Благодаря переизданию в России воспоминаний адъютанта Колчака, ротмистра В.В. Князева стало известно содержание письма Святейшего Патриарха Тихона, переданного Колчаку в январе 1919 г., одновременно с фотографией образа Святителя Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля. Текст «благословляющего письма» Князев приводил почти целиком:
«Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6 декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя» всеми молящимися на коленях. И вот 6 декабря 1918 г. верный Вере и традиции народ Москвы по окончании молебна, ставши на колени запел: «Спаси Господи». Прибывшие войска разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, было отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.
В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть вере – опиуму народа». На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушаемый подходил к концу. Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» – флаг спал с Образа Чудотворца. Атмосфера молитвенного экстаза не поддаётся описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, он помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые, и место было очищено.
На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как Мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич – Благословение – на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас, усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателем временного попрания Веры Православной. Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, и Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России» (1).
Далее Князев писал, что с фотографии образа была сделана копия, и она была преподнесена управляющим Пермской епархией преосвященным епископом Борисом Пермским Верховному Правителю в Перми. По воспоминаниям премьер-министра П.В. Вологодского она представляла собой «копию образа на Никольских воротах в Кремле, послереволюционных дней 1917 года, из уральских камней…». (2). На обороте иконы, по свидетельству Князева, была сделана надпись: «Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасённой области дар сей – Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его Угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы. В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.» .
Возможно, данное свидетельство не является абсолютно достоверным. Тайный характер благословения Патриарха вполне допустим, однако это не согласуется с воспоминаниями митрополита Вениамина, согласно которым благословения Колчаку всё-таки не последовало. Вызывают сомнения некоторые несовпадения в тексте письма и в действительной подписи.
В фондах Государственного архива Российской Федерации сохранился типографский листок с изображением образа Святителя Николая Чудотворца. Подпись на нём соответствует тому тексту, который приводил в своих воспоминаниях Князев, за исключением всего одной, но чрезвычайно важной фразы: «Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину прими от Православного града первой спасённой области дар сей Святую икону. И да поможет тебе Всевышний Господь и Угодник Святой Николай достигнуть сердца России Священной Москвы». То есть слова «Благословения Патриарха Тихона» на листке отсутствуют. Описываемое событие (падение красной «занавески», закрывавшей надвратный образ), согласно другим свидетельствам происходило не на «Николу зимнего» – 6 декабря, а весной 1918 г. (см. опубликованные в 10-м номере альманаха «Белая Гвардия» воспоминания председателя Московской судебной палаты В.Н. Челищева). Православная иконография не принимает сочетания, на которое указывает текст Князева, а именно: крест (если это именно крест, а не храм, как на иконе Святителя Николая Можайского Чудотворца) – в левой руке, а меч в правой (3).
Но допустимо ли на основании этого делать вывод о полном несоответствии действительности той части воспоминаний Князева, где речь шла о благословении Святейшего Патриарха?
Изолированному в Москве Патриарху было крайне сложно высказать публично своё отношение к Белому движению. Поэтому и мог быть использован этот путь – передача маленькой фотокопии иконы, оскверненной «безбожной властью». Очевидно, что выбор Патриархом фотокопии надвратной иконы Святителя Николая Чудотворца не был случайным. Православная иконографическая традиция знает немало чудотворных образов святых воинов, благоверных князей. Однако, передан был именно этот образ, пострадавший от обстрела в самом начале большевистской революции. Уничтожение большевиками на иконе левой руки Святителя с крестом – условный знак, подтверждающий необратимость их действий по искоренению Веры, начавшихся сразу же после прихода к власти в ноябре 1917 г. Но в правой руке Святителя остался меч. Крест совместим с мечом. «От меча погибните вы, взявшие меч», – напоминал Святейший Патриарх большевикам слова заповеди.
