Рассказы о памятниках Бородинского поля были бы неполными без описания самого великого сражения Отечественной войны 1812 года.
Это день Бородинского сражения - 26 августа 1812 года. Наполеон страстно хотел генерального боя; он опасался, чтобы русские и здесь его не обманули и не ушли. Он встал в третьем часу утра, после краткого отдыха и, не смотря на простуду, которую чувствовал ещё с вечера, принялся за кипучую деятельность. Первые его слова были: «Что делается у русских?» - Получив в ответ, что наши войска оставались на месте, он был очень обрадован и, выйдя из палатки, сказал собравшимся около него во множестве офицерам: «Сегодня немножко холодно, но ясно: это солнце Аустерлица».
Почти в течение всего сражения Наполеон находился на высоте отнятого у нас 24 августа Шевардинского редута. Он был не совсем здоров. Художник изобразил его сидящим на складном стуле. За ним - штаб и свита; за ними - гвардия в полной парадной форме.
За Бородинское сражение Наполеона упрекают: в недостаточной энергии руководства боем и в недостаточной решительности его ведения. Это объясняют отчасти его нездоровьем, а отчасти тем, что в 1812 году он держал себя более как император, чем генерал: он не решался подвергать себя опасности; в бюллетене* о Бородинском сражении говорится, что Император ни разу не подвергал себя опасности в этом бою; по той же причине не решался он рисковать и рисковать своим последним резервом - гвардией, которую он, несмотря на настояния своих генералов, не ввел в бой. Как увидим далее, ему пришлось в позднейший период этой войны отступить от такого образа действий.
* В войну 1812 года Наполеон отправил во Францию 29 бюллетеней, которые составлялись по его указанию и которыми он оповещал свою страну и всю западную Европу о событиях войны. Бюлетени эти были, к слову сказать, очень далеки от истины.
Бородинское сражение можно считать самым главным в кампании 1812 года. Это генеральная сшибка обеих сторон; в нём принимали участие полностью их главные армии - неприятельская под начальством самого Наполеона, русская армия под начальством самого Кутузова. Здесь на смерть билось более 225.000 бойцов; из них легло более 80.000. Такой массы войск и такой массовой потери ни в одном из сражений войны 1812 года не было; да и вообще по кровопролитности это одно из самых редких сражений в истории.
В картине Гесса сгруппировано несколько важнейших моментов Бородинского сражения.
Центральный интерес представляет выбытие из строя князя Багратиона, главнокомандующего нашей 2-й армии. Этот эпизод и занимает центральное место в картине. Багратион, раненный в ногу, сидит на земле с перевязанной ногой и говорит с генералом Коновницыным, который стоит рядом с ним верхом на лошади. Коновницын оказался на этом участке позиции старшим из генералов, и ему Багратион передает командование. К раненному Багратиону бежит для подачи врачебной помощи лейб-медик Вилье.
Тут же на телеге подвозят раненного генерала Воронцова. Он командовал сводной гренадерской дивизией; в рукопашной схватке он был ранен штыком, а дивизия его была почти уничтожена; в своих записках он говорит о своем участии в Бородинском сражении так: «Мое сопротивление не могло быть продолжительно, но прекратилось не прежде, как с уничтожением моей дивизии».
На правой стороне картины - большое укрепление нашего центра (батарея Раевского). Взятое было неприятелем, оно отбирается обратно Ермоловым. Еще правее - большая батарея нашего правого фланга; здесь - Барклай-де-Толли (пешком) и еще дальше Кутузов. Впереди них виднеется село Бородино. За ним 1-й кавалерийский корпус Уварова и казаки Платова обходят левый фланг неприятельского расположения и неожиданно появляются на фланге и частью в тылу корпуса вице-короля итальянского Евгения Богарне.
