Авторизация
26 декабря 2024 (13 декабря ст.ст)
 

ЦАРСТВО МОСКОВСКОЕ. Смутное время


 



УСТРОЕНИЕ



 



После изгнания иноземцев и окончания Смуты самым насущным вопросом для



русских людей стало восстановление своей государственности - выборы нового



царя. У пассионарных людей акматической фазы принцип личной ответственности



ценился очень высоко. Люди того времени полагали (и не без основания), что



для уверенности в завтрашнем дне мало безликого правительства, а нужен один



государь, который был бы символом власти и к которому можно было бы



обращаться как к человеку. Поэтому выборы нового царя касались всех и



каждого.



 



Победители - казацко-дворянское ополчение - долго не могли сойтись во



мнениях: все кандидатуры отметались. Дмитрия Трубецкого не хотели видеть на



престоле дворяне, ибо он, хотя и был князем, командовал казаками. Князя



Дмитрия Пожарского не хотели иметь государем казаки: ведь он был вождем



дворянского ополчения. Но был еще один кандидат - тихий и совершенно



бесцветный человек, шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов. Отец



Михаила, Федор Никитич Романов, интриговал в свое время против Бориса



Годунова и был пострижен в монахи (под именем Филарета). По поручению



боярской Думы, после того как 27 августа 1610 г. Москва целовала крест на



верность Владиславу, Филарет отправился с посольством к Сигизмунду III



Ваза, но потерпел неудачу: поляки арестовали его и довольно плохо



обращались с послом в заключении. В тяжелые времена Смуты Романов-старший



был связан с тушинцами, но никакой заметной роли там не играл.



 



Теперь же оказалось, что фамилия Романовых именно в силу того, что она



никак не проявила себя в прежние времена и, соответственно, не имела



никакой поддержки, всех устраивает. Казаки были настроены в пользу Михаила,



поскольку его отец, друживший с тушинцами, не был врагом казачеству. Бояре



помнили о том, что отец претендента происходит из знатного боярского рода и



к тому же состоит в родстве с Федором Ивановичем, последним царем из рода



Ивана Калиты. Иерархи церкви высказались в поддержку Романова, так как отец



его был монахом, причем в сане митрополита. Итак, все сошлись на



"нейтральном" и тихом царе.



 



Против высказалась лишь одна мать юного Михаила Федоровича, инокиня Марфа.



Зная историю, эта женщина не пускала своего сына на царство, говоря, что



это дело хлопотное и что она не хочет, чтобы ее Мишеньку прикончили, как



Отрепьева и Тушинского вора. Но поскольку все обещали "блюсти государя", то



ей ничего не оставалось делать, как стать матерью московского царя. Будущий



же "великий государь" сидел в Костроме и знать ничего не знал: судьба юноши



была решена без его участия. В феврале 1613 г. народ на Красной площади



назвал своим государем Михаила Федоровича Романова.



 



Выбор был крайне удачен, ибо, поцарствовав с 1613 по 1645 г., сам Михаил



Федорович ничего не предпринимал. Первоначально работу по устроению



государства выполняли земские соборы. В состав земских соборов входили



выборные представители практически всех сословий. Таким образом, наши



предки собирали самую уважаемую и мыслящую часть населения страны и решали



с ее помощью насущные вопросы: хозяйственные, военные, дипломатические.



Позже установился постоянный состав правительства, в государстве был



наведен относительный порядок, и нужда в земских соборах отпала. Их функции



стал успешно выполнять тогдашний государственный аппарат - приказы, в



которых служили дьяки.



 



Внутриполитическая ситуация во время царствования Михайла Романова



оставалась стабильной. За тридцать с лишним лет его правления произошло



только одно серьезное выступление крестьян (1615), когда 20 тысяч человек



подошли к Москве и предъявили весьма оригинальные требования. Восставшие



отнюдь не хотели низвержения правительства, они всего-навсего не хотели...



быть крестьянами и просили, чтобы их зачислили на военную службу.



Требование имело смысл, поскольку военная служба оплачивалась. Но так как



войск у правительства хватало, а лишних денег не было, то восставших



разогнали, вождей их схватили и велели жить дома, не докучая властям



самовольными инициативами. Такой эпизод, довольно смешной с нашей точки



зрения, весьма характерен для начала XVII в. и отражает высокий уровень



пассионарности населения.



 



В первой четверти XVII в. генофонд русского суперэтноса начал



компенсировать тот урон, который нанесли русской пассионарности все смуты



конца XVI - начала XVII в. В известном смысле повторилась ситуация начала



акматической фазы (первая четверть XVI в.), когда большое количество



пассионариев скапливалось в столице и на границах. Точно так же, как веком



раньше их прадеды, русские пассионарии в 20-х годах XVII в. не хотели



ковыряться в земле, а стремились жить на границе, воевать, отстаивать веру



православную или любые политические интересы - лишь бы найти применение



своей избыточной энергии. Эта параллель хорошо объяснима с точки зрения



общей теории этногенеза.



 



Период времени от смерти Ивана III в 1505 г. до начала царствования Михаила



Романова в 1613 г. представляет собой первый максимум пассионарности в



акматической фазе, причем в первой половине этого периода пассионарность



возрастала, а затем начала убывать. Новый подъем обозначился лишь в 20-х



годах XVII в. и, естественно, был похож на такой же подъем пассионарности



акматической фазы начала XVI в. Потому и Смутное время, с точки зрения



этногенеза, - это не случайность, и та кровь, которая пролилась, те пожары,



которые жгли нашу землю, были следствиями пассионарной депрессии после



перегрева середины XVI в. Естественным было и стремление народа избавиться



от антисистемы, которая исподволь проникла к нам с Запада в царствование



Ивана Грозного.



