Авторизация
18 ноября 2024 (05 ноября ст.ст)
 

Проблема формирования единой российской нации


Само понятие ксенофобия (от греч. хenos - чужой, посторонний, и phobos -
страх) присуще всем народам, это реакция этноса на появление "чужого" в
целях сохранения своей идентификации. В современных условиях
экономической централизации, миграция населения превысила все допустимые
нормы и зачастую люди сталкиваются с изменившейся этнической картиной
на улицах городов. Для экономики это естественный процесс развития, но
уже на подсознательном уровне обилие "чужестранцев" включает
генетический страх за сохранение своей нации. "Человечество мигрирует
постоянно, но культурные механизмы делают миграции не разрушающей силой,
а созидательной. Интергируясь в другие общества, пришельцы обогащают
культуру. ...И чем интенсивнее развитие культуры, тем безболезненнее эта
ассимиляция. Там, где замедляется культурное развитие, истончается
культурный слой, миграции и этногенез идут быстрее, а следовательно -
больше возможностей для антагонизма. Ксенофобия возникает как
неосознанный комплекс, обусловленный архаическими моделями,
регулирующими жизнь социума".




Итак, ксенофобия это естественная реакция населения на появление
"чужого среди своих". И если взрослый человек, способен контролировать
свою реакцию и подавлять внутреннее сопротивление, то дети, которые на
подсознательном уровне реагируют на появление непохожести, тем самым
включают защитный механизм, который выражается в агрессии и оскорблении
национальных чувств другого ребенка. И даже один, униженный таким
образом в детстве ребенок, может сохранить негативное отношение ко всей
нации в целом. Такие "безобидные" детские проявления агрессии в
дальнейшем могут перерасти в националистические движения, участие в
которых особенно опасно в подростковом возрасте, когда сознание индивида
еще не сформировано окончательно, и на него оказывают большее влияние
внешние факторы, чем внутреннее осознание самого себя, как полноценного
члена общества.


Бердяев утверждал, что человек входит в человечество через
национальную индивидуальность как национальный человек (а не
отвлеченный), как русский, француз, немец или англичанин. Он не может
перескочить через целую ступень бытия, от этого он опустел бы и обеднел.
Национальный человек - больше, а не меньше, чем просто человек, в нем
есть родовые черты человека вообще и есть еще
индивидуально-национальные.




Российские школьники должны получать базовое образование и
формировать компетентность в области знаний истории и культуры, в том
числе и традиционной религии народов России. Эти знания могут быть
практически востребованы в жизни, поскольку связаны с повседневным
общением представителей различных российских этносов друг с другом: на
производстве, в быту, межличностных контактах, в социуме в целом. Любой
российский школьник должен иметь элементарное представление о духовной
культуре, традиционном укладе жизни, особенностях мировосприятия и
нормах общения русского народа и других народов и народностей в России.
Все это должно по-настоящему сближать россиян, закладывать основы
доброжелательного братского отношения к своим гражданским
соотечественникам любой этнической принадлежности и вероисповедания.




Но так ли происходит на самом деле? Ученики российских школ,
получают прежде всего русское образование, это естественно, так как
национальное большинство проживающих на территории России - русские. Мы
изучаем русскую культуру, русскую литературу, русский язык и
иностранный, в основном это языки стран Западной Европы. Потому как
интересы родителей направлены на будущее облегчение взаимопонимания и
развитие межнациональных отношений с гражданами иностранных государств;
экономическое или культурно-просветительское. Но мы забываем о том, что
Россия, прежде всего страна многонациональная и что особенно важно,
поликонфессиональная. Об этом много говорят и пишут, но на практике, а
особенно в образовательной традиции это не учитывают. Можно тысячекратно
говорить о толерантности, взаимопонимании и прочих действительно важных
вещах, но в момент столкновения личных интересов между индивидами -
представителями разных этносов, особенно остро в конфликте встает
национальный вопрос. Вместо гордости за свою нацию, свои традиции и
культуру, в ребенке может возникнуть чувство агрессии или неприятия
самого себя, как непохожего на остальных.




Русские представляют в нашей стране национальное большинство, а
национальные меньшинства, находясь в такой ситуации, группируются против
русских, что ведет к разделению социальной группы на два лагеря "свои" -
"чужие". Прежде всего, это возникает от незнания и непонимания
национальных особенностей и различий. Человек, воспитанный в
традиционной восточной философии, отличается мировоззрением от человека
западной философской традиции. Но и тот и другой, прежде всего, является
человеком. Изучение культурно-исторических традиций разных народов
вполне может предотвратить, и даже снизить уровень конфликтности во
взаимоотношениях между индивидами.




Изучая язык и культуру другого народа мы приобщаемся к ней, и она
становится нам знакомой, близкой и понятной. Школы с углубленным
изучением иностранных языков воспитывают в нас уважение к культуре той
страны, язык которой мы стараемся понять и выучить. Сосредоточив свои
усилия на изучении и понимании традиций и культур стран Западной Европы
мы забываем о наших ближайших соседях, без которых Россия, не была бы
Россией в полном смысле этого слова.




Наша страна всегда славилась своим толерантным отношениям к
иностранцам, во времена Петра I и Екатерины II, их приглашали и для них
создавались льготные условия проживания и экономического развития. В
современных условиях пиетет к иностранным гражданам сохранился, но к
сожалению не к нашим вчерашним соотечественникам, трудности адаптации
которых прежде всего начинаются с языка и внешних этнокультурных
проявлений. Сегодня мигрантов принято считать людьми второго сорта, с
низким уровнем интеллектуального развития, что чаще всего связано с
языковым барьером, а отсутствие взаимопонимания рождает насмешки,
издевки и конфликты. Сложнее это понять и принять в детском возрасте, в
процессе формирования национальной самоидентификации.




Характерной чертой этноса выступает единство социальных и
биологических компонентов. Относиться к определенному этносу - значит
чувствовать обособление от другого этноса. Одна из первых установок
этнического сознания - это установка на разделение. Существуют "свои" и
существуют "чужие". Первичная установка этнического деления на "мы" и
"они" выполняет основную функцию этносов - сохраняет генетическое
многообразие. Этот генетический полиморфизм является адаптационным
механизмом, направленным на обеспечение целостности этноса как единой
системы.




Для Российской истории столкновения на межнациональной основе не
типичны. Более того, для нее характерно сосуществование как различных
этнических, так и конфессиональных групп, с преобладанием интегративных
тенденций.


Каждая нация и этнос обладает своей неповторимой социокультурной
особенностью, а прививкой против страха, может выступить любовь. Для
этого необходимо внимательно присмотреться к "чужакам" и найти в их
культуре, ту самобытность, исключительность, которая может
заинтересовать национальное большинство и помочь индивидам понять друг
друга, не на примитивном уровне "чужой" значит "захватчик", а на более
высоком культурном уровне "чужой" значит "гость". Это поможет понять
национальные особенности другого этноса, передать то лучшее и
специфичное, чего не хватает титульному этносу для его развития и
дальнейшего успешного существования.




Для этого необходима направленная государственная политика, прежде
всего в сфере образования, как обязательный федеральный компонент. Так
как знакомство с культурой других народов, проживающих на территории
России, является одним из необходимых условий существования
многонациональной страны, также как распространение знаний о
социокультурных особенностях наций и народов, является необходимой
составляющей для успешной коадаптации этносов.




Современная система национального образования в России, со всеми ее
плюсами минусами, связана, прежде всего, с советским периодом нашей
истории. Государственными органами управления образованием того времени
проводилась целенаправленная работа по созданию школ для национальных
меньшинств с обучением на родном языке. Их организация определялась
идеологическими образовательными целями нового государства, связанными с
ликвидацией безграмотности, коммунистическим воспитанием детей и
молодежи и активным включением кадров национальных меньшинств в
социалистическое строительство.




Ослабление централизованного государства в конце 80-х годов
ознаменовало возрождение национальной школы в регионах компактного
проживания национальных меньшинств. Этот процесс стимулировался как
сепаратистскими политическими движениями, которые под флагом возрождения
национальной культуры и школы стремились к власти и независимости от
центра, так и объективными потребностями народов в восстановлении
значения и места народной культуры, в содержании общего образования.
Национальная школа рассматривается как важнейший механизм
воспроизводства и трансляции культуры этноса, тех базовых ценностей,
которые составляют генетический код этнической культуры. Ведь именно на
основе освоения ценностей своей традиционной культуры молодое поколение
этноса приобретает культурный облик своего народа, формирует свое
самосознание.




Но на данном этапе развития современной России, нужна уже не
национальная школа, а межнациональная общероссийская школа, которая в
рамках обязательной образовательной программы будет знакомить учащихся с
культурой, историей и религией всех народов традиционно проживающих на
территории России. И тогда формирование единой российской нации будет
происходить не в ущерб национальным традициям и культуре малых народов, а
на более глубоком сознательном уровне, где понятие россиянин не
тождественно понятию русский, а россиянин, значит представитель
многонационального государства Россия, сохраняющий в себе традиции и
культуру своей малочисленной или многочисленной нации.




www.allrus.info



 Монахова Х.А., аспирант


   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Минкомсвязь ответило прот. Всеволоду Чаплину на письмо об УЭК

Минкомсвязь ответило прот. Всеволоду Чаплину на письмо об УЭК

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации направило ответ на письмо председателя Синодального отдела по
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Следует ли вернуться к Юлианскому календарю в гражданской жизни?
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика