Авторизация
19 марта 2024 (06 марта ст.ст)
 

Казаки и буддизм

И

стория российского государства крепко связала народности и религии. В Бурятии, например, исторически сложилось так, что казаками становились не только русские, но и коренные жители. Они вместе охраняли восточные границы империи. 

 


Автор Алла Намсараева


Костяк Забайкальского казачьего войска составили донские и уральские казаки. В 1638 году в Забайкалье побывал отряд енисейского казака Максима Перфильева. В Баргузинском районе Бурятии расположено популярное место отдыха на берегу Байкала – село Максимиха, так вот оно связано с казачьим именем. Перфильев жил здесь, женился на бурятской женщине. В 1654 году казаки Петра Бекетова основали город Нерчинск. В 1665 году казаки добрались по Селенге до устья Чикоя и поставили Селенгинский острог. В 1665 году было построено Удинское зимовье, а в 1666 Удинский острог, ставший со временем городом Верхнеудинском – ныне Улан-Удэ.

 

Конечно, не все складывалось успешно при освоении Сибири, быстрые темпы русской колонизации Бурятии привели к военному противостоянию, завершившемуся битвой под Селенгинском в марте 1684 года и подписанием мирного договора с табангутскими сайтами. В 1727 году была установлена государственная граница между Россией и Китаем (Монголия к тому времени уже попала под власть Китая). Увидев в  казаках реальную силу, способную защитить от набегов манчжуров, местное население стало обращаться к ним за помощью и принимало участие в отражении набегов. Вскоре были образованы казачьи подразделения, куда записывали бурят и эвенков (тунгусов). Именно из этих подразделений затем сформировали тунгусский пятисотенный полк, а также четыре Бурятских шестисотенных полка императорской армии.

 

Казаки, называвшие себя «воинами Христовыми» и шедшие в бой «за веру, царя и Отечество», всегда были на особом положении. Например, когда Николай I развернул гонения на старообрядчество, для казаков он сделал исключение: указом от 1836 года им разрешалось отправлять богослужение по своим обрядам. Сохранились документы, написанные православными священниками, где указывается, что на берегах Терека «раскольники открыто строили молитвенные дома, открыто держали беглых попов, заводили секты, а начальниками станиц назначались явные раскольники, даже между командирами Гребенского и других полков встречались раскольники».



На Урале в XVIII веке, если казаками желали стать пленные - они обязаны были креститься; но если татары, башкиры, калмыки переходили к казакам добровольно, то могли оставаться в своей вере. На Тереке в Бороздинской были поселены казанские татары и тавлинцы, сохранившие верность исламу. Мусульмане-башкиры вошли в Оренбургское и Уральское войска, буддисты-калмыки – в Астраханское, Донское, Уральское. В Бурятии же казаки с большим уважением отнеслись к буддистской, или как тогда говорили, ламаистской вере своих бурятских сослуживцев.



Отличительной особенностью  забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них исповедовала буддизм. Да и русские казаки, оказавшись среди буддистов, стали ходить к ламам справлять различные обряды (что, собственно, продолжается и сейчас в Бурятии, когда люди различных национальностей, проживающие на этой территории, ходят в дацаны на молебны и на прием к ламам). Были даже ламы-казаки: по установленному порядку на время сборов их отпускали из дацанов, а потом они возвращались к монашеской жизни. Казаки-христиане воспринимали их как своих собратьев. Уважали чужие традиции и соблюдали свои, ведь государство-то общее, поэтому общей службе разница верований не мешает.

 




 Мой рассказ о казаках и буддизме был бы неполным, если бы я не упомянула о том, что многие известные ламы вышли из казачьих родов. В том числе самый известный бурятский лама – нетленный Хамбо Лама Итигэлов.

 




В семье директора Института Пандито Хамбо Ламы Итигэлова Янжимы Васильевой, внучатой племянницы известного ламы, хранится фарфоровый поднос в серебряной оправе. С этим подносом в руках дед Янжимы, казак Янгажинской станицы Гарма Васильев, встречал в 1891 году цесаревича Николая Александровича близ села Кабанск. Статный казак-бурят с безупречной военной выправкой и хорошим русским языком не случайно был выбран для подношения царю хлеба-соли (по русской традиции) и одновременно белой пищи и хадака (по бурятскому обычаю).