Патриарх передал в дар Колчаку фотокопию иконы Святителя с символичным наказующим и ограждающим мечом, давая ему, таким образом, не публичное благословение, а скрытое признание, иными словами положительное отношение к делу, совершаемому адмиралом Колчаком. Нужно учитывать ещё и особенное почитание, которым пользовался Святитель Николай Чудотворец у моряков. Известно также, что Святитель Николай Чудотворец считался небесным покровителем сибирского казачества, начавшего белую борьбу на Востоке России.
Наконец, Святитель Николай Чудотворец – небесный покровитель Государя Императора Николая Александровича Романова.
Вручение фотокопии иконы адмиралу Колчаку весьма символично.
Для осмысления отношения Святейшего Патриарха к Белому движению отметим различное толкование слова «меч». Правители могут и должны обращаться к оружию для защиты Отечества. Правители «не напрасно меч носят», они «суть Божии слуги в наказание делающим злое» (Римл. 13, 4; Псал. 100, 8). Воины и война Священным Писанием признаются (Лук. 3, 14; Деян. 10, 1.2.7; 2 Тим. 2, 4). Войны следует отличать от самоуправного и незаконного употребления оружия, каким было, например, отсечение уха Малху в саду Гефсиманском (4).
Примечательны и слова Колчака, приводимые Князевым. «Я знаю, что есть меч государства, пинцет – хирурга, нож – бандита… А теперь я знаю! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе – против чудовища насилия!» (5).
То, что сам Колчак оценивал «борьбу с большевизмом» именно как «крестовый поход» подтверждают и его слова, сказанные на собрании дружин Святого Креста в Омске 26 октября 1919 г. «Так хочет Бог» – повторил Верховный Правитель слова римского папы Урбана II, отправлявшего крестоносцев из Клермонта в Иерусалим, чтобы освободить «Гроб Господень» (6). Но Белому движению, поднявшему меч освобождения, нельзя было допустить меча отмщения, о чём предупреждал Святейший Патриарх в своем июльском Послании…
1. Князев В.В. Жизнь для всех и смерть за всех. Записки личного адъютанта Верховного Правителя Адмирала А.В. Колчака. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery Jordanville, New York, 13361. USA. 1971. с . 24-26.
2. A Chronicle of the Civil War in Siberia and Exile of China. The diaries of Petr Vasil`evich Vologodskii, 1918-1925. («Хроника гражданской войны в Сибири и изгнания в Китае», дневники Петра Васильевича Вологодского), Stanford , California , 2002, vol . 1, р. 217.
3. ГА РФ. Ф. 341. Оп.1. Д. 52. Лл. 207-208; Ф. 6611. Оп.1. Д.1. Лл. 311-314; Священник Владимир Зноско. Доблестным героям Добровольческой армии и бывшим военнопленным в Германии посвящается. Большевицкое «пекло» или красные варвары-душители ХХ века, Берлин, 1920, с. 183.
4. Архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) Обличение штундизма. // Митрополит Феодосий (Процюк) В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. Омск, 2006, с. 268.
5. Князев В.В. Указ. Соч. с. 26.
6. «Русское дело», N 19, Омск, 28 октября 1919 г.
+ + +
Далее приводятся исторические свидетельства о судьбе почитаемого образа Святителя Николая архиепископа Мир ликийских Великого Чудотворца с Никольских ворот Московского Кремля в 1918-1919 годах.
[/b]
Посещение г. Перми Верховным Правителем
Трудно описать ту глубину радостных чувств, тот великий подъем духа, какой пришлось переживать жителям г. Перми в день 6(19) февраля. В этот день наш город удостоился высокой чести видеть у себя Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего всеми военными силами возрождающейся Святой Руси, адмирала Александра Васильевича Колчака. И не напрасно так радостно волновалось православное городское население. Если для кого-нибудь, то для него, в лице Верховного Правителя, хотелось видеть оправдание всех своих мук и страданий за дорогую веру свою. Хотелось верить и надеяться, что новая власть, сменившая гнусных насильников, прежде всего наглядно покажет, что без православной веры в Бога нет и не может быть могучей Руси. И вот надежды оправдались: Верховная власть – по вере власть православная, чувствующая нужду в молитве, черпающая силы свои в вере во всемогущество Бога. Верховный Правитель примером своим воочию показал всем на эту историческую связь православия с русской народностью. С вокзала он прежде всего проследовал в 10 часов утра в Кафедральный собор, куда к этому времени прибыло духовенство всех местных городских церквей во главе с управляющим Пермской епархией преосвященным епископом Борисом и многочисленные православные граждане.
На паперти собора Верховного Правителя приветствовали адресом и поднесением хлеба-соли представители всех пермских приходских советов.
При входе Верховного Правителя в собор, из алтаря последнего навстречу ему вышел целый сонм священнослужителей, длинною золотистою лентою занявших все место от входных дверей собора до самого алтаря.
Возглавлявший этот многочисленный сонм духовенства преосвященный епископ Борис обратился к Верховному Правителю со следующей речью:
«Ваше Высокопревосходительство, Верховный Вождь и Правитель возрождающейся Родины нашей Руси Православной!
От своего имени, от лица духовенства и православных людей Перми позвольте приветствовать Ваше прибытие в наш многострадальный град, позвольте выразить Вам чувства самой беспредельной любви и благодарности за освобождение наше от того кошмарного ужаса, который почти целый год давил и душил нас. Леденела кровь в жилах, и, как раскаленные стрелы, вонзались в сердце вопросы: неужели окончательно пал могучий дух русский, неужели не найдется людей, которые готовы были бы душу свою положить за Родину – Мать, терзаемую острым клювом большевизма? Удушливыми газами окутывалось сознание, бесцельными казались наши муки за распинаемую и терзаемую православную русскую душу. Хотелось до боли кричать: проснитесь, богатыри духа, встаньте, идите спасать наш национальный облик, сотрите с него наносную грязь интернационала.
Но что это? Как раскаты далекого грома в весеннюю грозу, доносятся до нас вести о том, что не перевелись еще русские богатыри, что там, в далекой Сибири, куется из разбитых осколков новая сила новой Руси. И надеждой окрыляемся мы, мы ждем, мы верим, что освобождение близко, что и для нас придет свет с востока. И не обманула нас эта надежда. С горных вершин седого Урала спустились к нам, как орлы боевые, воины Ваши. Это Вы, Ваше Высокопревосходительство, кликнули кличь о спасении градов и всей Родины нашей. Это Вы – первый, отбросив прочь нашу партийную рознь, которая как гангрена разъедала организм народный, возвестили, что честь Родины выше всего, – и благо Родины – самое высшее благо. И вот, благодаря Вам, пробуждается русское сознание, крепнут и узы, связывающие Русь в единое целое, и снова мы – русские люди – начинаем чувствовать себя русскими людьми. Так как же нам не приветствовать Вас и не благодарить Вас, особенно нам, православным людям. Ведь была объявлена война самому имени Бога. Христова вера – признана была опиумом для народа. Служителей алтаря Господня мучили в тюрьмах, расстреливали, топили в воде, живыми закапывали в землю. Идеалы вечной правды Христовой подвергались осмеянию, поруганию, осквернению. Многие священнослужители нашей епархии, во главе с приснопамятными архипастырями, кровью и мученическою кончиною запечатлели веру в Христа. А Вы, когда встали во главе Родины нашей, Вы первый в эти годины лихолетья указали, что только с помощью Бога возможно возрождение Руси и воскресение ее былого величия.
Вы, как верный сын Церкви, взяли на себя тяжелый и ответственный крест служения Родине в годину лихолетья и несете этот крест по настоящее время.
Приветствуя Вас, мы молим Господа Бога, да укрепит Он Вас молитвами Пресвятыя Богоматери и Покровителя Пермской земли Святителя Стефана. Да укрепит Он, Всемогущий, могущество Вашей силы к возрождению Руси на основах православия и народности, как исторических устоях нашей жизни и силы.
В знак молитвенного нашего с Вами общения и в молитвенную память о нас позвольте поднести Вам, Ваше Высокопревосходительство, по русскому обычаю, кроме хлеба-соли, Святую икону Великого угодника Божия Николая Чудотворца, Покровителя плавающих и путешествующих. Образ этот, не блещущий богатством украшений, представляет точный снимок с чудотворного лика Чудотворца на Никольских вратах Священного Кремля, который сохранился невредимым в великую Отечественную войну 1812 г., но который не пощадила рука предателей Родины…
Да будет образ этот Вашим защитником и покровителем и в Ваших ратных подвигах, и в Ваших делах государственного строительства».
С последними словами епископ благословил Верховного Правителя Святою иконою.
После встречи преосвященный епископ Борис, в сослужении всего городского духовенства, совершил торжественное молебствие, закончившееся возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской, Благоверному Верховному Правителю ея, рабу Божию Александру и христолюбивому победоносному воинству Российскому.
В конце молебствия Верховному Правителю представилась депутация монахинь – пермского женского монастыря, поднесшая Ему икону Богоматери.
Так чествовали и так приветствовали православные пермские граждане своего Верховного Правителя, видя в нем истинного сына своей церкви, глубоко преданного ее запросам и нуждам.
[/i]
Пермские Епархиальные Ведомости. N 1, 15 (28) марта 1919 г.
Об иконе Св. Николая Чудотворца, поднесенной в Перми Верховному Правителю
В г. Омске 10 марта из всех приходских церквей собрались крестные ходы к Никольскому казачьему собору. Отсюда крестный ход двинулся к дому Верховного Правителя, у которого благоговейно хранится икона Св. Николая Чудотворца, точная копия с находящейся в Москве на Никольских воротах в Кремле древней иконы, чудесно сохранившейся после обстрела ее большевиками. С соизволения Его Высокопревосходительства эта икона была взята в крестный ход и с крестным ходом отправлена в Успенский кафедральный собор, где и была на неделю оставлена для поклонения. В воскресенье 17 марта икона Св. Николая Чудотворца с крестным ходом при участии многотысячной массы молящихся была обнесена вокруг города с совершением кратких молитвословий у всех приходских церквей и возвращена в дом Верховного Правителя.
Для православных жителей г. Перми описанная икона имеет весьма большое значение. Это та икона, которая была поднесена Верховному Правителю в нашем кафедральном соборе Преосвященным Епископом Борисом от имени пермских приходов 6 февраля с.г. Т. Об. Дар наш глубоко дорог Верховному Правителю и постоянно будет напоминать ему об освобожденной его войсками многострадальной Перми. Хорошо бы было, если бы пермские православные приходы точно такую же копию иконы приобрели бы и для Перми, поставив ее в своем кафедральном соборе для постоянного напоминания о нашем освобождении и для молитв за того, кому мы были обязаны своим освобождением.
Пермские Епархиальные Ведомости. N 2, 1 (14) апреля 1919 г.
Из писем священномученика Сильвестра (Ольшевского) архиепископа Омского и Павлодарского к Верховному Правителю России адмиралу А.В. Колчаку.
Может быть, Вы найдете благоуместным и удобным какое-нибудь участие в крестном ходе войск? Прошу также не оставить меня уведомленном.
Относительно описания знаменательной иконы Святителя Николая наведены мною всякие справки, и такового не имеется в Омске. В начале 1918 года в Москве Священным Собором издано было иллюстрированное Описание произведенных большевиками разрушений Кремля и поруганных святынь – там имеется описание и Вашей святой иконы. Это книга Камчатского епископа Нестора. Имеется она, по сообщениям, в Казани и в Перми у членов Собора, бывших в Москве в 1918 году. Достать можно, но с запозданием. Думаю, что для народного листочка можно было бы ограничиться имеющимися краткими сведениями. Но, конечно, лучше было бы иметь под руками точное описание.
