Высокопреосвященному Владимиру Митрополиту |
Обращение.
«Совершая
богослужение по чину, который ведет начало от лет
древних и соблюдается по всей Православной
Церкви, — писал святитель Тихон, Патриарх
Московский, — мы имеем единение с Церковью всех
времен и живем жизнью всей Церкви. При таком
отношении... [да] пребудет неизменным великое и
спасительное единение основ и Преданий
Церковных. Божественная красота нашего
истинно-назидательного в своем содержании и
благодатно-действенного церковного
богослужения, как оно создано веками
Апостольской верности, молитвенного горения,
подвижнического труда и святоотеческой мудрости
и запечатлено Церковью в чинопоследованиях,
правилах, уставе, должна сохраниться в Святой
Православной Русской Церкви неприкосновенно,
как величайшее и священнейшее ее достояние...».
Поводом для написания
данного обращения является сложившаяся, в
Свято-Вознесенском Ново-Нямецком
ставропигиальном мужском монастыре, конфликтная
ситуация, вокруг реакции и соответствующем
поведении части насельников на канонические
нарушения Соборных установлений Вселенской
Православной Церкви, об отношении к
александрийской пасхалии и месяцеслову со
стороны группы из старших братьев во главе с
отцом наместником, архимандритом Паисием /Чекан/.
В связи с тем, что, возникший спор вышел за рамки
догматических дискуссий между нами и нарушил
мирное устроение многих, вынуждены призвать
вмешаться, чтобы последствия не оказались более
плачевными.
Помня из Церковной истории
как Святые Отцы бережно хранили учение Церкви,
переданное им Апостолами и как ревностно
защищали они догматы на Вселенских Соборах,
наблюдая за тем, чтобы никто не нарушал
установленного Богом порядка и не вводил новых
обычаев, нашли, что подобает и нам, взирая на их
ревностную любовь к Богу, не угашать этот дух
верности Христу, удерживающий пришествие
отступления (2 Фес. 2, 3 ) и воцарение человека
греха, сына погибели, но подвизаться за веру,
однажды преданную святым (Иуд. 1, 3 ).
С канонической точки зрения
латинский календарь является новшеством,
повреждающим неприкосновенный церковный строй.
Поэтому, еще в 1582 г. Вселенский Синод во главе с
Патриархом Константинопольским Иеремией II
строго осудил новое римское счисление как
произведение папства, нарушающее священное
Предание Церкви. А в следующем году Патриарх
Иеремия II созвал Поместный Собор, на котором, при
участии Патриархов Александрийского Сильвестра
и Иерусалимского Софрония VI, а также многих
других православных митрополитов и епископов
григорианский календарь и новая римская
пасхалия были анафематствованы.
В Соборном послании от 20
ноября 1583 г. сказано: «Так как опять церковь
старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих
астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные
постановления о священной Пасхе, совершаемой
христианами всей земли и празднуемой как
определено, — сего ради становится причиною
соблазнов... Кто не следует обычаям Церкви и тому,
как приказали семь Святых Вселенских Соборов о
Святой Пасхе и месяцеслове и добре
законоположили нам следовать, а желает следовать
григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с
безбожными астрономами противодействует всем
определениям Святых Соборов и хочет их изменить
и ослабить — да будет анафема, отлучен от Церкви
Христовой и собрания верных. Вы же, православные
и благочестивые христиане, пребывайте в том, в
чем научились, в чем родились и воспитались, и
когда вызовет необходимость — и самую кровь вашу
пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и
исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от
сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам, и
молитвы нашей мерности будут со всеми вами.
Аминь».
Как видно из послания, Собор
анафематствовал изменивших не только пасхалию,
но и месяцеслов, так как они изначально считались
Церковью нераздельными.
Будучи склоняем к принятию
нового римского календаря, Константинопольский
Патриарх Кирилл I напомнил иезуитам о том, что
все, принявшие новую пасхалию и месяцеслов,
находятся под анафемой. Позднее Вселенский
Патриарх Каллиник XI, совместно с Антиохийским
Патриархом Афанасием (1686-1728) еще раз обратили
внимание на то, что не только празднование Пасхи
одновременно с иудеями, но и отступление от
установлений Православной Церкви о постах есть
измена Православию и уклонение от
святоотеческих заветов. Так, в случае принятия
римского счисления, при условии сохранения
александрийской пасхалии, Петров Пост (в те годы,
когда Пасха празднуется от 20 до 25 апреля)
упраздняется, что является прямым нарушением
священного Предания Церкви, так как об этом посте
упоминается в Апостольских постановлениях:
«После пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а
потом поститесь». «Поэтому всякий истинный
христианин должен быть тверд в установлениях
Православной Церкви, — гласит Окружное послание,
— и обязан праздновать Пасху и соединенные с нею
праздничные дни и Церковныя времена
применительно к практике Православного Востока,
а не инославного Запада, чуждого нам по вере». В
1756 г. Вселенский Патриарх Кирилл V в Окружном
Послании о новостильниках говорит: «Иерей ли,
мирянин ли, то да будет отлучен от Бога, проклят, и
по смерти да не растлеется и пребудет в вечных
муках... Да наследуют таковые проказу Гиезия и
удавление Иуды, да будут на земле, как Каин, иже
стеня и трясыйся, и гнев Божий да будет на главе
их и участь их будет с предателем Иудою и с
богоборцами иудеями... Ангел Божий да преследует
их мечом во вся дни жизни их и да подлежат они
всем проклятиям Патриархов и Соборов, под вечным
отлучением и в муках огня вечного. Аминь. Да
будет!» . В 1848 г. Вселенский Патриарх Анфим VI
вместе с Патриархами Александрийским Иерофеем,
Антиохийским Мефодием и Иерусалимским Кириллом
в Окружном послании от имени Единой Кафолической
и Апостольской Церкви еще раз напомнили папистам
об их отступлении в ересь с принятием
григорианского календаря: «У нас ни Патриархи, ни
Соборы никогда не могли внести что-нибудь новое,
потому что хранитель благочестия у нас есть
самое Тело Церкви, то есть народ, который всегда
желает сохранять веру свою неизменною и
согласною с верою отцов его... Да держим
исповедание, какое приняли от таковых мужей —
Святых Отец, да отвращаемся всякого новшества
как диавольского внушения, на что если бы кто
дерзнул или делом, или словом, или помышлением,
таковый отрекся уже веры Христовой, уже
добровольно подвергся вечной анафеме за хулу на
Духа Святаго, якобы несовершенно глаголавшего в
Священном Писании и во Вселенских Соборах. Итак,
все новшествующие: еретики ли то, или
раскольники, добровольно облекошеся в клятву,
яко в ризу (Пс. 108, 18), хотя бы то были папы, хотя бы
Патриархи, хотя бы миряне, аще бы и Ангел с Небесе
— анафема ему».
Находим необходимо выделить
два канонических нарушения, учиненные в
монастыре:
— неоднократное совместное
служение архимандрита Паисия /Чекан/ и группы
монастырского священства с представителями так
называемой Бессарабской Митрополии Румынского
Патриархата, которые суть раскольники и еретики
и склонение к этому нарушению подчиненной
братии.
— дозволение им же игумену
Савватию /Баштовому/ священнодействовать в
монастыре, без соблюдения установлений Святых
Отец в отношении обращающихся раскольников и
еретиков, так как упоминаемый долгое время
находился в каноническом подчинении Румынского
Патриархата, также уклонившийся в ересь в связи с
принятием григорианского календаря.
Аргументы некоторых, что
новый стиль не догматическое нарушение и,
следовательно, не опасное, находим как мнение
глубоко ошибочное, и принять не можем. Перешедшие
на новый стиль, равно как и принявшие их в
общение, хотя и не утверждают, что Церковь не
свята, и говорят, что считают Ее святой, но на деле
представляют как бы погрешившей. Ведь
утверждение того, что Святые Отцы ошиблись в
составлении Пасхалии и месяцеслова есть
обвинение Церкви. Признав мнение безбожной науки
верным, а литургический календарь, принятый
Святыми Отцами, ошибочным, новостильники
представляют Церковь как бы слепой на протяжении
17-ти веков, а, следовательно, подвергают сомнению
Ее святость и расшатывают непоколебимое
основание Православной веры. Церковь, празднуя
все это время Пасху и совершая богослужения по
юлианскому календарю, сохраняла, таким образом,
литургическую последовательность событий и
обвинять ее в ошибочности — явная хула на Духа
Святаго, пребывающего в Ней. Как мусульмане, хотя
и признают Евангелие, считая его посланным от
Бога (Коран, сура 5:50), однако не живут по
евангельским заповедям, так и новостильники,
хотя и называют Церковь Святой, но на деле
нарушают догматическое учение о Ее
непогрешимости, за что и осуждены как еретики на
Поместных Соборах.
Любящая мать оберегает
детей своих от опасной болезни. Разве не удержит
она от общения с заразными больными младенца?
Достойна похвалы благоразумная родительница,
оградившая от опасной заразы неокрепшее дитя.
Напротив, не окажется ли виновницею смерти чада
своего та мать, которая дозволит общение
младенца с детьми, больными чумой? Поистине
таковая достойна укоризны и наказания за свою
неразумную безпечность.
Принявшие в общение
раскольников и еретиков, лишили меня права
служить, в родном монастыре, у Престола Божиего,
так как по определению Святых Отец сослуживать с
принявшими их то же грех. Кроме того, что еще
страшнее, они лишили многих Божьего Дара
соединиться с Господом в принятии Святых Тела и
Крови, так как причащаться с ними нам категорично
возбраняется. В связи с этим требуем:
— В отношении дерзнувших
осквернить Святая Святых, дозволившим
прикоснуться к Жертвеннику и Престолу
раскольникам и еретикам применить наказания
установленные Святыми Отцами, блага ради самих
же провинившихся.
Долготерпение Божие к
еретикам бывает ради одной покаявшейся души,
которая дороже всего мира. Ересь — страшная чума,
— которая ввергает, и душу, и тело в геенну
огненную. Она остается с горделивой душой
богоотступника навеки и мучает его, низводя на
самое дно ада. Для исцеления таковых Бог дал
лекарство, которое называется анафемой.
Анафематствуя уклонившихся от Истины, Святые
Отцы оберегали неокрепшие души от еретического
мнения и указывали отступившим на их
заблуждение, побуждая оставить ересь и
возвратиться к истинному учению Церкви
Христовой. Как телесная боль указывает место, где
расположена внутренняя язва, так и церковная
анафема болезненна для имеющих еретическое
воспаление. Анафема обнаруживает духовную
смертоносную рану, которой необходимо
безотлагательное лечение, потому что всякая
ересь, всегда имея своим отцом диавола,
постепенно укрепляется и бывает, подобна
неприметному вначале недугу, с течением времени
перерастающему в смертельную болезнь, лечение
которой на первых порах проходит успешно, но если
кто помедлит, то подвергает себя неминуемой
смерти. Так и еретическое заблуждение легче
исправляется в самом начале.
Сожалеем мы о таких
несчастных. Желаем вернуть их на путь покаяния и
послушания Матери-Церкви. Да дарует им Господь
покаяние. Молюсь о том, чтобы Господь даровал
прозрение заблудшим, а всех верных укрепил в
Истине.
Хотя и недостойны мы,
просить чего-либо, надеемся на великое
милосердие Божие к нам грешным. Да помилует нас
Христос Бог. Смиренно склоняем колена под Омофор
Церкви.
Насельники
Свято-Вознесенского монастыря
иеромонах Мелхиседек
монах Петр