто повторял, что дети в наши времена родятся непокорными, гордыми и дерзкими, а потом стают бесноватыми. Смиряя таких детей, заставлял их просить прощения у родителей своих. Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому и ни в чем не отказывать. Старец Божий имел таковую. Он находил время для каждого. У него было неизменное правило: если привезут кого с переломом, то вызывать в любое время дня и ночи.
Пожилой послушник Иоанн бывал у отца Иосифа в селе Малая Иловица не один раз и там не один раз видел чудеса исцелений. "Без стяжания благодатных даров Духа Святого, я думаю, - рассказывал послушник Иоанн, - трудно творить такие чудеса исцелений, какие творил этот великий угодник нашей Волынской земли". Это подтвердит и любой житель Почаева и те десятки, если не сотни тысяч людей отечества нашего, которых исцелил отец Иосиф. Обладал он и даром провидения, о чем также многие свидетельствуют.
Как-то после утренней молитвы батюшка долго не выходил из келий к народу. Вдруг вышел и приветствовал всех словами пророка Исайи: "С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!". А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких многих людей к нему. Главная причина кроется в духе безбожия, насаждения которого начинается еще со школы. Учеников не пускают ходить в храм, ведут идеологическую проработку унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и привело к тому, что 75 % населения - душевнобольные. Старец посоветовал молитвой лечить недуг нынешнего века. В его доме она совершалась круглосуточно. В молельни на полу, застланном соломой и ряднами /покрывалами/, спали больные; одержимые злыми духами, сонные, среди ночи бормотали: "проснулся апостол лохматый, опять нас мучит! Уйдем! Уйдем!...". Подвижник по ночам плотно завешивал окна черными занавесками: ночью в полной схиме, с зажженным ладаном в руках, он творил молитву, которую чувствовали и не терпели бесы в спящих в молельне бесноватых людях. Часто утром рассказывал старец, как всю ночь бесы не давали ему покоя: ехали на подводах, шли легионами к нему во двор с угрозой: убить, застрелить, зарезать или отравить.
Приезжали к отцу и современные молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и велел класть по 450 земных поклонов; велел, чтобы так и дома каждый вечер делали, да носили крестики, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты, причащались и все "нервы" выйдут и будут здоровы. При этом добавил, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не "нервы расстроены", а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними.
Имея доброе сердце, отец Иосиф не любил злых людей, ибо зло не свойственно природе человека. Оно возбуждается в человеке не без посредства демонов, а потому-то злые люди им и уподобляются. Старец говорил, что любой грех опутывает сердце как паутина, а злоба, как проволока, - попробуй разорви ее. Злые люди убили царя, злые глумятся над православными. Великое счастье, говорил он, что Господь сподобил нас родиться в православной вере и быть православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православие, - неоднократно повторял подвижник. Неодобрительно относился отец Иосиф и к телевизионным передачам, которые опустошают, скрадывают душу. После просмотра телепрограмм человеку совершенно не хочется молиться, а если и понудит себя на молитву, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва бывает только в осуждение. Свою любовь к людям батюшка даровал всем, поэтому и шли к нему с верой, воспламенялись от него Святой благодатью. Духовной любви у него хватало на всех: он любил больных и страждущих, желал им исцеления и старался помочь. На вопросы одной рабы Божией, как достичь такой любви, он отвечал, что за смирение Бог дает благодать любви. И еще часто повторял: "Як до людей, так і люди".
Божия Матерь для отца Иосифа была Небом; он постоянно в своих молитвах обращался к Ней. Иногда во время общего обеда он просил всех прервать обед, встать и пропеть молитву Божией матери "Под Твою Милость...". Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия, и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь "Єлицы, во Христа креститеся" и "С нами Бог". Сам он имел красивый баритон, хорошо понимал и любил церковное пение. Как-то зимой, в начале 1970 года, зашел в трапезную и строго спросил, кто принес ему цветы и попросил не носить больше, ибо не цветы нужны, а молитва. Все удивились; нигде не видели цветов. Потом стала понятна эта притча: подвижник провидел, что на могилу ему будут приносить цветы, но ему приятнее молитва людей, а не украшение гроба.
Что чувствовал отец Иосиф в последние дни своей жизни, какие мысли тревожили его? Домашние часто видели, как преображалось его лицо; умом глубоко уходил в себя в молитвенном созерцании. Он знал помыслы окружающих его: добрые и злые. Благодарил за добро, прощал зло. Ополчились против него не только злые духи, но и люди. За лето 1970 года, с батюшкой случались странные приступы. Он лежал на лавке в саду, как бы без сознания. Пролежав так некоторое время, он вставал совершенно здоровый. Повторились приступы и в октябре. Никто ни о чем не догадался тогда. Позднее стало известно, что отцу Иосифу в очередной раз дана была отрава.
Провидел старец, наверное, замыслы врага и знал его сообщников- исполнителей. Но кто мог представить себе, что может случится что-то плохое. Несколько раз отец Иосиф собирал своих домашних в трапезной и просил пропеть некоторые молитвы из службы на Успение Божией Матери, а "Апостолы от конец, совокупльшеся зде" просил пропеть трижды. А сам, слушая, закрывал лицо руками и плакал. После, с грустью говорил: "А як страшно буде, коли стануть мерзлу землю на гріб кидати"... Через четыре месяца в Лавре отпевали отца Иосифа. Умер он 1-го января, а хоронили его 4 января 1971 года (н.ст). Годы летят; время продолжает свой неудержимый бег. Миновало уже более 30 лет со дня его кончины. А люди, которые помнят его живого, его голос, любящее сердце и добрые, умные глаза, из уст в уста, один другому, передают о чудесах исцелений. Все эти годы день ото дня идут на могилку к подвижнику люди, зажигают свечу или возжигают лампадку, ведут тихий разговор, доверяя старцу свои беды и болезни. И засвидетельствованы уже многие чудеса исцелений.
Не зарастет, видимо, никогда народная к нему тропа, протоптанная страждущими, в надежде получить от Бога исцеление и утешение по молитвенному предстательству приснопамятного отца Иосифа - великого угодника Божия. Вся жизнь отца Иосифа была самопожертвованным служением во имя любви к Богу и ближнему, ибо любовь - это главный плод духовного подвига христианина и цель монашеской жизни. Она есть закон жизни на небе и на земле и рождается от чистого сердца и непорочной совести. Любовь бессмертна, она идет с человеком за его гробом в вечную жизнь и взаимно связует души живых и умерших людей. Именно такою любовью старец стяжал глубокое уважение к себе. Верой, любовью и милосердием к страждущим он явил для нас благостный пример жизни, и оставил неизгладимую память в сердцах верующих людей, для которых был, и есть скорым целителем, милостивым помощником и благопоспешным заступником. Он и по смерти лечит, утешает, назидает; люди и теперь ощущают эту любовь, посещая могилу. Некоторые даже слышат его голос, зовущий молиться, каяться, исправляться и жить по заповедям Божиим. Народ убежденно верит в его святость, а голос народа - есть глас Божий, и это неоспоримая истина. Память его да будет в род и род!
С того времени, и по сегодняшний день, на месте погребения Схиигумена Амфилохия происходят чудеса исцеления людей, многие засвидетельствованы письменно и напечатаны отдельной книгой.
Подробнее об угоднике Божием читайте здесь: http://www.pochaev.org.ua/?pid=1207