При сем посылаю Вам книгу блаженного Августина «Исповедь». На днях представлю Вам книги Святителя Иоанна Златоуста. Покорнейше прошу держать у себя книги столько времени, сколько найдете нужным.
Добрым вестям с фронта радуемся и готовим нашим воинам пасхальные подарки. Налаживаем и новый проповеднический отряд.
Укрепи и благослови Вас Господь.
Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга и усердный богомолец архиепископ Сильвестр.
8/21 марта 1919 г.
ГА РФ. Ф. 341. Оп.1. Д. 52/1. Лл. 205-206.
ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В МОСКВЕ И В ОМСКЕ
В.Н. Челищев
(Из воспоминаний начальника управления юстиции Особого Совещания при Главнокомандующем Вооруженными Силами Юга России)
Религиозные настроения. Чудо. Крестный ход к Никольским воротам.
Происшедшая катастрофа, повысила и во мне, как и во всех религиозные настроения. Посещая свой приходской храм в Малом Николо-Песковском переулке, я невольно вглядывался в богомольцев и видел, что состав их значительно увеличился и значительно качественно изменился. Церковь теперь была всегда полна, а так называемого «простого народа» в ней почти не было. Теперь появились новые кадры «униженных и оскорбленных». И они потянулись к Богу за помощью и защитой.
Все храмы были переполнены, только в Кремле, в Успенском соборе, где служил Патриарх Тихон, было сравнительно пусто, ибо надо было получать особые пропуска, а это было и хлопотливо и не всегда возможно. Я бывал там несколько раз, благодаря любезности церковного старосты Успенского Собора, присылавшего мне пропуска. Патриарх Тихон служил великолепно, торжественно, но без актерства. Вся его фигура, его благообразное лицо и серьезные и добрые, бесконечно глубокие глаза приковывали к себе молящихся, впитывавших в свои души всякое слово его молитвы. Уходил, бывало, после окончания службы успокоенным, просветленным. И не страшны были большевицкие козни.
Как то, в конце апреля или начале мая (1918 г. – В.Ц.) – хорошо не помню, я проходил Красной площадью и был удивлен, увидев толпу народа, собравшуюся у Никольских ворот. Толпа росла и топталась на одном месте. Все были без шапок и шляп, многие крестились и все глядели на образ Николая Чудотворца под серединой арки Никольских ворот. Это старинная икона. Она уцелела в 1812 году, когда разрушилась арка ворот, или, вернее, часть арки. Большевики затянули икону красной тряпкой, как сделали это со всеми другими иконами на воротах Кремля. И вот очевидцы рассказывали, как случайно проходя мимо и обернувшись, чтобы перекреститься на эту икону, они увидели как красная тряпка рвется и кусками спадает с иконы, пока, наконец, не открылась вся икона.
Это чудо передавали из уст в уста и на потрясенные нервы оно действовало чрезвычайно сильно: слышался плач, истерические вопли женщин. Я близко подошел к воротам и могу доказать, что сверху иконы оставались куски – лоскуты материи и, следовательно, отпадало предположение, что порывом ветра могло сорвать красную занавеску и унести ее прочь.
Я по своему религиозному опыту признаю чудо. Я наблюдал и пережил в своей жизни события, которые поистине носили на себе печать чудесного и сверхъестественного и потому – легко и с радостью отдался настроению толпы.
Домой я пришел взволнованный, а уже весь дом знал о свершившемся чуде. Знала его вскоре вся Москва. Патриарх Тихон по этому поводу сделал распоряжение, чтобы после всенощной под великий Николин день священники предлагали бы прихожанам общую исповедь, приглашали исповедаться за обедней в самый Николин день, а затем крестным ходом шли бы от всех церквей на Красную площадь, где перед иконой Святителя Николая Чудотворца он, Патриарх, отслужит молебствие.
