Позади Рождество Христово с его торжественной и таинственной всенощной, с веселыми Святками. Однако впереди не менее великий праздник – 19 января - Крещение Господне, или Богоявление. И хоть о нем сказано и написано немало, с праздником этим также связано множество традиций, мы все же решили рассказать нашим читателям о самых интересных из них.
А она одна и та же
Как известно, праздник Богоявления связан с одним из самых значительных событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа - Его крещением. Как гласит Евангелие, когда Иисус вошел в Иордан, то вода изменила свою природу, или, как это говорится на церковно-славянском языке, «естество».
Действительно, агиасма, а именно так называется крещенская вода (в переводе с греческого – «великая святыня»), обретает особые качества – она исцеляет недуги телесные и душевные (в случае, если употреблять ее с верой), а также остается нетленной, то есть не портится, можно добавить одну каплю Богоявленской водички в сосуд с простой водой, и она станет святой.
«Освященная вода, - писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею».
Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды.
Еще святой Иоанн Златоуст говорил: «В сей праздник, в память Крещения Христова, коим Он освятил естество вод, около полуночи, все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят ее во весь год. И происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени; но почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».
Так как великое водоосвящение совершается дважды - в Навечерие Богоявления, или Крещенский сочельник 18 января, и на следующий день, то есть 19 января, то существует ошибочное мнение – вода эта разная. Одна якобы исцеляет недуги телесные, а другая - душевные. Это большое заблуждение – агиасма вся одинаковая.
И вне зависимости от того, в какой день вы ее принесли из храма, окропите ею свое жилище и поставьте на хранение – для употребления в случае всякой немощи.
Окунаться или нет - вот в чем вопрос!
Существует еще одна традиция – рисовать мелом или зажженной восковой свечкой на дверях кресты. Это просто старинный обычай, более похожий на примету. В народе считалось, что в день Богоявления активизируется нечистая сила, не пустить в дом которую можно было только одним способом – изобразив на двери крест.
Чем-то языческим веет от еще одного благочестивого обычая – возносить молитву в полночь 18 января, так как считается, что в это время небеса раскрываются, и Господь лучше слышит молящегося. Но если у вас все же возникло искушение последовать традиции, вспомните, что Господь знает о всех наших бедах и чаяниях и в любое время услышит наше моление к Нему, вне зависимости от того, открыты или закрыты небеса.
Есть еще несколько народных примет, связанных с Богоявлением. Очень доброй приметой считалось крестить ребенка в этот день – к долгой и счастливой жизни младенца. Сватовство, проведенное на Крещение, также сулило лад между будущими супругами. Даже была пословица, посвященная этому событию: «Крещенское рукобитье – к счастливой семье».
И как не упомянуть о самой распространенной традиции, связанной с Богоявлением, - купанием в купели и проруби. Считалось, что таким образом человек имеет возможность смыть с себя грехи (особенно те, что на Святках были совершены – во время того же гадания). Но это также является величайшим заблуждением. «Смыть» грехи поможет только искреннее покаяние, принесенное на исповеди.
И потом – не каждый располагает здоровьем, способным выдержать такое испытание, как купание в ледяной воде, когда на улице ударил крещенский морозец.
Святая десница Иоанна Предтечи
Да, такая величайшая святыня - правая рука Крестителя Иоанна Предтечи - крестившая Господа, сохранилась до наших дней! Ныне она пребывает в Сербии. В последний раз ее выносили для благословения верующих в Цетиньском монастыре в 1993 году.
Кстати, до этого десница пребывала в довольно разных местах нашей планеты, в том числе и в Санкт-Петербурге - в Зимнем дворце.
Интересно, что изначально местом хранения десницы Иоанна Крестителя стала Антиохия, куда ее принес сам святой Евангелист Лука.
В Крещенский Сочельник архиерей поднимал честную руку Крестителя, которая либо была сжата в кулак, либо распрямлена. Таким образом Иоанн Предтеча давал верующим знак о том, каким будет год. Если десница была распрямлена, то последующие дни были урожайными, а если сжата в кулак, то неудачными и голодными.
http://gazetakursk.ru/obshestvo/11175-glas-gospoden-na-vodakh-vopiet.html