Секретный документ является итогом
октябрьского саммита в Равенне, где католическая делегация,
возглавляемая кардиналом Каспером, и православная делегация,
возглавляемая митрополитом Зизиуласом Вселенского Константинопольского
Патриархата, заложили основы для более углубленного изучения вопросов с
целью восстановления единства.
Это 46 пунктов, самая настоящая "дорожная
карта", указывающая проблемы, которые следует урегулировать, чтобы
иметь возможность заявить о преодолении разногласий прошлого. Итак,
есть признание римского главенства, но при этом было сразу же заявлено,
что необходимо определить "роль епископа первого престола" в рамках
церковной общины. Иными словами, предстоит определить "прерогативы"
епископа Рима, принимая во внимание, что мнения по этому вопросу сильно
расходятся.
В документе излагаются три основополагающих
концепции: церковная общность, согласие между всеми церквами, власть.
Обе стороны согласны с тем, что епископ – глава местной церкви и что
никто не может его заменять. Обе стороны признают, что "единая и святая
Церковь" реализуется одновременно в каждой местной церкви,
прославляющей евхаристию, причастие, и в единении всех церквей.
Достигнуто соглашение и по структурам
Вселенской Церкви. На местном уровне главой является епископ. На
региональном уровне – группа церквей избирает "первого", protos на
греческом, внутри региона. Более многогранным этот вопрос оказывается
на глобальном уровне: экспертам предстоит много поработать. Поскольку
документ утверждает, что во вселенском масштабе "те, кто являются
первыми в различных регионах, вместе со всеми епископами, сотрудничают
в том, что касается всей церкви в целом". И в этом контексте
подчеркивается, что "первые должны признавать того, кто является первым
среди них".
И чтобы обеспечить согласие, говорится в
экуменической "дорожной карте", необходимо согласие между всеми
церквами: иными словами, объединенное сотрудничество, охватывающее
всех. Все епископы Христианской Церкви, сказано в документе, должны
быть не только едины в вере, но "их также должна объединять
ответственность и само служение Церкви". Церковные соборы являются
"главным инструментом", через который выражается единство Церкви.
Таким образом, православный мир устанавливает,
что епископ Рима не может воображать себя тоталитарным правителем,
который в одиночку принимает решения или подменяет собой иерархов на
местных уровнях. С другой стороны, сам Ратцингер говорил неоднократно в
прошлом, что римский понтифик не может вести себя "как абсолютный
монарх". Один из фрагментов текста звучит как явное предупреждение:
"Первый не может делать ничего без согласия всех".
Кроме того, понтифик в документе всегда называется епископом Рима или одним из пяти исторических патриархов.
Теперь слово за Папой Ратцингером. Только он
может дать сигнал к продолжению. На 23 ноября понтифик созвал всех
кардиналов мира на собор, главной темой которого будет экуменизм.
Основой для дискуссии как раз и послужит документ, подписанный
католиками и православными.
Между тем Бенедикт XVI занимается
реформированием Синода епископов – совещательного парламента мирового
епископата, который собирается каждые три года: более широкое
представительство получат восточные Католические церкви – мост к
Православной Церкви – в которых имеется более 25 епископов, будет
расширено пространство для дискуссии и будут реформированы рабочие
группы.
Начиная с момента своего избрания Бенедикт XVI
демонстрировал намерение совершить "конкретные шаги" в направлении
сближения между Христианскими Церквами. Но у Православной Церкви
имеются трудности.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий
упорствует в непризнании главенства патриарха Константинопольского
Варфоломея I и в то же время не может простить Ватикану деятельность
католических миссий на бывшем советском пространстве. В Равенне его
представители покинули заседание, потому что Православная Церковь
Эстонии присоединилась к Константинопольскому Патриархату.