Вот уже 20 лет в нашем обществе идут горячие споры по поводу того, нужна ли нам империя, в чём заключается имперский статус державы и какими средствами его можно достигнуть. Попробуем разобраться, почему при слове «империя» у одних наших сограждан немедленно возникают ассоциации, связанные с кровопролитием, геноцидом, завоеваниями и угнетением народов, а у других это слово ассоциируется с прогрессом, процветанием и гармоничным сосуществованием народов.
Как известно, советская историческая наука и политический дискурс оперировали понятиями «империализм», «империалист», «империалистическая война» (Первая мировая), «империалистическая агрессия» и т.п. Все эти понятия имели негативное наполнение, которое прочно закрепилось в сознании наших граждан и даже в русском языке. Империалисты – это враги Советского государства, это капиталистические страны Запада, в первую очередь США, страны-антиподы СССР. Советская историческая и политическая наука не ассоциировала СССР с империями, которой он, тем не менее, являлся в полной мере.
Не менее весомый вклад в создание негативного отношения к имперским идеям и стремлениям внёс развал СССР и последовавшая за ним так называемая «либеральная революция» и «демократизация» России. Теперь понятие империи стало привязываться уже не к западным державам, а к рухнувшему Советскому Союзу, причём чаще к тем эпизодам его истории и особенностям общественной жизни, которые связаны с политическими репрессиями и прочими минусами. Кроме этого, на постсоветском пространстве был распространён миф о захватническом характере расширения Российской Империи и СССР.
Значительный вклад в то, что часть современного общества не воспринимает разговоры о восстановлении Российской империи всерьёз, внесли, как ни странно, разношёрстные политические объединения, в названии которых фигурируют слова «имперский», «монархический», «державный» и т.д. Не будем перечислять их отдельно. Скажем одно: целью создания абсолютного большинства из них было далеко не продвижение патриотических взглядов и идей восстановления Российской Империи, а с точностью до наоборот: их дискредитация. Поддержка подобных движений считается часто не только дурным тоном или чудаковатостью, но и грозит порой даже уголовным преследованием.
Итак, оснований не поддерживать или попросту бояться имперских идей у россиян вполне достаточно. Однако отметим одно. Ярое оспаривание исторического призвания России как империи, равно как и оголтелый откровенный национализм, - удел людей, не слишком образованных. Любая крайность опасна и глупа. Люди, не признающие имперской сущности России и её имперского будущего, просто не вполне осознают, о чём идёт речь. Они усердно доказывают, что они «за демократию», «против завоеваний», «за мир во всём мире». Между тем имперское мышление не только не противоречит данным позициям, но и в полной мере их поддерживает.
Нужно понять и признать, что Россия никогда не строила свою империю с агрессивных позиций. Россия – империя созидательная. Народы, когда-либо в неё входившие просто делали свой закономерный цивилизационный выбор, всегда на добровольных началах. Призыв России-Империи – призыв добра и созидания, основанный на идее противостояния силам мирового зла. Находясь в имперском статусе, Россия всегда справлялась и, даст Бог, будет справляться с этой своей миссией.
Для того чтобы убедиться в правильности этих слов, достаточно сравнить созидательную модель поведения Российской Империи с моделью поведения нынешней истинной империи зла – США. «Империя зла» - это не СССР, именно так почти весь мир сейчас называет США. Последней страной, имевшей всемирный имидж средоточия зла, была фашистская Германия. В 21 веке эта роль прочно укрепилась за Штатами.
За ширмой демократии и экономического благополучия США скрыты моря пролитой крови. Например, по оценкам независимых экспертов, число жертв среди иракцев за весь период американской агрессии оценивается цифрами от 600 тысяч до 1 миллиона человек! Эти цифры вполне сопоставимы с числом жертв фашистской агрессии в Европе. Это не единственная параллель, которую можно провести между США и фашистской Германией. Американцы вели войну вполне фашистскими методами. По некоторым сведениям, в ходе первой иракской кампании американская авиация уже после заключения перемирия нанесла мощнейший авиаудар по уходящим с территории Кувейта иракским колоннам. Применение снарядов с обеднённым ураном, вакуумных и кассетных бомб – чёрная метка США, оставленная ими и во Вьетнаме, и на Балканах, и на арабском Востоке.
Только представьте себе, что Россия когда-нибудь позволит себе действовать подобным образом. Этого просто невозможно представить. Участь той же Грузии и её народа была бы в таком случае очень печальна.
У ног России лежала Германия, да что там Германия, пол Европы, причём это бывало ни один раз. Однако имперская воля России была благосклонна и к французам после наполеоновского нашествия, и к туркам после освобождения Балкан, и к немцам после победы в Великой Отечественной. Русский солдат не запятнал себя убийством женщин, детей и стариков.
Говоря об империи, необходимо чётко разграничивать понятия добра и зла, и, конечно, помнить о роли России в судьбах мира, которая предельно проста: она заключается в противостоянии мировому злу. Это доказывает вся наша история.
Автор Помыткин Павел