Слов о проклятии за несоблюдение Утвержденной Соборной Грамоты 1613 г. в подлинном тексте нет — к такому выводу пришли современные исследователи этого документа.
В 1990 г. при активном участии Братства Святого Царя-Мученика Николая Александровича в виде листовок стал активно распространяться краткий текст Соборной Клятвы 1613 года. Достоверным же хронологическим свидетельством о возникновении именно в 1990 году варианта «краткой версии» Соборной Клятвы 1613 года является публикация в «Земщине» № 11 в октябре 1990 года. В связи с этим церковный историк С.В.Фомин сличил краткий текст с подлинным текстом Утвержденной Соборной Грамоты 1613 г. по научному изданию от 1906 г. Обнаружились серьезные разночтения. Особенно в тех местах, которые сегодня наиболее часто цитируются.
К примеру, в «краткой версии» говорится: «Заповедано, чтобы избранник Божий, царь Михаил Федорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем, и кто же пойдет против сего Соборного Постановления — Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святая Троицы».
В подлиннике же этого утверждения нет вовсе! Там сказано следующее: «Чтоб Всемилостивый Бог… дал бы нам на Московское Государство Государя Царя праведна и свята, и благочестива, и благородна и христолюбива, чтоб, по милости Божий, вперед их ЦАРСКАЯ СТЕПЕНЬ УТВЕРДИЛАСЯ НА ВЕКИ, И ЧТОБ БЫЛО ВЕЧНО И ТВЕРДО, И КРЕПКО И НЕПОДВИЖНО В РОД И РОД НА ВЕКИ»
Вы только вдумайтесь, насколько серьезное обвинение предъявляется русскому народу сегодняшней краткой версией: «И кто же пойдет против сего Соборного постановления — Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы».
В подлинном же тексте Утвержденной Грамоты, где приводится Соборная Клятва, говорится совсем по-другому: «А кто убо и не похощет послушати сего Соборново Уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый, аще от священных чину, и от бояр царских сигклит и воинственных, или ин хто от простых людей и в каком чину ни буди, по Священным Правилом Святых Апостол, и Вселенских Седми Соборов Святых Отец и Помесных, и по Соборному Уложению всего Освященнаго Собора, чину своего извержен будет, и от Церкви Божия отлучен и Святых Христовых Тайн приобщения, яко расколник Церкви Божия и всего православнаго хрестьянства мятежник, и разорител закону Божию, а по Царским законом месть восприимет, и нашего смирения и всего Освященнаго Собора не буди на нем благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и Соборнаго Уложения послушания, тем и удалися от него и облечеся в клятву».
Конечно и это прещение весьма и весьма суровое для православных людей — отлучение от Церкви и лишение Причастия, отказ в Церковном благословении. НО ВСЕ ЖЕ ЭТО НЕ ЕСТЬ ПРОКЛЯТИЕ В СЕМ ВЕКЕ И В БУДУЩЕМ! ЭТО НЕ ОТЛУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ! А именно это вменяют ныне русскому народу, приводя текст подложной клятвы! Истинный же текст подразумевает прощение в случае раскаяния.
Кровавые и братоубийственные последствия Смуты вместе с разбоями и изменами продолжались и после Собора 1613 года вплоть до года 1618-го. Были и казни вождей изменников, но были и массовые амнистии рядовых участников разбойничьих отрядов и казачьих ватаг, которые приносили покаяние, присягали Царю и становились его воинами.
А вот подложная заклинательная формула: «кто же пойдет против сего Соборного постановления… да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы», даже не намекает на саму возможность покаяния. Мало того под это проклятие попадает священная особа Царя — Помазанника Божия!
«И кто же пойдет против сего Соборного постановления — ЦАРЬ ли… да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы».
Подобного заклятия нет ни в каких постановлениях, ни в церковных прещениях, ни в каких христианских присягах. На проблему этого подложного текста несколько лет назад обратил историк С.В. Фомин издавший в своем двухтомнике «Россия перед Вторым Пришествием» полный текст подлинной "Утвержденной грамоты 1613 года”. В результате изысканий он не обнаружил в дореволюционных и советских публикациях подобного заклинания. Фомин сделал предварительное, но вполне обоснованное предположение, что этот текст – апокриф. Он не встречается ни в каких текстах как дореволюционного времени, так и времени советского периода. И только в 1990 году появляется подложный текст: «Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов, был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления — Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святой Троицы».
Кто и зачем сделал такую вставку? На сегодня пока нет точного ответа на этот вопрос. Он требует отдельного разбирательства. Хотя с большим основанием можно полагать, что первоисточником фальсификата стала публикация в листовке Братства Святого Царя-Мученика Николая Александровича, откуда наиболее сомнительный фрагмент краткого текста перекочевал и в «Земщину». Именно об этом пишет член Братства Леонид Болотин, принесший публичное покаяние за распространение непроверенного текста Соборной Клятвы. Отметим, что и данная статья составлена на основе его исторических исследований.
Как совершенно справедливо отмечает Леонид Болотин — ложный вариант Соборной Клятвы 1613 г. является в настоящее время почти единственным вариантом, распространяемым монархистами. К этому оказались причастны сайты «Монархия», «Самодержавная Русь», «Русская Линия», «Русская Народная Линия» и «кирилловские» порталы «Российский Императорский Дом» и сайт Общероссийского общественного движения «За Веру и Отечество». Кроме того ещё многие десятки, если не сотни персональных страниц содержат именно подложный вариант Клятвы 1613 года с проклятием Самодержавному Царю и русскому народу на все века и отлучением от Пресвятой Троицы! Какой же это страшный подлог — отлучение от Бога! Нигде в православных и просто христианских инославных текстах подобные анафемы не встречаются. Пока человек дышит, каким бы он ни был злодеем и грешником, его дыхание есть онтологическое свидетельство его связи с Богом, даже если сам человек в это не верует. Эту связь может прервать только Сам Господь Бог и никто другой. Нет такого христианского закона — отлучать живого человека от Бога! Отлучение от Церкви, от Причастия, от благословения — наказание законное, если человек заслужил его. Сама же идея данной отлучательной формулы — явно продукт нехристианского религиозного сознания. Приписывать такую идею нашим православным пращурам в 1613 году — великий грех!
Призываем всех — обращайтесь к подлиннику Соборной клятвы, которая приведена на стр. 42–43 в издании «Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Федоровича Романова. С предисловием С.А. Белокурова». М., 1906. В основу этого издания С.А. Белокуров положил так называемый Архивский оригинал Грамоты, который сейчас хранится в Российском Государственном Архиве Древних Актов: РГАДА. Фонд 135. Отд. III. Рубр. I. № 5. Л. 1–82.