«При снятии трехмерного образа лица человека, с большой степенью вероятности, будет наноситься невидимое для человеческого глаза начертание на лоб. В машиносчитываемом виде будет записан личный номер человека, имеющий в терминах закона №5492 от 20.11.2012 называние - «уникальный номер записи в Реестре», - полагает О.Щербанюк.
По его словам, для этого есть все предпосылки, техническая возможность, обусловленная потребность, и добровольное согласие многих людей.
Такая потребность, по его мнению, обусловлена верификацией или проверкой принадлежности документа конкретному человеку.
Свое опасение он находит в описании патента Томаса Хитера, США №5878155 от 2.03.1999 под названием «Метод верификации идентичности человека в процессе электронных торговых транзакций».
Согласно этому патенту: «Уникальный штриховой код или уникальный знак вытатуировывается с применением невидимых чернил на личности. Татуировка может быть как временная, так и постоянная и может располагаться на любом подходящем месте человеческого тела, предпочтительнее всего на предплечье».
По его мнению, в Украине вероятнее всего обратятся к этому методу, так как подделать такое начертание технически не возможно, точность верификации близка к 100%, стоимость эксплуатации - копеечная, скорость верификации - доли секунд, а в торговых сделках эта система давно отработана.
В пользу этого предположения также выступает и тот факт, что процедура снятия оцифрованного образа человека проводится, в том числе и для младенцев. Следующая фотография делается только по достижению 10-летнего возраста.
«Спрашивается, как и кто сможет по фотографии младенца опознать 5-летнего мальчика? К тому же, та альтернатива, которая содержится в ст. 16 закона №5492 от 20.11.2012 года, все равно обяжет каждого пройти процедуру сканирования трехмерного образа человека. Хотя куда проще было бы дать существующим бумажным документам статус альтернативных, это и несравнимо дешевле, и не создает никаких хлопот государству, поскольку система их выдачи и функционирования уже существует», - отмечает эксперт.
О.Щербанюк опасается, что получить какие-либо свидетельства о проводимых манипуляциях с человеком во время снятия оцифрованного образа лица в Украине, вряд ли представится возможным.
«После нанесения начертания тем, кто его осуществляют, незачем сознаваться в его нанесении. Биометрический паспорт - это точка невозврата, неминуемое нанесение "начертания зверя", которое и есть вечная погибель», - считает О.Щербанюк.
Как сообщал УНИАН, 1 января 2013 года вступил в силу Закон «О Едином государственном демографическом реестре и документах, которые подтверждают гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее социальный статус», который называют в народе «законом о биопаспортах». Он предусматривает введение документа нового образца - с электронным чипом, который следует обновлять каждые 10 лет.