Авторизация
13 декабря 2025 (30.11. ст.ст)
 

Милюков, Илиодор и Распутин.

ЕКАТЕРИНОСЛАВ, 6 апреля 1911.[/b] Лекция П.Н.Милюкова имела большой успех. Спрос на билеты был так велик, что пришлось чтение лекции перенести в огромный скэтинг-ринг. На лекции было много союзников [представителей Союза русского народа], решивших в противовес П.Н.Милюкову пригласить для чтения лекций Илиодора. [/b][/i]









«Русское слово», 20 (07) апреля 1911 года. [/i]








Через некоторое время (в 1926 г.) Екатеринослав будет переименован в Днепропетровск – в честь советского партийного деятеля Г.И.Петровского. Остальные участникам этого действа в будущем повезло: они не были расстреляны при советской власти, им удалось бежать за границу. 








Екатеринослав[/i]



Милюков, Илиодор и Распутин. 











Павел Николаевич Милюков [/b](1859, Москва — 1943 Франция) — русский политический деятель, историк и публицист. Лидер Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы, кадеты). Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году. Считал, что Россия должна быть «конституционной и парламентской монархией». После начала I мировой войны — сторонник «войны до победного конца» и требовал передачи России контроль над проливами Босфор и Дарданеллы… Поддержал корниловское восстание (это еще при Временном правительстве) - "мятеж большевиков грозил воцарением полной анархии, тогда как планы Корнилова имеют целью спасти Россию от окончательного распада". 

[/b]






(Странная партия «кадеты» - от всего взято: и монархия, и конституция, и демократия, и «народная свобода», и империя во что бы то ни стало…) 








Н.П.Милюков[/i]



 







После большевицкого переворота бежал во Францию. Продолжал критически относиться к большевикам, но поддерживал имперскую внешнюю политику Сталина. Приветствовал в 1939 заключение пакта СССР с Германией и объявление СССР войны Финляндии. [/b]С начала нападения Германии на СССР заявил о солидарности с правительством СССР, тяжело переживал поражение Красной Армии - «Мне жаль финнов, но я за Выборгскую губернию». Незадолго до смерти искренне радовался победе советских войск под Сталинградом. Умер в 1954 г. и похоронен во Франции. 








Монах Илиодор [/b](в миру — Сергей Михайлович Труфанов) (1880, станица Мариинская — 1952, США) — иеромонах (затем расстрига), русский духовный и политический деятель. Фигура правого движения начала XX века. По происхождению донской казак.

[/b]


 


Монах Илиодор: святой дьявол



 



 



 



 



 



 



 



 




Этот «святой» человек не брезговал ничем, чтобы быть в центре внимания и обрести влияние на царскую семью. Он бросил вызов самому Григорию Распутину, однако проиграл битву за место подле Николая II.









Сергей Труфанов появился на свет 19 октября 1880 года в одной из донских казаческих станиц. Однако юношу потянуло к духовной жизни. Он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и затем постригся в монахи под именем Илиодор.









Новоиспеченного инока направили в знаменитую Почаевскую Лавру. Вот только суровые будни монахов и смирение вскоре оказались ему не по нутру.









Вскоре Илиодор проявил свою бунтарскую сущность. В 1905—1906 гг., когда молодой инок жил в Почаевской Лавре, следуя ее настоятелю, он вступил в организацию «Союз русского народа», которая ратовала за объединение всех русских, сближение царя с простыми людьми и за установление демократии. Чтобы доносить идеи «Союза» до обывателей, Илиодор устраивал митинги, на которые сходилось много народу. Он имел немалый успех благодаря своим зажигательным речам, которые находили поддержку в толпе.









Влиятельные покровители[/b]









Помимо призывов любить Отечество и царя, «Союз» выступал против евреев, особенно, против «еврейских капиталистов», которые, по мнению членов организации, не давали жизни простым рабочим. Илиодор стал одним из лучших рупоров «Союза». Не только в проповедях, но и на страницах газет он вел крайне резкую агитацию против евреев и инородцев вообще, выступал против интеллигенции и призывал массы к погромам; постоянно нападал на высших должностных лиц на государственной и на церковной службе. Монах так проникновенно говорил об интересах страдающего крестьянства, что приобрел значительную популярность у этого слоя населения.









В 1907 году Синоду, наконец, надоела антицерковная деятельность Илиодора и его пропаганда (светские власти также вели борьбу с «Союзом» и его экстремистскими настроениями), поэтому иноку запретили литературную деятельность. Правда, к тому времени Илиодор успел завоевать популярность и у различных влиятельных лиц, а потому на запреты Синода попросту наплевал, продолжая свои выступления и оставаясь при этом безнаказанным.









Затем произошла судьбоносная для Илиодора встреча с еще одним «святым старцем» - Григорием Распутиным, который становился все более влиятельной персоной при дворе. Они познакомились, когда монах еще был учащимся семинарии, но приятельствовать стали позже. Распутин почувствовал расположение к новому другу и поспособствовал его карьере.









Сперва Илиодор пел в прессе своему покровителю дифирамбы. «О Григории Ефимовиче кричат во всех жидовских газетах самым отчаянным образом. На него нападает самая гадкая, самая ничтожная часть людей – наша безбожная интеллигенция и… вонючие жиды. Нападение последних доказывает нам, что он – великий человек с прекрасной ангельской душой», – писал он в одной из газет.









Борьба с «жидо-масонами»[/b]









Вскоре Илиодор приобрел немалое влияние и встречался со многими знатными людьми того времени, особенно очаровывались им женщины- аристократки. Исследователи начала ХХ в. отмечают, что с точки зрения общественного влияния Илиодор в ту эпоху, то есть до 1912 года, был фигурой даже более значимой, чем Распутин.









Церковные власти же с трудом мирились со своеволием этого монаха и перевели его из Петербурга в Царицын (Волгоград). Опять-таки попасть туда ему помог Распутин, который дружил с местным епископом Гермогеном. Гермоген также благоволил Илиодору, и вскоре тот развернул в Царицыне бурную деятельность. Он снова начал выступать с проповедями, которые принесли ему популярность за то, что он резко нападал на местную администрацию, в частности, на саратовского губернатора Татищева.









Более того, многие стали почитать монаха за святого и чудотворца, так как тот принялся за лечение больных и изгнание бесов. По благословению Григория Распутина, Илиодор основал в Царицыне мужской Свято-Духов монастырь.









Синоду же активность и слава Илиодора нравились все меньше. В 1909 году он запретил монаху служение. Хотя на бунтаря это нисколько не повлияло. Тот назвал распоряжение Синода «безблагодатным и беззаконным» и продолжил свою работу. Тогда Синод постановил перевести инока в Минск – подальше от ключевых властных фигур, но тот никуда не поехал, и Синоду не оставалось ничего другого, как отменить свое постановление.









На этом противостояние высшего церковного органа и непокорного монаха не закончилось. В январе 1911 года Синод снова постановил перевести Илиодора еще дальше от столицы - в Новосильковский монастырь Тульской епархии. После двухдневного шумного протеста Илиодор этому решению все же подчинился и выехал из Царицына, оставив около 500 тыс. руб. долга, сделанного им для постройки нового храма и других монастырских нужд. Когда в Синоде уже думали, что обуздали бунтаря и провокатора, тот сбежал из Новосильковского монастыря и, как ни в чем ни бывало, вернулся в Царицын!









Но тут уже церковные власти привлекли и полицию. В город Труфанова не пустили, отцепив от состава вагон, в котором он ехал. В конце концов, монах отправился в назначенное ему место. Как раз в это время в саратовской губернии сменился губернатор: вместо Татищева был назначен Стремоухов. Причем, он согласился на эту должность только после удаления Илиодора!









В течение 1911 года наш герой совершал паломничество через поволжские города в Саров, продолжая баламутить народ. Он подбивал своих поклонников к хулиганству, избиению прохожих и т. п.









При этом Труфанов вещал, что хочет спасти любимого им царя и Россию от влияния масонов и их ставленника Столыпина. «Государь находится в руках жидо-масонов- министров, из которых самый опасный - Столыпин, что министров следует драть розгами, а Столыпина обязательно по средам и пятницам, чтобы он помнил постные дни и чтобы выбить из него масонский дух», - так проповедовал этот инок.









Правда, своими проповедями он добился лишь того, что его начали ненавидеть не только в Синоде, но и в верхах светских властей, так как он вел толпы на погромы и дебоширства. А в полиции уже потеряли покой от деяний «святого» отца.









Ссора с Распутиным[/b]









С Илиодором никак не могли расправиться раз и навсегда вот по какой причине. Многим приближенным Николая II фигура Распутина и его возрастающее влияние начинали сильно действовать на нервы. Поэтому они оказывали протекцию Илиодору, чтобы с его помощью бороться со «святым старцем». Правда, Труфанову самому так хотелось занять его место, что он от зависти страшно разругался с Распутиным. Что и вышло ему боком.









Вообще ссора возникла между епископом Гермогеном и Распутиным. Епископ, сперва очарованный царским любимцем, а потом разочаровавшийся в нем, потребовал, чтобы тот покинул Петербург. Когда фаворит Николая резко ответил, что вовсе не намерен этого делать, епископ закричал: «Так ты, грязный развратник, не хочешь подчиниться епископскому велению! Так знай, что я, как епископ, проклинаю тебя!». После этих слов рассвирепевший Распутин бросился на владыку с кулаками. Опасаясь, что в припадке ненависти он прикончит епископа, присутствующие при этой сцене поспешили на выручку Гермогену. Распутина еле от него оттащили. «Старец», обладавший большой физической силой, вырвался и бросился наутек. Его, однако, нагнали Илиодор, келейник и странник Митя и порядочно отколотили. И царский любимец пообещал отомстить своему теперь уже бывшему приятелю.









Ссора двоих «святых» имела для всей Российской империи самые тяжкие последствия.









Распутин бросился к царю жаловаться на Гермогена и Илиодора. Государь взял его сторону, вследствие чего обидчики царского друга попали в опалу и были сосланы в отдаленные монастыри: Илиодор попал во Флорищеву пустынь (Нижегородская обл.). Гермоген с наказанием смирился, Илиодор – нет. Он затаил злобу, но месть его оказалась направленной не на одного Распутина. Обиженный инок метил выше. И воспользовался, как сейчас бы сказали, приемами «черного» пиара.









Вскоре по Петербургу стали гулять несколько писем – одно императрицы Александры Федоровны, остальные ее дочерей, к Распутину. Они давали повод к самым возмутительным пересудам. Письма были написаны в таком ключе, что можно было подумать, что Григорий Распутин состоит в интимных отношениях не только с царицей, но и с юными царевнами. Весь Петербург просто задохнулся от возмущения, а письма пошли гулять дальше и рождали все новые слухи. Мол, царевич Алексей был сыном Распутина, а не Николая.









Существует две версии происхождения этих опусов: по одной, Распутин подарил их Илиодору, чтобы подтвердить свою близость ко двору, по другой – Илиодор сам их украл.









За это громкое дело взялась полиция. Сыщики нашли настоящие письма царской семьи к Распутину, выкраденные ранее, в которых, понятное дело, и намека не было на столь порочащую царицу связь. Они были написаны как близкому другу семьи, но не более того. К сожалению, уже было слишком поздно. Как высшее общество, так и далекий от царя люд поверил фальшивкам Илиодора. И ненависть к Николаю и Распутину разгорелась в народе с еще большей силой.









Шантаж императрицы[/b]









Тем временем, в январе 1912 года Илиодор внезапно обратился с посланиями в Синод и к почитателям, в которых заявил, что раскаивается в своей деятельности, просит прощения у евреев и отрекается от веры в православную церковь. Он был расстрижен и освобождён из монастыря.


 


В январе 1912 года состоялось и было приведено в исполнение постановление Синода о заточении Илиодора во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. В конце того же года года за тягчайшие преступления против Церкви с Илиодора сняли сан. 









Потеряв возможность церковной карьеры, он отрёкся вообще от православной веры.[/b] 20 ноября 1912 года, разрезав руку бритвой, Илиодор написал в Синод послание: 









Я… отрекаюсь от вашего Бога. Отрекаюсь от вашей веры. Отрекаюсь от вас как от архиереев… 









Он также просил прощения у интеллигенции и евреев, против которых непримиримо выступал в своё время: 









Народ израильский! Светоч мира! Ты особенно прости меня! 









Более того, бывший православный пытался создать новую религию, в которой богом был бы он сам. 









При этом не стоит думать, что такой человек действительно мог в чем-то раскаяться. Еще будучи в Царицыне, он организовал одно из покушений на Распутина, которое осуществила Хиония Гусева. В свое время она была очарована речами Илиодора и самим монахом. Хиония принимала энергичное участие в сборе пожертвований на построение Царицынского монастыря, ездила по богатым купцам Царицына и других городов. Считается, что именно Труфанов надоумил Гусеву броситься на Распутина с ножом. Она серьезно ранила царского любимца в живот, но тот выбрался из лап смерти.









Сама Хиония была дамой довольно странной. Да еще до крайности обезображенной сифилисом – у нее отпал нос. Сама она на допросах объясняла это тем, что она молила Бога отнять у нее красоту. И он отнял. Правда, Илиодор дал этому вполне земное пояснение. Во время паломничества по святым местам, ночуя по ночлежным домам в больших городах, Гусева, якобы, заразилась сифилисом.









Самое смешное, что когда Илиодор был заточен в монастырь, то Хиония, прежде религиозная, резко изменилась и в церковь ходить перестала.









После неудачного покушения на своего некогда друга и покровителя Труфанов, опасаясь преследований как с его стороны, так и со стороны властей, переодевшись в женское платье, бежал в Норвегию. Там он принялся писать антираспутинский памфлет «Святой черт» (в нем Илиодор насочинял то, чего Распутин, как попом выяснилось, не делал и не говорил), в чем ему очень помогал не кто иной, как Алексей Максимович Горький. Кстати, друзья-писатели Горького помогли Труфанову пересечь границу с Финляндией.









Стремясь отхватить хоть какой-то куш, бывший монах принялся за шантаж, и не кого попало, а императрицы. Берясь за свою книгу, в 1916 году Труфанов предлагал Александре Федоровне купить во избежание скандала свою книгу, в противном случае угрожал передать ее немцам, чтобы те разбрасывали экземпляры с германских аэропланов над позициями русских солдат (на фронтах Первой мировой войны). Императрица ответила отказом.









Когда Илиодор все же издал свое произведение, Распутин уже погиб от пуль убийц, и эта публикация уже не произвела того шума, на который рассчитывал беглый монах.









Ветер перемен[/b]









После Октябрьской революции Труфанов резко поменял свои взгляды и стал приверженцем коммунизма. «К октябрьской революции отношусь сочувственно, ибо после февральской революции остались помещики, купцы и фабриканты, которые пили народную кровь», - писал он в письме Ленину. После этого Труфанов попытался создать на царицынских землях коммуну «Вечного мира», объявлял себя то «русским папой», то «патриархом».









В 1922 году он покинул СССР и оказался в Берлине, а когда его европейская карьера не задалась, перебрался в Америку, где в поисках доходного места обошел все известные церкви и секты, не исключая Ку-клукс-клана, написал несколько книг и работал, по разным данным, швейцаром в одной из нью-йоркских гостиниц или уборщиком в страховой компании. Известно также, что Труфанов обращался с письмом к владыке Феофану (Быстрову), обучавшему его в начале века в Петербургской  академии и предупреждавшему от непомерной гордости: «Я сознаю мои непростительные грехи перед Святою Церковью и лично перед Вами и прошу, умоляю Ваше Высокопреосвященство помолиться обо мне, погибающем, чтобы принести Господу сокрушенное покаяние и избавиться от обольщения, в каком я находился». Искренен он был или нет, этот переменчивый человек, кто скажет? Впрочем, судя по всему, умер он не в лоне Православной церкви, а будучи баптистом Произошло это в 1952 году.









Подготовила Анна Попенко,



   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!


Случайно
Открытое письмо православных верующих Молдавии патриарху Кириллу 25 мая 2010 г.

Открытое письмо православных верующих Молдавии патриарху Кириллу 25 мая 2010 г.

Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу Священному Синоду Русской Православной Церкви Ваше Святейшество! С достоинством к
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Инопланетяне это -
счетчик

 

Яндекс.Метрика