 



Спад пассионарности и ее подъем весьма по-разному отразились не только на



политической расстановке сил в стране, но и на состоянии ее природных



ресурсов. Своеобразный "западник" Иван Грозный, одно время даже



собиравшийся бежать в Англию, еще в середине XVI в. милостиво принял



английского моряка Ричарда Ченслера, открывшего путь по Белому морю до



Архангельска. Позднее Грозный предоставил англичанам чрезвычайно выгодные



концессии на вывоз в Западную Европу пеньки для канатов, леса, мехов, семги



и других товаров. Фактически англичане использовали эти концессии с ущербом



для нашей страны. Русские купцы были ужасно недовольны, но, разумеется,



возможности оспаривать решения Ивана Грозного не было никакой. Кроме того,



в опричнину Грозный набирал большое количество "иностранных специалистов":



немцев, шведов, ливонцев, - которые стремились получить место, естественно,



для того, чтобы вернуться домой с деньгами. И реализация концессий, и



оплата "специалистов" проходили за счет расхода ресурсов страны, который



никак не контролировался. Поэтому период спада пассионарности в



акматической фазе на природе отразился весьма и весьма неблагоприятно. К



счастью, техника в XVI в. была развита не настолько, чтобы хищническая



эксплуатация природных ресурсов в течение 50 лет привела к их полному



исчерпанию, а на земле стало невозможно жить. Природа тогда была еще



сильнее техники и смогла довольно быстро восстановить и ландшафт, и



ресурсы.



 



Когда же спад пассионарности сменился подъемом, русский этнос



продемонстрировал совершенно иное отношение к природе родной страны. В



отличие от Ивана Грозного и окружения самозванцев правительство при Михаиле



Романове ввело строгие ограничения для иностранных купцов, обложило их



довольно большими налогами и перезаключило все прежние кабальные договоры.



Во внешней торговле Русское государство начало безоговорочно



ориентироваться на интересы своих, русских, купцов. И когда иностранцы



выразили желание ездить через Россию в Персию, дабы конкурировать с



русскими, торгующими со Средним и Ближним Востоком, правительством такие



поездки были строжайше запрещены. Отметим, что эта традиция сохранялась в



России весь период подъема пассионарности в акматической фазе - вплоть до



начала царствования Алексея Михайловича.



 



Ограничимся одним примером. В Европе бушевала Тридцатилетняя война между



протестантами и католиками. Начавшись в 1618 г. чешским восстанием против



австрийского правительства, война длилась до 1648 г. Англия, конечно,



принимала в ней участие на стороне протестантов. Но в Англии, кроме того,



произошла революция, которую начал король против парламента. Принято



думать, что революции делает парламент против короля, но в Англии все



произошло как раз наоборот. Английский парламент с XIII в. определял бюджет



страны, а король потребовал возможности бесконтрольно распоряжаться



государственной казной. Парламент не только отказал ему, но и казнил



королевских сторонников, поддержавших монарха в стремлении стать



полновластным самодержцем. В ответ король поднял восстание против



парламента - законной власти своей собственной страны. Восстание было



подавлено в 1648 г., а в 1649 г. король был казнен, и к власти пришел



лорд-протектор Оливер Кромвель. Затем Кромвель разогнал парламент и взял



всю власть в свои руки.



 



Именно в это время, в 1650 г., кончился торговый договор между Англией и



Россией - один из немногих, заключенных еще во времена Ивана Грозного.



Когда английские послы явились в Москву и обратились в правительство



Алексея Михайловича с просьбой возобновить договор на очередной срок, то от



имени царя им было отвечено: "Поелику оные аглицкие немцы свово короля



Каролуса до смерти убили, то Великий государь Московский и Всея Руси



повелел - оных аглицких немцев на Русскую землю не пущать". Торговый



договор на жестких условиях заключили не с англичанами, а с голландцами.



 



Таким образом, в период подъема пассионарности в акматической фазе вывоз



русских ресурсов за границу строго ограничивался, а тем самым



регулировалось и давление на ландшафты страны. Природа в этот период



действительно смогла отдохнуть.



 



Единственным территориальным приобретением первых Романовых оказалась земля



донского казачества. Казаки в пору после Смуты направили свои усилия на



грабеж Крыма и Северной Анатолии в Турции. Турецкое правительство, дабы



избежать набегов казацких флотилий, соорудило в низовьях Дона крепость



Азов. И Азов крайне стеснил действия казаков, но в 1637 г. они взяли



крепость и тем самым открыли себе доступ в Черное море. В 1641 г. султан



Ибрагим двинул под стены Азова огромное войско. Казаки выдержали долгую



осаду, обратились за помощью к Москве и получили поддержку. В 1642 г.



казакам все же пришлось оставить крепость, но значение "азовского сидения",



хотя и не закончившегося присоединением Азова к Русскому государству,



заключается в том, что усилился процесс этнической интеграции донских



казаков в российский суперэтнос. С тех пор донцы никогда не поддерживали



силы, враждебные России.



 



 



 http://www.bibliotekar.ru/gumilev-lev/58.htm


   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Если завтра война

Если завтра война

Если завтра в поход, — Будь сегодня к походу готов!
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Следует ли вернуться к Юлианскому календарю в гражданской жизни?
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика