Епископ Диомид:
КОМПРОМИСС В ВЕРЕ ЭТО ГРЕХ
Чукотский архиерей комментирует реакцию православной общественности на своё нашумевшее Обращение
Корреспондент: Владыка, Ваш голос был услышан. Очень многие, именно, патриоты Православия, защитники, русские люди поддержали Ваше обращение.
Епископ Диомид: Мы все - и архиереи, и священники, и миряне – должны блюсти чистоту Церкви, чтобы Церковь не была запятнана никаким пороком, потому что Господь ведь с нас спросит за нашу паству: привели ли мы ее ко Господу или нет. Поэтому и надо, именно, эту чистоту возрождать, бороться со всякими ненормальными явлениями.
Я, управляющий Анадырско-Чукотской Епархии, епископ Диомид, не являюсь раскольником. Я себя не отделяю от Матери-Церкви, считаю себя сыном своей Церкви. И действительно, эти проблемы надо решать.
Экуменизм ведь стирает не только грани культур национальных, он все религии, собственно, переформировывает и трансформирует в единую - такую, которую должен возглавить антихрист. И кодификация эта, нумерация – все это ненормально. Мы считаем себя свободными, а нас уже метят, загоняют в этот электронный концлагерь.
Мы не призываем к войне с другими религиями, нет. Мы мирно сосуществуем с другими религиями. Мирно! Но я, как православный человек, считаю, что истинная вера – Православная, и поэтому всех призываю принимать ее и жить согласно с заповедями Божиими и традициями Православной Церкви.
Мы не разжигаем ни межрелигиозные конфликты, ничего. Мы должны все блюсти чистоту Церкви, чтобы наша Церковь, она была чиста, чтобы она не имела никаких компромиссов, потому что компромисс – это, собственно, грех. Можно сказать так, что это уже отступление от Истины. Поэтому все мы должны любить свою Матерь-Церковь и стараться всё для блага её делать. И если надо будет - даже, как наши новомученики, и жизнь положить.
Кор.: Владыка, скажите пожалуйста, а назрело ли время, чтобы собрать Поместный Собор, чтобы обсуждать насущные вопросы?
Е.Д.: Поместный Собор нужен, потому что, действительно, получается, что мы, архиереи, узурпировали полноту власти, а народ, он дает нам своё право: как делегатов нас представляет, но сам-то народ своего мнения не высказывает. Поэтому я считаю, что здесь надо, чтобы действительно был Поместный Собор, как он был заложен в Уставе первоначально.
Кор.: Владыка, голос Ваш услышан по всей России. Мы Вас поддерживаем. И слава Богу, что есть такие епископы, которые могут смело сказать свое слово.
Е.Д.: Все мы с вами временные пришельцы в этом мире. Сегодня Господь меня, епископа, призовет и спросит: “Как ты боролся за чистоту своей веры? Как ты блюл заповеди Божии: сам их соблюдал и других учил?” Господь же с меня спросит! Понимаете, вот в чем дело. Поэтому я не должен как епископ-надзиратель надзирать за своей паствой и т.д., а должен в этом особое рвение проявлять. Действительно, мы все предстанем перед Судом Божиим. Надо не забывать об этом, что мы сегодня живем, а завтра неизвестно, что с нами будет. И Господь каждого из нас может в любую минуту призвать. Поэтому надо нам спешить и добро делать, и хранить верность Богу.
Кор.: А есть еще епископы, на сегодняшний день, которые поддерживают Вашу точку зрения?
Е.Д.: Многие архиереи. Просто, может, они не высказывают своего мнения, держат его при себе, но согласны и прекрасно все понимают. Мы же опираемся на традиции Святых Отцов, а Святые Отцы что нам говорили? Тот же Феодосий Киево-Печерский что он говорил? Он же не признавал даже католического крещения. Говорил: “латинское мытье”. Это о чем говорит? А мы сейчас идем и на все эти “симпозиумы”, “контакты”. А польза-то, польза какая? – Те, кто с нами там общается, они как бы привносят этот дух секуляризма, светскости и в наше Православие. Дух, который уже поразил и католическую западную церковь, и все эти протестантские церкви.
С Владыкой Ипполитом я пока не связывался, его перевели сейчас в Хуст. Но считаю, что мой голос созвучен с ним.
Кор.: Еще вот этот саммит, который был (летом 2006 года): он как бы защищается проблемами терроризма и мира. Но на самом деле там встречаются все конфессии. Там же происходят, видимо, тоже какие-то служения.
Е.Д.: Сейчас, видите, всё называют терроризмом и экстремизмом, и всё на это списывают. Но ведь если я люблю свою Родину и если готов жизнь за нее отдать, что я – террорист? Нет, конечно. Я просто патриот своей Родины. Но сейчас и мне могут навесить ярлык, что я экстремист и т.д. Но это не так. Господь вложил в каждого человека чувство любви к родителям, к Отечеству, к близким, к знакомым. И самая первая любовь – это к Богу. Вот в этом весь человек. И он, конечно, свою любовь реализовывает, воплощает в жизнь.
Звуковой файл беседы находится по адресу http://www.christian-spirit.ru/Pages/int_vl_Diomid.htm
НАРОД С ВАМИ!
Обсуждение Обращения владыки Диомида
на форуме “Русской Идеи”
Михаил Назаров:
Ваше Преосвященство! Дорогой Владыко! Благословите.
От имени 23 000 участников стихийно возникшего в 2005 году движения "Жить без страха иудейска!" (это не организация, а образ жизни) позвольте выразить Вам полную поддержку и благодарность за то, что Вы - достойнейший и честный пастырь, сказали долгожданное народом слово Правды.
Ваше Обращение было передано мне лишь 7/20 февраля московской инициативной группой прихожан РПЦ МП, но уже на следующий день мы его распространили с нашего сайта Издательства "Русская идея" по тысячам адресов и сотням сайтов Кольца патриотических ресурсов, которые в свою очередь делают рассылки. Поступает множество откликов, Вы всколыхнули церковный народ, дорогой Владыко, и придали ему сил. Это долгожданное событие в истории Церкви посткоммунистического периода Великой криминальной революции. Дай Вам Господь сил для стояния в истине.
Мы приложим и все свои силы для Вашей поддержки, не сомневайтесь. Наш народ способен с Божией помощью на великие дела, когда имеет духовного вождя. Мы молимся за Вас и просим Ваших молитв.
Р.Б. Михаил Назаров
мiрянин РПЦЗ,
руководитель Издательства "Русская идея"
* * *
Андрей:
Михаил Викторович, обращаюсь к Вам со следующим вопросом: можно ли сделать так, как это было с “Письмом 500”, когда возможность подписания обращения существовала и существует по сей день в двух видах: в электронном и как возможность распечатки текста и досылки его самостоятельно по указанному адресу, а также сохраняет возможность ознакомления со всеми предшествующими материалами на эту тему?
Это, на мой взгляд, значительно расширило бы наши возможности.
Во-первых, ссылку на адрес электронного подписного листа легко направлять по большому количеству эл. адресов посредством электронной рассылки.
Во-вторых, это давало бы возможность увидеть сколько конкретно человек приняло участие и присоединилось к подписанию данного обращения. Что, на мой взгляд, является вовсе не маловажным при нынешних складывающихся в России событиях.
В свою очередь, я разместил данное сообщение на нашем форуме: http://www.2vs1.borda.ru/
* * *
Вадим Виноградов:
Поздравляем Преосвященного Диомида и весь его верный Христу клир с победой над страхомЪ! Всем известно, какие награды обещаны Господам побеждающим страхъ. Сообщите, пожалуйста адреса, по которым можно было бы присоединиться к этому обращению.
* * *
Иерей Владимир Цуканов - Австралия, Сидней:
С Вл. Диомидом мы духом едины. Вот с такими и нужно объединяться! Тогда Русская Церковь действительно будет единой! Иудействующие архиереи должны быть из Церкви удалены! Поклон Вл.Диомиду!
* * *
Игум. Варсонофий (Самарин):
Слава Богу! Душа радуется такому епископу. Куда и кому направлять подписи в поддержку данного Обращения? Думается, Михаил Викторович, для выяснения этого, Вам или Вашей инициативной группе нужно связаться с Владыкой, и в дальнейшем действовать по его благословению.
