Авторизация
13 декабря 2018 (30.11. ст.ст)
 

Святой Царь-мученик Павел I

Святой Императоръ Павелъ I. Первая икона на случай прославления.
Святой Императоръ Павелъ I. Первая икона на случай прославления.

   Царь Павел I еще не прославлен земной воинствующей Церковью,
но, несомненно, что он прославлен Церковью Небесной - торжествующей.
Просим отнестись к данному материалу рассудительно и без лишнего пафоса (страсти).
 
 

Царь-мученик император Павел I
(К 250-летию со дня рожденья)

«А Государь в Бозе почивший Император Павел Петрович так любил Церковь святую, так чтил святые уставы Ее и столько сделал для блага Ее, что не многие из царей русских подобно ему послужили Церкви Божией...»

(Преп. Серафим Саровский)

Многие годы имя императора Павла Петровича стараниями масонов и безбожников всячески очернялось, и лишь сравнительно недавно стала известна правда о нем. Перед нами возникает облик глубоко верующего и мудрого монарха, посвятившего свою жизнь благу Православной Церкви и России.

Государь Павел Петрович родился 20 сентября (по старому стилю) 1754 года в Санкт-Петербурге. Его царственными родителями были император Петр III и императрица Екатерина II. С первых часов своего рождения царевич Павел был принят на попечение императрицей Елизаветой Петровной, которая отличалась любовью к Церкви. Свое раннее детство он провел в обществе нянь, первыми утвердившими в нем веру и любовь к храму. Глубоко верующим был и воспитатель Павла С.А. Порошин, пробудивший у него любовь ко всему русскому. Закон Божий преподавал царевичу иеромонах Платон (впоследствии – митрополит Московский). Иеромонах Платон весьма часто посещал своего ученика и сумел на всю жизнь развить в нем высокое чувство религиозности. Митрополит Платон писал: «Высокий воспитанник, по счастью, всегда был к набожности расположен и рассуждение ли, разговор ли относительно Бога и веры были ему всегда приятны».



Уроки благочестивого пастыря принесли свои плоды. Глубокая вера в Бога помогла императору Павлу перенести те многочисленные испытания, которыми была преисполнена его жизнь: ранняя смерть отца, свергнутого с престола и позже убитого, и отчуждение матери, не доверявшей сыну и отстранившей его от участия в государственных делах, и многолетнее, почти затворническое пребывание в Гатчине и смерть при родах первой жены – великой княгини Наталии Алексеевны. Известо, что цесаревичу Павлу было сделано предложение о дворцовом перевороте в его пользу, с сохранением Екатерине жизни. Благородный Павел отказывается, а день спустя, из боязни, что он все откроет матери, его отравляют сильным ядом. И хоть врачам удалось спасти цесаревича, но последствия этого отравления сказывались на нем всю его жизнь. У него появились мучительные удушья и нервозность в характере.

Святитель Иоанн Шанхайский пишет: «Цесаревич Павел Петрович, проведший свое детство при дворе императрицы Елизаветы Петровны, во многом различался по своему характеру и убеждениям с императрицей Екатериной. Поэтому Екатерина II предполагала устранить сына от наследства и сделать наследником старшего внука – Александра Павловича... Решение вопроса все откладывали... В конце 1796 года Екатерина II окончательно решила назначить наследником Александра, минуя Павля, но неожиданно и скоропостижно скончалась. На престол вступил наследник – цесаревич Павел Петрович...»

Цесаревич сознавал опасность, грозящую Европе от революционной Франции. В этом отношении он проявил большую дальновидность и ясность ума. Первой задачей себе Павел поставил спасти Россию и даже Европу от проникновения революционной заразы. Борьба с революцией была для него делом религиозным, он вел борьбу за христианскую веру и установленное Богом монархическое начало. 

Строго соблюдая заповеди Божии, государь Павел I всячески заботился о своих подданных. Уже в день своей коронации Павел обнародовал манифест о помещичьих крестьянах, положивший начало ограничению крепостного права. Впервые в истории России, крестьянское сословие было приведено к присяге. Было создано особое крестьянское управление, для казенных крестьян были установлены наделы, и всем крестьянам было дано право апелляции на решения судебных дел.

Для своего века это была подлинно та царская «золотая грамота», о которой давно мечтал народ. По существу половина реформы 1861 года освобождения крестьян была заложена Павлом Петровичем. Останься он в живых, не стал ли бы он царем-освободителем?

Известен случай, когда царь стал на защиту крестьян, которых помещик продал было порознь, без семей и дворов, дабы воспользоваться крестьянским имуществом. Крестьяне отказались повиноваться, помещик донес губернатору о бунте. Губернатор же оказался на высоте своего долга и быстро разобрался в чем дело. Получив от него донесение о происшедшем, царь Павел объявляет сделку недействительной, приказывает оставить крестьян по своим местам, а помещику сделать от своего имени строжайший выговор. В помещике заговорила совесть: собрав мир, он просит у крестьян прощения, отправившись затем в Петербург испрашивать аудиенцию у его величества. «Ну что, поладили вы, сударь мой, со своими крестьянами? Что они сказали»? – осведомился у виновного император. «Они мне, Ваше Величество, сказали: Бог простит...» – «Ну, раз Бог и они простили, и я тебя прощаю. Да помни впредь, что они тебе не рабы, а такие же мои подданные, как и ты. Тебе же только вверена забота о них, и ты ответствен предо мной за них, как я за Россию пред Богом...» – заключил Государь. 

Любовь к правосудию, забота о простом народе выражались у императора Павла и в той доступности, которой он осчастливил своих подданных, учредив знаменитый ящик у Зимнего дворца, ключ от которого находился у него лично, и куда первый сановник и последний простолюдин могли бросать письма со своими прошениями о непосредственной царской защите или милости. Сам царь ежедневно вынимал из ящика и прочитывал прошения, и ни одно из них не осталось нерешенным.

Но для нас намного важнее увидеть внутренний мир благочестивейшего не только по титулу, но и по жизни государя.

Современник государя, которому благодаря службе при царском дворе посчастливилось лично знать императора, Н.А. Саблуков запомнил Павла «человеком глубоко религиозным, исполненным истинного благочестия и страха Божия». «Это был человек... великодушный, готовый прощать обиды и повиниться в своих ошибках, – пишет Саблуков в своих воспоминаниях. – Он высоко ценил правду, ненавидел ложь и обман, заботился о правосудии и безпощадно преследовал всякие злоупотребления, в особенности же – лихоимство и взяточничество». Саблуков также свидетельствует: «В бытность свою наследником цесаревичем Павел часто проводил всю ночь на молитве. Хранившийся в Гатчине коврик, на котором он молился, протерт коленями».

Исторические записки тех лет сохранили описание следущего события: «Странное и чудное видение было часовому, у Летнего дворца стоящему... Предстал часовому тому внезапно в свете славы небесной Архистратиг Михаил, и от видения сего обомлел в трепете часовой... И веление Архангела было возвдигнуть тут в честь него собор и царю Павлу сие доложить непременно. Особое происшествие было доложено начальству, а тот Павлу Петровичу обо всем доносит. Павел же Петрович ответствует: «Уже знаю»; видать, до того ему было все ведомо, а явление часовому было как бы повторением...» Из этого рассказа можно сделать вывод, что государь Павел сподоблялся и откровений из небесного мира.

Память царя-мученика Павла усердно безчестилась масонами и разного рода либералами, а злодейское убийство Павла I было подготовлено и осуществлено при деятельном участии масонов, русских и английских. Участие масонов в цареубийствах совершенно понятно и свидетельствует о том, что масоны ненавидят богоустановленную царскую власть и жаждут уничтожения законных монархов. Было бы даже удивительно, если в заговоре против Павла I масоны не приняли участия. Святитель Иоанн Шанхайский так объясняет природу цареборческой одержимости масонов: «До пришествия антихриста в мире уже готовится его появление. Тайна уже в действии, и силы готовящие его появление прежде всего борются против законной царской власти». Пособниками антихриста ведется борьба против царя, но за этим скрывается борьба против Бога. «Такова сущность борьбы против царя и России, против основ ее жизни и исторического развития. Таковы смысл и цель той борьбы... – свидетельствует свят. Иоанн Шанхайский. – Против царя и России было призвано все грязное и ничтожное и грешное, что может быть в душе человека. Все это всеми силами поднималось на борьбу против царской короны, увенчанной крестом, ибо царское служение есть крестоношение».

XVIII век был тем временем, когда в Европе уже высоко подняли голову вольнодумцы и безбожники, толкавшие народы в бездну кровавых революций. Главным препятствием на их пути была православная и самодержавная Россия, во главе которой стояли истинно верующие монархи.

Французская революция, давшая свободу безбожию и всевозможной безнравственности, заразила умы многих лиц высшего общества России. Государь Павел Петрович глубоко осознал опасность революционных идей для чад Православной Церкви и безпощадно истреблял ростки вольнодумства. С местных масонов была взята подписка не открывать лож, что очень повредило успеху масонства в России.

Император Павел любил свой народ и желал, чтобы Россия шла своим путем. Он начал производить реформы для устранения привилегий, полученных дворянством в предыдущее царствование, он больше заботился о благе крестьянства и простого народа. Высшие круги в правлении государя увидели опасность для своих привилегий и стали готовить заговор для его устранения. Эти изменники имели большие финансовые связи с Англией, чьи интересы им были важнее интересов России.

Государь Павел отличался рыцарским характером и истинно христианской душой. Он мечтал умиротворить Европу и восстановить порушенные революцией алтари и престолы. Но он оказался один против своих тайных врагов, его стерегли измена, предательство и обман... Темные силы боялись влияния Помазанника Божия на судьбы народов. Сложился заговор, во главе которого стояли некоторые высшие сановники и озлобленные офицеры, мечтавшие о вольности. Приказы императора стали искажаться до неузнаваемости. Заговорщики всеми хитростями настраивали общество столицы против самодержца. Штаб-квартирой заговора стал салон Жеребцовой, сестры трех братьев Зубовых, будущих убийц, и за ее спиной «друг», английский посол сэр Чарльс Уитворт. Лопухин свидетельствует о двух миллионах английского золота, розданных через Жеребцову участникам убийства. Смертным приговором государю послужило соглашение с Наполеоном для похода на Индию, что подорвало бы английское могущество. Заговорщики открыто заявляли, что интересы Англии им ближе интересов России.

К марту 1801 года ожесточение заговорщиков достигло высшей точки, и они решились на цареубийство. Государь Павел Петрович был зверски умучен в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Наполеон так прокоментировал это событие: «Без смерти царя Павла, Англия бы пропала».

Полностью сбылось предсказание прозорливого инока Авеля, которое он изрек лично императору Павлу: «Коротко будет царствование твое, и вижу я, грешный, лютый конец твой. На Софрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину приемлешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей... В Страстную субботу погребут тебя... Они же, злодеи сии, стремясь оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят тебя безумным, будут поносить добрую память твою». Главный заговорщик и убийца Государя Пален заключил инока Авеля в тюрьму Петропавловской крепости, якобы за то, что он нарушил покой государя. Этого государь никогда не узнал.

Конец цареубийц был ужасен. Перед смертью практически все они испытали душевные и физические мучения. Один из них умер, объевшись устриц, трое же главных, распускавших слухи о безумии Государя, сами сошли с ума. Главный же убийца императора, Пален, лишившись рассудка, поедал собственные отбросы. Так были наказаны Господом эти приспешники антихриста, дерзнувшие пролить кровь Помазанника Божия

Оканчивалось же пророчество преподобного Авеля такими словами: «Но народ русский чуткой душой своей поймет и оценит тебя и к гробнице твоей понесет скорби свои, прося твоего заступничества и умягчения сердец неправедных и жестоких». Сбылась и эта часть предсказания Авелева. Свят. Иоанн Шанхайский пишет: «Когда был убит Павел I, народ и не знал об этом, а узнав, долгие годы приносил к его гробу сочувствие и молитвы».

После смерти Павла I народ, действительно, не забыл своего царя-благодетеля: постоянно горели на его могиле свечи, лежали свежие цветы, а простой люд нес свои челобитные, прося небесного заступничества. В Михайловском замке на месте опочивальни Государя, где он принял мученическую кончину, устроена была церковь, а на самом месте убиения – святой алтарь.

Между прочим, инок Авель предсказал императору Павлу будущую судьбу России и ее последнего императора. По просьбе императора Павла инок Авель записал это предсказание, и Государь, запечатав письмо, надписал на конверте под печатью: «Вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины».

Исполняя это завещание, 11 марта 1901 года царь Николай II после литургии в Гатчине вскрыл конверт и прочел предсказание о своей судьбе и судьбе России. Он никогда ничего не сказал по поводу этого письма, но начал опасаться 1918 года, и говорил что этот год фатален для него и для всей династии.

Князь Н.Д. Жевахов писал в своих воспоминаниях: «Отношение императора Павла I к Церкви было таково, что только революция 1917 года прервала работы по его канонизации, однако в сознании русского народа император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивные знамения благоволения Божия к праведнику, творимые промыслом Господним у его гробницы, в последние годы перед революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили причт издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами благоверного императора Павла I».

В наши дни, когда мало имеется людей, имеющих независимость суждений и трезвость мысли, полезно сделать безпристрастный очерк личности и деятельности безвременно погибшего монарха. Жизнь и труды благоверного императора Павла Петровичпа должны быть по достоинству оценены Церковью признанием его святости и завершением дела его канонизации в лике мучеников в земле Российской просиявших, прерванного богоборческой революцией. Государь Павел в короткий период своего царствования, по выражению одной писательницы, «научил страху Божию всю Россию». И ныне светлый образ сего Помазанника Божьего должен рассеять мглу, окутавшую русских людей.

Да помилует нас молитвами сего царственного страстотерпца милостивый Господь!

Епископ Александр (Милеант)

Молитва об упокоении царя-мученика Павла I

Упокой, Господи, душу убиенного раба Твоего императора Павла I, и его молитвами даруй нам в дни сии лукавые и страшные в делах мудрость, в страданиях кротость и душам нашим спасение Твое.

Призри, Господи, на верного Твоего молитвенника за сирых, убогих и обездоленных, императора Павла, и по молитвам его святым подай, Господи, скорую и верную помощь просящим через него у Тебя, Боже наш. Аминь.


НАРОДНЫЙ ЦАРЬ
К скорбной годовщине 11 (24) марта

24-го марта (11-го по старому стилю) исполняется очередная годовщина со дня убиения императора Павла I-го. В русской истории есть четыре оболганных правителя: царь Борис Годунов, император Павел I, император Николай I и император Николай II. В превратностях судьбы царя Бориса Годунова двигателем являлись политические интересы бояр, особенно Шуйских. История императора Николая I создавалась русской интеллигенцией, не простившей ему провала попытки революции в декабре 1825 г. Судьба царствования императора Николая II решалась уже не только русской интеллигенцией, состоявшей в тайных обществах, а и иностранными «закулисными руководителями». Судьба же преступно-убиенного имп. Павла Петровича ложится тяжелым укором на совесть большей части русской аристократии и дворянства того времени, объединенных в тайных масонских обществах, и при финансовой поддержке и подстрекательстве вероломной Англии, чьим политическим интересам русский император являлся помехой.

