- Игорь Борисович, какие методы вы использовали в своей работе?
И.Ч.: В советское время все социальные процессы анализировались через понятия «классы» и «классовая борьба», характер этой борьбы объявлялся главным ключом к пониманию истории. Но в действительности, даже классовое строение советского общества раскрыть было нельзя, о всевластии номенклатуры, т. е. партгосаппарата, а не рабочих и крестьян, писать было невозможно. Книга московского профессора М. Восленского «Номенклатура» была им опубликована только после эмиграции в Австрию.
Язык и терминология советских идеологов себя полностью исчерпали. В результате, в постсоветской гуманитарной науке возник глубокий методологический кризис, новые методы описания социальных процессов до сих пор не найдены.
Возвращаясь к вашему вопросу, должен сказать, что весь путь российской цивилизации я анализирую, прежде всего, через концепт «Русская идея», содержание которого определяется и подробно раскрывается в книге. Другими словами, методология, на которую я опираюсь, это идейно-идентификационный анализ.
- А какова общая канва и концепция вашей новой книги?
И.Ч.: Принятая методология позволяет показать и раскрыть процесс, который одним кажется очевидным (хотя об этом не пишет ни один учебник), а другими воспринимается как целиком выдуманный. Переход от исторической России к СССР, от Русской идеи —– к коммунистической идее и идеологии автор трактует как цивилизационный разрыв.
«Железный занавес» опустился не над нашей территорией, о чём сказал В. Черчилль в 1946 году, а над нашей историей в 1918 году, как считал философ и писатель В. Розанов.
Ставится цель и описывается сценарий преодоления советчины, восстановления и продолжения реформированного российского маршрута. Думаю, похожая задача будет скоро актуальна и для Китая.
Так балтийские республики вновь стали правовыми государствами. Затем они провели реституцию, т. е. вернули собственность историческим хозяевам, провели люстрацию, выведя из власти и системы образования тех, кто был связан с номенклатурой. Таким способом они осуществили историческое преемство, восстановили идентичность, которая была до советской оккупации.
- Вернуться к старой России — означает ли возврат к монархии? Будет ли такая модель актуальной и принятой современным обществом?
И.Ч.: Когда я говорю о преемстве исторической России — это не означает возврат к началу ХХ века. Вернуться в прошлое невозможно. Задача состоит в том, чтобы восстановить, насколько это ещё возможно, сигналы, ценности, импульсы начала века, вписав их в современность, учитывая то, что произошло в нашей стране и за её пределами за семьдесят лет.
Среди таких ценностей, символов присутствует и монархия, разумеется, с Думой, как это было у нас с 1906 года и как это сложилось в большинстве западноевропейских государств, являющихся парламентскими монархиями.
В прежней России император был помазанником Божьим, ну, а теперь у него будет ещё и историческая легитимация.
- Как Вы относитесь к утверждению, что у России свой особый, ни на кого не похожий путь развития?
После Первой мировой войны нашим соседям пришлось «нахлебаться» красного тоталитаризма. Уверен, что скоро мы всё это преодолеем, и общая оценка «сталинского социализма» поможет восстановить взаимопонимание.
А пока Кремль отказывается открыть архивы, признать историческую правду и провести суд над Ленинско-сталинской системой, конфликты между постсоветской Россией и нашими соседями будут повторяться.
- А где, по-вашему, настоящее место России?
И.Ч.: Этот вопрос тоже основательно запутан. То нас объявляют Евразией, то Азиопой, то считают некой промежуточной территорией без собственной идентичности. Я понимаю ситуацию по-другому.
Но поскольку в течение 75 советских лет мы находились вообще вне истории и вне времени, многое забыто и утрачено. Но сейчас уже пора осознать, что нам следует органично вернуться к продолжению традиций Восточной Европы.
- Если духовная составляющая русского народа так важна, откуда стремление к самоуничижению, к низкой самооценке?
И.Ч.: Важно отличать российское от советского. Поскольку в нашей истории был разрыв, почти ни одна характеристика не может быть общей, справедливой и там, и там.
Например, утверждают, что русские всегда пьют. Но Россия в начале прошлого века занимала 70 место в мире по употреблению спиртного, а сегодня мы на первом месте. Спаивали советских и постсоветских. Разрушение патриотизма, национальной гордости происходило в советское время и продолжается теперь.
Но он «забыл», что американцы тратят на кондиционирование своих помещений (там очень жарко) в три раза больше энергии, чем мы на отопление. Не учёл, что у нас нефть, газ и вся таблица Менделеева… Он не хочет вспоминать, что до большевиков наши деды называли страну «святая Русь»!
- А знаете ли вы, как можно объединить многонациональный российский народ?
Если говорить о нашей стране, то общим является история и те традиции, которые в ней формировались. Собственно, они и составляли основное содержание Русской идеи.
А сегодня, чтобы наше единство обеспечивали не пограничники и полиция, а мы сами, нам и нужно модернизировать Русскую идею и вписать её в современность.
И мы возвращаемся к тому, с чего начали. В книге выведены и описаны эти обновлённые, сплачивающие нормы.
- Вы говорите, что раньше люди объединялись по вере, однако, сейчас можно объединиться по интересам, и таких объединений ведь немало в мире?
Надо восстановить истинный образ нашей страны, который сознательно искажался властями в советское время.
От собирания земель, от экстенсивного роста с конца ХIХ века Россия переходила к философии обустройства, к качественному развитию. А Советский Союз поддерживал идею «мировой революции» и потерял в результате миллионы человеческих жизней и огромные ресурсы.
Брать нужно не количеством, а качеством.
Третья ценность, которая всех сплачивает, это, так сказать, секуляризованное православие. Главные ценности, утверждаемые нашей религией, это духовность и нравственность.
Переход к обустройству делает востребованными демократические начала. Только демократия по-российски должна быть вписана и должна подчиняться моральным нормам. Ибо мораль для нас важнее и выше свободы.
- Благодарю вас за столь содержательную беседу.