Андрей Большаков
Гауссов колокол и битва за «середняка»
Великий немецкий математик Карл Фридрих Гаусс считал математику царицей наук, хотя время показало, что правильней, наверное, было бы назвать её служанкой. Практически ни одна другая, даже гуманитарная наука, не может обойтись без помощи математики. Математика служит, хотя и в разной степени, не только учёным, но всем: бухгалтерам и архитекторам, учителям и врачам, социологам и политикам, плиточникам-штукатурам и кассирам в магазине, сапожникам и портным…
К.Ф.Гаусс был не только математиком, но и астрономом, физиком и геодезистом. Общественными и политическими проблемами он, насколько это известно, не занимался. При этом своими математическими исследованиями он невольно дал нам ключ к пониманию сути некоторых природных и общественных явлений и процессов.
В нашей повседневной жизни, для понимания происходящего вокруг, очень полезно иметь представление о так называемой «кривой нормального распределения Гаусса» или «Гауссовой кривой».
Гауссова кривая – это не выдумка учёного, а открытая им объективная закономерность, наблюдаемая в природе и человеческом обществе.
Получается она следующим образом. Если в процессе статистического исследования по горизонтальной оси Х откладывать степень выраженности какого-либо признака, а по вертикальной оси Y – количество случаев выраженности, то, как раз, и построится эта самая «кривая нормального распределения», похожая по форме на схему колокола в разрезе, отчего и называется ещё «Гауссовым колоколом».
Гауссов колокол естественным образом получается независимо от того, какой признак мы будем отслеживать по оси Х . Это может быть, к примеру, размер листьев на одном экземпляре берёзы; высота в холке собак одной породы; дальность прыжков животных в одной популяции кенгуру; любое качество человеческой личности, - и график останется прежним: 68% показателей уложится в среднюю «нормальную» группу, 16% показателей окажутся выше средней нормы, и ещё 16% других – ниже средней нормы:
Оставим пока природу за пределами нашего внимания, и обратимся всецело к человеку.
Как, например, в коллективе обстоит дело с ответственностью и добросовестностью при исполнении своих должностных обязанностей? Всё происходит в точности с Гауссовой кривой, и прекрасно объясняет ситуации и проблемы, стоящие перед, например, школьным учителем или руководителем производства, хозяином фирмы или командиром воинского подразделения…
И в классе, и в производственном коллективе, и в фирме, и в воинском подразделении, как это следует из графика, примерно 68% учеников, работников и служащих – люди, демонстрирующие среднюю выраженность этого параметра, обычные «середняки». У кого-то из них качество выражено больше, у кого-то – меньше, но всё равно в пределах общепринятой устоявшейся нормы. Учатся, работают и служат со средней степенью отдачи, ни шатко, ни валко. День на день не приходится.
16% учащихся, работников и служащих – имеют те же качества в более выраженной форме, чем у «средних», всё понимают с первого раза, и в пятницу исполняют свои обязанности точно так же добросовестно, как и в среду.
Ещё у 16% учащихся, работников и служащих необходимые качества выражены слабее среднего уровня и со своими обязанностями эти люди справляются, мягко говоря, неважно, независимо от дня недели.
Кривая Гаусса называется «кривой нормального распределения» потому, что именно так в норме и распределяются люди по степени выраженности своих личностных качеств. По оси Х можно откладывать что угодно: ум, честь и совесть, чистоплотность, внушаемость, агрессивность, дисциплинированность, «спортивность», храбрость, супружескую верность, музыкальный слух… Что угодно! График останется прежним, потому что 16% людей демонстрируют высокие показатели; другие 16% - низкие. Оставшиеся 68% - проявляют себя в зависимости от конкретной ситуации, и при тех или иных условиях оказываются готовыми склониться в ту или иную сторону.
Но надо понимать, что это не одни и те же люди. У каждого – свои индивидуальные сильные и слабые стороны. Один и тот же человек может быть «середняком» по одному качеству личности, лидером – по другому и отстающим – по третьему. Так достигается великое человеческое разнообразие.
И разговор ведь не только о школьниках, работниках и служащих, а обо всех людях вообще. В любом вопросе 16% людей думают «так», и столько же «иначе». Остальные 68% людей своего твёрдого мнения не имеют и ждут толчка с той или иной стороны, чтобы определиться, как думать дальше.
16% людей – совестливы порой до щепетильности, столько же – абсолютно бессовестны, а остальные ведут себя применительно к конкретной ситуации. Могут так, а могут и иначе.
При любом государственном устройстве 16% граждан будут ярыми сторонниками, 16% - недовольными противниками, и 68% - будут просто жить, не задумываясь, но держа в кладовке на всякий случай различные флаги, чтобы в нужный момент выставить из окна один из них, - подходящий к конкретной ситуации, - что и продемонстрировали, например, события 1917 и 1991 годов в нашей стране…
16% людей служат Богу не за страх, а за совесть и готовы претерпеть за это даже мучения. Ещё 16% - служить Богу напрочь отказываются. 68% людей – «ни горячи, ни холодны», «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга». Могут и в храм иногда сходить свечку поставить, но исповедаться, всю службу отстоять и причаститься заставить себя не могут. Поздравят всех знакомых в соцсетях и с Рождеством, и с Пасхой, и с Днём иконы Казанской Божией Матери, но попоститься и полдня не в силах. Но при определённых условиях каждый такой человек может пополнить собой ту или другую группу. Хороший полновесный пинок от Жизни может превратить его в ангела. Или демона.
Учитывая всё это, основная деятельность учителя средней школы, директора завода, руководителя фирмы и командира роты обычно направлена на «середняков», которые запросто могут примкнуть к любой из малых групп. Если работа с ними будет организована грамотно, - «середняки» будут равняться на более «продвинутых» и поспособствуют успеху общего дела. В результате неграмотной работы – примкнут к отстающим и развалят всё до неделимого атома.
Что касается конкретно умственных способностей, то «отстающая» группа, обычно, однородна, а вот в «продвинутой» единства и согласия нет. «Продвинутая» группа вовсе не обязательно желает тянуть всех за собой, порой она просто желает возглавить общенародную борьбу за свои личные интересы.
В 1917 году ничтожная по количеству группа умных и почти полностью нерусских негодяев, уболтав и переманив на свою сторону доверчивых русских «середняков» и «отстающих», обрушила самую могущественную империю того времени.
В 1991 году тоже немногочисленная группа корыстолюбцев, опять же, заручившись поддержкой широких масс, в принципе, не желавших кончины Советского Союза, разрушила и этого колосса.
Понятно, что самим разрушителям русское государство было ненавистно в любом виде, - хоть в виде империи, хоть в виде диктатуры трудящихся. Но в обоих случаях именно обычные люди, - «середняки», - помогли маленьким кучкам проходимцев дважды выбить табуретку из под ног гигантского процветающего русского государства. О чём сейчас и жалеют непрестанно…
В сегодняшней, например, ситуации, во всём мире около 16% людей, тех самых, которые умеют самостоятельно размышлять, должны бы быть бескомпромиссно настроены против так называемой «вакцинации». Но проблема в том, что и зачинщики её тоже принадлежат к этим умным 16%, и тоже всё понимают, но имеют, по-видимому, личный интерес в усугублении её.
Другие 16% - вследствие неспособности самостоятельно размышлять, приняли ложную версию и тупо и агрессивно отстаивают её.
Остальные 68% людей своего мнения на этот счёт не имеют, но искренне желали бы разобраться. Вот за этих-то людей и идёт битва в медийном пространстве. Главная задача тех, кто затеял этот эксперимент, сейчас – не допустить открытой свободной дискуссии «умников», исповедующих противоположные взгляды на ситуацию, в ходе которой «средние» массы могли бы получить информацию, с точки зрения властей, нежелательную. Вот почему давление пропаганды на широкие массы со стороны одной небольшой умной, но заинтересованной подгруппы растёт. Влияние же на народные массы второй, - небольшой и тоже умной, но не имеющей ни корыстных личных интересов, ни медийных рупоров, - подгруппы, всячески жёстко пресекается, теперь уже даже под угрозой баснословных штрафов и реального уголовного наказания. «Середняки», задавленные таким напором, медленно, но верно склоняются на сторону агрессивного и материально заинтересованного в усугублении ситуации меньшинства.
К демократии это, конечно, никакого отношения не имеет, но и удивляться не приходится, потому что так было, так есть и так будет всегда… Немногочисленные умные внутри своей подгруппы борются за многочисленных «середняков» в надежде приобретённым численным перевесом победить. Потому что у кого больше сторонников – тот, как бы, и больший демократ, более авторитетный выразитель чаяний демоса, то есть народа…
Страшно, но неужели и в третий раз при поддержке большинства народа удастся по засаленной от частого употребления методичке обрушить державу?
Вот и получается, что двигателем общественной и политической жизни во все времена и во всех странах является борьба за умы и души широких народных масс, «середняков». «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей», - сказал Ф.Достоевский словами одного из своих литературных героев. Попросту говоря, - кривда с Правдой борется в умах и душах людей.
А вот гениальному К.Ф.Гауссу – особая благодарность за его «колокол», который, оставаясь всего лишь математической функцией и комичной закорючкой на бумаге, объясняет каждому, кто захочет это знать, очень и очень многое вне математики!