ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ И МИТРА
или епархиальная жизнь с приходской колокольни
Среди
моря литературы, издающейся у нас сегодня под грифом православной, не
так часто встретишь глубокие и серьезные размышления о судьбах Церкви, о
ее прошлом, настоящем и будущем. Вышедшая совсем недавно книга
протоиерея Павла Адельгейма «Догмат о Церкви в канонах и практике»
(Псков, 2002) такие размышления, безусловно, содержит. Это книга об
одной из «болевых точек» нашей сегодняшней церковной действительности, и
хочется надеяться, что она не оставит равнодушным всякого, кто хоть
однажды задумывался о том, каковы есть и какими должны быть
взаимоотношения между людьми, называющими себя членами Тела Христова -
Церкви.
Книга написана автором, осознающим опасность
«преувеличения истинного значения своих размышлений», стремящимся
«держаться за нить богооткровенного Слова и церковного предания» и
расценивающим написанное им не как «истину в последней инстанции», а как
приглашение к диалогу.
Однако это не отменяет его убежденности в
правоте отстаиваемых им начал церковной жизни, что и понятно - без
убежденности невозможен никакой диалог.
Проблема власти является
едва ли не самым трудной и мучительной проблемой человечества и
человеческого общества. Приходится признать, что далека она от своего
решения и в эмпирической, земной церковной реальности, в которой люди
часто оказываются лишь формальными последователями Спасителя,
запретившего Своим ученикам власть обладания: «Князья народов
господствуют над ними и вельможи властвуют ими; но между вами да не
будет так, а кто хочет из вас быть большим, да будет всем слуга; и кто
хочет быть первым, да будет всем рабом» (Мф. 20:25-26). Церковь не
отменяет власти (вспомним, что и Христос учил со властью как с силой,
побуждающей размышлять над своими путями и изменять свою жизнь); она
лишь понимает ее не по-мирски, но как власть любви, не посягающая на
свободу других; как служение этим другим. В частности, дары
евхаристического предстояния и управления поместной церковью
осуществляются в институте епископства, и поставление на эти чрезвычайно
важные служения стало церковным таинством. «Церковь в епископе и
епископ в Церкви» - эти слова свт. Киприана Карфагенского выражают два
неразрывных признака Церкви согласно Символу веры: единство, личностным
выразителем которого на уровне поместной церкви и является епископ, и
соборность как неотъемлемое качество этого единства, сохраняющее в нем
за каждой личностью свободу. «Церковь, - убежден о. Павел, - не может
поступиться ни одним из двух антиномичных признаков, выражающих ее
благодатную природу». Эта антиномия единства и свободы, по разделяемому
им мнению, преодолевается только чудом любви...
http://gazetakifa.ru/content/view/4870/23/