Авторизация
21 ноября 2024 (08 ноября ст.ст)
 

История цензуры в Российской империи XIX в.


   



Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства. Задачи обеспечения безопасности государства предопределяют необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации. Этим определяется существование института государственной тайны (ГТ), создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы.

     Разглашение или передача сведений содержащих  ГТ  (по халатности или со злым умыслом), шпионаж в пользу иностранных государств, утеря секретных документов, публикации в средствах массовой информации документов составляющих ГТ, представляли в Российской империи и представляют сейчас серьезную угрозу  государственной  безопасности (ГБ). Поэтому одной из важнейших задач обеспечения  ГБ является предупреждение и выявление вышеуказанных действий, а также ликвидация их последствий, путем создания специальных органов охраны ГТ, принятия законодательных актов регламентирующих их деятельность, а также  принятие законов призванных обеспечивать наказание лиц, совершивших преступления направленные на подрыв ГБ.



 



              Организация защиты информации в Российской империи в первой половине XIX века[/b]



 



 



 



     Защита информации в Российской империи в первой половине XIX века была организована следующим образом.

     8 сентября 1802 года создается манифест об учреждении министерств в России: военно-сухопутных, военно-морских, иностранных, внутренних, коммерции, финансов, юстиции и государственное казначейство. Манифест определил общую структуру министерств: возглавлялись министрами, каждый министр имел канцелярию, товарищ министра (зам), министры подчинялись лично императору, министры составляли Комитет министров. В конце каждого года министр предоставлял императору письменный отчет о деятельности министерства.

     25 июля 1811 года издается «Общее учреждение министерств», которое определило отдельный порядок ведения делопроизводства в министерствах. Этот документ являлся основным законодательным актом, определяющим организационные основы деятельности министерств до октября 1917 года.

     3-е отделение собственно его императорского величества канцелярии было создано в 1826 году. При этом была расформирована Особенная канцелярия МВД, и сотрудники Особенной канцелярии переведены в 3-е отделение.

     Основные функции 3-го отделения: охрана государственной безопасности, функции контрразведки, предупреждение шпионажа, контроль передвижения по стране иностранных граждан. Эти функции осуществлялись пятью экспедициями.

     1-я экспедиция считалась наиболее секретной. В ней осуществлялось наблюдение за деятельностью аппарата государственного управления, за общественными деятелями, здесь рассматривались дела по наиболее важным государственным преступлениям.

     2-я экспедиция рассматривала дела, связанные с уголовными и должностными преступлениями. Кроме того, она комплектовала штаты всего 3-го отделения. Здесь осуществлялся сбор сведений. Она занималась предупреждением недобросовестной конкуренции.

     3-я экспедиция осуществляла наблюдение за иностранцами, проживающими на территории России, осуществляла функции контрразведки.

     4-я экспедиция осуществляла сбор информации о всех чрезвычайных происшествиях.

     5-я экспедиция занималась вопросами цензуры, контроля за периодическими изданиями.

     Кроме того, в 3-м отделении было 2 секретных архива, в которых хранились дела, связанные с расследованием государственных преступлений и сведения от заграничной агентуры.



 



 



                       Центральные учреждения, осуществляющие функции по защите информации[/b]



 



Министерство внутренних дел[/i][/b]





     Было создано в 1801 году на базе тайной экспедиции Сената. Наиболее важную роль в аппарате МВД играла Особенная канцелярия, которая осуществляла функции, связанные с обеспечением государственной безопасности. Особенная канцелярия осуществляла регистрацию иностранцев, негласный контроль за их пребыванием на территории России, осуществляла функции цензуры и контрразведывательные службы.



 



 



Министерство иностранных дел[/i][/b]



 





     После создания министерства в 1806 году также сохранялась и коллегия иностранных дел, ее состав почти не изменился и она оставалась главным органом управления внешнеполитических дел. При министре была создана канцелярия. Начальник канцелярии осуществлял хранение шифров («цифирные ключи»). Непосредственно министру подчинялась Цифирная экспедиция.

     В 1823 году при министерстве создан Цифирный комитет для руководства шифровальной деятельностью министерства. Это научно-производственное подразделение, которое состояло из квалифицированных специалистов-криптографов, которые были работниками различных департаментов министерства.

     Задачи комитета:

1) изучение различных комбинаций шифров и «обеспечение возможно более полной секретности» дипломатической корреспонденции, разработка новых шифров;

2) контроль за введением новых систем шифров;

3) контроль за обеспечением хранения шифров, вывод устаревших шифров;

4) составление заключений, отчетов по вопросам деятельности шифровальной и дешифровальной служб для руководителя министерства и императора.

     В 1828 году в министерстве создана Особая канцелярия, которая осуществляла функции, связанные с защитой информации. В структуре канцелярии 5 экспедиций.

     В ведении 1-й экспедиции находилась политическая переписка и составление указов по поручению министра.

     2-я экспедиция являлась канцелярией министерства. При ней был создан архив.

     Оставшиеся экспедиции являлись секретными. 3-я и 4-я экспедиции назывались цифирными. 3-я – шифровальная. 4-я – дешифровальная. Обе эти экспедиции были в ведении Цифирного комитета. 5-я экспедиция называлась «газетной».



 



Военное министерство.[/i][/b]



 





     В 1802 году создается министерство военно-сухопутных сил. С 1808 года – Военное министерство.

     В 1810 году впервые в России создается специализированный центральный разведывательный орган в военной области. Назывался этот орган «Экспедиция секретных дел при военном министерстве».

     В 1812 году экспедиция преобразована в особенную канцелярию при военном министре.

     Функции: занималась секретными вопросами, к которым относились:

1) руководство стратегической внешней разведкой;

2) обобщение и анализ поступающей информации;

3) контрразведка;

4) разработка рекомендаций для составления военных планов;

5) осуществление секретных подготовительных мероприятий;

6) организация передислокации воинских частей .

     С целью защиты тайны строго регламентировался круг лиц, имеющих доступ к разведывательной информации, а также участвующих в планировании мероприятий. Доступ к секретным документам был связан с необходимостью выполнения производственных обязанностей.

     В конце 1812 года Особенная канцелярия была упразднена. Во всех миссиях России за рубежом вводится официальная должность адъютантов послов, на которую назначались военнослужащие. Они и составили зарубежные силы Особенной канцелярии.

     С 1856 года они стали именоваться военными агентами при Российских зарубежных представительствах. Тогда же была утверждена «инструкция агентам, посылаемым за границу».



 



                                Организация секретного делопроизводства в военном министерстве[/b].



 





     Для обозначения степени секретности применялись грифы «Секретно» и «Весьма секретно». При пересылке корреспонденции в целях указания степени секретности документов, вложенных в пакет, применялись литерные обозначения. Под литерой «А» в пакеты помещались самые секретнейшие документы (для императора и военного министра). Под литерой «В» – документы, содержащие сведения о неприятельских силах.

     Применялось 2 способа проставления грифа секретности – правый верхний угол документа (при продольном расположении реквизитов в заголовочной части бланка документа). В заголовочной части документа гриф секретности проставлялся в левой части документа ниже указания даты и номера документа.

     При получении секретного документа в правом верхнем углу проставлялась отметка о поступлении документа, в которой указывалась фамилия и должность лица, получившего документ и дата поступления документа. При доставке секретной корреспонденции с курьером вкладывалась расписка и бланк к расписке и оформлялся час отправления. Получивший расписывался в этом бланке, отмечал время получения и время отправки курьера.

     Такой порядок повышал оперативность передачи сведений и обеспечение их сохранности. Сопроводительное письмо к документу имело тот же гриф, что и документ. Обязательное требование при подготовке общих и секретных вопросов.

     Вопросы ведения секретного делопроизводства регламентировались следующими нормативными документами: «Общее начертание порядка производства дел в канцелярии военного министерства и обязанности чинов, оную составляющих», 1832г.; «Положение о порядке производства дел в военном министерстве», 1836г.

     В этих документах впервые вводились особые формы учета секретных документов, отличающиеся от форм учета открытых документов. Это были «Журнал секретных входящих бумаг» и «Журнал секретных исходящих бумаг». Для ведения секретного делопроизводства создавалось 6-е отделение.

     Устанавливались следующие виды проверок наличия секретных документов: ежемесячные и квартальные.

     В период отечественной войны 1812 года в России были созданы органы военной разведки и контрразведки непосредственно в армии. Структура и функции данных органов, а также требования к организации секретного делопроизводства в армии регламентировались в законе, который назывался «Учреждение для управления большой действующей армией» от 27 января 1812 года. Функции разведывательного органа осуществляла «Квартирмейстерская часть» .

     Специальным органов военной контрразведки являлась высшая воинская полиция. Ее деятельность регламентировалась секретными неопубликованными дополнениями закона от 27 января 1812 года. К задачам высшей воинской полиции относились: сбор разведывательной информации, контроль за происходящим в армии, надзор за деятельностью полиции, местной администрации, охрана и контроль доступа на территорию и ведение учета всех лиц, принадлежащих к армии или следующих за ней.



 



                               Органы цензуры и защита информации[/b]



[/b]



[/b]



     В России цензура как государственный институт появляется в начале XIX в. Это проявляется в издании специальных законов в данной области, и создании специальных учреждений, осуществляющих цензорскую деятельность.

     В 1804 году был издан первый указ о цензуре. Он ввел предварительную цензуру всех изданий, которая осуществлялась министерством народного просвещения. В 1811 году создан особый комитет по цензуре при министерстве полиции, который осуществлял цензуру уже выпущенных изданий и надзор за цензорами.

     В 1817 году осуществлена децентрализация цензуры, вводилась ведомственная («множественная») цензура: издания предварительно рассматривались в ведомствах, а затем в министерстве.

     «Новый цензурный устав» был принят в 1826 году. Устав вводил мелочную регламентацию деятельности цензуры, в связи чем его было сложно применять на практике.

     Следующий цензурный устав издается 22 апреля 1828 года.

     15 августа 1845 года издается «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».



 



Защита коммерческой тайны (защита тайны торговых книг)[/i][/b]



 





     Впервые о торговых книгах в России имеется запись в банковском уставе 1800 года. В 1832 году в «Своде законов Российской империи» в положении о купеческих и маклерских книгах также несколько статей было посвящено правилам ведения и оформления торговых книг. В этом документе указывалось, что торговые книги обязаны вести все российские и иностранные купцы, осуществляющие как внутреннюю, так и внешнюю торговлю.

     14 июня 1834 года был издан закон «О торговых книгах». Законом признавался принцип неприкосновенности торговых книг, указывалось, что в торговых книгах отображаются все сведения «о методах достижения успехов». Содержание торговых книг могло быть открыто посторонним лицам без согласия владельца предприятия только в трех случаях:

1) несостоятельность предприятия;

2) в связи с уголовными делами;

3) различные фискальные требования.

     Однако, и в этих трех случая чиновники, которые допускались к торговым книгам, обязывались сохранять в тайне информацию (профессиональная тайна). К защищаемым сведениям в этой области относились:

1) величина и составные части капитала;

2) сведения о доходах и расходах;

3) списки клиентов;

4) место приобретения товара;

5) особенности промысловой деятельности .



 



Развитие предпринимательства[/i][/b]



 





     Указ от 1 августа 1805 года, в котором был провозглашен принцип ограниченной ответственности акционеров. В Западной Европе это принцип был провозглашен лишь спустя 50 лет.

     Манифест от 1 января 1807 года «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах распространения торговых предприятий». Устанавливал основные формы торговых предприятий.

     Положения манифеста:

1. Компании, чья деятельность признавалась полезной, получала право на монопольную деятельность в данной области в течение определенного срока.

2. Такие компании освобождались от налоговых сборов, им предоставлялись субсидии от правительства.

3. Для поддержки компании правительство приобретало небольшие пакеты акций компании, которые впоследствии передавались в пользу компании.

     6 декабря 1836 года был утвержден закон «Положение о компаниях на акциях». Цели издания закона были следующие: создание минимально необходимых правовых условий для развития в России акционерного предпринимательства, создание крупных промышленных, транспортных, торговых предприятий в акционерной форме, сохранение за правительством эффективных средств воздействия на этот процесс, государственное попечительство: предупреждение спекулятивных сделок с акциями и образование фиктивных компаний. В Западной Европе аналогичное законодательство было оформлено в 40-50-е годы века.



 



 



Организация защиты интеллектуальной собственности[/i][/b]



 





     22 апреля 1828 года издается очередной указ о цензуре. Первый раздел этого устава назывался «о цензуре», второй – «о сочинителях и издателях книг». Это и есть первый закон об авторском праве в Российской империи.

     Несоблюдение цензурных правил вело к потере авторами своих прав. Срок действия авторского права устанавливался в течении жизни автора + 25 лет. В 1857 году этот срок был продлен до 50 лет. По истечении этого срока произведение становится собственностью публики.

     Вводилось понятие «контрафакция» – незаконное издание сочинений. Определялось следующее наказание: нарушитель должен был заплатить законному издателю в 2 раза больше, чем издержки необходимые для печатания 1200 экземпляров произведения. Все изданные экземпляры изымались в пользу законного издателя. 2/3 из этой суммы поступали издателю, а остальное – в казну.

     17 июня 1812 года издается «высочайший манифест о привилегиях на изобретения». Привилегии выдавались по явочной системе без предварительного рассмотрения прошения через министерство внутренних дел. Имелось право оспаривать выданную привилегию в судебных органах и доказывать факт более раннего изобретения. Описание изобретения составлялось произвольно автором.

     Вводится описание изобретения по форме. Патенты выдавались только том случае, если изобретение относилось к области деятельности правительства .

     С 1833 года вводится предварительная экспертиза.

 



 



Структура учреждений, осуществляющих функции по защите информации. Организация секретного делопроизводства[/b]



 



 



     В этот период осуществляется реорганизация деятельности третьего отделения «собственно его императорского величества канцелярии», перераспределяются функции между экспедициями третьего отделения.

     1-я экспедиция – обеспечение государственной безопасности, защита государственной тайны, борьба с государственными преступлениями.

     2-я экспедиция – заведование штатом всего отделения, сбор сведений об изобретениях и усовершенствованиях, об акционерных и торговых предприятиях, защиты интеллектуальной собственности, предупреждение недобросовестной конкуренции, борьба с экономическими преступлениями.

     3-я экспедиция – из органа наблюдения за проживающими в России иностранцами преобразована в орган наблюдения за общественным порядком, борьба с политическими преступлениями, выполнение контрразведывательных функций.

     4-я экспедиция – сбор сведений о чрезвычайных происшествиях, о беспорядках на местах.

     5-я экспедиция – с 1865 года создается главное управление по делам печати в министерстве внутренних дел, а в третьем отделении остается только «газетная» часть.

     Во второй половине XIX в. созданы 2 учреждения, осуществляющие межведомственные функции в сфере защиты информации с целью координации деятельности органов, обеспечивающие безопасность государства.

     1878 год – дата создания «Особого совещания для изыскания мер и лучшей охраны спокойствия и безопасности в империи». В его состав входили основные министры: внутренних дел, юстиции и военный министр. К функциям относились функции, связанные с усилением цензуры, органов полиции и усиление контроля за учебными заведениями.

     1880 год – «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия». Эта комиссия подготовила реформу органов государственной безопасности Российской  империи.

     В августе 1870 года было упразднено 3е отделение собственного его императорского величия канцелярии. Функции 3-го отделения были переданы в департамент государственной полиции, который был создан 6 августа в 1880 года в составе МВД.

     С 1880 года он стал именоваться «департаментом полиции». Главный орган безопасности России до 1917 года.

     Основные функции:

1. Предупреждение и пресечение государственных преступлений

2. Охрана общественной безопасности и порядка

3. Защита государственной тайны 

     В систему департамента полиции были включены: охранные отделения, городские и уездные полицейские правления, речная и фабричная полиция, розыскные отделения, адресные столы, пожарные команды.

     Структура департамента полиции:

1. Распорядительное делопроизводство. Общеполицейские дела и личный состав полиции.

2. Законодательное делопроизводство. Разработка нормативных документов.

3. Секретное. Создание агентурной сети и руководство внутренней и заграничной агентурой. Служба охраны императора. Наблюдение за общественным политическим движением и пресечение деятельности движений, направленных против государственной власти. Вопросы розыска по политическим преступлениям.

     В январе 1898 года в департаменте полиции был создан особый отдел, и все функции 3-го департамента полиции перешли в ведение этого отдела. Особый отдел являлся основной контрразведывательной службой России до 1917 года.

     В 3-м департаменте полиции остались второстепенные, в основном финансово-счетные дела.

1. Осуществляло наблюдение за ходом следствий по государственным преступлениям.

2. Гласный и негласный надзор.

3. Вопросы изготовления, хранения, перевозки взрывчатых веществ.

     Не сохранились функции, связанные с предупреждением недобросовестной конкуренции, сбором информации об изобретениях и рационализаторских предложениях и сбор информации о чрезвычайных происшествиях.

     Штаб заграничной агентуры департаменты полиции был создан в 1882 году при посольстве России в Париже. В 1898 году в Риме была проведена международная конференция служб безопасности. Спецслужбы стран западной Европы взяли на себя обязательства обмениваться информацией касательно терроризма.



 





Защита информации в военной области[/i][/b]



 





     В 1863 году были утверждены положения и штаты главного управления генерального штабы (ГУГШ). Это был центральный орган управления военной разведкой в составе военного министерства. Предшественником этого органа являлась особая канцелярия. В России существовали центральные органы военной разведки. В структуре ГУГШ функции защиты информации осуществляла военно-ученое отделение.

     Функции:

1. Ведение секретного делопроизводства.

2. Управление военными агентами.

3. Разработка инструкций по вопросам деятельности министерства.

4. Цензура военных периодических изданий .

     Зарубежными силами органов разведки являлись военные агенты при российских представительствах заграницей. С 1864 года военные агенты России получили официальный статус военных уполномоченных, числились в составе дипломатического корпуса, пользовались его правами.



 





Организация секретного делопроизводства в военном министерстве[/i][/b]



 





     С конца 50х годов в военном министерстве введена децентрализованная система секретного делопроизводства. В общей канцелярии министерства ведением секретного делопроизводства занималось первое отделение.

     Учет поступивших секретных документов состоял из двух этапов: учет секретных пакетов и учет секретных документов. Пакеты регистрировались в особой книге учета пакетов, в которой указывались: время, номер пакеты, кем прислан, кем доставлен. Недостаток: в отличие от современных требований к учету пакетов, учитывались как секретные, так и несекретные пакеты и только после учета осуществлялась сортировка.

     Секретные пакеты вскрывались непосредственно военным министром. Порядок пересылки секретных документов определялся в «правилах употребления бумаги и порядка отправления дел по департаментам военного министерства» 1859 года. На секретных пакетах указывались следующие данные: гриф секретности, адресат, фамилия инициалы лица, кому адресуется пакет, автор. Пакеты запечатывались сургучом, бумажными наклейками, на которых проставлялась печать военного министерства с надписью «для пакетов».

     С 50-х годов XIX в. регламентируется порядок прошивки, опечатывания, ведения и перерегистрации журналов учета секретных документов («шнуровые книги»), вводилось требование ведения проверки «шнуровых книг», после чего делалась запись о правильности ведения книг, которая подписывалась всеми лицами, участвующими в проверке. Вводилась также ежегодная проверка шнуровых книг. При закрытии книг делалась запись о перерегистрации всех данных в новом журнале.

     Во второй половине XIX в. в архивах отдельных департаментов министерства стали создаваться специальные подразделения для выделенного хранения секретных чертежно-графических секретных документов.



 





Ведение секретного делопроизводства и шифрованной переписки в министерстве иностранных дел[/i][/b]



 





     «Учреждение министерства иностранных дел» от 22 мая 1863 года.

     В МИДе все поступившие документы регистрировались в едином входящем журнале, который разделялся на три части: указы императора, документы от министра и из других министерств, секретные документы. Применялась децентрализованная система делопроизводства.

     В департаментах МИДа для регистрации исходящих документов велось три журнала.

     Организация работы с шифрованной перепиской. Шифры составлялись специалистами-криптографами, после чего от руки переписывались специальным секретарем в необходимом количестве экземпляров. Во второй половине века шифры изготавливались типографским способом. К каждому шифру составлялась докладная записка, где приводилось описание шифра и смета расходов. Срок действия шифров определялся «цифирным комитетом» и составлял 6 лет. С конца 50-х годов срок уменьшен до трех лет.

     В канцелярии МИДа составлялась опись шифров, где указывался его номер и язык, на котором он составлен.

     Во 2й половине XIX в. криптографические службы были созданы в военном министерстве и в МВД. Шифровальная служба МИДа до октября 1917 года сохраняла ведущие позиции в этой области.

     По назначению цели шифры классифицировались:

1. По языковому принципу.

2. По отраслевому назначению. Шифры военного ведомства и императора, жандармерии и департамента полиции, шифры гражданских ведомств, агентурные шифры.

3. По степени секретности. Секретные шифры, несекретные (для документов с несекретным содержанием, но передача которых в незашифрованном виде могла способствовать преждевременной огласке; хранились с секретными делами), специального назначения (для переписки с правительственным учреждениями и частными учреждениями и лицами) .

     Недостатки: на практике шифры использовались в течение 15-20 лет; выведенные из действиях шифры вводились снова через значительный промежуток времени; шифры, взломанные в одних регионах, продолжали использоваться в других.



 



Организационно-технические предприятия по защите информации в акционерно-кредитных учреждениях[/b]



 



 


<p style="padd

   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Почему на самом деле Россия слаба

Почему на самом деле Россия слаба

То, что сегодня говорят и пишут в прессе про Россию, укладывается в один-единственный весьма предсказуемый шаблон: Россия сильна, она
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Инопланетяне это -
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика