В том окончательном виде, как мы его знаем и предлагаем сегодня вашему вниманию, "Домострой" сложился в эпоху Иоанна Грозного, в середине XVI века. Это было время великих обобщений, подытодживания национального опыта, объединения и консолидации. Знаменитый Стоглав (1551) стал энциклопедией церковных правил и порядков, "Великие Минеи Четьи" (1541-1552) - двенадцатитомной энциклопедией "всех книг, на Руси читаемых", десять томов Лицевого Летописного свода - иллюстрированной энциклопедией русской и всемирной истории. Наконец, явился и "Домострой" - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования.
Поучение и наказание отцов духовных ко всем православным христианам о том, как веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и в небесные силы, и святым мощам поклоняться и тайнам святым причащаться и как остальной святыни прикладываться. О том, как Царя почитать и князей его и вельмож, ибо сказал апостол: "Кому честь - честь, кому дань - дань, кому подать - подать", "не напрасно меч носит, но в похвалу добродетельным, неразумным же в наказание". "Хочешь ли не бояться власти? Делай всегда добро" - перед Богом и перед нею, и во всем покоряйся ей и по правде служи - будешь сосуд избранный и царское имя в себе понесешь.
И о том, как почитать святителей, священников и монахов - и пользу от них получать и молитвы просить на благословение дому своему и всех нужд своих, и душевных и телесных, но пуще всего духовных - и с прилежанием им внимать, и поучения их слушать, словно из божьих уст.
А еще в этой книге найдешь ты некий устав о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами и с детьми и с домочадцами, как наставлять их и поучать, и страхом спасать и запрещать строго и во всех их делах сохранять их в чистоте, душевной и телесной, и о них заботиться, как о собственной части тела, ибо сказал Господь: "Да будете оба в едину плоть", ибо апостол сказал: "Если страдает один член - то все с ним страдают"; так же и ты, не о себе одном пекись, но и о жене и о детях своих и обо всех остальных - до самого последнего домочадца, ибо все мы связаны единою верой в Бога. И с добрым таким прилежанием неси любовь всем, живущим по-божески, точно око сердечное, на Бога взирающее, и будешь как сосуд избранный, не себя одного несущего к Богу, но многих, и услышишь: "Добрый рабе, верный рабе, будь в радости Господа своего!"
А еще в этой книге отыщешь устав о домовном строении, как учить жену и детей и слуг, и как всякий запас собирать - и хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, и о домашнем хозяйстве, особенно в сложных делах. А всего тут найдешь ты глав 67.
Автором книги (точнее, видимо, составителем и редактором) был известный церковный и государственный деятель того времени священник Сильвестр. По происхождению новгородец, он приехал в Москву в 1542 году, чтобы продолжать работу в скриптории (книгописной мастерской) митрополита Макария, когда тот, прежде владыка Новгородский, стал главой Русской Церкви. Сильвестр был назначен в клир Благовещенского собора Московского Кремля. Человек яркий, образованный и темпераментный, он замечен и приближен Иваном Грозным, имеет одно время исключительно сильное влияние на молодого царя, входит в состав "Избранной Рады" - фактически правительства. Но недолго. Грозный царь не любил, чтобы ему очень досаждали советами. С 1560 г. благовещенский поп попадает в опалу и кончает свои дни под монашеским именем Спиридон в Кирилло-Белозерском монастыре. (Мы не знаем, когда точно он умер; в 1577 г. князь Курбский упоминает о нем уже как о покойном.) Царский гнев не распространился на семейство Сильвестра. Сын писателя, Анфим - тот самый, которому посвящен "Домострой" - служил в 1560-е годы дьяком в Смоленске.
Силвестр был великий книжник. Он не только писал и переписывал книги, но в большом количестве собирал их, часто потом дарил ("вкладывал") в различные храмы и монастыри. Представление о его личной библиотеке могут дать рукописные книги, оставшиеся после его смерти в Кирилло-Белозерском монастыре. Монастырские библиотекари так и помечали их потом: "селивестровские". Таких книг дошло до нас больше двадцати. Но известно, что Сильвестр, уходя в монастырь, взял с осбой не всю свою библиотеку. Многие из книг остались у Ивана Грозного и уже им были переданы тому же монастырю. Кроме того, составитель "Домостроя" вкладывал книги в Александро-Свирский монастырь, Чудовский в Москве; даже на Афоне, в сербском Хиландарском монастыре сохранилась одна из книг Сильвестра. Во вкладной книге Соловецкого монастыря сохранилась запись о пожертвовании им в обитель целого собрания - 66 книг.
Сильвестр вошел в историю литературы как автор целого ряда произведений. Написанное им "Житие святой княгини Ольги" включено в "Книгу степенную царского родословия". Считают, что он приложил руку к некоторым разделам "Стоглава". Но главным в его наследии несомненно остается "Книга глаголемая Домострой". Для историков - это бесценный источник истории русской жизни и быта, для филологов - неисчерпаемый кладезь русского языка и лексикологии. "В том и состоит, - пишет профессор В.В.Колесов, - основная ценность "Домостроя" сегодня: с его помощью мы можем заглянуть в быт наших предков XV-XVI вв. и как бы присутствовать при их разговорах.