Авторизация
24 декабря 2024 (11 декабря ст.ст)
 

Библейский Бог не занимается политикой?


«Библия — источник морального учения, но было бы ошибкой искать в ней примеры для выбора политических решений». К этому заключению пришел социолог и политолог из Принстона Майкл Вальцер (он еврейского происхождения, обладает авторитетом среди американских левых) в своей новой книге «In God’s Shadow» («В тени Бога»), вышедшей в Yale University Press.



 



Корреспондент из Нью-Йорка: Почему вы решили заняться этой темой?



 



Майкл Вальцер: Я работал над ней в течение 20-ти лет, прилагая к Библии немецкую теорию рецептивной эстетики, чтобы понять, как текст интерпретировался в течение веков. Это было предпринято для того, чтобы понять, что думали о политике авторы Библии.



 



- Вы останавливаетесь на противоречиях двух договоров, заключенных Авраамом и Моисеем на горе Синай, и на трех кодексах, данных в  книге Левит, Второзаконие, Исход, говоря об «уважении спорных мнений». Это основа плюрализма?



 



- Два договора соперничают между собой. Подумаем об обращении. В соответствии с Синайским договором, присоединиться к нему можно, и для этого достаточно его принять. А для семейного договора Авраама верно обратное. Эти трения характерны для всей истории еврейского народа.



 



- А три кодекса?



 



- Они различны, но являются выражением воли Бога, и, следовательно, примирить их невозможно. Это объясняет, почему цари не предписывали законы, и здесь лежит источник плюрализма, который пронизывает весь еврейский мир.



 



- Почему в главе о «священной войне» вы цитируете Руссо, согласно которому, «чем крепче союз, тем более велик противник»?



 



- Правила войны как уничтожения хананеев изложены во Второзаконии, наиболее общей книге, которая содержит детальные нормы общего поведения. Следовательно, есть странная связь между максимальным вниманием к внутренней сплоченности и наибольшей враждебностью к чужаку.



 



- Почему вы описываете царей как «ответ теократии»?



 



- Цари — это отторжение от божественного правления. Есть противоречие в одновременном существовании царства суверена и царства Божьего.



 



- Почему пророки не становятся политическими лидерами?



 



- Они никогда не формировали никакого движения. Что-то подобное начинается только в Риме под лозунгами плебеев. Пророки являются моральными критиками, очень влиятельными, но у них нет последователей. Они критикуют царей, олигархию и любого другого. Пророчество — это моральное призвание, хотя оно приводит к политическим последствиям.



 



- Авторы Библии не придавали значения политике как способу жизни, но ситуация изменилась с вавилонским пленением. Открытие политики произошло в Диаспоре?



 



- В Вавилоне раввины заменили царей. Там не было большого интереса к политике, понимаемой как принятие решений на ассамблее, отвечающей перед гражданами. Все это придет вместе с греками. Для евреев в Вавилоне законодательство касалось интерпретации текстов. Больше интерпретация, чем представительство, потому что законы идут от Бога.



 



- Каковы были последствия этих библейских предпосылок при формировании Израильского государства?



 



- Сионизм — это отрицание изгнания, а поскольку еврейство — это вера, сформировавшаяся в изгнании, то речь шла об отрицании иудаизма, чтобы вычеркнуть две тысячи ужасных лет и вернуться к библейским корням. Поэтому в основе сионизма лежит задача изучения Библии и таких предметов, как археология. Но характеристикой государства является имитация европейских демократий.



 



- Почему во времена Диаспоры евреи «представляли, что они вернутся в Израиль, возглавляемые царем, а не пророками?»



 



- В течение веков они ожидали царя-мессию. Ниссим Геронди, живший в Испании в XIII-XIV  веках, утверждает, что царь появился, потому что закон слишком совершенен для населения и, следовательно, нужен царь, чтобы нарушать его, сделав его приемлемым для индивидуумов в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Это - текст в стиле Макиавелли, написанный примерно за 200 лет до появления Макиавелли: он объясняет, почему монархия остается предпочтительным политическим режимом до XIX века, когда просвещенные евреи сделали выбор в пользу современной демократии. Поэтому сионизм был революционной доктриной. Он не предполагал реставрации царя.