Нужно заметить, что понятие «интеллигенция» и слово это появилось в русском языке в XIX веке для обозначения людей из образованного класса, либерально или еще левее мыслящих и зараженных «прогрессивными» идеями западно-европейских тайных обществ. Вот это и является отличительной чертой т.н. интеллигенции в отличие от всего остального образованного слоя, и это понятие было введено в употребелние как раз носителями и распростанителями этих западных идей. Настоящие русские умы – ученые и интеллектуалы – никогда не считали себя принадлежащими к интеллигенции.

Личность императора Павла I в русской истории стоит совершенно обособленно. Он знаменует собой поворотный пункт в нашей истории, направив идею государственной власти на русские национальные рельсы. И все то хорошее, что проявилось в нашей дальнейшей истории, имеет свои корни в личности императора Павла и его реформах, упорно замалчиваемых предвзятыми и либеральными историками. Трагические судьбы императоров Павла I и Николая II очень схожи в том, что оба эти царя – глубоко-верущие, благородные и честные, любящие свою страну и свой народ, – были окружены средой, пропитанной ядом либерализма и богоотступничества.



Император Павел, сын имп. Екатерины II, родился в 1754 году и был воспитан в религиозном и народном духе своей бабушкой, имп. Елизаветой. Этим сразу определилось его будущее противостояние духу либерального и атеистического западничества, который процветал в царствование Екатерины II. В то время в России также процветали тайные общества, и многие друзья будущего императора принадлежали к масонскому ордену. Под давлением друзей имп. Павел тоже поначалу вступил в масонскую ложу, считая масонов добродетельными людьми. Позже, однако, когда он узнал о деятельном участии масонов во французской революции, он полностью их отверг.

Таким образом, расчеты масонов и аристократии на Павле не оправдались. Император не поддался их влиянию и не стал зависимым от них «дворянским царем», а вполне сознательно, согласно своим убеждениям, сделался царем всего русского народа, доказав это целым рядом благотворных именно для народа законов и мероприятий, – чем и подписал себе смертный приговор. Тогда, для успешного устранения ненавистного им императора, аристократия и русские масоны, ущемленные в своих личных интересах, прибегли к старому, испытанному способу – лжи и клевете: Павла стали всюду изображать душевно-больным и неспособным к власти, якобы опасным для народа и для собственной семьи. В эти сети вражеские силы уловили даже старшего сына императора – будущего имп. Александра I.

Павел I стал императором в тяжелое для России время: во Франции бушевала революция, распространяя свои тлетворные идеи вокруг себя; русское государство было в чрезвычайно расстроенном состоянии; трудами Екатерины II Церковь была унижена и разорена; аристократия была заражена вольтерианством, масонством и атеизмом; финансы были в полном упадке; рекруты и солдаты разбирались военным начальством и превращались в крепостных; положение крепостных было безправным и тяжелым. Император Павел приложил неимоверные усилия, чтобы исправить все несправедливости. Он был добрейшим Государем и перед ним все были равны – бедные и богатые, вельможи и крестьяне. Целым рядом реформ он значительно улучшил физическое и моральное состояние крестьянского сословия. Будучи глубоко религиозным человеком, он пресек административное преследование Церкви, вернул ей отобранные имения, улучшил материальное положение духовенства и позаботился о поднятии его духовного уровня и авторитета среди народных масс.

Но враги не дремали... Выливая ушаты грязной лжи и клеветы на императора, они старались представлять его человеком мрачным, раздражительным и суровым, душевно неуравновешенным. На самом же деле Павел Петрович был полон жизни, остроумия и юмора; был добродетелен и ненавидел распутство; был строг относительно государственной экономии, стараясь облегчить тяготы, лежащие на народе; в основе его характера лежало великодушие и благородство. Он занял в истории России совершенно особое положение: став Царем всего народа, он старался вернуть государство на рельсы общих народных интересов и Церкви, а не подражания Западу. Этим он нажил множество врагов среди ведущего слоя русского общества, отличавшегося моральной распущенностью.

Кроме того, к конце своего короткого царствования император Павел убедился в вероломности политики Англии и заключил военный союз с Францией. Этой переменой своей внешней политики император Павел окончательно вызвал у своих врагов, как внутренних, так и внешних, стремление убрать его с политической арены. Против императора составляется заговор. На него клевещут и его провоцируют, выставляя якобы сумасшедшим. Посредством наговоров убираются верные ему люди. Английское золото льется в карманы заговорщиков-масонов, которые получают поддержку от ущемленного в своих интересах дворянства. Всех заговорщиков, во главе с генерал-губернатором Петербурга графом Паленом, было около 60-ти человек, преимущественно военных. Актуальными цареубийцами были военные: братья Зубовы, Аргамаков, Скарятин, Яшвиль, Татаринов и Бенигсен.

В роковой вечер 11 марта 1801 года, на общем собрании заговорщики окончательно вырабатывают план и распределяют роли. Сильно выпившие, заговорщики проникают во дворей. Вход в спальню императора преграждают два камер-гусара, один из которых падает убитым, а другой, раненый, бежит к караулу за помощью. Ворвавшись в спальню, Бенигсен спрашивает Павла, согласен-ли он подписать отречение? Император, отдавая себе отчет зачем эти люди пришли, спрашивает их: «Что я вам сделал?» «Не разговаривай!» – грубо кричит ему в ответ Николай Зубов и бьет императора по руке. Павел инстинктивно отталкивает его от себя, и тогда пьяный злодей изо всей силы ударяет императора в висок массивной золотой табакеркой. Громко застонав, Царь падает на пол. Как дикие звери, эта шайка – Зубовы, Яшвиль, Скарятин, Татаринов – бросаются на того, кому они клялись в верности на кресте и Евангелии. Скрежеща зубами и изрыгая грубейшие ругательства, эти предатели колят Царя-Мученика шпагами, бьют его кулаками, топчут ногами... и наконец Скрятин набрасывает ему на шею свой офицерский шарф, а Яшвиль затягивает этот шарф до того момента, пока они уже видят перед собой бездыханное тело... Тем временем, в ответ на крики камер-гусара, Семеновский караул бросается к спальне императора, но Бенигсен их останавливает, объявляя, что Император Павел скончался от апоплексического удара.

Так мученической кончиной окончилось короткое царствование (1797-1801) оклеветанного русского монарха, деятельностью своей заслужившего название Народного Царя.

Полностью сбылось предсказание прозорливого инока Александро-Невской Лавры Аверя, прозванного «Вещим», сделанное ему лично имп. Павлу: «Коротко будет царствование Твое, и вижу я, грешный, лютый конец Твой. На Софрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину приемлешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями. В Страстную Субботу погребут Тебя... Они же, злодеи сии, стремясь оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят Тебя безумным, будут поносить добрую память Твою. Но народ русский правдивой душой своей поймет и оценит Тебя, и к гробнице Твоей понесет скорби свои, прося заступничества и умягчения сердец судей неправедных и жестоких». За это предсказание свое инок Авель-Вещий , по распоряжению графа Палена, был заточен в Петропавловскую крепость. В ней он пережил исполнение своего пророчества, и был освобожден по приказанию Александра I, как только ему доложили об этом случае.

Да, действительно народ русский понял и оценил своего доброго Царя-мученика, заступника на небе такого же, какии он был на земле, выразив это следующей молитвой:

«Упокой, Господи, душу убиенного раба Твоего, Императора Павла I, и его молитвами даруй нам в дни сии лукавые и страшные в делах мудрость, в страданиях кротость, и душам нашим спасение Твое. Призри, Господи, на верного Твоего молитвенника за сирых, убогих и обездоленных, Императора Павла, и по молитвам его святым подай, Господи, скорую и верную помощь просящим через него у Тебя, Боже наш! Аминь.»

