Братья казаки!
Как
недавно стало известно, некие люди, собравшиеся 5 июня 2011 года в г.
Подольске, объявили себя создателями и даже возродителями «казачьей
поместной» или «казачьей автокефальной церкви».
Мы
знаем, что на протяжении двухтысячелетней истории Православия не было
какой-то отдельной казачьей церкви, но всегда ― в России, в Украине и
Беларуси ― казаки были чадами Русской Православной Церкви, и тогда,
когда казачество было приграничной вольницей, и тогда, когда стало
служилым сословием, и в тяжкие времена атеистических гонений XX века.
Поэтому первая ложь людей, в самоослеплении разрушающих единство Церкви и казачества, состоит в том, что они что-то возрождают.
Вторая
ложь ― это обвинения в адрес Русской Православной Церкви в отказе
духовно окормлять нереестровых казаков. Слава Богу, живы еще люди, кто
стоял у истоков возрождения казачества в конце восьмидесятых, кто
участвовал в первом Большом круге казаков России, состоявшемся 29 июня
1990 в Ставрополе с участием приснопоминаемого митрополита Гедеона
(Докукина, +2003). И в последующие годы содружество казаков как
православных людей и Русской Православной Церкви крепло и развивалось.
Еще раз скажу ― об этом могут свидетельствовать все участники возрождения казачества.
Что
же касается последовавшего периода, когда, к сожалению, произошло
разделение в казачестве, то и в этот период Мать Церковь стремилась к
уврачеванию этой пагубной раны, обращаясь в равной мере и к казакам,
вошедшим в государственный реестр, и к тем, кто избрал иной путь.
Об
этом могут свидетельствовать атаман Союза казаков России Павел
Задорожный, атаман Ставропольского казачьего войска Дмитрий Стригунов,
другие атаманы и казаки.
Этот принцип ― равного
окормления всех казаков ― нашел свое развитие и при создании по
инициативе и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Кирилла Синодального комитета Русской Православной Церкви по
взаимодействию с казачеством.
Святейший Патриарх при
назначении меня на должность председателя Комитета и неоднократно в
последующем подчеркивал необходимость следовать этому принципу. Было
дано распоряжение о закреплении священников за каждым казачьим
обществом. На сегодняшний день это распоряжение выполнено в масштабах
всей страны.
И вот именно в этот момент группа лиц,
включающая в себя лжеепископа, не имеющего апостольского преемства, а
поставленного такими же самозванцами, как и он сам, предлагает казакам
под совершенно надуманными и лживыми предлогами и объяснениями
отколоться от Матери Церкви.
Возможно, кто-то скажет,
зачем обращать внимание на беспочвенные заявления нескольких
малоавторитетных людей, дескать, этим мы только их прорекламируем.
Но нельзя молчать в таких случаях.
Во-первых,
потому что Церковь печется о спасении всех людей, всех своих чад, даже и
уклонившихся в раскол, даже и возводящих хулу на свою Мать. И поэтому
обращаюсь к участникам подольского собрания: опомнитесь, не терзайте
Церковь и казачество новыми разделениями. Если вы православные
христиане, если вы патриоты России, давайте вместе заботиться о духовном
возрождении и укреплении Родины и народа.
И, во-вторых, зло всегда и везде должно быть названо по имени, чтобы не распространялся соблазн от умолчаний.
Еще
и еще раз обращаюсь ко всем казакам: то, что вам предлагают, это
самочинное сборище и раскол. Это делается не ради Православия, не ради
России, а против нашей веры и нашей страны, против казачества.
Довольно
разделений, братья, довольно расколов. У нас еще слишком много
настоящих бед и проблем, без решения которых нет будущего у казачества,
нет будущего у России. Преодолеем мы их только вместе.
С любовью о Господе и верой в наше единство под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси!
Слава Богу, что мы казаки!
Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл,
председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством