Русская православная церковь выразила свое отношение к универсальным электронным картам, мобильной связи и вживлению чипов под кожу человека. По мнению патриархии, у каждого должен быть выбор, принимать или не принимать новые виды документов, а превращение человека в киборга следует запретить законодательно.
Проект документа "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности" опубликован на сайте Московской патриархии для общественного обсуждения. Текст разработан Межсоборным присутствием – постоянно действующим органом из клириков и мирян, созданным для предварительного изучения вопросов, которые планируется вынести на рассмотрение соборов РПЦ.
В документе говорится, что переход на электронный документооборот имеет свои положительные стороны, но отрицательных моментов в этом явлении также немало. Последние годы в мире активно продвигается идея присвоить каждому человеку уникальный цифровой код, который смог бы полностью заменить его имя. Нечто подобное представляет собой индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).
"В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование цифрового идентификатора может быть навязано людям в качестве условия их физического существования, – предостерегает Церковь. – Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия: отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение медицинских процедур, получение социальной помощи, другие граждански значимые действия и даже личную жизнь".
Отдельную проблему представляют собой мобильные телефоны, которые позволяют отслеживать перемещения человека в режиме реального времени. А превращение этих устройств в карманные компьютеры дает возможность узнать еще больше данных об их владельцах.
Одним из наиболее острых вопросов в отношениях православных христиан и государства является внедрение универсальных электронных карт (УЭК). Эти устройства внедряют в соответствии с федеральным законом от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Они представляют собой банковские карты с фотографиями владельцев, на которые можно записать различную дополнительную информацию. Сведения будут делиться на федеральную, региональную и муниципальную составляющие, а саму карту можно будет использовать вместо полиса медицинского страхования, страхового свидетельства пенсионного страхования и для получения иных государственных услуг.
Однако часть православных убеждена, что эта карта – предвестник печати Антихриста, о которой говорится в "Апокалипсисе", и наотрез отказывается ее принимать. Впрочем, в церковном документе говорится и о том, что гораздо больше похоже на символ "зверя", – электронных чипах, которые в будущем могут начать вживлять под кожу. А печать Антихриста, как известно, будут ставить на чело или правую руку.
"Записанный в микрочип идентификационный номер будет служить как электронным кошельком, так и средством для определения местоположения человека в реальном масштабе времени с помощью спутниковых систем глобального позиционирования, – поясняют в Межсоборном присутствии. – Это сделает возможным отслеживание контактов и круга общения каждого человека, а в перспективе – практически полный контроль за жизнью общества".
Как говорится в документе, люди "вправе не принимать любые новые технологии и символы, которые, в свою очередь, не должны быть безальтернативными и принудительными".
Необходимо сохранить возможность пользоваться традиционной системой учета (по фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения) и традиционными документами. "Церковь призывает государство со вниманием отнестись к предложению законодательно запретить нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека, создание биологических микрочипов и биокомпьютеров из клеток человека", – резюмируют иерархи.
Председатель совета Института развития свободы информации Иван Павлов не разделяет критический взгляд на электронные документы, но считает, что каждый должен иметь право отказаться от них: "Я не понимаю, в чем эти страхи. Пусть они будут. Но пусть они будут у тех, кто стоит в очереди, вместо того чтобы получать электронные услуги онлайн".
Между тем в Москве, где закон об универсальной карте был принят еще в марте прошлого года, а с 2001 года существует "Социальная карта москвича" для льготников, уже не раз проходили уличные акции против ее внедрения. Причем протестовали не только по религиозным причинам. Против карты выступают те, кто опасается утечки личных данных, мошенничеств с банковским счетом и тотального контроля со стороны государства. "Эта система сырая, неотработанная. Базы данных постоянно воруют, развита киберпреступность", – считает Николай Мишутин, руководитель рабочей группы Мосгордумы по внесению поправок в закон об УЭК москвича.
Он не исключает, что вживление чипов под кожу начнется уже в ближайшем будущем. Причем начать могут с детей под тем предлогом, что те постоянно теряют свои карты (выдача дубликата стоит 1,5-2 тысячи рублей). Особое беспокойство противников нового документа вызывает запись на него медицинской информации. Утечка этих данных может стать поводом для похищения ребенка в целях трансплантации органов.
"Процедура выдачи карт прописана в законе, а порядка отказа от этих карт не существует, – подчеркнул Мишутин. – Мы очень рады, что голос общественности наконец услышан и патриарх обратил внимание на эту проблему. Все наши требования присутствуют в этом документе Межсоборного присутствия".
Отметим, что в Петербурге в конце прошлого года был принят закон "Об определении уполномоченной организации в целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт". Выдачу нового документа планируется начать в конце текущего года. Первое время их будут предоставлять только по заявлениям граждан, но с 2014 года карты должны выдать всем, кто не представит письменный отказ.