 



- Почему вы часто цитируете Бен Сира (Ben Sira), сказавшего, что «мудрый человек — это тот, кто осторожен во всем?»



 



- Бен Сира продолжает Библию после Притчей. Он останавливается на том, как правильно вести частную жизнь, в то время как в Книге притчей Соломоновых уделяется много внимания тому, как правильно организовать общественную жизнь. В частности, там есть рассуждения об осторожности, связанной с мудростью. Это связь между Библией и тем, что за ней последовало.



 



- Какие уроки современные политические лидеры могут извлечь из этого анализа еврейской Библии?



 



- Не ищите в тексте Библии точные указания того, как себя вести в общественной жизни, потому что они почти наверняка окажутся ошибочными. В Библии есть моральный аспект учения: следование по пути справедливости, внимание к нуждающимся. Это объясняет, почему движение за справедливость, например, Мартина Лютера Кинга, может восходить к библейским корням, так как все люди были созданы одинаковыми.



 



Маурицио Молинари ("La Stampa", Италия)



 



 


Точка зрения автора критики на признак, определяющий богоустановленность царской власти





Из приведенных ранее слов автора критического отзыва явствует, что богоустановленною не может быть царская единодержавная или самодержавная власть, какая была «у прочих народов», точнее — у языческих царей. Богоустановленною царскою самодержавною властью им признается та, которая является с определенным отношением к Богу, как власть, ограниченная в смысле определения, направления ее деятельности — «послушание гласу Господа» (1 Цар. 15, 23-24).17



Но ведь и цари прочих языческих народов нередко ограничивали свою волю волею Божиею чрез свое повиновение ей и даже прославляли истинного Бога. Фараон внял Божественному откровению чрез бывшее ему от Бога сновидение, истолкованное Иосифом. Он признал в Иосифе присутствие Духа Божия. Явил ему, как орудию воли Божией, послушание, сделал его первым после себя в своем царстве и повелел всему народу ничего не делать без ведома и воли Иосифа. Фараон обнаружил особенную любовь к патриарху Иакову, его сынам, их семьям и всем, прибывшим с Иаковом из Ханаанской земли в Египет на жительство, в силу чего удостоился благословения от Иакова (Быт. 41,1—44; 45, 16-23; 47, 5-10).



Из книги пророка Даниила видно, что и вавилонский царь Навуходоносор после чудесного события, происшедшего с тремя отроками в пещи вавилонской, прославил Бога израильского за то, что три отрока не послушались царского повеления и отдали свои тела на сожжение, лишь бы не кланяться иному богу. Навуходоносор издал даже повеление «всем люд ем, племеком и языком, сущым по всей земли» (Дан. 3, 98), в котором, исповедав всемогущество истинного Бога за великие знамения, явленные над ним, сделал такое распоряжение: всякий из его подданных, кто похулит истинного Бога трех отроков, будет изрублен, и дом его будет обращен в развалины. В той же богооткровенной книге повествуется, что Навуходоносор за свою гордость был страшно наказан Богом, а когда раскаялся, то был Им помилован, восстановлен в своем царском достоинстве и еще более был возвеличен в царской славе. Вследствие этого он так исповедал Божественное величие: «Ныне убо аз Навуходоносор хвалю и превозношу и славлю Царя Иебеснаго, яко вся дела Его истинна, и путие Его судьбы, и вся ходящий в гордости может смирити» (Дан. 4, 34).



Склонялся пред всемогуществом истинного Бога, сообразовал свои действия с Его волею и языческий царь Дарий Мидянин. Он так любил и почитал пророка Даниила, что сделал его первым из верховных своих сатрапов. Он очень опечалился, когда, из-за козней врагов Даниила, последний был брошен в львиный ров. После этого Дарий отказался от пищи и всю ночь не мог заснуть. Когда же он увидел Даниила совершенно невредимым во рве от хищных зверей, то чрезвычайно обрадовался его чудесному спасению, повелел тотчас его вынуть из рва и бросить туда его врагов с их женами и детьми. Тогда Дарий обратился ко всем своим подданным с воззванием: «От лица моего заповедася заповедь сия во всей земли царства моего, да будут трепещуще и боящеся от лица Бога Даниилова, яко Той есть Бог живый, и пребываяй во веки, и Царство Его не разсыплется, и власть Его до конца. Подъемлет и избавляет, и творит знамения и чудеса на небеси и на земли, Иже избави Даниила от уст Львовых» (Дан. 6, 26-27).