* * *
Игумен Филарет(Овчаренко) 2007-02-23
В целом согласен с обращением, проблемы насущные, требуют скорейшего и глубокого разсмотрения. Всё должно быть решено в духе соборности и каноничности, дабы не расколоть паству. Надо сохранить послушание Церкви и священноначалию. Одно меня смущает, почему в обращении - “Мы, клирики, монашествующие, миряне Анадырско-Чукотской епархии во главе с нашим архипастырем и отцом Преосвященнейшим епископом Диомидом, обращаемся ко всем верным во Христе чадам православной Церкви” - имя правящего архиерея приписано в конце. Где личное обращение к церкви правящего архиерея ,и почему под обращением всего лишь пять подписей, это весь клир с монашествующими и мирянами? Как-то двусмысленно.
* * *
М.В. Назаров. От издательства "РИ" - реакция на отклики:
Это не просто обращение - это долгожданное очистительное событие для церковного народа. И как любой такой момент истины, оно становится лакмусовой бумажкой для выявления кто есть кто. Его, разумеется, замолчали и "Интерфакс-Религия", и "Русская линия", "Правая.ру", "Радонеж" и все подобные "путинско-папистские"сайты, претендующие на "благочестивое" (Степанов, Фролов, Рогозянский и Ко.) обличение нас как "раскольников-экстремистов". Именно такие "лояльные" выдавали собратьев-"контрреволюционеров" на расправу жидо-чекистам. Именно такие будут петь осанну мошиаху и клеймить верных за сопротивление ему, ссылаясь и на "святых отцев" и на то, что "нет власти не от Бога".
Неудивительно, что "паписты" и на нашем сайте взялись стращать "расколом" и даже обличать в этом владыку Диомида (1-2 хамских отклика в его адрес мы не пропустили, остальные оставили для саморазоблачения пишущих). Причем с одного и того же адреса IP-адреса стращает нас пара Степанов и Полина, также с одного адреса действует другая пара: Марина и ее "р.б.". И профессиональные обличители МП в растерянности: например, на "Кредо.ру" тоже нет самого текста владыки, а лишь сообщение корреспондента, что он подлинный.
Смею заверить, что обращение получено нами из надежного источника. Удалось также выяснить, что наша публикация, привлекшая такое внимание, была не первой. Еще 17 февраля, то есть 4 днями ранее, текст был размещен на сайте предводителя борьбы против ИНН Филимонова (www.notinn.ru) в виде краткого сообщения и кнопки для скачивания, а почему текст не был разослан церковному народу, к которому обращен - надо спросить ответственное за это лицо. Лучше всего, конечно, было бы, если бы Обращение было размещено и прокомментировано на официальном сайте МП. Предлагаю "папистам" добиваться именно этого, а дотоле помолчать со своими обличениями.
Все вопросы по сбору подписей и поддержке владыки Диомида должны согласовываться с инициативной группой прихожан, взявших на себя ответственность за распространение текста с соответствующего благословения...
* * *
От Ларисы Матвеевны Чушикиной (инициативная группа):
Михаил Викторович! Если можно, разместите, пожалуйста, следующие наши соображения:
Конкретные предложения помощи православных мирян и духовенства РПЦ Владыке Диомиду.
Наряду с распространением по храмам и среди местных жителей Обращения Владыки организовать в месте своего проживания крестные ходы вокруг или около местных епархиальных управлений со сбором подписей в поддержку Обращения епископа Диомида, с требованием созыва Поместного Собора и требованием к своим епархиальным архиереям их обращения в Синод о созыве Поместного Собора. Также можно присылать копии подписных листов на адрес:
141100, Московская область. г. Щелково, Пролетарский проспект, д.11, кв. 218 Оболенскому М.М.
Пописи будут подсчитываться и передаваться с крестными ходами в Патриархию в Чистый переулок. И конечно, можно и нужно также посылать свои обращения в поддержку епископа Диомида самостоятельно в Патриархию по адресу:
119034, г. Москва, Чистый пер. д. 5 Московская Патриархия, Высокопреосвященнейшему Клименту, Митрополиту Калужскому и Боровскому, Управляющему делами Московской Патриархии.
Также подтверждается намерение регулярных крестных ходов по средам вокруг Патриархии со сбором в центре зала метро Кропоткинская в 10 часов утра.
* * *
архим. Митрофан:
Ваше Преосвященство! Дорогой Владыко, благословите!
Ваше ОБРАЩЕНИЕ ПОДДЕРЖИВАЮ
Одновременно хочу сделать ряд замечаний:
1) В этом обращении перечисляется ряд отступлений МП от чистоты православного вероучения. Не логично назвать проблему и ничего конкретно не сказать о желательных путях ее исправления.
2) В последнем абзаце звучит призыв к архипастырям, пастырям и др., причастным тем или иным образом к перечисленным отступлениям от чистоты евангельского, догматического, канонического вероучения, обратиться от пути отступления и принести плоды достойные покаяния. Надо всё же прежде, чем писать, подумать, ЧТО мы говорим, КОМУ говорим, КАКИЕ могут быть последствия.
Безусловно, все верные чада, не причастные к отступлениям, это поддержат. Но вот именно те, кто причастен, все с высшим церковным образованием и без этого обращения прекрасно ведают, что творят, по 30 и более лет активно работают на КГБ/ФСБ, уже закостенели в апостасии и будут антиканонично всеми церковными способами (а так же с помощью тех же спецслужб) жестоко подавлять всех борцов за Православие (подобно тому, как в 20-30х годах власти поддерживали обновленцев и подавляли патриаршую Ц.).
Неужели подписавшие обращение, надеются, что по одному их слову матерые волки, преступники, вдруг умилятся и пойдут каяться? 2000-летняя история Церкви таких случаев не знает. Обычно на отступников собирали соборы и там, по тщательном рассмотрении, совершали церковный суд. Естественно, сами отступники НИКОГДА не соберут собор на котором их могут осудить, а будут ему всячески препятствовать (обращаться же к ним с мольбами о созыве собора просто безумие, лучше попросить их сделать себе харакири). Очевидно, это и есть причина не каноничного "мертвого периода", целых 17 лет не созывается Поместный Собор (а должен созываться каждые 5 лет регулярно и еще внеочередно в случае особой нужды).
3) Надо проверить точнее по документам (у меня нет под рукой), но по моим данным изменение Устава РПЦ, сделанное на архиерейском соборе 2000 г. (в том числе и отмена периодичности в созыве Поместного Собора), не может вступить в силу до утверждения на последующем Поместном Соборе. Следовательно, этими изменениями сейчас пользуются незаконно.
4) Епископу Диомиду следовало бы созвать собор своей епархии и там соборно осудить все отступления и заявить о полной непричастности своей епархии к экуменизму, участию в ВСЦ и т.п. Затем и другие епископы могли бы последовать его примеру. Тогда это еще могло бы возыметь какое-то действие на "центральный командный пункт", как это произошло в Грузинской ПЦ, благодаря активному движению "снизу" вышедшей из ВСЦ.
5) Епархиальные и на их основе Поместный собор необходимо готовить "снизу", открыть форумы тем, собирать и редактировать материалы. Собор 1917/18 гг. готовили более 10 лет! Были Предсоборные присутствия, разные комиссии и прочее. Соборные решения были тщательно продуманы и подготовлены. Это был образцовый Собор! К сожалению, почти ничего из его решений не удалось осуществить в то время лихолетья (и до сих пор!). Грядущий Поместный Собор надо готовить на основе документов собора 1917/18 гг.
6) Решительно надо отвергнуть ложную мысль, что достаточно разными петициями "уговорить" Синод созвать Поместный Собор и все исправится. Даже в таком маловероятном случае практика общеизвестна: сугубо внутреннее дело РПЦ будет вести от начала до конца Отдел Внешних ЦС (филиал КГБ/ФСБ) и на какие-то положительные сдвиги надеяться не придется. Поместный Собор надо готовить именно "снизу", а начать надо с епархиальных, и еп. Диомид мог бы быть "Динамит", если бы грамотно провел такой собор и призвал бы другие епархии к нему присоединиться. И если более половины епархий РП + РПЦЗ проведут епархиальные соборы по одинаковой программе, то "де факто" это и будет Поместный Собор, останется только документально закрепить достигнутое. Кстати, в истории РПЦ есть прецедент попытки заочного проведения Поместного Собора. После смерти св. патриарха Тихона власти не разрешали провести Собор. Тогда группа епископов, бывшая в заключении на Соловках, стала организовывать заочные выборы патриарха путем сбора подписей у всех епископов (по-возможности). Чекисты это дело раскрыли и покарали, но церковную каноничность такого способа никто не оспаривает.
* * *
М. Назаров:
Сегодня мною, с благословения нашего настоятеля, написано письмо Высокопреосвященному Владыке Лавру:
Ваше Высокопреосвященство!
Позвольте отнять у Вас еще несколько минут времени по вопросу в деле намеченного на май канонического единения РПЦЗ и МП. Это не будет простым повторением моих предыдущих писем, поскольку появилось новое чрезвычайно важное обстоятельство.
Позвольте напомнить Вам, что я не противник диалога и сближения. Вы знаете, Владыко, что я изначально участвовал как историк в начавшемся диалоге РПЦЗ и МП (на совместных конференциях в Венгрии и в Москве в 2001 и 2002 гг.) с целью способствовать объединению на основе Истины – как было нам обещано Архиерейским Синодом РПЦЗ в послании от 29.6/12.7.2001. К сожалению, в ходе этого диалога наши представители РПЦЗ постепенно поддались политическому напору структур ОВЦС МП и отказались отстаивать истину, решив за нас от имени нашей Церкви объединяться с МП на ее условиях, “поскольку политику патриарха – какой он ни есть – поддерживает народ” (было сказано мне секретарем нашей переговорной комиссии).
Но это не совсем так. Известно много коллективных заявлений прихожан и духовенства МП в защиту попираемой истины и с требованиями созыва Поместного Собора для рассмотрения накопившихся проблем. Например, последние два:
Обращение к Поместному Собору и всем Христианам Русской Православной Церкви (3/26 октября 2006) и Обращение к Патриарху и архиереям РПЦ МП (28 сентября/11 октября 2006):
С 1994 года я живу в России и тесно сотрудничаю с такими прихожанами МП как единомышленниками, с их духовенством, их средствами информации, участвую в их православных мероприятиях, например, в Рождественских чтениях (см. мое выступление в 2007 г.: http://www.rusidea.org/index.php?a=310011#r2 ). Именно чаяния этого русского народа я стремился отражать и как участник упомянутых конференций. Уже не раз обращался я и лично к Вам, Владыко, с просьбой учесть пожелания и аргументы этой благочестивой части церковного народа в России относительно соединения РПЦЗ с МП. Суть этих пожеланий: соединение должно быть направлено на поддержку тех, кто сопротивляется "тайне беззакония", а не тех, кто потакает ей и гонит сопротивляющихся (как запретили в служении достойнейшего о. Павла Бурова). Направлял и коллективное обращение 700 прихожан МП к зарубежным архиереям специально по этому вопросу: http://www.rusidea.org/index.php?a=130020
К сожалению, никакого ответа этот благочестивый народ МП от Вас не получил. И когда было объявлено Ваше решение о предстоящем в мае объединении, Вам было направлено из России немало посланий, но все они также остались без ответа, см., например: http://www.rusidea.org/index.php?a=130042
Не говорю уже о нас, Вашей пастве приходов РПЦЗ в России, которые верили в Ваше стояние в истине и не отделились в последние годы смуты, как это сделали некоторые наши собратья, не поверившие Вам уже тогда. После решения нашего Синода РПЦЗ о предстоящем в мае подписании "Акта" о вхождении в МП – мы, большинство верных Ваших прихожан в РФ, живем словно в шизофрении. Мы видим всю духовную ложь этой предательской акции, не Вами затеянной, Владыка, и в то же время продолжаем Вас поминать как нашего первоиерарха. Как и нашего епископа Евтихия, которого патриархия уже приняла к себе в сущем сане – но мы смиренно все еще поминаем и его, поскольку формально он все еще наш архипастырь, которого мы жалеем и молимся за его прозрение, и за Ваше тоже.
Кто-то из нас поминает Вас в надежде, что в последний момент Вы с Божией помощью осознаете весь ужас совершаемого и, как апостол Петр, трижды по минутной слабости отрекшийся от Христа, – все-таки опомнитесь и сохраните верность Ему. Кто-то из нас смиренно ждет, когда исполнится мера творящегося беззакония, и ждет с чувством: “что делаешь, делай скорее” (Ин. 13:27) – и тогда нам придется стараться сохранить верность не Вам, а нашей ранее общей Истине, которую Вы обещали нам хранить. Нам придется уже без Вас хранить верность Истине, общей с Государем Мучеником и нашими Новомучениками Российскими, с нашими подвижниками и святителями Иоанном Шанхайским, архиепископом Аверкием, митрополитом Филаретом, митрополитом Виталием и другими, – отказываясь следовать за Вами, уходящими от них – в чем Вы подписываетесь в "Акте".