В действительности все перечисленные эпизоды Бородинского сражения происходили не в одно и то же время, но художник хотел на одной картине запечатлеть его важнейшие моменты*. Другой художник, художник слова (М. Ю. Лермонтов) воспел Бородинский бой в стихах; вот несколько чудных строф оттуда:
* Нужно сказать, что на картине вполне определенно видны не все перечисленные эпизоды Бородинского сражения; последние четыре не вполне ясны, но мы называем их, руководствуясь надписями на раме этой картины, висящей в офицерском собрании Лейб Гвардии Измайловского полка.
В начале Бородинского сражения вся гвардия находилась в резерве, но когда неприятель повел яростные атаки на Багратионовы флеши, то полки Лейб Гвардии Измайловский, Лейб Гвардии Литовский и Лейб Гвардии Финляндский были выдвинуты из резерва и направлены на подкрепление войск, действовавших у этих флешей. Двигаясь из резервов в густых колоннах (колонны к атаке), полки эти попали под сильный огонь неприятельской артиллерии, но, не взирая на него, храбро устремились в атаку.
Участник Бородинского боя, французский генерал Пеле, картинно описывает атаки наших войск у Багратионовых флешей и говорит: «По мере того, как к войскам Багратиона подходили подкрепления, они по трупам павших шли вперед с величайшею отвагою, для овладения утраченными пунктами. Русские колонны на наших глазах двигались как подвижные шанцы, сверкающие сталью и пламенем. Поражаемые нашей картечью, атакуемые то конницей, то пехотою, эти храбрые войны терпели огромный урон, но, собравшись с последними силами, они нападали на нас по-прежнему.»
«Из первых жертв Бородинского сражения пал полковой барабанщик, шедший рядом с полковником Храповицким. Ему раздробило ядром обе ноги (это и изображено на картине). Снаряды чаще и чаще валились в ряды измайловцев. Пули начинали уже сильно свистеть и, то и дело, люди выбывали из рядов, но полк шел спокойно. Вот лошадь под полковником Храповицким высоко взвилась на дыбы и, опрокинувшись навзничь, осталась на месте жертвою от попавшей в нее неприятельской пули. Храповицкий поднялся, и измайловцы снова увидали его спокойно ехавшим перед полком на новой лошади».
Затем Лейб Гвардии Измайловскому полку вместе с Лейб Гвардии Литовским пришлось отразить ряд горозных и яростных атак многочисленной французской кавалерии. Они молча подпускали неприятельскую кавалерию на 50 шагов и лишь тогда обстреливали её верным, губительным огнем, приводившим её в расстройство и обращавшим в бегство. По свидетельству командира одного из батальонов Лейб Гвардии Литовского полка, батальон этот в одну из атак на него неприятельских кирасир даже не открывал огня, а молча поджидал скачущую кавалерию, держа ружья на руку и поворачивая дула их из стороны в сторону; получавшееся от этого блистание штыков пугало лошадей и удерживало их, а тех, которые доскакивали, солдаты кололи штыками в морды, затем сами перешли в атаку на расстроенных кавалеристов, обратили их в бегство и вдогонку открыли по ним сильный огонь.
Картечная пуля ударила в ногу полковника Храповицкого, но он остается в строю. Перевязавши рану, бодро едет он по рядам бригады и благодарит героев за их мужество и стойкость. Но, объехав свои батальоны, он теряет силы и велит нести себя на перевязочный пункт.
Картина воспроизводит эпизод неожиданного нападения нашего артиллерийского корпуса под командою генерал-лейтенанта О. П. Уварова на левый фланг армии Наполеона. Это действие имело большое значение в Бородинском сражении, хотя и не достигло намеченной Кутузовым цели.
Когда после полудня Наполеон готовил решительный удар на наш центр, корпус Уварова, стоявший до того за нашим правым флангом, был выдвинут вперед и направлен в обход левого фланга неприятельского расположения; еще правее двинулся Платов с казаками. Неожиданное появление корпуса Уварова на фланге армии Наполеона (здесь находился корпус вице-короля итальянского), а казаков Платова в тылу его произвело переполох в неприятельских войсках и отвлекло внимание Наполеона от нашего центра, заставив его заняться своим левым флангом; атака на наш центр была приостановлена и приостановка эта продолжалась в течение двух часов; этим перерывом мы воспользовались для приведения в порядок расстроенных боем войск нашего центра и усиления подкреплениями ослабленных пунктов нашей позиции.
Поле сражения завалено грудою тел. Мертвых больше, чем живых. Воины Наполеона, заняв уступленные нами укрепления, восклицают: «Vive l'empereur!».
Французский автор, участник боя (Labaume), следующим образом описывает поле Бородинского сражения после битвы: «Середина большого редута представляла ужасную картину: трупы были навалены один на другой в несколько рядов. Русские гибли, но не сдавались. На пространстве одного квадратного лье не было местечка, непокрытого мертвыми телами… Виднелись горы трупов, а там, где их не было, валялись обломки оружия, пик, касок, лат, ядер, покрывавших землю как град после сильной грозы…»
Один французский полковник (Фезензак), назначенный командиром полка после Бородинского сражения, в своих мемуарах говорит, «что он не нашел прежней весёлости в солдатах, не слышал песен и разговоров - они были погружены в мрачное молчание. Даже офицеры ходили словно опущенные в воду. Это уныние странно после победы, открывшей, казалось, ворота в неприятельскую столицу».
Один из французских историков войны 1812 года (маршал Сен-Сир) говорил о Бородинском сражении так: «Русские, несмотря на самое упорное сопротивление, могут считаться побежденными потому только, что они отступили, но они не были разбиты, они не были отброшены в полном расстройстве ни на одном из участков своей позиции. Было поражено тело, но не душа армии. Их потери были велики, даже огромны, но они почти уравновешивались потерями Наполеона, а между тем на их стороне оставалось великое преимущество: их потери могли быть немедленно вознаграждены теми подкреплениями, которые они получали ежедневно, тогда как убыль в наших войсках оставалась невосстанавливаемою».
Сам Наполеон впоследствии говорил о Бородинском сражении так: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. В нем Французы показали себя достойными одержать победу, а Русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти мною данных сражений, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».
При подготовке материала использовалась книга "Отечественная война 1812 года в картинах русских художников" Издание И. С. Лапина, Париж. Адаптация для сайта: С. Николаев.
Путеводитель по Бородинскому полю. Описания главных достопримечательностей.
Легендарный русский полководец Николай Николаевич Раевский родился в Москве 14 сентября 1771 года. Военную службу Николай начал в 14 лет в Преображенском полку. Он принимает участие во множестве военных компаний: турецкой, польской, кавказской. Раевский зарекомендовал себя как умелый военачальник и в 19 лет его произвели в подполковники, а в 21 год он стал полковником. После вынужденного перерыва возвращается в армию в 1807 году и активно участвует во всех крупных европейских сражениях того периода. После заключения Тильзитского мира принимает участие в войне со Швецией, позже с Турцией, по окончании которых его производят в генерал-лейтенанты.
Особенно ярко талант полководца проявился во время Отечественной войны. Раевский отличился в битве под Салтановкой, где сумел остановить дивизии маршала Даву, намеревавшиеся предотвратить объединение русских войск. В критический момент генерал лично повёл в атаку Семёновский полк. Затем была героическая оборона Смоленска, когда его корпус сутки удерживал город. В Бородинском сражении корпус Раевского успешно защищал Курганную высоту, которую французы особенно яростно атаковали. Генерал принял участие в Заграничном походе и Битве народов, после чего вынужденно оставил армию по состоянию здоровья. Умер Н. Н. Раевский в 1829 году.
В октябре 1941 года Батарея Раевского опять стала одним из ключевых пунктов обороны на Бородинском поле. На её склонах располагались позиции противотанковых орудий, на вершине находился наблюдательный пункт. После того как Бородино было освобождено и укрепления Можайской линии обороны приводились в порядок, курганной высоте была оставлена роль ключевого опорного пункта. На ней были возведены несколько новых ДОТов.