Епископ Ипполит (Хилько):
“ЕСЛИ БУДЕМ МОЛЧАТЬ,
ЗНАЧИТ, НАС МОЖНО И ДАЛЬШЕ ДАВИТЬ…”
Бог весть, что ждёт нас: то ли скорбь, то ли война, но похоже, уже истощается Божие долготерпение
Вопрос: Владыка, как сейчас обстоят дела на Украине? Говорят, что многие священники переходят в раскольническую церковь. Так ли это?
Епископ Ипполит: Скорее, наоборот. Из раскольнической церкви переходят. Поскольку Филарет (Денисенко) скомпрометировал себя и далее продолжает компрометировать. Раньше он выступал как ревностный защитник Православия, а сейчас служит вместе с католиками, униатами, поэтому его духовный авторитет не растет среди людей. Его поддерживают
политические структуры, которые либо враждебно настроены к Православию и являются орудием врагов Православия, либо ничего не понимают в вопросах духовных и церковных. Поэтому его положение незавидное, многим он уже надоел, в том числе и политическим деятелям на Украине.
Вопрос: Правда ли, что в 2006-м году некоторые архиереи не пустили в свои епархии Крестный ход, посвященный единению русского, украинского и белорусского народа?
Епископ Ипполит: Это не совсем так, некоторые архиереи приняли этот крестный ход, он прошел и через нашу епархию, через Винницкую и далее до Волынской епархии. Но нужно сказать, что, вероятно, большая половина из архиереев не приняла этот крестный ход. Но это их право и их ответственность.
Вопрос: Ющенко недавно заявил, что на Украине скоро будет создана “единая поместная украинская православная церковь”. Насколько это сейчас реально на Украине?
Епископ Ипполит: Это будет, безусловно, раскол. Есть у нас сторонники автокефалии, но большинство понимает, что автокефалия это предательство, потому что разделение никогда ничего доброго не приносило. Господь молился: Да будут все едины. Но едины в Духе православном. Вот они говорят о некоей поместной украинской церкви, православной, автокефальной, национальной церкви. Но там, где национальная церковь, там кончается Православие. Это однозначно. Потому что во Христе нет ни эллина, ни иудея. И тем более ни русского, ни украинца. А ко всему прочему, как таковой, исторической нации “украинцев” нет. А историческая этническая нация это, конечно, русская нация. Жители Руси Киевской. Поэтому разделение чисто деяния антихристовых международных сил, которые готовят приход антихриста. Это их злая идея разделить.
Я часто задаю вопрос сторонникам национальной поместной церкви на Украине: “Друзья, а почему не стоит вопрос о разделении римской католической церкви, почему не стоит вопрос, чтобы была американская католическая церковь, польская, венгерская и пр. Везде принимается римо-католическая церковь, а Русская Православная Церковь подвергается всяческим поношениям, клевете?” “Це вражия церковь!” Я говорю: “Как же она вражия?” Но они слышать ничего не хотят. В их школьных учебниках (может, правда, уже исправили, так как мы не раз выступали по этому поводу) сказано, что, оказывается, французов в 1812 г. гнали не русские, а украинцы.
Вопрос: У Вас много сторонников?
Епископ Ипполит: Сочувствующие есть, сторонники есть, но сказать боятся. А чего боятся? Не знаю. У каждого своя совесть. Меня совесть мучает,
когда я молчу. А кого-то, может, совесть мучает, когда он говорит... Чужая душа потемки. Мой старец, архимандрит Кирилл (Павлов),
которого мне Господь дал вот уже четверть века в духовные руководители, в свое время как-то просто сказал: “Что Вы, Владыка, переживаете? Вас Сам Бог ведет. Вы стойте и не мешайте Богу”. Господь Сам соберет людей на благо Церкви, для славы Божией, поэтому каждому православному надо просто просить у Бога силы и решимости стоять и выстоять за Русь Святую и Веру Православную.
Вопрос: Летом 2006 года прошел религиозный саммит. Как к этому относиться?
Епископ Ипполит: Саммит этот, конечно, среди православных произвел великое смущение. Раздаются уже голоса среди православных не только у мирян, о и у клириков не поминать экуменистов в молитвах, и эти голоса раздаются серьезно. Потому что такое экуменическое мероприятие, как прошедший саммит, кроме вреда Православию не принесет ничего.
Ведь совсем еще недавно, в 1948 г., на московском Соборе, где присутствовали представители других поместных церквей, было дано ясное заключение, что экуменизм это ересь. А в 60-х годах вдруг стали говорить, что нужно участвовать в экуменическом движении. Коллизия... По этому поводу есть очень хорошее выступление святителя Божиего Иоанна (Снычева), митрополита Петербургского, сказанное им перед студентами незадолго до смерти, что экуменизм это сверхъересь. Там он приводит очень
четко и ясно все ложные положения сторонников экуменизма, которые защищают, якобы, идею необходимости экуменизма, но, как это и определялось на московском соборе 1948 г., что это ересь, так оно и есть.
В Православие прийти можно только через покаяние, через исправление, через отрицание своих заблуждений. Другого пути нет.
Объединять можно только вещи одного характера, однородные, а объединять разнородные вещи веру православную с какими-то
ересями по меньшей мере, губительно.
Преподобный Феодосий Киево-Печерский в письме к князю Изяславу пишет, что “накорми всякого и иудея, и мусульманина, и латинянина, только сам с ними не ешь, и тарелки после них вымывай, и детей своих замуж не выдавайте, и не жените”.
Вот так. А в духовном авторитете преподобного Феодосия Печерского никто не сомневается. А он вот так заповедал: ревностно сохранять чистоту Православной Веры, православной жизни. “Тот, кто хвалит и свою веру, и чужую кривовер, бойся его”.
Двоедушие в этих вопросах более чем преступно.
Вопрос: Но утверждается, что этот саммит не направлен на создание единой религии, а на “многокультурное объединение
мира”, на соблюдение прав человека, за мир, против терроризма.
Епископ Ипполит: Если сказать просто и коротко, то все эти ссылки ложь для прикрытия экуменических деяний. Потому что врагам Православия и антихристовым слугам, которые готовят приход антихриста, конечно, нужно уничтожить Православие и Христианство в целом, но католичество это ведь уже не Церковь. Это организация под церковной эгидой, смысл жизни которой прозелитизм, т.е. агитация, пропаганда, не имеющая ничего общего с жизнью вечной, с миром духовным. Это не Церковь, точно так же, как и другие организации, именующие себя церквями. Церковь одна Православная. Врагам Христовым, т.е. слугам антихриста, конечно, Православие, как кость в горле. Но пока Православие на земле до тех пор и жизнь на земле. Это аксиома, не требующая доказательств.
А все эти экуменические собрания, в том числе и саммит, не важно под каким предлогом собираются, проводят так называемые молитвы экуменические все это достаточно неискренне, потому что экуменизм сам по себе явление совершенно неискреннее, лукавое, лицемерное и направленное на подрыв Православия. И, увы, в духовно слабых душах, сердцах, умах находит себе место и разрушает и личность, и общество.
Вопрос: А было все же совместное служение?
Епископ Ипполит: Литургического не было. Но дело в том, что церковные каноны совершенно конкретно говорят, что кто помолится с еретиками, да отлучен будет. Каноны даже не предполагают литургического общения с еретиками. Уже только одна, так называемая, экуменическая молитва дает право верующим отходить от экуменистов.
Вопрос: А что же теперь православным делать? Многие даже перестали в храмы ходить.
Епископ Ипполит: Да, перестают, потому что сила духа ослабляется всякими подобными мероприятиями. Люди идут туда, где есть еще что-то теплое, светлое, живое. А сторонники экуменизма самонадеянны и забыли о том, что какой бы большой ветвь ни была, если она от ствола отломана, то все равно усохнет. Сразу нет, за счет собственных соков может еще какие-то ростки дать, а потом усыхает. Как это случилось с западной римско-католической церковью. Здесь церкви уже не осталось.
Так и глобалисты, которые говорят: мол, ничего страшного нет, что приняли код. Они тоже умирают духовно, только не сразу, а постепенно. Всякое отступление ослабляет действие благодати Божией и удаляет человека от Бога. За счет каких-то внутренних сил моральных, нравственных люди еще держатся. Но моральные и нравственные силы без духовной подпитки в свое время заканчиваются. И ничего в этом нет удивительного. В Евангелии четко написано: Когда приду судить говорит Господь, род человеческий во Второе Пришествие, то вряд ли обрящу веру. Сейчас эпоха апостасийная. Апостасия это всеобщее отступление.