И вот – не последний ли знак Вам, посланный свыше по милости Божией? Сейчас в РПЦ МП произошло чрезвычайно важное событие. Его Преосвященство Диомид (Дзюбан), епископ Анадырский и Чукотский обратился к народу и к Церкви с откровенным посланием о тех проблемах МП, которые требуют созыва Поместного Собора:
http://www.rusidea.org/index.php?a=130043
Неужели Вы, первоиерарх Русского Зарубежья, которое всегда считало своим долгом помогать народу в России, откажетесь поддержать его требования, которые выражают чаяния подлинно церковного Русского народа и которые не так давно отстаивала сама РПЦЗ? Неужели не могут архиереи РПЦЗ хотя бы сейчас – и именно сейчас! –поставить условием соединения созыв Поместного Собора РПЦ для обсуждения этих важнейших вопросов?
Неужели Вы не возвысите свой голос и не защитите этим мужественного архиерея от несомненно готовящихся против него карательных мер Синода МП?
Испрашивая Ваших молитв
р.Б. Михаил Назаров
12/25 февраля 2007 г.
* * *
Владыко, благословите.
Меня зовут Виктор Буровкин. Я из Санкт-Петербурга. Чадо РПЦЗ.
Сейчас живу в Санкт-Петербурге. Приход Смоленской церкви (где Ксения Петербургская).
Прочитал Ваше обращение. Согласен. Морально Вас поддерживаю. Я молюсь, чтобы Христос дал Вам сил. Если не трудно, сообщите, как и где можно поставить подпись в Вашу поддержку.
Выступил на форуме Кураева (ник Виктор Спб). Его мнение не аргументировано и следовательно не доказано.
А глаза прихожан - это у него "пунктик" такой. Это он так унижает. Он уже не первый раз, когда хочет показать в каком монастыре что-то "не так" - говорит "о грустных тюленьих глазах монахов"
Владыко, не сокрушайтесь и не волнуйтесь! Народ неумело, но встаёт на покаяние.
Кроме Бога и России, у русских нет ничего.
Господь Вас ведёт и даёт сил.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Ангела хранителя Вам.
* * *
Георгий:
Как вообще можно "размещать" высказывания диакона Андрея Кураева? (Это, простите, к “Русской Линии”) Ясно же, что он буквально пропитан жидовским шмемано-меневским духом. Кстати, авторство печально известного обращения Святейшего Патриарха Алексия II перед раввинами в 1993г. принадлежит именно диакону Андрею. Как, вполне справедливо, выразился о его "трудах" архимандрит Рафаил (Карелин) - диакон Андрей Кураев ничего не смыслит в Православии, т. е., фактически не имеет Православного Духовного Образования. Да и не мудрено. Православные преподаватели жалуются, - семинарская программа почти на 90% состоит из шмемано-блюмо-меневских "трудов" и только около 10% - Святоотеческих Трудов.
Насчет соглашательства с богоборческими властями. Если на словах и на бумаге священноначалие вроде как в стороне от политики, то на деле как раз наоборот. Приветствуются и даже награждаются Церковными Наградами кровопийцы Русского Народа независимо даже от их конфессиональной принадлежности. Зато когда просишь попечаловаться о многострадальном Русском Народе перед “властьимущими”, а если не послушают, то тех, которые называют себя Православными, обличить, - вплоть до анафематствования, в ответ слышишь, что "Церковь вне политики". Повсеместное предательство, со стороны большинства священноначалия, интересов и прав Русского Народа. Впечатление такое, что это священноначалие, совместно с оккупантами-жидами стремится как можно скорее уничтожить Русский Народ, а оставшихся загнать в резервации.
* * *
Грешник Петр:
В Алма-Ате начали сбор подписей под обращением владыки Диомида о созыве собора. На сбор подписей владыка Диомид дал свое благословение.
Чтобы уберечь его от расправы, надо срочно просить его стать духовником Союза Русского Народа. Нас много и с нами волки будут вынуждены считаться. Всем поклон и многая благая лета.