Директор Госархива РФ Сергей Мироненко предложил захоронить хранящиеся в Госархиве предполагаемые останки детей последнего российского императора. Останки, найденные в 2008 году неподалеку от захоронения в Поросенковом логу, предположительно являются останками цесаревича Алексея и его сестры великой княжны Марии.
Существуют две версии уничтожения останков убитых в Ипатьевском доме членов царской семьи. Одна из них - наиболее признанная и приемлемая - останки отвезли в урочище Ганина Яма и там, разрубив и облив кислотой, сожгли. Это в высокой степени подтверждают материалы следствия, проведенного по горячим следам в 1919 году (когда Екатеринбург заняли войска Колчака) следователем по особо важным делам Николаем Соколовым. В Ганиной Яме сегодня - православный монастырь и до сих пор это место почитается как место последнего упокоения убиенной царской семьи.
В 1991 году было вскрыто захоронение на Старой Коптяковской дороге, в котором находились останки девяти человек. После следствия проведенного уже в наши времена стало принят о считать, что останки принадлежат императору Николаю II, императрице Александре Федоровне, их дочерям - Ольге, Татьяне и Анастасии, а также лицам из их окружения - семейному врачу Евгению Боткину, горничной Анне Демидовой, лакею Алоизию Труппу и повару Ивану Харитонову. А в 2007 году в 70 км к югу от места найденного захоронения были найдены останки еще двух человек. Эксперты, после проведенных экспертизы утверждают, что они принадлежат цесаревичу Алексею и его сестре Марии.
По поводу останков, найденных в 1991 году, следствие, возглавляемое старшим следователем-криминалистом Главного управления криминалистики Следственного Комитета России Владимиром Соловьевым, пришло к выводу, что это останки царя, членов его семьи и людей из ближайшего окружения. Заключение следствия поддержало тогдашнее руководство страны, именно так они и были похоронены в Петропавловской крепости, фамильной усыпальнице русских царей. Особую позицию заняла и сохранила русская православная церковь. Следствию было задано 10 вопросов, на которые Церковь не получила исчерпывающих ответов.
Осторожность церковной позиции абсолютно обоснованна. Царская семья прославлена как мученики и страстотерпцы, их останки - это, по сути, мощи, святыня, предмет поклонения. Признать таковыми останки, по поводу которых остаются вопросы, невозможно. Церковь всегда осторожна вопросах причисления чего-либо к святыне. Не сразу прославляются те или иные святые, собираются комиссии и т.п. Однако останки, найденные в 2007 году, остались лежать непогребенными в отделе вещдоков Госархива.
"Генетически они полностью совпадают с семьей, которая похоронена в Петропавловской крепости", - утверждает следователь-криминалист Владимир Соловьев.
Но и с первыми останками нет абсолютной ясности. Между тем, конечно, нехорошо хранить в отделе вещдоков чьи бы то ни было останки.
"Следственный комитет обратился к нам с просьбой взять их на временное хранение", - сказал "Интерфаксу" Сергей Мироненко, добавив, что это "не дело" хранить останки в комнате вещдоков. Мироненко также сторонник официального заключения следствия 1990-х. Для него это "останки Алексея и Марии".
Но в их захоронении важно и нужно участие официально сомневающейся в результатах следствия Русской православной церкви. Именно от нее, по его мнению, должна исходить инициатива об эксгумации захороненных в Петропавловской крепости останков - для новых исследований. Что вопрос о захоронении предполагаемых Алексия и Марии стоит решать только с участием церкви, уверен следователь Соловьев. По его словам, в 1998 году вместе с Борисом Немцовым, который тогда был вице-премьером, он ездил к патриарху Алексию II для обсуждения темы царских останков.
"Святейший Патриарх поставил перед нами 10 вопросов. Тогда, в 1998 году, на все вопросы мы ответить не смогли, в частности, не знали, где находятся останки Алексея и Марии. Сейчас мы даем ответы на все вопросы патриарха Алексия Второго. Чтобы отдать дань памяти Святейшему патриарху, мне кажется, Русская православная церковь должна внимательно рассмотреть наши ответы на его вопросы", - сказал Соловьев агентству "Интерфакс".
Неожиданно острый комментарий добавил представитель Объединения членов рода Романовых в России Иван Арцишевский: "Семья всегда придерживалась этого мнения, другой позиции здесь и быть не может: семья очень хочет, чтобы останки были захоронены. Но не просто захоронены, им очень важно признание останков Русской православной церковью. Наука признала подлинность останков, несколько генетических экспертиз говорят о подлинности, а ответа от РПЦ все мы ждем уже очень много лет". По его мнению, тут чуть ли не "политическая игра" со стороны "некоторых иерархов" РПЦ и "надо поверить науке".
Т.н. "Великая княгиня" Мария Владимировна полностью поддерживает позицию Русской Православной церкви в вопросе "екатеринбургских останков" - прокомментировал ситуацию для "РГ" глава канцелярии императорского дома Александр Закатов. - И считает, что все действия по поводу предполагаемых останков царской семьи должны согласовываться со священноначалием. Императорскому дому кажутся здравыми поднятые вопросы о необходимости вторичной экспертизы - с благословения Церкви и с участием тех специалистов, которым доверяет Церковь. При таком подходе возможны и повторная эксгумация, и исследование тех останков, которые хранятся в Госархиве".
Здесь, по мнению Александра Закатова, надо быть очень осторожными, очень деликатными, щадить чувства и соблюдать чувство меры, не допускать никаких нарушений процедуры и сомнительных заявлений, которые, к сожалению, в прежней экспертизе имели место.
Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 24 марта 2015 г.