Вопрос: А причащаться можно в этих храмах?
Епископ Ипполит: Пока можно. Потому что то, что недостойно совершают носители священного сана, или святительского, за веру приходящих, за них совершают ангелы. Так учат Святые Отцы.
Вопрос: Мы знаем из Священного Писания, что в последние времена антихрист воссядет в храмах. А как это будет выражаться, если храм стал именоваться, например, не храм Святой Троицы, а “номер такой-то”.
Епископ Ипполит: Ну, наверное, немного осталось времени. Но оно еще есть. Дело в том, что надлежит православным не дать повода к тому, чтобы их объявили раскольниками. Господь терпит и нам велит дотерпеть до конца. В Церкви Христос глава, а не архиерей. Архиерей это предстоятель, т.е. первое ответственное лицо, которое предстоит перед Богом, а глава церкви Господь, и всем надлежит быть и архиереям, и священникам, и мирянам верными орудиями в руках Божественного спасительного Промысла. Быть верными слугами, воинами Христовыми. Но об этом надлежит молиться. Одного желания недостаточно. Молиться, просить, чтобы Господь удостоил, сподобил быть Его служителем, а не князем в Церкви. Церковь это не княжеская вотчина, это Тело Христово. А архиерей это не князь, а предстоятель Поместной Церкви, т.е. “по месту” нахождения. Вот об этом надлежит всем помнить сверху донизу.
Вопрос: Но почему архиереи молчат?
Епископ Ипполит: Не все молчат.
Вопрос: Но у нас что-то не слышно никого. Удивительно, что даже ортодоксальные владыки подписали документы по поводу этого саммита...
Епископ Ипполит: Я не знаю. Я слышал, что приходили к архиереям какие-то бумаги на подписание. Но я лично никаких бумаг не получал, а если бы и получал, то я их, безусловно, не подписал бы. Тут у православных должна быть последовательная и четкая позиция: да-да, нет-нет, а что сверх того все от лукавого. А что экуменизм ересь, заблуждение это точно. Что глобализм антихристово злодеяние с его кодами, как орудием глобализма, это точно. Что всякие тенденции к разделению в ограде нашей святой Русской Православной Церкви, спасительной для всего мира, всякие стремления автокефальные есть зло это точно. Господь молился: да будут все едины, а сейчас много говорят о единстве, но совершают дела разделения. Увы. За это придется отвечать.
Вопрос: В России в то самое время, когда проходил саммит, в Госдуме приняли закон о персональных данных готовят нас на заклание.
Епископ Ипполит: Наша православная позиция проста. Мы не знаем, каким образом нас Господь защитит и от ереси экуменизма, и от антихристова глобализма, и от этих автокефальных идей, а они и не только на Украине: в Белоруссии те же тенденции автокефальные, как и во многих других местах. Мы знаем точно: когда мы будем сохранять в сердце решимость против всяких заблуждений, решимость стоять и выстоять, то Господь поможет.
Никто из верующих не знает, каким способом Господь будет его защищать. Может, кому-то суждено сложить голову, жизнь свою положить за Русь Святую и веру Православную но это честь для каждого православного человека, поэтому надо, в первую очередь, молиться Богу и быть внимательным, когда Господь что-то дает по милости Своей для защиты чистоты Православной Веры, за единство Святой Русской Православной Церкви, для защиты образа Божия в человеке.
А Господь дает, только надо быть внимательным. Но чтобы внимание было в человеке, Господь говорит: “Непрестанно молитесь”. Правда, это не означает вычитывание молитвослова. Молитва это состояние сердца. И самая сильная молитва без слов, т.е. когда сердце горит любовью к Богу, верой в Бога и Богу. А веровать надо не только в Бога, но и веровать Богу. И вот веровать Богу это и есть подвиг. В Бога и бесы веруют и трепещут, ибо знают, что Бог есть.
Часто люди говорят: “Я в Бога верую в душе”. Но забывают при этом, что вера без дел мертва.
Вопрос: Ведь как лукаво сделано: те паспорта, которые сейчас у всех, не прошли второго чтения в Госдуме. Сейчас объявят, что паспорта недействительны, и люди будут вынуждены принимать чипы.