(Составил В.Г. Глинин из разных источников)

 
  
Икона Святого Благоверного Императора-Мученика Павла Петровича.

 

Сей Святой Образ написан трудами Инны Доценко.

Описание Иконы

Святого Царя-Мученика

Павла Петровича с пояснениями. 

Клейма. 

 

Слева  (сверху вниз):

1. Создание больницы для бедных.

Огромное впечатление на восьмилетнего Цесаревича Павла произвел ночной дворцовый переворот, в результате которого был убит его отец император Петр III. Во время коронационных торжеств в честь уже Его матери Он разболелся настолько, что «начали опасаться за Его жизнь. По выздоровлении ярко проявилась впервые Его доброта. По свидетельству Панина, Павел Петрович, когда начал поправляться от болезни, пожелал завести в Москве больницу для бедных» [ Н.Д. Тальберг. Павел I]

2. Почитание праведного Царя Мельхиседека.

   Особое внимание Цесаревича было обращено к Святому Царю Мельхиседеку. "Что это сказано о Нем: без отца и без матери?” – спрашивал юный Павел своего наставника митрополита Платона. Возможно, Его интересовало еще тогда совмещение Царского и священнического служения. По-любому, к моменту восшествия на Престол, место Царя в Церкви Он представлял весьма определенно, причем в соответствии с древней Православной традицией.

3.  Император Павел – Глава Церкви.

   В день Своей коронации Павел Петрович огласил «Акт о наследовании Всероссийского Императорского Престола», ставшим Основным законом Российской Империи вплоть до 1917 года. Император в этом Акте (1797 года, апреля 5) именуется «Главою Церкви». Таким образом, по существу коронацию Павла I должно рассматривать и как утверждение Императора Главой Церкви (земной, как икона Царя Небесного).

4. Забота о крестьянах.

   Следующим важнейшим документом стал Манифест о трёхдневной барщине, которым впервые в истории Российской Империи вводились ограничения на использование труда крепостных крестьян.

   Еще в 80-е годы Он писал: «Крестьянство содержит собою все прочие части общества и трудами своими особого уважения достойно и утверждения состояния, не подверженного нынешним его переменам».

   Он существенно улучшил положение крестьян в Своих личных имениях, значительно уменьшив крестьянские повинности, введя двухдневную барщину и разрешив крестьянам отхожие промыслы в свободное от барщинных работ время.

   Государь даже выдавал крестьянам ссуды, строил для них медицинские пункты и школы.Павловский манифест стал первым законодательным актом, существенно ограничивающим права помещиков, которым запрещалось принуждать крестьян работать в воскресные дни. Вводилась трехдневная барщина, т.е. крестьянин мог работать на помещика только 3 дня в неделю, а три дня у него оставалось для работы на своем участке. Кроме того, Император Своим указом запретил продавать крепостных из одной семьи порознь. Крестьянам разрешили подавать апелляции на судебные решения и т.д.

Внизу в центре: походы А. В. Суворова.

Справа (сверху вниз):

1.Забота о солдатах

   Павел I заложил основы современной армии. Его военная реформа была выдающейся в российской военной истории, как и Сам Император.

   Результатом военной реформы  было создание новых родов войск, строительство казарм по всей стране. Изменённая система организации и управление армией принципиально не изменилась до наших дней. Многое из правил службы, введённых новыми уставами, сохранилось и до нашего времени практически без изменений. При Павле Петровиче значительно улучшилось положение солдат.

   Из статьи Ю. Веремеева «В защиту Императора Павла I»:

1.Павел ввел реальную дисциплинарную и уголовную ответственность офицеров за сохранение жизни и здоровья солдат.

2. Ввел понятие "безпорочная служба” для нижних чинов. За безпорочную выслугу 20 лет нижние чины навсегда освобождались от телесных наказаний.

3. Регламентировал телесные наказания нижних чинов, особо отметив что "…оные допускать в крайних случаях, памятуя, что служат для исправления нерадивых солдат, а отнюдь не для их калечения”.

4. Ввел впервые в Европе награждение нижних чинов знаками отличия орденов "Св. Анны” и "донатом ордена Св.Иоанна Иерусалимского”. Отмечу, что до этого, каких-то орденов или наград для солдат попросту не существовало и не только в России, но и в Европе. Вторым после Павла I в истории Европы наградные знаки для солдат ввёл во Франции Наполеон.

5. Уволил со службы всех нижних чинов из дворян, числившихся при полках, но находящихся в длительных отпусках.

6. Запретил офицерам и генералам отпуска более одного месяца в году.

7. Ввел отпуска нижним чинам по 28 дней в году.

8. Ввел для зимнего времени для часовых караульные овчинные шубы и валенки, причем в караульном помещении валенок должно быть столько, сколько требуется для того, чтобы каждая смена часовых надевала сухие валенки.

9.Приказал, чтобы лекарями в полк допускались только лица, сдавшие лекарский экзамен в Медицинской коллегии.

10. Под страхом каторги запретил делать удержания из солдатской зарплаты и под страхом смерти невыдачу солдатского жалования.

11.Учредил лазареты при каждом полку.

12. Ввел для отставленных от службы из-за увечий или прослуживших более 25 лет солдат пенсии с содержанием таких солдат в подвижных или гарнизонных инвалидных ротах.

13. Приказал умерших и погибших солдат хоронить с воинскими почестями, могилы передавать на присмотрение инвалидным гарнизонным ротам.

2. Перенесение мальтийских святынь – части древа Животворящего Креста Господня, Филермской Иконы Божией Матери и десной руки Святого Иоанна Крестителя –  в Гатчину.

   Перенесение в Россию этих величайших святынь Мальтийского ордена связано с падением Мальты в руки революционных французов. Это случилось в 1798 году.

   Уже 15 августа того же года кавалеры и сановники ордена обратились к Российскому Императору Павлу I с просьбой принять Мальтийский орден под Свою Державу, что Государь и сделал, приняв титул великого магистра Мальтийского ордена.

   Такое отношение к католическому ордену, зависимого от папского престола, смущал в России многих, в том числе и сына Павла Петровича Императора Николая I. «Его вопросы продолжались до тех пор, пока известный русский дипломат барон Брюннов не объяснил Ему истинное значение происшедшего: Император Павел надеялся собрать под знамена Мальтийского ордена все живые силы старой Европы, материальные и моральные, военные и религиозные, чтобы повсюду противопоставить социальный порядок и Христианскую цивилизацию, против идей разрушения, порожденных Французской революцией» [А. Андреев и др. История Мальтийского ордена].

3. Индийский поход.

   28 февраля 1801 года начался поход русских войск в Британскую Индию. В этот день Донское войско двинулось в направлении Оренбурга. В марте оно достигло Волги в Саратовской губернии. В том же месяце группой заговорщиков Император Павел был убит. Есть все основания полагать, что убийство Помазанника Божия было совершено на английские деньги и в интересах Англии, могущество которой во многом зависело от покоренной ею Индии.

   Что касается результата этого похода, то в настоящее время все более и более становится очевидным его успех во славу великой Российской Империи и Ее мудрого и дальновидного Самодержца.

   Из письма Императора Павла к атаману Донскаго войска генералу от кавалерии Орлову 1-му (января 12-го, 1801 года): «Англичане приготовляются сделать нападение флотом и войском на Меня и на союзников Моих — шведов и датчан; Я готов их принять, но нужно их самих атаковать и там, где удар им может быть чувствительнее и где меньше ожидают. От нас ходу до Индии от Оренбурга месяца три, да от вас туда месяц, итого четыре. Поручаю всю сию экспедицию вам и войску вашему, Василий Петрович. Соберитесь вы с оным и выступите в поход к Оренбургу, откуда любою из трех дорог или всеми пойдете с артиллериею прямо через Бухарию и Хиву на реку Индус и на заведения английския, по ней лежащия. Войска того края, их таковаго же рода, как и ваше, так имея артиллерию, вы имеете полный авантаж. Приготовьте все к походу. Пошлите своих лазутчиков приготовить или осмотреть дороги; все богатство Индии будет нам наградою за его экспедицию. Соберите войско к задним станицам, и тогда, уведомив Меня, ожидайте повеления идти к Оренбургу, куда пришед, опять ожидайте другаго—идти далее. Такое предприятие увенчает вас всех славою, заслужит, по мере заслуг, Мое особенное благоволение, приобретет богатства и торговлю и поразит неприятеля в его сердце».

4. Убийство Императора Павла.

   Сразу же после погребения убиенного Царя, по Его молитвам, как утверждали в народе,стали происходить многочисленные чудеса.

   Чудеса на гробе Государя.

   Владимир Вишняков:

   «Русский народ-богоносец, носящий Бога в своих сердцах, – через столетнюю грань – познал своего Царя, и невидимая связь установилась между Царем и подданными Его Державных Потомков: к Царю, почившему более ста лет тому назад, все еще как к живому люди обращаются с просьбами в своих нуждах и печалях, и Царь… слышит и исполняет просьбы, в меру пользы просящих.

   О дивная, посмертная страница в биографии (жизнеописании) Императора! Чудо непонятное для иных, но тем не менее… осязаемое, так как каждый может видеть те многочисленные свечи, горение коих на гробнице Императора поддерживается изо дня в день многочисленными паломниками к этой гробнице, уединенной от центра суетного города. Приди, и увидишь!

   Что заставляет все это множество лиц ставить свечи на гробницу Императора Павла I и молиться у нее? Что влечет их к его гробнице?

   Дивен Бог во святых Его, Бог Израилев! Во славе Его святых особенно проявляется Его дивное всемогущество. Он, Всесильный, силен и прославить верного раба Своего, – не тою славою, которая соделывается руками человеческими; не тою славою, которая венчает человека на страницах истории; но – славою о Христе Иисусе; тою славою, которая к нетленным мощам смиренного инока привлекает толпы богомольцев; – славою, которая к честным мощам швеца Симеона (чудотворца Меркушинского и Верхотурского) приводила недужных за исцелениями много раньше, чем этот мирянин был причтен к лику святых Православной Церкви.

   Не может укрыться светильник, стоящий на верху горы. И слава о заступнике за людей в их скорбях и напастях разнеслась далеко по России. Издревле, почти со времени самой кончины Благочестивейшаго Государя Императора Павла I Петровича (12 марта 1801 г.), многие люди разных классов, положений, званий и состояний – приходили в Петропавловский собор (Усыпальницу Русских Государей и всей Царской фамилии) и просили священников собора служить панихиды при гробнице Императора Павла I, повествуя иногда при этом о случаях заступления и помощи – после молитвы по Императоре Павле I – со стороны Его в разных тяжелых жизненных обстоятельствах, – особенно в делах тяжебных и судебных, – при явно наносимых обидах со стороны сильных слабым.

   Иногда присылались письма из разных местностей России с просьбой отслужить панихиду при гробнице Императора Павла I. И ныне присылают. В последние годы паломничество к этой гробнице увеличилось, – и не проходит почти ни одной недели (в 1911, 1912 и 1913 годах), в которую бы никто не обращался с просьбою о служении панихиды по Императоре Павле I.

   А с декабря 1913 года стали особенно много ставить свечей на гробницу Его. Панихиды почти ежедневны, а иногда – по нескольку. Все это побудило причт собора по возможности опрашивать молящихся при гробнице Императора Павла I:

1) давно ли они молятся, 2) по каким побуждениям, 3) видят ли благия последствия своих молитв, – и все эти сведения записывать.

   Из книги записей, ведомых причтом Петропавловского придворного собора в Петрограде.

   Мало еще собрано материалу за то короткое время, с которого причт Петропавловского собора – по благому почину о. Александра Александровича Дернова, тогда настоятеля сего собора, ныне Протопресвитера придворного духовенства – начал собирать и записывать то, что поведывают им богомольцы у гроба Императора Павла I. Но и то, что записано, поражает верующего человека.

   На страницах этой тетради проходит длинная вереница имен людей, то мятущихся душою и взывающих к Императору, то умиротворенных и приносящих молитву благодарения.

   Мелькают фамилии русские и инородческие, даже иноверческие; люди знатные и люди простые. Вот дама, крестившаяся по-католически, как заметил священник, служивший панихиду по просьбе ее спутника; вот чистокровная француженка; вот два актера, один из них – армяно-григорианского вероисповедания; вот некий Кублик О-ий с дочерью: они уже давно молятся при гробнице Павла I и видели много случаев заступления по Его молитвам… Тогда-то отслужена панихида по просьбе в письме, из Кубанской области; такая же просьба из Донской области, из Пензы.

   Богомолец, приехавший из Туркестана, свидетельствует, что у них там чтят Павла I и знают, что молитва у Его гробницы приносит помощь; петербургский мастеровой свидетельствует, что он из Новгорода вывез веру, что Император помогает в душевной скорби; вот торговка из Холмогорского уезда, Архангельской губернии: 15 лет тому назад она по совету близких приезжала помолиться у гробницы Павла I перед начатием своего дела и теперь делает это каждый раз, как приезжает в Петроград; а вот дама со старинной громкой фамилией свидетельствует, что все ее родичи издавна чтут память Павла I и, особенно в трудные минуты жизни, считают долгом помолиться на Его могиле; вот рассказ жителя Тобольска, вот – крестьянки Рязанской губернии.

   Все они пришли к могиле любвеобильного Царя, слава которого светится во всех концах России.

   И житель Пскова передает о чудной молве жителю Москвы.

   Если небеса поведывают славу Божию, то тем более поражает душу человеческую и к Богу приводит та власть, которою Господь наделил Своего Помазанника по Его смерти.

   Известный лектор В. П. Б. поведал причту собора о том, как переменилось сердце жестокого человека за 2-3 часа времени. Тот самый человек, который только что глумился над вдовою, пришедшею к нему получить деньги, данные ему в долг покойным ее мужем без росписки, "на слово”, через 3 часа умоляет ее приехать к нему за получением 10.000 руб. сполна. А ведь вдова только и сделала, что по совету своей старой служанки поехала поплакать у гробницы Павла I. Да и что другое оставалось ей, в самом деле?

   Вот игуменья Б. монастыря С. губернии свидетельствует причту собора, что лет 27-28 тому назад Император Павел явился ей во сне, с двумя придворными, и обещал помочь ей в нуждах ее убогой обители, и что действительно через 2 дня сделано было в монастырь пожертвование в 25.000 руб.

   Вот две содержательницы учебного заведения для девочек, получившие совершенно неожиданно "поддержку их бюджета” на другой день, как они, тоже по совету, отслужили панихиду у гробницы; вот и жена капитана I ранга, уже испытавшая помощь в своих делах после крепкой молитвы у гробницы, и теперь постоянно прибегающая к ней в трудных случаях своей жизни.

   Много есть таких записей о случаях помощи, поданной Императором Павлом; много их передается из уст в уста. Но итого, что выше пересказано, думается, достаточно, чтобы поколебать сердце неверующего и возрадовать сердце доброго христианина. Петроград, 1916 г».

 

Чудеса по молитвам Императора Павла І-го:

Почитание Императора Павла І-го увеличивается. Чудеса по его молитвамъ подтверждаютъ его предстателъство предъ Богомъ за его страждущій народъ, попустившій какъ его мученическую кончину, такъ и 70-лѣтнее мученичество самой Святой Руси. Многострадальна она, т. к. послѣдователъница Самого Христа, умершаго ради насъ, но и воскресшаго "въ третій день по Писаніямъ". Грядетъ и для Руси этотъДень Воскресенія отъ смерти грѣха братоубійства окаяннаго и тлѣтворнаго разложенія Россіи. Поэтому вотъ и взываемъ къ Святому Императору Павлу I спасти любимую имъ Святую Русъ, Христомъ просвѣщенную, но духомъ отступничества соблазненную, дабы заново ее просвѣтитъ: "Радуйся, святый Царю-Мучениче Павле, скорый помощниче и преславный Чудотворче!"

Ныже помѣщаемъ недавній случай явленой помощи Святого Императора Павла I въ дѣнь возстановленія Святой Руси:

Годъ я точно не помню, навѣрное, 1996 -1995. Въ Колтушахъ Всеволожскаго р-на Санктъ-Петербургской обл., примѣрно въ 15-ти километрахъ отъ города, въ бывшемъ дѣтскомъ саду открыли церковь во имя св. О. Іоанна Кронштадтскаго. Нужно было заплатить огромный налогъ за зданіе, а такихъ средствъ у прихода не было. Пытались собрать средства прихожане, но это могло покрыть лишь маленькую часть долга. Въ случаѣ неоплаты церковь должны были закрыть, и передать зданіе другой организаціи. Пришла одна старушка и сказала, что необходимо отслужить панихиду по Императору Павлу, и онъ пошлетъ средства, чтобы заплатить. Утопающій хватается за соломинку, и тутъ же всѣ очень молились, всѣ просили Императора Павла. Была отслужена панихида. И въ теченіе примѣрно часа пріѣхала шикарная машина. Оттуда вышли люди и просили батюшку, О. Сергія Тарасова, освятить машину, спросивъ сколько это будетъ стоить. Батюшка согласился, сказавъ, что сколько они захотятъ пожертвовать, могутъ положить на аналой. Освятивъ машину, эти люди положили конвертъ на аналой и не назвавъ своихъ именъ, уѣхали въ городъ. Въ конвертѣ оказалась та сумма, которую нало было заплатить. То есть молитва была услышана сразу. И потомъ мы все время молились Св. Муч. Императору Павлу и всегла его поминали, а онъ никогда не оставлялъ насъ своимъ заступничествомъ. Аминь.

Татьяна Павловна Дъякова Лавловскъ, 4-го Марта 2005 г.

Съ радостъю отзываемся на народный зовъ почитателей умученнаго нашего Царственнаго Праведника, Императора Павла I, имѣтъ акаѳистъ ему, дѣлимся благочестивой попыткой, сочиненной юнымъ церковнымъ писателемъ изъ рода Митрополита Антонія (Храповицкаго), почитателемъ Павла I.


АКАѲИСТЪ ЦАРЮ-МУЧЕНИКУ ПАВЛУ I (ПРОЕКТ)

КОНДАКЪ 1

Избранный страстотерпче Христовъ и чудотворче предивный,
во страданіи твоемъ вѣнецъ пріѣмый отъ руки Вседержителя, и со ангелы предстояй
престолу Его, пѣсньми восхваляемъ тя съ любовію и молимтися: молитвами твоими
оть всякихъ бѣдъ и скорбей свобождай насъ, тебѣ зовущихъ:
"Радуйся, святый Царю-Мучениче Павле, скорый помощниче и преславный Чудотворче!"

ИКОСЪ 1

Ангеловъ сожитель и человѣковъ заступникъ воистину явился еси,
благовѣрный Царю Павле, благоволеніемъ всѣхъ Творца Христа Бога нашего,
Его же возлюбилъ еси отъ юности и за Него же претерпѣлъ еси клеветы вражія и
кончину мученическую. Нынѣ же престолу Вседержителя со всѣми святыми предстоиши,
отраду и вспоможеніе даруеши всѣмъ съ вѣрою и любовію вопіющимъ Ти сице:
Радуйся, Христа въ подвигахъ прославленіе!
Радуйся, Правды Божіей утвержденіе!
Радуйся, нечестія и зловѣрія посрамленіе!
Радуйся, престола Россійскаго украшеніе!
Радуйся, страждущимъ и скорбящимъ вспоможеніе!
Радуйся, унывающихъ всерадостное утѣшеніе!
Радуйся, недуговъ тѣлесныхъ и душевныхъ исцѣленіе!
Радуйся, бурь общественныхъ благодатное умиреніе!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помощниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 2

Видя Благопромыслитель Господь души твоея доброту, направи твой промыселъ
ко исканію единаго на потребу. Ты же, сего возжелавше, еще оть юности навыклъ еси Господеви воспѣвати: "Аллилуйя!"

ИКОСЪ 2

Разумъ богопросвѣщенный стяжалъ еси, угодниче Христовъ, чтеніемъ Писаній Божественныхъ,
отъ юности бо твоея напиталъ еси душу твою сладкого пищею словесъ
Божіихъ и содѣлался еси вѣрнымъ исполнителемъ заповѣдей Христовыхъ.
Тѣмъ же ублажаемъ тя и глаголемъ:
Радуйся, царственнаго рода отрасль прекрасная!
Радуйся, водительству Духа Святаго издѣтски прилежавшій!
Радуйся, добродѣтелямъ великихъ предковъ твоихъ подражавшій!
Радуйся, вѣрою твоею праотцу твоему Патріарху Филарету поревновавшій!
Радуйся, благочестію и смиренію Царя Алексія послѣдовавшій!
Радуйся, твердостію воли Петру Великому уподобившійся!
Радуйся, добронравіе Царицы Елизаветы воспринявшій!
Радуйся, мудростію государственною матери твоея унаслѣдовавшій!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помошниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 3

Сила Христова осѣни тя, благовѣрне Павле, и дарова тебѣ крѣпость
мужественно претерпѣти искушенія врага невидимаго, его же стрѣлы
разженныя угасилъ еси слезными твоими къ Богу молитвами. Сего ради, яко побѣдитель,
воспѣваеши съ безплотными силами пѣснь побѣдную: "Аллилуйя!"
Икосъ 3 Имуще умъ и сердце Духомъ Святымъ озаренныя, свято и праведно
жительствовалъ еси въ чертозехъ царстіихъ, обиды лукавыми царедворцы матери
твоея ти чинимыя кротце терпѣлъ еси, молитвѣ и чтенію писаній святоотеческихъ
усердно прилежалъ еси. Мы же, сія нынѣ поминающе, молимъ ти, святый Павле,
озари лучами добродѣтелей твоихъ и насъ, многогрѣшныхъ, величающихъ тя сице:
Радуйся, теплотою Божественной любви души наша согрѣвающій!
Радуйся, во обстояніяхъ скорбныхъ намъ помогающій!
Радуйся, свѣтомъ Христовымъ души наша озаряющій!
Радуйся, уповати на Творца насъ наставляющій!
Радуйся, за вся благодарити Господа подвизающій!
Радуйся, въ благочестіи жити насъ научающій!
Радуйся, отъ насилія демонскаго свобождающій!
Радуйся, огь искушеній и соблазновъ избавляющій!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помощниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 4

Буря помышленій лукавыхъ не смути тя, благовѣрне Павле, волны мірскихъ
соблазновъ не поколебаша храмины духа твоего, противу козней бѣсовскихъ устоялъ
еси, на Господа нашего упованіе возлагая, пѣснопоя Ему: "Аллилуйя!"

