[/i]
Иерей Алексий Мороз об опасности размывания понятий «ересь» и «еретик» …
[/i][/i]
В последнее время происходит размывание понятий «ересь» и
«еретик». «Что есть ересь? Кого следует считать еретиком? Являются ли
католики еретиками?» - на эти и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный православный богослов, председатель Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз.
Святитель
Игнатий (Брянчанинов) писал: «Ересь - это человеческое мудрование,
внесенное в Божественное учение». То есть это есть искажение Истины
человеческим умом. Мы знаем, что постановления Вселенских Соборов и
Символ веры приняты не человеческим разумом, а Духом Святым. Преамбула
определений Вселенских Соборов: «Изволилось Духу Святому и нам...». Это
Божественная Правда, которая через своих светильников была сообщена
всему церковному люду.
Незыблемы постулаты веры, которые
невозможно изменить, потому что это есть Истина в последней инстанции,
открытая нам Богом. И когда в эту Истину человеческий разум пытается
внести какие-то свои изменения - это великий грех, потому что искажается
учение Божие, и к Божественной Истине примешивается ложь, обман, т.е.
нечто от лукавого, то, что может исказить всю духовную и материальную
жизнь людей, которые приняли эту ложь. Об этом также пишет святитель
Игнатий (Брянчанинов), что один ложный принятый помысел искажает всю
умственную деятельность, скоро усваивается нашим сердечным чувством и
может исказить всё наше восприятие мира и действительности и погубить
нас, уведя с правильного пути ко спасению.
Невозможно ничего ни
убавить, ни прибавить от того, что сказано в Символе веры. Православное
догматическое богословие уже много веков руководствуется правилом о том,
что нельзя ничего изменять из того, что содержало догматическое учение
ранее, можно только сохранять и излагать более современным языком то,
что всегда было в Церкви. Это всегда соблюдалось.
Мы видим, что
сейчас идет нападение на догматическое православное вероучение, попытки
размыть и внести некую толерантность в него. Людей, которые держатся
святоотеческого учения, часто называют ортодоксами, консерваторами, и
всё это с пренебрежительным оттенком, говорят о том, что сейчас другое
время и надо приспосабливаться к реалиям. Такими разговорами пытаются
внести мирскую ложь в Божественную Истину. И здесь происходит страшное.
Ложь, усвоенная человеческой мыслью, приводит к искажению духовной
жизни, потере благодати и к погибели.
К сожалению, мы сейчас
видим много таких еретиков и в нашей православной Церкви. Они пытаются
исказить православное учение, примкнув к католикам. Они уже говорят о
том, что это такая же церковь, как наша, немного другие обряды, другие
представления, а в целом то же самое, и в ней есть благодать Божия, а
католики вовсе не еретики, и с ними надо чуть ли не объединяться. Сейчас
видно в церковной политике установку чуть ли не на единение с
Католической церковью. Но это величайшая ложь и заблуждение. Все наши
святые отцы, такие как Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Амвросий
Оптинский, Иоанн Кронштадтский и другие, называли латинян еретиками и
их учение еретическим. Они говорили о том, что Католическая церковь
после разделения не дала ни одного святого миру.
Все святые,
которые были признаны католиками после 1054 года, по сути, являлись
людьми, находившимися в глубочайшей прелести. Что это значит? То, что
они демонические воздействия принимали за Божественное и воспаленные
психические переживания, своё воображение принимали за воздействие Духа
Святаго. Так появление стигматов принимали за проявление святости, но
известно, что определенные психофизиологические упражнения приводят к
такому явлению. Кроме того, демоническая сила всегда способствует, чтобы
человек жил с разгоряченной кровью, воображением, фантазией. Первым в
мире фантазером был как раз дьявол. Область фантазии, вымысла
принадлежит ему. Дьявол вообразил себе, что он равен Богу. Этому же
следуют и так называемые святые Католической церкви. Игнатий Лойола,
основатель Ордена иезуитов, говорил, что может одной силой своей мысли
вознестись в рай, а через секунду опуститься в ад. Он вообразил себе
рай, вообразил ад и решил, что он обрел высочайшие духовные дары. Чем
опасны такие якобы святые? Тем, что святой человек является образцом для
подражания, на их примере учатся, как достигать духовных высот. А если
идеал является порочным и ведет к погибели, тогда последователи идут
ложным путем и гибнут. Это страшно в духовном плане. Поэтому, когда наши
прогрессивные православные богословы говорят о том, что нам есть чему
учиться у католиков, что надо объединяться, это опасно.
Недавно
по радио «Град Петров» вообще заявили, что нам надо учиться у других
религий. Чему учиться? Религия - это связь человека с Богом. Это полное
безумие, которое противоречит словам Христа «
Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня» (
Ин. 14:6).
Это всё перечеркивается нашими современными богословами-суесловами. Они
берут на себя великий грех, мало того, что сами заблуждаются, так ещё
вводят в заблуждение доверчивых людей, вещая от именно Православной
Церкви с использованием СМИ.
Современному православному человеку
надо очень четко держаться святоотеческого предания и ни в коем случае
не отступать от него. Мы живем в мире обмана, в мире подлога, в мире
эрзаца. Эрзацкультура в эпоху постмодерна, которую стремятся привить и
нашей Православной Церкви, растворив её, уничтожив ту жемчужину, которая
в ней есть - духовную жизнь и связь с Богом через Его Сына. Главный
упор делается на то, чтобы лишить нас силы. В пророчествах древних отцов
сказано, что в последние времена будут строить церкви с золотыми
куполами, но благодати в них не будет. Действительно, если принять
ложное учение, если соединиться с Католической церковью, это приведет к
духовной гибели людей. Мы ничего не имеем против рядовых католиков,
среди них много честных и порядочных людей, но мы имеем слова святых
отцов: «Люби грешника, но ненавидь грехи». Мы принимаем их как людей, но
отвергаем их ложное учение и сострадаем им за их заблуждения. Мы должны
показать им эти заблуждения, показать путь ко спасению, а не идти по
пути соглашательства и якобы соединения. Внешнее соединение никому
ничего не даст, кроме разрушения внутреннего, того, что есть в нашей
Православной Церкви, и мы потеряем те остатки духовности, которые ещё
есть. Нам надо держаться ортодоксальной, святоотеческой, аскетичной
Православной веры, ни на шаг не отступать от неё.