Епископ Ипполит: Они не будут вынуждены: те, которые будут иметь решимость не принимать. И Господь заставит безбожную власть принять другое решение. Ведь сейчас идет просто проверка людей на силу внутреннего стояния. А потом смотрят не проходит. Помню, полтора-два года назад в Киеве подняли цены на оплату городского транспорта. Люди возмутились опустили. Так что все зависит от решимости. “Господи, помоги!”
С Божией помощью и с твердой решимостью внутри всякий человек победит всякое зло. Без решимости и помощи Божией не бывает. Потому что человек, который не имеет внутри стремления, усердия, решимости, не готов принять Божию помощь. Ведь, если человек сам не желает, как ты ему будешь внушать насильно? Любовь насилия не употребляет. А Бог есть Любовь. Призывает Господь всякого человека, чтобы он приготовил в сердце своем путь, место, ибо Господь хочет быть в сердце человека, потому что человек творение любви Божией, но любовь ведь эта жертвенная, она переживает, она спасает.
Вопрос: В подмосковном селе Тайнинском ежегодно проходит специальный Чин покаяния за грех цареубийства, туда приезжают тысячи верующих из разных концов страны. Часто люди становятся свидетелями чудес, происходящих там по милости Божией. И несмотря на это, многие священники не позволяют своей пастве приезжать туда. А, например, священник Максим Максимов, секретарь синодальной комиссии по прославлению новомучеников, заявил, что, кто был на “сатанинском сборище” в Тайнинском, должны покаяться. Как можно назвать чин покаяния “сатанинским”, тем более, что сам Патриарх сказал, что грех цареубийства в народе нашем нераскаян, и мы должны принести за это покаяние?
Епископ Ипполит: Это голословное обвинение. Пусть докажут, что это сатанинское сборище. Где их аргументы? Их нет. Поэтому это просто безумное высказывание.
Вопрос: Как только не оскорбляют тех, кто выступает против процесса глобализации. Что, в суд подавать за оскорбление?
Епископ Ипполит: Конечно! Заявление: моральное оскорбление - нас безосновательно обозвали маразматиками, или еще кем-то. Как бы там ни было, суд, конечно, оправдает тех, кто оскорблял, но важно забить кол. Потому что, если будем молчать, значит, на нас можно дальше давить.
Вопрос: Покаяние же ведь объединяет людей, почему же оно вызывает такое раздражение?
Епископ Ипполит: Ну и слава Богу! Потому что, когда очищаемся от грехов, становимся светлее, начинаем друг друга видеть, так как спадает греховная пелена. И второй момент: если бы это было пустым и вредным, то никто бы слова не сказал, а еще, наоборот, поощряли бы: мол, делайте, делайте, все равно дело дурное, тухлое. А раз это дело хорошее, тогда и препоны выставляются.
Православная Церковь на земле это воинствующая Церковь. Она воинствует за каждого человека, за каждую живую душу против сатаны, который, аки лев рыкающий, ищет всякую душу живую поглотить. Что смиряться ягненку перед волком? Копытками волку в лоб и бегом! Молчание это не значит согласие. И смиряться это не означает соглашаться. Это означает терпеть. Бог терпел и нам велел. И сейчас Бог терпит и нам велит, но, похоже по всему, уже доходит до конца Божие терпение. И во что это выльется Бог весть: то ли скорбь, то ли война...
Вопрос: Некоторых православных смущает, что на чине покаяния каются за аборты, за участие в масонских ложах.
Епископ Ипполит: Если кого-то смущает, то чин всегда можно подкорректировать, пересмотреть. Хотя, если просят Царя-Батюшку, чтобы его молитвами Господь простил и эти грехи, то что ж в том преступного?
Грех цареубийства лежит на Церкви, поскольку все оставили Царя, но потом ведь Господь взыскал: сколько десятков и сотен архиереев положили жизнь свою! Должны были понести искупительный подвиг за этот грех. За отступничество от Помазанника Божиего.