Кажется, что пасхальная заутреня не собирала такое количество народа, как собралось в храмах под Николин день. Все были в строгом и торжественно-молитвенном настроении, которое достигло высшего подъема, когда после всенощной священник вышел на амвон и предложил желающим исповедаться опуститься на колени и мысленно каяться в грехах. Опустились на колени все без исключения, воцарилась гробовая тишина, а, когда священник стал тихо говорить: – Кайтесь перед Господом, вспоминайте грехи свои, открывайте душу Вашу, надейтесь и веруйте в милосердие Создателя и т.д. – вздохи глубокие, всхлипывания и потом плач прервали благоговейную тишину.
Как сильна была волна религиозного подъема, этого рассказать нельзя, это надо передать и перечувствовать тому, кому доступны такого рода эмоции. Этот подъем не ослабел и на другой день, он, может быть, еще возрос во время причастия и засим во время крестного хода. Вся Красная площадь залита была соединившимися на ней крестными ходами. Блестели на солнце хоругви и кресты, а из Казанского собора двигался Патриарх Тихон с епископами под сенью Корсунских святынь.
Москва звонила всеми колоколами своих сорока сороков, а когда Патриарх приблизился к Никольским воротам, замолк колокол на Казанском соборе и за ним замолкли остальные. Началось молебствие при гробовой тишине многотысячной толпы.
Возвращаясь с крестным ходом к своей церкви, я ощущал сознание какой-то громадной силы, под обаянием которой был сам и были все участники крестного хода. Я хотел установить для себя характер этой силы и он мне стал ясен после того, как я приметил фигуры красногвардейцев, стоявших плеч о плечо на кремлевской стене, ощетинившейся штыками винтовок. Вот этих винтовок и штыков, смерти, которую они могли причинить, толпа не боялась, ибо готова была умереть, приготовилась к смерти. В этом и только в этом была та громадная сила. В способности претерпеть до конца…
ГА РФ. Ф. 6611. Оп.1. Д.1. Лл. 311-314.
Крестный ход
Перенесенный из дома Верховного Правителя снимок с чудотворной иконы Святителя Николая Чудотворца, находящейся в Москве над Никольскими воротами в Кремле и пребывающий с прошлого воскресенья в Успенском Кафедральном Соборе, сегодня в воскресенье 17/30 марта, будет возвращен обратно.
В 9 часов утра Архиепископ Сильвестр начнет служение литургии. К началу литургии соберутся к Успенскому Собору из всех приходских церквей крестные ходы.
Ровно в 12 часов дня общий крестный ход с иконой Святителя Николая Чудотворца двинется вокруг города с остановками и совершением кратких молитвословий у каждого приходского храма, по направлению к дому Верховного Правителя.
Поют народ и приходские хоры певчих.
Распорядитель крестного хода будет Ключарь Собора о. Федор Чепагин, при содействии чина приходских советов и псаломщиков.
Сибирская Речь, Омск, N 69, 30 (17) марта 1919 г.
Религиозно-патриотический крестный ход.
В воскресенье 17 (30) марта в нашем городе состоялся редкий религиозно-патриотический Крестный ход.
С разрешения Верховного Правителя, принадлежащая ему икона Святителя Николая Чудотворца – точный снимок со старинной иконы, находящейся в Москве на Никольских воротах и поруганной большевиками, пребывавшая всю неделю в Успенском кафедральном Соборе, выносится, после литургии, с торжественным Крестным ходом на площадь для следования в дом Верховного Правителя, через весь город.
Солнце заливает своим ярким светом собравшиеся Крестные ходы их всех церквей Омских. Ослепительно блестят золоченые ризы на иконах, кресты, хоругви и облачение духовенства. Мощное пение сливается со звуками исполняемого военным оркестром «Коль славен» и торжественным звоном колоколов.
Крестный ход направляется по Тобольской улице. Впереди всех распорядитель, затем последовательно: фонарщики, кресты, хоругви, иконы, духовенство. Старшие протоиереи о. Покровский и о. Соловьев несут икону. За ними архиепископ Омский Сильвестр и епископ Казанский в полном облачении с посохами. Народ заполняет всю улицу, на всю ее ширину. Целое море голов. Пение не прекращается во все время пути. Крестный ход последовательно проходит мимо всех приходских церквей, с остановкой у каждой из них, а именно у Крестовоздвиженской, Братской, Ильинской, Михайловской, Петропавловской, Казанской Кладбищенской, Знаменской, Никольского Казачьего Собора.
У всех церквей совершается краткое молитвословие, настоятель местного храма произносит слово. Владыка благословляет на все четыре стороны город и народ.
По всему пути встречает крестный ход народ. Стоят у дверей домов и ворот и даже на крышах.
Сильное впечатление на слышавших произвело слово Архипастыря Сильвестра, сказанное им перед Петропавловской церковью.
Владыка, указывая на икону, вдохновенно говорит: «не напрасно совершили большевики поругание святой иконы. Бог прославил ее еще больше – поруганную. Видите – меч в руке Святителя. Он цел и невредим. Под грозным водительством Святителя Николая Чудотворца пойдет Русская армия спасать Русскую Землю».
У Кладбищенской церкви произносит горячее слово о. Орлов. Он говорит о родине.
Картинно описывает чем была Россия раньше и чем стала теперь. Надеется, что при помощи Божией армия вернет былую славу и мощь нашей родине. Мы должны помочь армии всем, чем можем.
Перед Казачьим Николаевским собором настоятель о. Леонид Покровский произносит высокопатриотическую сильную речь. Указывая на чудесное сохранение иконы, он видит в этом особое предзнаменование. Именно икона Святителя Николая Чудотворца находится у Верховного Правителя в Омске, в Сибири. Он верит, что плененная Москва, ранее собиравшая землю Русскую, передала список со своей святыни, как свое благословение на великое дело. Святитель Николай – покровитель Сибирского войска. Сибирские казаки первые примкнули к чехословакам для освобождения Омска. Они первые пойдут и на освобождение Москвы.
От собора Крестный ход направляется к дому Верховного Правителя. На набережной против дома оркестр играет «Коль Славен». Крестный ход входит в ограду.
На дворе у крыльца Верховный Правитель встречает икону. Архиепископ служит торжественный молебен. Провозглашается многолетие. Архиепископ благословляет иконой Верховного Правителя и народ и вносит ее в дом.
Крестные ходы расходятся. Время подходит к 7-ми часам вечера. Богомольцы, пробывшие с крестным ходом около семи часов, возвращаются бодрые и радостные.
Сибирская Речь, Омск, N 72, 3 (16) апреля 1919 г.
Освящение знамени 1-й Сибирской казачьей дивизии
В воскресенье 14 сентября в 12 ч. дня на площади Казачьей церкви состоялось торжественное освящение и вручение знамени 1-й Сибирской казачьей дивизии. По совершении молебствия знамя, на одной стороне полотна которого изображена икона Святителя Николая Чудотворца, а на другой воспроизведена копия Ермаковского знамени, было передано ординарцу. Заместителем Войскового Атамана полковником Березовским сказана речь, тождественная с содержанием нижепомещенной грамоты. На освящении присутствовали представители казачества, Военного ведомства, многочисленные прихожане и духовенство.
Походный атаман Дутов от имени Верховного Правителя передал казачеству поздравление с победой на фронте и пожелание дальнейшего успеха в ратном деле. Далее, ту же крупную победу отметил генерал-майор Михайлов. После речей присутствующих казачьи части (полусотня Атаманской сотни, 3-я сотня 2-го дивизиона, 4-я сотня 6-го полка, 1-я сотня 9-го полка) церемониальным маршем прошли перед походным атаманом Дутовым.
[/b]
Войсковой Атаман Сибирского казачьего войска начальнику 1-й Сибирской казачьей дивизии
Войсковое Правительство весною сего года, провожая нашу славную 1-ю Сибирскую казачью дивизию на фронт, тогда же постановило благословить ее особым стягом, на котором должны быть изображены с одной стороны снимок со знамени Ермака Тимофеевича и с другой – снимок с той иконы Святителя и Чудотворца Николая, которая помещена на Никольских воротах Московского Кремля и точная копия которой хранится у Верховного Правителя.
14 сентября в Войсковом Никольском Соборе, этот стяг был освящен и вручен командиру 2-го Сибирского казачьего полка полковнику Блохину для доставления в дивизию.
Препровождая при этом благословенную Грамоту Войскового Правительства и освященный Стяг, прошу передать всем частям дивизии привет и благословение от войска.
Пусть этот стяг послужит живой связью между войском и нашей доблестной дивизией. Пусть он всегда напоминает нашим славным полкам 1-й Сибирской казачьей дивизии о той великой цели, к которой все мы должны стремиться: к Москве освободить Веру Православную и спасти Россию.
Заместитель Войскового Атамана Полковник Березовский
[b]Грамота 1-й Сибирской казачьей дивизии
Войсковое Правительство от имени Войска Сибирского благословляет препровождаемым стягом доблестную Первую Сибирскую казачью дивизию на ратные подвиги в борьбе за освобождение Веры Православной от гонителей Отечества нашего, от поработителей и врагов народа русского.
Пусть Крест Святой, знак Христа, послужит прообразом Воскресения нашего Великого Отечества.
Пусть воспроизведенное со знамени Ермака изображение Святого Димитрия Солунского, покровителя народа русского в его борьбе с татарами, порабощавшими много веков землю Русскую, напоминает воинам нашей доблестной дивизии славного предка нашего Ермака Тимофеевича с его дружинами, которые бесстрашно шли в неведомые страны и расширяли пределы Русского Государства, завоевывая все новые и новые земли.
Пусть этот снимок со знамени Ермака воодушевляет сынов Войска Сибирского на славные ратные подвиги во славу русского народа.
Пусть образ Святителя Николая Чудотворца, воспроизведенный с иконы, изображенной на Никольских воротах Московского Кремля, зажжет сердца бойцов нашей славной дивизии стремлением скорей достигнуть и освободить сердце России – Москву от поработившего народ Русский жестокой советской власти.
Войско Верит, что под сенью нового стяга наша доблестная первая Сибирская казачья дивизия бестрепетно исполнит свой долг перед Родиной и своим неудержимым стремлением вперед к Москве покроет наше Войско новой славой.
Много земли у русского народа; необъятны пространства и неизмеримы богатства нашего Великого Отечества.
Но тяжко страдает русский народ от смуты и гражданской войны.
Душа народная страстно ждет отдыха и покоя. Народ жаждет водворить мир и порядок в измученной стране, создать новые формы государственной жизни для блага русского народа, для блага всех населяющих наше Великое Отечество племен.
Пусть каждый воин нашей доблестной дивизии проникнется беззаветной любовью к нашей Родине и уверенностью, что только смелым порывом вперед он поможет Русскому народу сбросить иго поработителей и разорителей Государства Российского – большевиков и водворить мир в измученной стране.
Бог благословит Ваш ратный подвиг.
Вперед ! К Москве.
Бог в помощь.
14 сентября 1919 года. Г. Омск.
Заместитель Войскового Атамана по гражданскому управлению Войском полковник Березовский.
Заместитель Войскового Атамана по военному Управлению Войском генерал-майор Михайлов.
За председателя Войсковой Управы коллежский советник Грызов.
[/i]
[i]Иртыш, Омск, N 37-38, 26 сентября 1919 г.
http://www.nikola-vodniy.ru/page/296/