Школы отказываются от уроков православия, предпочитая этому курсу предмет, названный «Основы светской этики». Именно его выбрали родители половины учебных заведений Новосибирска. Разработка учебных пособий близится к завершению, и уже после весенних каникул школьников будут знакомить с основами религиозных культур — на выбор. По предварительным данным, основы православия захотели изучать всего 15 % школ. Как считают представители церкви, чаще всего люди предпочитают основы светской этики — как наиболее нейтральный или даже атеистический вариант, — путая этику с этикетом. Вместе с тем, сегодня именно этот раздел нового учебного курса наиболее непроработанный и непонятный.
Справка: Курс «Основы религиозных культур и светской этики» делится на шесть частей. Он должен рассказать школьникам о четырех наиболее распространенных в России религиях: православии, исламе,
буддизме и иудаизме. Содержит он и две светские части: история религиозных культур и светская этика. Родители школьников должны выбрать один раздел, по которому ребенок будет заниматься полгода — последнюю четверть 4-го класса и первую четверть 5-го.
Разработка учебных пособий по предметам, знакомящим с основами религиозной культуры, близится к завершению, рассказал руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Иванов. Тем временем, более 50 % учебных учреждений выбрали для изучения основы светской этики. Общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий России на втором месте по популярности, а основы православия желают изучать только в 15 % школ.
Предмет под названием «Духовно-нравственное воспитание» появится в школьном расписании уже весной, с началом четвертой четверти.
Первыми слушателями нового курса станут ученики четвертых классов. Директор гимназии №10 Сергей Бирюков рассказал, что в их учебном заведении родители определятся с выбором на этой неделе, но предположил, что вариант будет близок к среднестатистическому — вряд ли люди массово предпочтут основы православной культуры. «Проблема заключается в том,
что вести предмет будут не слишком большие специалисты. Несмотря на государственную программу подготовки, педагогами останутся все те же учителя начальной школы. Ладно, если это светская этика или сравнительное религиоведение, а что касается основ православной культуры? Да, может быть, учитель сам православный человек, но нужно быть специалистом и знать Библию. Не получилось бы у нас профанации, когда, например, человек рассказывает про пост, а сам при этом трескает мясо», — считает Сергей Бирюков.
В лицее № 200 большая часть родителей выбрали основы светской этики. Директор лицея Надежда Дергилева считает, что основы религиозной культуры, второй по популярности вариант, полезны для общего развития, но преподавать их следует очень аккуратно. «У каждого курса есть свои преимущества, но поскольку мы работаем в школе, где учатся дети разных национальностей, вероисповеданий, культур, целесообразен выбор наших родителей, которые предпочли основы светской этики», — разделяет мнение
коллеги завуч гимназии № 1 Людмила Распопина.
Из конфессиональных разделов широкой публике пока доступны только «Основы православной культуры» протодиакона Андрея Кураева. В своем блоге он выкладывает текущие главы учебника, а также впечатления от работы по параллельным вариантам. Курс «Основы светской этики» представляется наименее понятным — за время работы над ним уже сменились несколько авторов, и нет ясности, кто будет его доделывать.
Отрывок из урока «Бог» учебника «Основы православной культуры»:
«Но если человека заставить сделать добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым? Человек, делающий добро по приказу, похож на палку, с помощью которой Ваня отогнал собаку. Для котенка и для Вани это хорошо. Но палка-то разве стала от этого лучше? Только если человек сам свободно выбрал свой поступок, он становится добрым. Поэтому человеку Бог дал еще и свободу. Но свободный несмышленыш может быть опасен. Поэтому к свободе полагается еще и разум. Но если рядом с умом нет ни совести, ни любви, то может получиться просто хитрый преступник. Поэтому еще людям даны совесть, доброта, любовь».
«Рассказывать о религии в школе желают не ради культурологических познаний, а ради того, чтобы ребенок мог иметь для себя этические ориентиры, нравственность как руководство к жизни, — полагает Иван Реморов, диакон Новосибирской епархии Русской православной церкви, доцент кафедры древних языков НГУ. — В качестве альтернативы религиозным курсам была предложена светская этика, под которой в данном случае подразумевается именно атеистический вариант. Но многие об этом не догадываются: ведь обычно слово «светский» вовсе не означает «атеистический». Из-за этого некоторые родители предполагают, что этот курс — просто нейтральный, а другие, не вникнув в тонкости терминологии, вообще думают, что речь идет о светском этикете».
Предварительные разговоры в гимназии «Горностай» показали, что родители желают видеть совмещенный курс основ религии и светской этики.
«Родительская позиция здесь такова: религиозное воспитание — дело семейное, — объяснила Елена Авдиенко, психолог гимназии и руководитель пресс-центра. — Мы с большим уважением относимся к православной религии, но так как мы — светское учебное заведение, то наиболее приемлемая форма — показать широту взглядов и познакомить детей с разными религиозными течениями».
Елена Сафронова