Если бы люди хорошо понимали, что Царь Помазанник Божий, которого Господь даровал народу, что он образ Царя Небесного, которому служат все Воинства, все святые. Но атеизм породил такое невежество духовное, более того, псевдо-духовность породил. Многие не понимают значимости Православной Монархии. Но ведь она же от Бога! Мы знаем из Библии, что единственная власть, которую Господь благословил это царская власть. У апостола Павла об этом четко сказано: “Несть бо власть, аще не от Бога”. На русский язык перевели, что “всякая власть от Бога”. Довольно неточный перевод. “Несть бо власть, аще не от Бога” т.е. “Не есть власть, которая не от Бога”.
Вопрос: А почему в храмах не проводят чин покаяния? Почему не принимает это священноначалие?
Епископ Ипполит: У них надо спросить.
Вопрос: Как относиться к Царю Иоанну Грозному?
Епископ Ипполит: Я авторитету покойного старца Николая Гурьянова доверяю. У него в святом углу мироточили и изображения Иоанна IV Великого, и Григория Распутина. Понятно, что атеистическая идеология в XX веке чернила в целом монархическую власть. Это отношение предвзятое, злое, нечестное и несправедливое, непорядочное отношение к истории.
Вопрос: Иоанн Грозный ведь местночтимый святой, ведь просто так это не может быть?
Епископ Ипполит: Ну и хорошо, для меня он тоже святой. Для многих, например, Александр Васильевич Суворов тоже святой. Другой вопрос насколько своевременен этот момент. Впрочем, если заговорили, то, видно, он уже наступает. Но при этом надо иметь в виду и тот факт, что некоторые просто пытаются спекулировать и злоупотреблять, некоторые просто провокаторы, которые под видом благочестия вносят смуту. Сколько угодно таких явлений. Но это же война, земная Церковь же воинствующая, а не торжествующая.
Вопрос: То, что сейчас происходит и саммиты, и антинародные законы, может быть это потому, что нет общенародного покаяния за убийство царской семьи?
Епископ Ипполит: И это тоже так. Бог попускает. В 2006 году у нас в Тульчинской епархии больше двух недель находилась икона Царя-Батюшки Николая из Екатеринбурга. По епархии она шла с чином покаяния. (…)
Нынче много пишут, много говорят, купола золотят, храмы строят, вернее, не храмы, а храмовые здания, потому что для того, чтобы храмовое здание стало храмом, т.е. домом молитвы, ох как много нужно потрудиться! Как? “Господи, помоги!” А только лишь желанием и рациональными мерками... Воз останется там же. И, как в басне “Лебедь, рак и щука”, человек будет мыслями рваться в одну сторону, чувствами в другую, волей в третью, а “воз” так и останется на месте. Поэтому и мысли, и чувства и воля должны быть собраны в одно русло к высотам духа. “Господи, помоги! Благослови!” Духовности не хватает. Есть лишь очень развитая обрядовая проформа церковной жизни.
Истина же всегда в народе содержалась. Архиереям надо прислушиваться к голосу народа. Соборный разум есть высшая сила и высшая власть. Так было благословлено Христом. Он ведь никого не выделил из учеников. Хотя католики и считают, что апостола Петра, дескать, Христос оставил своим наместником. Это чушь. Какой наместник Божий может быть на земле из людей? Это заблуждение католическое. Это их еретический папский догмат о непогрешимости. Какая непогрешимость? Живет человек на земле, с грехами борется и плачет о них, какая же тут непогрешимость? Непогрешим был один Человек Христос.
Вопрос: Как относиться к новостильникам?
Епископ Ипполит: Вообще-то с ними как-то тяжело. Это нарушение. А новостильники утверждают, что, дескать, какая разница? Ну, тогда, если вы говорите, что нет разницы, то почему вы так ратуете за новый стиль? Ответьте! Ответа не дождешься. Если “какая разница”, то почему бы вам не вам вернуться к старому? Почему вы тогда так пропагандируете новый? Ответ простой. Если бы действительно им было все равно, так бы не пропагандировали. Значит, в этом есть свой смысл. Худой смысл. Святейший патриарх Пимен еще говорил: “Пока я жив, никаких новых стилей”.
Вопрос: Сейчас говорят, что люди на службе не понимают церковно-славянского языка. И надо бы перейти на русский. Ваше отношение к этому?
Епископ Ипполит: Самое негативное. Что украинизация, что русификация богослужения. Ну ладно, говорят, английский, так это другая языковая группа. А для нас славянский язык не чужой. Ну пусть потрудятся немножко, чуть-чуть свой культурный уровень поднимут и поймут красоту церковно-славянского языка. А красота заключается в том, что в церковно-славянском языке лексика славянская, а грамматика греческая. Сочетание двух классических языков. Так пусть немного поднимут свою культуру!
Да и нельзя с Богом разговаривать на языке, на котором люди между собой ругаются. Ведь и в славянском языке несколько диалектов было. В частности, русский, украинский, белорусский разговорные славянские диалекты. Но был еще и литературный. И “Слово о полку Игореве” написано другим стилем, нежели богослужебные стихиры. Церковно-слявянский язык язык благословленный и намоленный. Он наш, не чужой. Враги добиваются того, чтобы выхолостить дух богослужения, оставив одно чинопоследование. Пусть, мол, себе совершают чинопоследование, но службы-то не будет! Служба это молитва, а молитва там, где есть духовное содержание.
Вопрос: А то, что службы сокращают?
Епископ Ипполит: Плохо. Нельзя. Отвечать будут.
Козней много творят, но это, в принципе, нормально - это же война. Война духовная. И она всегда была. Меня гнали, и вас изженут сказал Господь. Война, потому что Церковь воинствующая, потому что сатана воинствует против Бога, а Церковь воинствует за каждую живую душу. Поэтому непрестанная духовная брань и в мыслях, и в чувствах, и в словах, и в делах, и в желаниях, и в отношениях между людьми, между людьми и Богом. Грешат люди, значит воюют. Сознательно или не сознательно против правды Божией. (…)
Православная Церковь не от мира сего. И мерками мира сего о Церкви Православной судить и рассуждать, и жить, и думать нельзя. Это все равно, что хирургу дать сапожный молоток, гвозди или зубило слесарное, тут свои инструменты требуются. Так и здесь свой язык, язык сердечный, духовный. Как? “Помоги, Господи!”
Одно из коварных средств наших врагов после гонений на Церковь дать ей материальное благосостояние. Это очередное гонение, но более изощренное: гонение на дух православной веры. Цель сломать волю, а потом уничтожить. Об этом говорится в Священном Писании: Не бойтесь тех, кто убивает тело ваше, а душе не повредит, но бойтесь тех, кто по убиении тела душу ввергнет в геену огненную.
Старые священники рассказывали о событиях 37-го года, когда двух священников вывезли в лес для расстрела, одному было около 80-ти лет, а другой был помоложе лет 50. Говорят: “Копайте яму”. Выкопали. “Ну давайте, отказывайтесь от своего Христа”. Старый священник говорит: “А что мне отказываться, я со Христом всю жизнь жил, я с Ним и умру”. “Ну, а ты что? У тебя же дети..” Этот думает: “Я сейчас откажусь, а потом покаюсь” и говорит: “Я отказываюсь”. А он его “хлоп!” и застрелил. “А ты, говорит, старый дурак, все равно скоро сдохнешь, иди, служи”. Вот такое коварство. И не дал покаяться сатана.
И в 60-е годы, когда Никитка Хрущев кричал, что последнего попа покажет по телевизору, только самого Никитку преисподняя взяла. Очевидцы мне рассказывали, что во время похорон на Новодевичьем кладбище, когда гроб его опускали, земля расселась, и улетел гроб. Кидали-кидали туда землю, потом решетку поставили и камней на нее насыпали... Рассказывали, в 60-х годах тоже было испытание. Повели священников ров копать. Выкопали. Под пулемет поставили. “Ну, кто хочет жить, выходите! Идите на завод работать!” Половина вышла. “А вы что?” “А мы помрем за Христа”. “Ну и умирайте, дураки!” Пулемет направили, и поверх голов очередь пустили. “Ну ладно, идите, служите, а вы на завод”.
Будем же тверды в вере! Господь Своею благодатию да благословит всех православных и укрепит в стяжании мира душевного, радости сердечной, ясности и твердости помыслов, стяжании решимости стоять за Русь Святую и Веру Православную, за Веру, Царя и Отечество и выстоять до конца. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Печатается в сокращении. Впервые под названием “За Веру, Царя и Отечество” опубликовано в газете “Дух христианина”
№ 25, 2007 г.