Еще более преклонялся перед истинным Богом и повиновался Его Божественной воле Кир, царь персидский. В Священном Писании он изображается орудием Божественного промышления об избранном израильском народе. В первой книге Ездры говорится: «В лето первое Кира царя персскаго, да исполнится слово Господне от уст Иеремииных, воздвиже Господь дух Кира царя персскаго, и повеле проповедати во всем царствии своем, и писаньми, глаголя: сия глаголет Кир царь псрсский: вся царства земная даде мне Господь Бог небесный, и Той повеле ми, да созижду Ему дом во Иерусалиме, иже во Иудеи. Кто в вас от всех людей Его, и будет Бог Его с ним, и да взыдет во Иерусалим, иже во Иудеи, и да созиждет дом Богу Израилеву» (1 Ездр. 1, 1—3; ср.: 4—11; 2 Пар. 36,22-23). А в книге пророка Исайи Кир, царь персидский, даже называется помазанником, о чем мы говорим в своей книге (Ин. 45,1, 5,13).18



Как видим, приведенные богооткровенные свидетельства не дают права отрицать богоустановленность власти языческих царей, так как власть многих из них определялась послушанием Божественному гласу (1 Цар. 15, 22-23).



В другом месте критической статьи сказано, что «о богоустановленности можно говорить только в отношении царя-помазанника, а не просто царя единодержца или самодержца».



Но и это мнение противоречит Священному Писанию. В Библии имеется много свидетельств о богоустановленности языческой царской власти, как таковой, не освященной таинством святого миропомазания.



Пророк Даниил, имея в виду вообще царей и, в частности, языческого царя Навуходоносора, говорит: «Той (Бог) пременяет времена и лета, поставляет цари и преставляет» (Дан. 2, 21). Лично царю Навуходоносору пророк Даниил сказал: «Ты царю, царь царей, емуже Бог небесный царство даде крепкое, и державно и честно. Во всяком месте, идеже живут сынове человечи, и зверие польстии, и птицы небесныя, и рыбы морския дал есть в руку твою, и поставил тя властелина всем... владеет Вышний царством человеческим, и емуже восхощет, даст е» (Дан. 2, 37—38; 4, 14; ср.: 4, 22.29).



А царю Валтасару, сыну Навуходоносора, перед его гибелью, пророк Даниил говорил: «Царю! Бог Вышний царство и величество, и честь и славу даде Навуходоносору отцу твоему... И егда вознесеся сердце его... сведеся от престола царства... и от человек отгнася... и житие его с дивиими ослы, и травою аки вола питаху его... дондеже уразуме, яко владеет Бог Вышний царством человеческим, и емуже восхощет, даст е» (Дан. 5,18.20—21).



Желая показать, что вообще царская власть происходит от Бога, книга Притчей от лица Божественной Премудрости говорит: «Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду» (Притч. 8, 15).



В книге Иова говорится, что Господь «Посаждаяй цари на престолех и обвязуяй поясом чресла их» (Иов. 12, 18). «Слышите убо, царие, и разумейте... — обращается к царям составитель книги Премудрости Соломоновой, — яко дана есть от Господа держава вам, и сила от Вышняго» (Прем. 6, 1—3).



Все эти библейские свидетельства о богоустановленности царской власти вообще, и у языческих народов в частности, находят для себя прекрасное подтверждение на словах ап. Павла: «Несть власть, аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13,1).



Выше мы приводили толкование этого текста митрополитом Филаретом, заимствованное нами из его проповеди о Божественном установлении царской власти. Свидетельствуя эту истину на основании богооткровенного апостольского изречения, митрополит Филарет имеет в виду не только царскую власть избранного народа израильского, но и власть царей народов языческих. Мы это говорим потому, что он в своей проповеди для обоснования мысли о богоустановленности царской власти, помимо других библейских текстов, ссылается на слова пророка Даниила, сказанные пророком языческому царю Навуходоносору в применении к его власти: «...владеет Бог Вышний царством человеческим, и емуже восхощет, даст е» (Дан. 4, 22). А также митрополит Филарет, с той же целью и в той же проповеди, делает ссылку на слова Иисуса сына Сирахова: «В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней» (Сир. 10, 4).



Такое же истолкование словам Апостола: «...несть бо власть, аще не от Бога» — дается митрополитом Филаретом и в других его проповедях. В одной из них, о повиновении царю и поставленным от него властям или начальствам, московский святитель приводит те же слова ап. Павла (Рим. 13, 1) и говорит, что «вера освящает власти земные, показывая их небесное происхождение».20 Под этими властями, происшедшими от Бога и от Него установленными, митрополит Филарет разумеет прежде всего царей и даже царей языческих народов, ибо и здесь делает ссылку на слова пророка Даниила: «...владеет Бог Вышний царством человеческим, и емуже восхощет даст е» (Дан. 4, 22), и на слова Притчей: «Мною царие царствуют, и... вельможи величаются» (Притч. 8,15-16).



В своей проповеди о благоговейном почитании царя митрополит Филарет, говоря о двух заповедях, данных ап. Петром верующим в словах: «Бога бойтеся, царя чтите» (1 Петр. 2, 17), отмечает, что тогда, в апостольские времена, царская власть была в руках царя языческого. Он разъясняет, что исполнение второй заповеди утверждается на исполнении первой. «Если вы боитесь Бога, — говорит он, — то не можете не обожать того, что поставлено Богом...»; «несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть», и царь — «Божий слуга есть» (Рим. 13,1, 4).21



Из приведенных свидетельств Священного Писания очевидна неправота мнения критической статьи, что богоустановленною властью надо считать только власть «царя-помазанника, а не просто царя единодержца или самодержца» .22



Эта неправота очень хорошо изобличается свидетельством святых людей, которые мы находим в Четьи-Минеях.



В жизнеописании св. мученика Понтия Римлянина мы читаем такие слова его, обращенные к языческим царям: «О, добрии царие, от Бога над человеки поставленнии, почто не Тому преклонете выи ваша. Иже даде вам честь и власть царскую».23



В описании страданий св. мученика Арефы упоминается, что христиане, осажденные неверным царем Дунааном, соглашаясь открыть ему городские ворота, отвечали: «Мы христиане, научихомся от Святых Писаний повиноватися царю и покорятися властем». А когда царь, войдя в город, не исполнил обещания и начал мучить христиан, то одна блаженная жена, укоряя царя, так свидетельствовала богооткровенную истину о богоустановленности власти царей языческих пред неверным царем Дунааном: «подобаше тебе, царю, почтить Того, Иже тебе даде власть и ту порфиру , и ту диадиму... яко Сын Божий и Бог; ты же неблагодарен явился за таковое благодеяние Его и дерзновенным языком злословиши Благодетеля твоего».24



Св. великомученик Мина, мучимый князем Пирросом, говорил: «...аще бы ведали вы истиннаго Царя... вы же не ведуще Его хулите и сравняете Ему своих царей тленных... имже Той даде царскую честь и власть, Сам сый Господь всея твари». Рече же ему князь: «...и кто есть даяй царем власть?» ...Отвеща мученик: «Иисус Христос, Сын Божий, всегда живый, Емуже вся, яже на небеси, и яже на земли повинуются; Той есть посаждаяй на престоле царей и царствуяй, подаяй власть и владычествуяй».25



Когда св. великомученица Екатерина предстала пред языческим царем, приносившим жертвы идолам, то поклонилась ему, воздавая царю подобающую честь, а затем сказала ему: «Познай же Единаго истиннаго Бога... Сим царие царствуют и страны управляются».26



В жизнеописании св. благоверного князя Александра Невского говорится: «Приведен же бысть святый (Александр Невский) пред царя (Батыя), поклонися ему, глаголя: царю! тебе поклонюся: Бог бо почти тебе царством, твари же (огню и идолам) не поклонюся...».27



То же самое и тому же царю сказал св. мученик князь Михаил Черниговский. Принуждаемый Батыем через его вельможу поклониться огню и идолам в языческом стане, князь «дерзновенно отвеща, глаголя: рцы царю, тако глаголет тебе Михаил князь, раб Христов: понеже тебе царю вручено есть от Бога царство, и слава мира сего; и нас, грех ради наших, десница Вышняго твоей власти покорила: убо должни есмы тебе царю кланятися и подобающую честь твоему царству воздавати, а еже Христа отврещися, и богом твоим поклонитися, да не будет: не суть бо бози, но создание».28



Данное мнение автора критического отзыва является несостоятельным не только с точки зрения Свящ. Писания и приводимых свидетельств Четьи-Миней. Оно содержит в себе и другой дефект. Если царская языческая власть, «как таковая», не богопоставленная и, следовательно, — власть попущенная, т.е. зло, и даже самое желание ее со стороны израильского народа было падением, грехом, то Господь не повелел бы пророку Самуилу освятить это зло, этот грех помазанием св. елеем. В таком случае ни у евреев, ни у нас не было бы царя — помазанника Божиего, и мы вообще не имели бы права говорить о богоустановленности власти даже и царя-помазанника Божиего.



Таким образом, благодаря своей неправильной мысли, выраженной в толковании библейского текста о происхождении царской власти, автор критической статьи впадает в другую несообразность и тем самым вторично разрушает православное монархическое воззрение.



Нельзя не отметить, что хотя венчание на царство в России началось при Великом Московском князе Иоанне III, но таинство миропомазания над царями у нас стало совершаться только с XVII столетия.29 Следовательно, согласно неправильному взгляду на помазание св. миром, как на признак богоустановленности царской власти, пришлось бы всех Великих князей и царей наших до указанного момента признать не имевшими богоустановленной власти.



Такая точка зрения совершенно недопустима. Еще св. князю Владимиру учители Церкви говорили: «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на помилование»30. В одной из стихир на стиховне службы святому равноапостольному князю Владимиру мы находим такие слова: «...рыдают вся лукавая воинства, видящие ветвь... силою Божиего богонасажденну». А в другой стихире на стиховне о том же св. Владимире сказано: «...и царствует Христос Бог, обрет его яко Павла прежде, и постави князя верна на земли Своей».31



В службе св. благоверному князю Александру Невскому имеются такие слова одной из литийных стихир: «се бо царскою диадимою венча его Царь царствующим». В другой стихире на литии о нем сказано: «Воистину верный и мудрый строитель был еси Александре, егоже постави Господь над рабы Своими российскими народы». В икосе после кондака канона в честь св. князя Александра есть такое к нему обращение от лица Церкви: «...поминай стадо свое над нимже Господь постави тя, и побори борющия ны»32.



А вот что некогда говорил прп. Кирилл Белозерский в своем послании Московскому Великому князю Василию Димитриевичу: «Ты же сам, Бога ради, внемли себе и всему княжению твоему, в нем же тя постави Дух Святый пасти люди Господня, яже стяжа честною Си кровию. Якоже бо великия власти сподобился еси от Бога, толиким большим и воздаянием должен еси. Воздай же убо Благодетелю долг, святыя Его храня заповеди, всякого уклонялся пути, ведущаго в пагубу... Аще кто от бояр согрешит, не творит (вреда) всем людем, но токмо себе единому; аще же ли сам князь, —всем людем, иже под ним, сотворяет вред»... и далее: «все на тебе взыщется, понеже властель есть своим людем от Бога поставлен... Аще кого видеши беседующа в церкви и ты им возбраняй: занеже глава есть и властель от Бога поставлен, иже под тобою хрестьян».33



Совершая подвиг обличения царя Иоанна Грозного, святитель Филипп говорил ему: «Государь, почти Господа, давшаго тебе царское достоинство. Ты, облеченный высоким саном, должен более всего чтить Бога, от Котораго принял сан; ты — образ Божий... Ты поставлен Богом, чтобы судить в правоте людей».34 «По естеству ты подобен всякому человеку, а по власти подобен Богу».35



Тому же царю в своем послании святитель Новгородский Феодосии писал: «Пишу тебе, богоутверденный владыко... Тебе, государство по подобию небесной власти, небесный Царь дал скипетр земнаго царства, чтобы ты учил людей хранить правду...»36.



 http://samoderjavie.ru/node/300



 




   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Стихи и песни о белой гвардии/белой эмиграции

Стихи и песни о белой гвардии/белой эмиграции

Эта страничка – попытка собрать в одном файле т.н. «белогвардейские песни», начиная от набившего уже оскомину «Поручика Голицына» и
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Молитесь ли Вы о своих родителях и детях?
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика