Несмотря на то, что "казака" Расмуссена
при возведении в казачество наградили чаркой, это никак не
способствовало его уступчивости на переговорах. Хотя сколько было слов о
важности подобных встреч из уст дипломатов, включая самого главу
российского МИД Сергея Лаврова. Натовцам даже продемонстрировали наши
миролюбивые намерения, показав строящиеся олимпийские объекты. Дескать,
состязаться в спорте куда лучше, чем воевать.
Но это не возымело должного эффекта, и в
итоге никакого прогресса по ПРО это не принесло. В итоге стороны
"договорились договариваться", отложив рассмотрение вопроса до саммита
альянса в Чикаго, намеченного на май 2012 года.
Об остроте проблемы говорит тот факт,
что российская сторона, по сути, пыталась предъявить ультиматум: если в
течение ближайших 11 месяцев НАТО не договорится с нами по ПРО, то
Россия ускорит создание системы воздушно-космической обороны (ВКО),
нарастит тактическую ракетную группировку на своих западных рубежах и
даже может выйти из СНВ-3.
Сам Дмитрий Рогозин
жалуется на то, что НАТО "искусственно тормозит переговоры по ПРО", хотя
Москва сделала на этот счет Брюсселю целых два предложения: создание
единой европейской системы ПРО на основе секторального принципа и
интеграция двух систем ПРО в единое целое.
Но ни то ни другое альянс не устраивает:
вместо этого он предлагает структуру лишь для обмена информацией и
"виртуального центра по оперативным вопросам", предназначение которого в
полной мере не понимают и сами натовцы.
Напомним, что обсуждению в Сочи
предшествовал целый ряд неприятных моментов. В середине июня в
непосредственной близости от главной базы Черноморского флота России
Севастополя США провели совместные учения с Украиной "Си Бриз-2011", в
которых участвовал крейсер "Монтерей", оснащенный системой ПРО морского
базирования AEGIS. Тем самым американцы продемонстрировали нам угрозу на
стратегически важных для нас направлениях. Кроме того, Вашингтон
объявил о начале полномасштабной модернизации своего ядерного арсенала, в
том числе и авиационных бомб, хранящихся на базах стран НАТО в Европе.
Несмотря на это Брюссель пытается
нащупать почву для возобновления переговоров по Договору об обычных
вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Согласно имеющейся информации, они
намерены включить в него и территорию Абхазии и Южной Осетии. В этом
случае наши возможности содержать там необходимые для поддержания мира
воинские контингенты будут резко ограничены.
И еще один показательный момент: Россия и
НАТО заявляют о необходимости решения ситуации в Ливии исключительно
мирными средствами. Что не мешает альянсу наносить по ней удары и
возражать России на ее недовольство по поводу нарушения резолюции 1973.
Мы делаем достаточно грозные заявления,
которые пока не особенно трогают руководство альянса. Но может быть,
политики входящих в ЕС стран поймут опасность обострения и ситуация
через год кардинально изменится?
Как кажется, возможности для адекватного
ответа у нас есть. Вдоль черноморского и балтийского побережья мы можем
разместить противокорабельные комплексы "Рубеж" и т.д. На западной
границе поставим ракетные комплексы "Искандер-М",
способные нейтрализовать объекты ПРО вероятного противника, попутно
развивая систему ВКО.
Однако хватит ли пороха в пороховницах
для адекватного ответа? Учитывая то, какими черепашьими темпами идет
перевооружение ПВО на ЗРК С-400, и особенно в свете последнего срыва
гособоронзаказа возникает сомнение и относительно нашей способности
выпустить необходимое количество вышеуказанных ракетных комплексов.
Своими мыслями с "Правдой.Ру" поделилсяпервый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:
"НАТО ведет себя крайне нагло, потому
что понимает нашу слабость. Единственная возможность заставить Запад
задуматься и отложить свое намерение строить против нас свою ПРО — это
угроза выхода из СНВ.
Ведь главная задумка американцев и их
союзников — лишить нас нашего преимущества, наличия ракетно-ядерного
щита. Сделать они это хотят, с одной стороны, нашими руками, чтобы мы
сами его порезали, в то время как США нацелились на активное развитие
наземного, морского, воздушного и космического компонентов ПРО. И в
ближайшие 10-15 лет в случае выполнения нами условий СНВ-3 баланс сил
может действительно серьезно качнуться.
Читайте также: Ядерный подарок России от миротворца Обамы
Все остальное могло бы сыграть свою
роль, если бы не целый ряд "но", наиболее важными из которых являются
непрозрачность схем по закупке вооружений, дающая почву для коррупции и
ужасающее состояние нашего ВПК, обусловленного тем, что последние 20 лет
он медленно, но верно умирал без помощи государства. В результате для
нас уже проблематично выпустить один дивизион С-400 в год, которых
требуются десятки.
К примеру, для
эффективного ответа на вызовы НАТО вдоль наших западных границ требуется
не менее 200 ракетных комплексов "Искандер", которых у нас сейчас почти
нет. При нынешней ситуации для их выпуска потребуются десятки лет.
Разумеется, уверенность НАТО придает и
так называемая реформа, которая уже дала свои пагубные плоды. Так,
создание несуществующей ВКО, которой пытаются пугать Запад, уже сейчас
пошло в совершенно неправильном направлении. Ее создают не на основе
ПВО, имеющей силы и средства для отражения воздушно-космических ударов, а
на основе Космических войск (КВ), занимающихся лишь слежением из
космоса со спутников-шпионов и выводом их на орбиту. В этом случае ПВО
после ее прежнего подчинения ВВС будет лишь пасынком при КВ".
Впрочем, удивляться нынешним трениям не
стоит. Изначально договор СНВ-3 имел целый ряд существенных огрехов, и
мы, подписывая его с такими существенными изъянами, сами
запрограммировали себя. Во-первых, американцы наотрез отказались
привязывать его к вопросу о ПРО. Во-вторых, они не посчитали нужным
вносить в него такие моменты, как крылатые ракеты, развитие
гиперзвукового оружия и модернизацию уже имеющегося ядерного арсенала.
Логика Запада строится на том, что
"русские хотят слишком много". "Почему же они подписали договор, если
какие-то положения их не устраивают? — задаются вопросами американские
аналитики. — Создается впечатление, что решили подписать любой ценой и
что этот договор был более нужен русским, чем нам. Не слишком ли многого
они теперь хотят?"
Впрочем, поводов надеяться на то, что
Запад испугается наших ответных мер, крайне мало. В Вашингтоне многие
уверены в том, что Москва с подобными угрозами просто блефует, опасаясь
ненужной ей эскалации напряженности.