Мать этого казака была старшей сестрой Хамбо Ламы Итигэлова, в то время еще не возглавившего Буддийскую Сангху России, но, говорят, также встречавшегося с Николаем Александровичем в Бурятии. Цесаревич возвращался из поездки на Дальний Восток, где, как известно, получил удар саблей по голове от японского полицейского. В Бурятии Николаю Александровичу была оказана медицинская помощь, причем наследника престола врачевал сам глава буддистов России Чойнзон-Доржи Иролтуев, специализировавшийся на тибетской медицине. Видимо, Николаю действительно помогли буддистские методы лечения, потому что впоследствии бурятских лам стали регулярно вызывать в Санкт-Петербург для врачевания царской семьи.  

 

Сам Даша Доржи Итигэлов тоже должен был отправиться на военную службу, но по указанию настоятеля Анинского дацана, где Итигэлов проходил обучение и уже тогда показал себя необыкновенным ламой, жители четырех сел выплачивали за него отступные в течение двадцати (!) лет.

 

Буряты ценились как хорошие воины, пограничники (рядом была неспокойная граница с Китаем). Коренные жители Бурятии обладали качествами, нужными для несения пограничной службы: наблюдательностью, отлично стреляли из лука, были хорошими наездниками. Бурятские полки поочередно несли караульную службу на границе. В 1764 году им присвоили собственные названия: Ашебагатский, Цонголов, Атаганов и Сартолов (впоследствии 1-й, 2-й, З-й, 4-й Бурятские полки), они состояли под началом пограничного командира (коменданта Троицкосавска, теперь город Кяхта), которому подчинялись и русские казаки, жившие на границе. Атаганские казаки из Селенгинского района Бурятии прославили свою малую родину на полях сражений. В Отечественную войну 1812 года Атаганский полк (также известный как Селенгинский) в боях под Смоленском потерял почти три четверти состава, но и сам нанес врагу большой урон. Атаганские казаки участвовали в Бородинской битве, где потеряли 155 человек. Известен этот полк и тем, что победоносно входил в Париж.

 

В марте 1851 года на базе четырех конных бурятских казачьих, двух русских казачьих полков и тунгусского казачьего полка по указу императора Николая I было сформировано Забайкальское казачье войско. В дальнейшем Селенгинский полк участвовал в Русско-Турецкой, Крымской и Первой мировой войнах. Полк участвовал в обороне Севастополя 1854-1855 годов. Об этом напоминают памятная плита на Малаховом кургане, а также улица Селенгинская. Знамя полка хранится в Грановитой палате московского Кремля.



Название Селенгинского пехотного полка было высечено на мраморных плитах храма Христа Спасителя и в Георгиевском зале московского Кремля в честь побед русского оружия. В 1904-1905 годах казаки  участвовали в русско-японской войне. Кстати, перед этой войно три сотни казаков получили благословение Хамбо Ламы Итигэлова, и все они вернулись домой живыми. В знак благодарности казаки даже сочинили в честь будущего нетленного ламы песню.

 

После установления советской власти, как и многие казаки, состоявшие на службе у царского правительства, казаки Бурятии подверглись репрессиям. Возрождение Забайкальского казачьего войска началось в 1990 году, а через семь лет Забайкальское казачье войско внесено в реестр войсковых казачьих обществ России. При содействии казаков возрождаются православные храмы и дацаны. Несколько воинских частей переименованы в казачьи, в них служат юноши из казачьих семей. Когда в мае этого года в Санкт-Петербургский дацан приехал глава буддистов России, его, кроме духовенства и прихожан, приветствовали и казаки. Думаю, Хамбо Лама  никак не ожидал, что казаки Северо-Запада проникнутся идеей многолетней дружбы своих забайкальских братьев с буддистами и заключат договор о сотрудничестве с петербургским дацаном.

   Голосуем
нравится0
не нравится0
+57



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Борис и Глеб. 1000 лет мученической кончины.

Борис и Глеб. 1000 лет мученической кончины.

К 1000-летнему юбилею подвига Святых братьев князей Бориса и Глеба
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Вы за запрет абортов?
Подписка на новости
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика