Словом ксенофобия стращают тех, кто недоволен нашествием инородцев
на нашу землю. Словно припечатывают позорным клеймом, вменяя им
уголовную 282-ю статью - возбуждение межнациональной розни.
Подобная статья есть только в российском законодательстве, другие
европейские государства не позволяют себе политических преследований из
соображений демократических. А у нас изобретено пугало, причем только
для русских, именно русским пытаются заткнуть рот уголовным кодексом,
стращают тюрьмой, принудительной работой, штрафами, чтобы в короткие
сроки умалить натиском пришельцев наше национальное преобладание в
России. И многие русские поддаются страху быть обвиненными в ксенофобии.
Что же такого страшного в этом понятии? Ксенофобия - это же самый
обычный, естественный для каждого народа страх - неприятие чужого,
отторжение чужого, чтобы не утратить свою собственную самобытность. И
почему, скажите на милость, мы обязаны любить чужие народы? В народах,
по меткому замечанию великого русского философа Хомякова, как и в
людях, есть страсти, и страсти не совсем благородные. Еще раньше, чем
философы и историки, неблагородные страсти чужих народов подметил наш
русский язык и навек запечатлел в себе неприятие чужаков. Русский язык
за всю историю нашего народа и государства накопил в себе множество
ксенофобских слов и выражений. В лингвистике их называют ксенонимы. На
основе наименований других народов русские творили слова с обобщенным
представлением об этих народах. Как правило, с негативной оценкой
чужаков, образное обозначение внешних врагов на протяжении всей
истории. На основании ксенофобных характеристик лингвисты выяснили, кто
из народов мира вредил русским больше всего. Оказалось - татары, тут и
чертополох, зовущийся в говорах татарник, чирьи и нарывы, именуемые
барин-татарин. Вспомним и меткое русское выражение о больной голове -
татары в башке молотят. Не жалует русский язык и немцев. О язвах на
коже в Сибири говорят - немцы сели, тараканов в России прозывают
прусаками, швабами и немцами. Саранчу именуют шведами. Так отложилось в
памяти русского потомства, как татары, немцы, шведы, подобно полчищам
насекомых, вторгались на наши земли, уничтожая все на своем пути.
Осталась в языке ксенофобская память и о поляках. От имени мазовецких
поляков пошло русское прозвище мазурик, то есть вор, пройдоха. Помнит
русский язык французское нашествие. С тех пор завелось в русском языке
слово шаромыжник, от французского cher ami - дорогой друг, так голодные
французы, скитаясь по холодной России в 1812 году, просили чего поесть.
С тех пор это слово означает - шатун и плут.
Русские имеют древнюю привычку хранить имена своих исторических
врагов в кличках домашних животных, психологически точно выверенный
путь преодоления страха перед врагами. Если именем врага назвать кота
или собаку, то враг перестает быть страшным. И впрямь кошачье прозвище
Мурзик напоминает нам о том, что этих хитрых, умных, ловких животных
наши предки метко сравнивали с Мурзой, татарским князем, вековым
поработителем русского народа. Или вот в Сибири широко распространена
собачья кличка Кучум, разумеется, в честь сибирского хана, побежденного
Ермаком Тимофеевичем. Собак черной масти, причем исключительно
дворовых, в России непременно кличут Цыган. А теперь прикиньте, сколько
бродит по России рыжих котов по кличке Чубайс. Наш язык и по сей день
исправно выполняет свою традиционную обязанность - сохранять в народной
памяти имена врагов нации.
Татары, шведы, поляки, немцы - с ними все ясно - внешние враги и
постоянные приграничные соперники. Но вот что интересно, почему два
народа, никогда не ходившие против русских открытой войной, удостоились
в русском языке наибольшего количества ксенофобских наименований. Эти
два народа - цыгане и евреи. Их именами называют в русском языке вещи,
которые похожи на настоящие, но только внешне. Разбавленную самопальную
водку называют цыганское молоко, козу кличут жидовской коровой, луну -
цыганским солнцем, мелкий короткий дождик, как ни на что не годный,
прозван у нас жидовским дождем, сильный мороз - цыганским жаром.
Жидками русские зовут кусачих насекомых и домашних муравьев, жидами
зовут воробьев, которые тучей налетают откуда ни возьмись и сильно
вредят крестьянским посевам. Цыганской рыбой прозвали головастиков,
вроде и рыба, а не настоящая, жидолкой зовут мелкую рыбешку гольца, не
годящуюся в пищу. Интересно, что этническим названием евреев метят
опасные ядовитые растения, физалис, к примеру, зовут вишня жидовская. В
Малороссии жидками именуют поганки, гриб-дождевик русские называют
цыганский табак. Цыганское золото, еврейское золото - всякий поддельный
под золото металл. Немалый перечень прилипчивых заразных болезней
удостоены той же этнической меты: лишай - жид-жидовин, сибирская язва -
жидовка, озноб - цыганский пот.
Что же хотели передать своим потомкам наши предки, закладывая свой
жизненный опыт в самую надежную, самую верную, самую крепкую память -
язык? Предупреждение, пока не обрели собственного опыта общения с
другими народами, быть всегда настороже с опасными для нас, русских,
племенами, совет сторониться их. Приведу свидетельство лингвиста
Березовича, специально изучавшего проблему лингвистической
ксеномотивации и опубликовавшего результаты своих исследований в
журнале «Вопросы языкознания» (М., 2007, № 1): «Предсказуем тот факт,
что лидерами по количеству вторичных номинаций, по накалу экспрессии в
лексике восточнославянских языков, а также целого ряда других
европейских языков будут цыган и еврей, обозначения этносов, которые на
протяжении многих веков являются чужими среди своих для восточных
славян». Я намеренно цитирую научный журнал и в нем научную статью,
откуда взяты примеры, цитирую для того, чтобы меня не обвинили все в
той же пресловутой ксенофобии, ведь потащили же в прокуратуру Бориса
Миронова, когда в предисловии к книге Дэвида Дюка «Еврейский вопрос
глазами американца» Борис сравнил евреев с саранчой, хотя это сравнение
полностью соответствует нашим языковым русским традициям. Причем евреям
почему-то в голову не приходит судить за ксенофобию другие народы. В
цитируемой мною научной статье из журнала «Вопросы языкознания» читаем,
что не только русские, украинцы и белорусы жалуют евреев и цыган таким
неприветливым образом. Другие народы Европы сохранили для своих
потомков те же предупреждения. Англичане, например, имеют ксенонимы для
своих вековых врагов - шотландцев, ирландцев, голландцев, а также для
цыган и евреев. Немцы нарекли ксенонимами поляков, чехов, русских и
опять-таки цыган и евреев. Поляки и чехи наградили ксенонимами немцев,
чехов, шведов и опять же евреев, цыган. Научный факт, как против него
попрешь, однако к немцам, полякам и англичанами у евреев претензий нет,
они есть только к русскому народу. Причем вот парадокс: цыгане не
заставляют русских отказываться от наших представлений о них и не
волокут нас в суд, чтобы заставить изъясняться к ним в любви, и только
евреи пытаются принудить нас к тому, причем под угрозой уголовной
ответственности.
Беспристрастные лингвистические исследования показывают: ну, не
любят русские евреев. Не любят и точка, и нелюбви этой уже много веков
- с времен распятия евреями Христа. Но немало и других с древности
поводов не любить евреев. В 60-х годах прошлого века в египетском городе
Александрии нашли при раскопках папирусное письмо на древнееврейском
языке. Письмо датировано десятым веком, и стало знаменитым потому, что
в нем впервые в истории зафиксировано древнейшее упоминание славного
города Киева, упоминание его в ту пору, когда у древних русичей
письменности еще не было. Но самое замечательное в египетской находке -
его содержание, о котором принято умалчивать. В этом письме еврейская
община города Киева просила евреев города Александрии дать кров и
оказать помощь своему соплеменнику, сбежавшему из древнерусской
столицы, чтобы не отдавать долги своим русским заимодавцам. Поди,
полюби таких...