ИКОСЪ 4

Слышавше многую хвалу твоему великому къ страждущимъ и
обездоленнымъ милосердію, стекахуся къ тебѣ мнозіи въ бѣдахъ и злостраданіяхъ
сущіи и вся потребная обрѣтаху. Мы же нынѣ, дивныя твоя благодѣянія воспоминающе,
смиренно молимъ тя, не остави и насъ милостію твоею, испроси намъ у Христа-Царя
вся къ живому временному и вѣчному потребная и прими величанія сія:
Радуйся, во мнозехъ благотвореніяхъ любовь къ людямъ показавшій!
Радуйся, состраданіемъ скорби бѣдствующихъ утолявшій!
Радуйся, нищія питавшій и убогія призеравшій!
Радуйся, сирыя и вдовицы заступавшій и всѣмъ просящимъ помощи помогавшій!
Радуйся, яко мудре расточалъ еси богатство тленное, текущее къ тебѣ!
Радуйся, примѣнившій оное на нетленныя блага вѣчныя!
Радуйся, наслаждаяйся блаженства праведныхъ!
Радуйся, ликовствуяй въ селеніяхъ праведныхъ!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле, скорый помощниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 5

Божественную благодать пріяти сподобился еси, егда соборомъ
архипастырей въ Успенстемъ соборѣ града Москвы вѣнчанъ былъ еси на царствіе
Россійское. Тою же благодатію просвѣщаемъ и укрѣпляемъ, мудро управлялъ еси
народомъ твоимъ, за вся Творца и Спаса нашего благодаряще, въ сердцѣ
своемъ пѣлъ еси Ему; "Аллилуйя!"

ИКОСЪ 5

Виѣвше тя Россійстіи людіе боговѣнчаннаго монарха на
прародительстій престолъ грядущаго, возрадовашася зело. Ты же, святый Царю,
мнозіе труды твоя положилъ еси на благо народа и державы твоея, нравовъ и обычаевъ
вредоносныхъ искоренителъ явился еси, сокрушеннымъ же сердцемъ твоимъ
Давиду уподобился еси и мудрости Соломоновой поревновалъ еси. Сего
ради и Господь въ лики святыхъ Своихъ тя вчини. Мы,
сія вѣдуще, таковая похвалы приносимъ ти:
Радуйся, скипетръ царскій достойно носивый!
Радуйся, царское служеніе со страхомъ совершивый!
Радуйся, могущество и славу державы Россійской укрѣпивый!
Радуйся, насадителю въ ней истиннаго просвѣшенія и благочестія!
Радуйся, крестоношеніемъ священническій санъ почтивый!
Радуйся, попеченіе веліе о Церкви Христовой явивый!
Радуйся, православныя вѣры великій ревнителю!
Радуйся, закона и правды твердый хранителю!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помощниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 6

Проповѣдника добрыхъдѣлъ явилъ еси себѣ, богоблаженне Царю Павле, ты бо
ревнуя о благочестіи, украшалъ еси храмы и обители, страждущимъ христіанамъ былъ
еси покровитель, алчущимъ питатель и угнетеннымъ защитникъ. Сего ради надѣющися
на твое милосердное о насъ попеченіе, усердно прибѣгаемъ къ твоему заступленію,
взывающе благодарственно Богу дивному во святыхъ Своихъ: "Аллилуйя!"

ИКОСЪ 6

Возсіялъ еси державною мудростію твоею, благовѣрный Царю, егда
богоборному мятежу злочестивыми во странѣ гальстей воздвигнутому, противодѣтель
явился еси. Тѣмъ же и благовѣрному воеводѣ твоему Князю Александру реклъ еси:
"Гряди престолы царстіи спасати". Мы же, сія поминающе, величаемъ тя, яко
христіанской государственности ревнителя и покровителя,
и таковыя похвалы приносимъ ти:
Радуйся, сердца жестокія благодатію преображающій!
Радуйся, огнь вѣры истинныя и любве нелицемѣрныя возгрѣвающій!
Радуйся, оть тлетворнаго безбожія страну нашу очищающій!
Радуйся, къ земнымъ богатствамъ сердцемъ не прилѣплятися научающій!
Радуйся, власть придержащихъ служити народу понуждающій!
Радуйся, отъ похоти себялюбія насъ отвращающій!
Радуйся, страны твоея похвало и утвержденіе!
Радуйся, православному воинству ея сила и укрѣпленіе!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помощниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 7

Хотяй невозбранно духомъ въ горняя селенія возноситися, благовѣрньш Царю, въ
бушующемъ мірѣ душею надмірно пожилъ еси, подвигомъ добрымъ до конца подвизаясь,
труды къ трудомъ прилагая неустанно и праведно Боту поя: "Аллилуйя!"

ИКОСЪ 7

Новый прозорливецъ, древлимъ пророкомъ и великимъ старцемъ подобный бе,
вѣщій инокъ Авель его же пріялъ еси, богомудрый Царю, въ палатехъ твоихъ. Той бо
прорѣче ти о кончинѣ мученистей и грядущихъ судьбахъ Отечества нашего. Ты же,
угодниче Христовъ, молитвъ его просяще, въ руце Божіи животъ твой предалъ
еси. Мы же, вся сія нынѣ поминаюше, таковыя похвалы приносимъ ти:
Радуйся, имѣяй сердце, всецѣло къ Богу устремленное!
Радуйся, вѣры непоколебимыя явленіе многочудесное!
Радуйся, злато въ горнилѣ искушенія очищенное!
Радуйся, древо при источникахъ водъ насажденное!
Радуйся, скорби и испытанія въ богатства духа обративый!
Радуйся, дѣланіемъ заповѣдей Евангельскихъ внутренняго человѣка обновивый!
Радуйся, въ сердцѣ твоемъ образъ Христа носивый!
Радуйся, страданіями за Него мзду многу на небесехъ получивый!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помощниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 8

Странно бысть маловѣрнымъ людемъ Россійскимъ чудное житіе твое,
боговѣнчанный Царю Павле, яко не о славѣ, но о Бозѣ и блазѣ державы твоея
помышляя еси, и заповѣди Божіи съ любовью творилъ еси, сего ради и ополчился есть
на тя врагъ рода человѣческаго со приспѣшниками своима, злобно клеветаху на тя и
понашаху имя твое честное, ты же по заповѣди Христовой за злохулителей твоихъ
молился еси Господеви, пѣснопоя Ему: "Аллилуйя!"

ИКОСЪ 8

Весь исполненъ былъ еси любве къ Богу и ближнимъ твоимъ,
благовѣрне Царю Павле, правленіемъ богомудрымъ, дѣлы милосердія,
молитвою и кончиною мученическою угодилъ еси Христу Спасу нашему. Сего ради
дерзновеніе веліе ко Господу имѣя, молишися за христіаны во всемъ мірѣ живушія и
всѣмъ, съ вѣрою и любовію тя призывающимъ, помощь, отраду и утѣшеніе
даруеши. Тѣмъ же молимъ тя, не остави убо и насъ безъ твоего
благодатнаго заступленія, да благодарственне зовемъ ти:
Радуйся, отъ райскихъ обителей въ юдоль плачевную нисходящій!
Радуйся, молитвы наша къ стопамъ Вседержителя и Богородицы возносящій!
Радуйся, бѣднымъ отраду и вспоможеніе дарующій!
Радуйся, богатыхъ къ милосердію и благотворенію подвизающій!
Радуйся, яко тобою бездну милосердія Божія призываемъ!
Радуйся, яко тобою спасеніе вѣчное улучити чаемъ!
Радуйся, кающихся грѣшниковъ отъ сѣтей діавольскихъ избавляющій!
Радуйся, милость и утѣшеніе всѣмъ вѣрнымъ являющій!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помощниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 9

Всякъ возрастъ и всяко сословіе видя ревность и труды твоя,
благовѣрне Царю Павле, молить тя отъ всякія бѣды, скорби и напасти избавити
ны въ нынѣшнемъ вѣцѣ. И въ будущемъ любовію твоею побѣждаемы чаемъ въ селеніяхъ праведныхъ
купно съ тобою пѣти Богу: "Аллилуйя!"

ИКОСЪ 9

Витійство наше пѣсенное не довлѣетъ къ достойному прославленію
чудесъ мнозихъ твоихъ, благовѣрный Царю-Мучениче Павле, обаче ты, яко
благъ и милосердъ, не возгнушайся нашихъ недовлѣющихъ похвалъ,
но милостивно услыши всѣхъ, съ любовію тебѣ зовущихъ сице:
Радуйся, унылыхъ и отчаявающихся утѣшителю!
Радуйся, усыпленныхъ совѣстей возбудителю!
Радуйся, путей покаянія и спасенія мудрый сказателю!
Радуйся, сердецъ мятущихся успокоителю!
Радуйся, злыхъ начинаній разорителю! Радуйся, благихъ помысловъ насадителю!
Радуйся, святыхъ желаній внушителю!
Радуйся, отъ прилоговъ діавола защитителю!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помошниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 10

Спасеніе вѣчное унаслѣдовалъ еси, Страстотерпче святый Царю Павле, во страданіи
животъ твой скончавше. Сего ради освятился еси и неизрѣченныя милости
сподобился еси со ангелы и всѣми святыми въ небеснемъ царствіи пѣти Богу: "Аллилуйя!"

ИКОСЪ 10

Стѣна крѣпкая, козньми врага неодолѣнная, пребылъ еси до конца,
благовѣрный Царю-Мучениче Павле, егда отъ обезумѣвшихъ подданныхъ твоихъ
избіеніе тяжкое и смерть лютую пріялъ еси. Мы же ублажаемъ мученическую кончину
твою и почитаемъ тя, яко молитвенника и покровителя не токмо страны
Россійскія, но и всего міра христіанскаго, и любовію къ тебѣ
подвизаемы, таковыя похвалы приносимъ ти:
Радуйся, царстій вѣнецъ на терновый смѣнивый!
Радуйся, за вѣру и Отечество животъ свой положивый!
Радуйся, до смерти вѣренъ Господу пребывый!
Радуйся, царскую порфиру кровію своею обагривый!
Радуйся, во Отечествѣ небеснемъ нынѣ пребывающій!
Радуйся, царствія земнаго твоего не оставляющій!
Радуйся, во смиреніи и терпѣніи насъ утверждающій!
Радуйся, милосердіе Творца нашего къ намъ приклоняющій!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помощниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 11

Пѣніе молебное и похвалу сію смиренную не презри, Святый Царю, се бо
вѣрою и любовію къ тебѣ подвизаемы, ублажаемъ тя, заступника нашего, и молимся;
молися за насъ вѣчно ко Господу, вѣмы бо къ Нему твое невозбранное дерзновеніе и
твоихъ молитвъ благодатное дѣйство, и имуще таковаго предстателя, благодарно
зовемъ дивному во святыхъ Своихъ Богу: "Аллилуйя!"

ИКОСЪ 11

Свѣтодателя свѣща явился еси намъ, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
разгоняяй нощь нечестія и освѣщаяй путь во тьмѣ грѣховъ и заблужденій ходяшихъ.
Нынѣ же убо умоляти не престай Христа Спаса и Владыку нашего,
да не дастъ намъ уклонитися отъ стези ко спасенію ведущей, и сподобитъ
нынѣ чистымъ сердцемъ приносити ти похвалы сія: 
Радуйся, свѣтильниче Господень, державу твою озаряющій!
Радуйся, омраченныя умы наши просвѣщающій!
Радуйся, къ покаянію всѣхъ насъ нынѣ призывающій!
Радуйся, обычаевъ душетленныхъ отвращатися насъ подвизающій!
Радуйся, нравы добрыя въ насъ насаждающій!
Радуйся, другь друга тяготы носити насъ научающій!
Радуйся, окамененныя сердца наша оживляющій!
Радуйся, въ вѣрѣ и благочестіи насъ утверждающій!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помошниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 12

Благодать данную ти отъ Бога вѣдуще, святый Царю-Страстотерпче
Павле, къ тебѣ, яко усердному молитвеннику и ходатаю спасенія нашего притекаемъ
нынѣ и молимъ тя; испроси у Всемилостиваго Бога нашего даровати намъ согрѣшеній
оставленіе, вѣры Православной утвержденіе, во всякомъ благомъ дѣлѣ вспоможеніе,
странѣ нашей, градомъ и весямъ ея благословеніе, да въ радости поемъ
прославившему Господу и Богу нашему: "Аллилуйя!"

ИКОСЪ 12

Поюще всечестное житіе твое, благовѣрный Царю Павле, восхваляемъ
пречестное имя твое, почитаемъ за Христа страданія твоя, удивляемся духовней
твоей крѣпости, торжествуемъ многія чудеса, тобою во славу Божію сотворенныя,
и съ любовію вспоминающе о подвизехъ твоихъ, восписуемъ ти сице:
Радуйся, вѣнцемъ побѣднымъ паче звѣздъ на небеси блистаяй!
Радуйся, тимпане сладкозвучный, славу Божію бряцаяй!
Радуйся, несокрушимый щите, защищаяй благочестіе!
Радуйся, мечу побѣдный, посѣцаяй злочестіе!
Радуйся, милованія источниче неоскудѣваемый! 
Радуйся, благодати Духа Святаго кладезю неисчерпаемый!
Радуйся, чтущихъ память твою предъ Богомъ поминающій!
Радуйся, о прославляющихъ тя Господа умоляющій!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помощниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 13

О блаженный Царю-Мучениче Павле, страны Россійскія небесный
покровитель и заступниче, пріими малое сіе моленіе и призри на ны, прилежно
просящія твоего молитвеннаго у Бога предстательства, испроси намъ у Христа Бога
нашего чистоту тѣлесную и душевную, да въ мирѣ и покаяніи прочее время живота
нашего поживемъ, достигнемъ небесныхъ обителей, идеже съ тобой и всѣми
святыми сподобимся воспѣвати въ Троицѣ славимому Богу: "Аллилуйя!"

ИКОСЪ 1

Ангеловъ сожитель и человѣковъ заступникъ воистину явился еси,
благовѣрный Царю Павле, благоволеніемъ всѣхъ Творца Христа Бога нашего, Его
же возлюбилъ еси оть юности и за Него же претерпѣлъ еси клеветы вражія и кончину
мученическую. Нынѣ же престолу Вседержителя со всѣми святыми предстоиши, отраду
и вспоможеніе даруеши всѣмъ съ вѣрою и любовію вопіющимъ Ти сице:
Радуйся, Христа въ подвигахъ прославленіе!
Радуйся, Правды Божіей утвержденіе!
Радуйся, нечестія и зловѣрія посрамленіе!
Радуйся, престола Россійскаго украшеніе!
Радуйся, страждущимъ и скорбящимъ вспоможеніе!
Радуйся, унывающихъ всерадостное утѣшеніе!
Радуйся, недуговъ тѣлесныхъ и душевныхъ исцѣленіе!
Радуйся, бурь общественныхъ благодатное умиреніе!
Радуйся, святый благовѣрный Царю-Мучениче Павле,
скорый помощниче и преславный Чудотворче!

КОНДАКЪ 1

Избранный страстотерпче Христовъ и чудотворче предивный,
во страданіи твоемъ вѣнецъ пріѣмый отъ руки Вседержителя, и со ангелы предстояй
престолу Его, пѣсньми восхваляемъ тя съ любовію и молимтися: молитвами твоими
оть всякихъ бѣдъ и скорбей свобождай насъ, тебѣ зовущихъ:
"Радуйся, святый Царю-Мучениче Павле, скорый помощниче и преславный Чудотворче!"



рейтинг: 
3 Нравится 0 Не нравится



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Кем, по-Вашему, является старец Григорий Распутин?
Подписка на новости
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика