Авторизация
18 ноября 2024 (05 ноября ст.ст)
 

Крах империи: Курс неизвестной истории

Крах империи: Курс неизвестной истории


 



Андрей Михайлович Буровский родился 7 июля 1955 года. В 1980 году окончил исторический факультет Красноярского государственного педагогического института. В 1987 году в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР защитил кандидатскую диссертацию, а в 1996 году в Алтайском университете - докторскую диссертацию. С 1988 года занялся развитием концепции биосферы и перехода ее в ноосферу В.И.Вернадского (не порывая с занятиями археологией). Оформил представления о ноосферологии как о новом, пока слабо осознанном направлении в философии. Создал теорию антропогеосферы и концепцию ноосферного образования. Автор 134 опубликованный и находящихся в печати работ, в том числе 4 монографий. Автор нескольких опубликованных научно-популярных книг по русской истории, цикла боевиков на темы современной Сибири. Участник Общероссийского политического общественного движения "Евразия". Дважды разведен, отец четырех детей.



Андрей Буровский



 



 



 



 


ДЕТИ ИМПЕРИИ (вместо введения)













Надо учиться никому не льстить, даже народу.



Стендаль








Ни одного дня своей истории русский народ не прожил в своем национальном государстве. И все потому, что у него никогда не было своего национального государства.



Уже предки современных русских, украинцев и белорусов — древнерусский народ — были ярко выраженным. имперским народом. Киевская Русь — типичная империя: многонациональное государство, в котором один народ господствует над остальными. Со времен Олега и Игоря Русь складывалась как государство, в котором жили и смешивались племена финно–угорского, балтского и славянского корней. А древние русы господствовали в нем в политике, экономике и культуре.



Такова же история и всех осколков Киевской Руси; все государства, возникшие на ее обломках, — ярко выраженные империи. Даже Новгород Великий — многонациональное государство, плавильный котел многих народов и племен. Великое княжество Литовское и Русское — типичная империя, хотя именно эту империю построили и не русские. Великое княжество Литовское и Русское объединяется с Королевством Польша в единое государство — Речь Посполитую. И Речь Посполитая — тоже империя, конечно же.



Не русские строили эти империи, а литовцы–аукштайты и поляки, но тем не менее и русские жили именно в империях, и стало быть — по законам империй. В Великом княжестве Литовском русские находились на положении завоеванного, но культурного народа, в котором постепенно ассимилировались менее культурные завоеватели. Как маньчжуры ассимилировались в Китае, а мусульмане в Индии, литовцы–аукштайты постепенно принимал и православие, усваивали русскую культуру и со временем все меньше отличались от русских. В Польше все это было не так, и русские растворялись в польском этносе — особенно дворянство. Но жили — по законам империй.



Каждое русское княжество изо всех сил пыталось стать империей и поглотить остальные… как можно больше других княжеств! Московское княжество, Московия тоже типичная империя, причем московиты выступают в роли народа–завоевателя, имперской нации, повсюду наводящей свои порядки. А русские из других княжеств находятся в том же положении, что, к примеру, и финны.



В 1721 году Петр I провозгласил Российскую империю, а в 1795, после разделов Польши, в ее состав вошли и земли Западной Руси, и часть этнической Польши. Впервые с ХII века почти все русские земли оказались в одном государстве! Притом в государстве «своем», созданном русскими. Но это было вовсе не национальное русское государство, а империя. В Российской империи кроме русских жило много других народов; по отношению и к ним, и к белорусам и украинцам великороссы играли роль завоевателей. Но все три братских славянских народа ни одного дня не прожили не в империях. В их общественной и государственной жизни всегда была империя — «своя» или «чужая», но империя.



Усилиями рьяных сторонников перестройки чего–то и во что–то, так называемых «демократов», само слово «империя» начало звучать чуть ли не как ругательство. Быть сторонником империи, «империалистом», стало стыдно, люди стали скрывать свою приверженность империи и даже свою тоску от ее распада. Империя — это ведь очень плохо… Империя — это ведь массовые расстрелы и казни, это насилие, это выплеск жестокости. Империя — это Иван Грозный, опричники, реформы Петра, это Сталин и безвыходный ужас конца тридцатых. А раз так, то каждый, сказавший доброе слово об империи, становится сподвижником Малюты Скуратова и Берии, сторонником убийц, оправдывающим массовые расстрелы.



Люди, замороченные пропагандой, уже боятся и сами вспоминать то, что знают на собственном опыте: что империя — это еще и страна, где не выясняют, порой просто не знают национальности своих знакомых. И если даже кто–то вякнет: «А он же! ..», тут же раздастся уже не один и робкий, а много уверенных в себе голосов, укоризненно произносящих что–то в духе: «Какая разница!» и «Как вам не стыдно!». А ведь это было, и совсем недавно, всего какие–то двенадцать–пятнадцать лет назад, и еще вовсе не забылось. Сейчас даже стран. но вспоминать, каким ударом по мозгам стали погромы в Сумгаите, Баку, Фергане, этнические чистки в Молдове и война в Карабахе! Такого никто не ожидал, к такому никто не был готов. Остается признать, что империи имеют весьма различные стороны. Наивно не замечать их скверных, но так же наивно не замечать и их очень привлекательных сторон.



К сожалению, жителям Советского Союза были предложены только две крайние и притом чисто политиканские позиции. Империи вообще, и Российская империя в частности, или разрисовывались розовой краской и 06ъявлялись калькой с Царства небесного носителями горней благодати. Или разрисовывались другой, но опять только одной краской, без малейших полутонов, — на этот раз черной, и само слово «империя» тут же начинало связываться с бессмертным определением голливудского актера, а заодно и президента, Рональда Рейгана: «Империя зла».



Но, конечно же, разговоры и о «черных», и о «розовых» империях — это не очень серьезно. Публицистика не заменяет серьезного анализа, эмоции — понимания, а крик — вдумчивого разговора. Сейчас, в начале III тысячелетия по Рождеству Христову, у нас не больше понимания происходящего, чем было сто лет назад, Когда империя начала рушиться. Мы до сих пор не очень понимаем, в каком государстве живем и чем оно отличается от остальных. У нас за сто лет почти не прибавилось понимания того, как живут и погибают империи, а вот дурных эмоций выплеснуто было очень много.



Иметь серьезные ответы на корректно поставленные вопросы очень хочется. Это важно уже потому, что на протяжении веков русские строили империю и формировались как имперский народ. Империя стала государственной судьбой русского народа, и с этим ничего нельзя поделать. Мы — дети империи. С жизнью в империи связаны черты нашей личной и общественной психологии, поведение, характер, образ жизни, даже отношение друг к другу.



Некоторые историки всерьез считают, что англичане просто не способны сделаться обычными жителями национального государства: столько сил вложил народ в Британскую империю, что и сам изменился за века ее строительства. Империя больше не нужна, она развалилась, но англичане уже не могут жить в национальном государстве: они не приспособлены к этому и психологически, и социально, и экономически. В результате Великобритания отстает от более бойких европейских соседей, попадает в зависимость от США… Но поделать ничего не в состоянии.



Если это справедливая оценка, то что же сказать о нас, русских?!



Империя достигла площади в 22,4 миллиона квадратных километров. Русский флаг развевался над колоссальной территорией — от Камчатки и Северного Китая до Польши и Причерноморья, от Арктики до Центральной Азии. По переписи 1897 года ее население составляло 128,2 миллиона человек, из них 93,4 — в Европейской России, 9,5 — в Царстве Польском, 2,6 миллиона — в Великом княжестве Финляндском, 9,3 миллиона — в Кавказском крае, 5,8 миллиона — в Сибири, 7,7 миллиона — в Среднеазиатских областях.



Русские составляли всего 44% населения империи, но именно русский язык был официальным языком делопроизводства, культуры, администрации и науки.



И вся эта колоссальная империя рухнула в одночасье. Одно из самых загадочных свойств империй и вообще всех больших, могучих государств — гибнуть вот так, совершенно внезапно и совершенно неожиданно для всех участников событий.



Часть этой территории собралась потом в некое государство, объявившее себя как бы преемником Российской империи, — СССР. «Как бы» — потому что СССР был очень уж непоследовательным наследником: он объявлял себя наследником Российской империи всякий раз, когда ему это было выгодно, а когда надо было платить долги правительства Российской империи, как–то сразу вспоминал: ведь долги эти делали не рабочие и крестьяне! их делали злые буржуи, помещики и капиталисты! Пусть они свои долги и платят.



К тому же СССР построили не на всей территории Российской империи. Некоторые страны, входившие в Российскую империю (Финляндия, Польша), из нее вышли раз и навсегда, стоило той развалиться. Другие страны удалось вернуть обратно, то есть говоря попросту — второй раз завоевать (Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения, Молдова), но при первой же возможности они вышли из СССР и вряд ли вернутся по доброй воле. Если кому–то захочется присоединить их к Российской империи, их придется завоевывать в третий раз.



Российская Федерация гордо объявлена Россией, и в 1991–1993 годах в голову обывателя вдалбливалось: вот, мол, идет возрождение России! По телевизору некий бородач (ныне проживающий в Израиле) вел программу «Вести», особенно торжественно возглашая о ходе «возрождения» и служа зримым символом этого самого «возрождения» России. Как будто Россия была когда–то национальным государством, и как будто ее задача была в том, чтобы избавиться от ига Советского Союза!



Разумеется, РФ–Россия никак не тождественна ни СССР, ни тем более Российской империи. Так же, как СССР возник на развалинах Российской империи, наша страна–огрызок возникла на развалинах СССР. Это одна из множества таких же стран–огрызков, никогда не существовавших вне Российской империи, — как и Казахстан, и Киргизия, и Украина, и все прочие в том же ряду.



У жителей этих государств возникают вопросы, много вопросов. От ответа на каждый из них зависит и самоопределение, а порой и уважение к себе. Позволю себе свести эти жизненно важные вопросы в пять основных пунктов:



1. Что же такое вообще империя? Любое многонациональное государство или что–то особенное? В наше время ведь все государства можно считать многонациональными.



2. Чем следует считать империи вообще, и Российскую в частности? Исчадием зла или послом горних сил? Есть ли что–то хорошее в империях, и бывают ли хорошие империи? А значит, стыдиться ли россиянину своего собственного подспудного империализма или относиться к нему несколько более сложно?



3. Был ли СССР прямым продолжением Российской империи, и если был — то в чем именно?



4. Что такое Российская Федерация — это страна русского народа или нечто совершенно иное?



5. Распад СССР и весьма вероятный распад Российской Федерации — это неизбежность или здесь просматривается все–таки чей–то злой умысел?



В книге я попытался дать хоть какие–то ответы на эти вопросы… Но прошу все–таки иметь в виду, что эту книгу пишет не Господь, а скромный историк и философ. Все, что я буду предлагать в ней читателю, — не истина в последней инстанции, а лишь некоторый вариант ответа, попытка сказать что–то определенное о том, что же за империю «мы потеряли». И судить меня следует не очень строго.



К тому же я торопился, очень торопился… Я очень боялся дописать книгу уже после того, как рухнет сама Российская Федерация, и тем самым ее обесценить. А то стараешься, стараешься, а читатель выпятит нижнюю губу, надуется и произнесет: «Тоже еще, прорицатель нашелся! Говорит — все обязательно развалится… А оно уже три месяца как развалилось!» Там, где спешка — там и ошибки, и неточности, а материал исходно был так громаден, что охватить его весь я не мог бы и за десять лет работы. Поэтому я прошу читателя меня извинить, если я ошибся в чем–то или чего–то важного не дописал.








А. М. БУРОВСКИЙ


   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Святой Григорий Распутин (фильм)

Святой Григорий Распутин (фильм)

приснопамятный старец Григорий
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Глобализация - это ...
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика