Авторизация
23 ноября 2024 (10 ноября ст.ст)
 

Черная сотня: история и мифы

Молим вас, русские люди!

Подавайте, пока не поздно, голос земли Русской!



Из окружного послания Союза русского народа к русским людям от октября 1915 г.







В одном из залов Государственного музея религии в Петербурге висит
необычная картина. Необычна она не только своими внушительными
размерами и редким сюжетом (это, пожалуй, единственное произведение
искусства, посвященное черносотенцам), но и тем, какие люди и как
изображены на ней.
Картина написана маслом, предположительно в конце 1905 - начале
1906 года. Она называется очень длинно: «Дни отмщения постигоша нас…
покаемся, да не истребит нас Господь». В названии, очевидно,
используются слова из Евангелия от Луки про «дни отмщения» (Лк. 21.
22), когда Господь предсказал ученикам судьбу Иерусалима.
На картине изображена революционная Россия: убийства
террористами государственных деятелей и членов монархических союзов,
грабежи, беспорядки, нападения на патриотические манифестации,
забастовки, демонстрации. В центре - Царская семья, молящаяся перед
Распятием о спасении России, окруженная черносотенцами с национальными
флагами. Многие из монархистов падают, сраженные пулями террористов.
На картине на переднем плане изображены организаторы Союза
русского народа. Видимо, рукою автора сделана следующая надпись: «Ныне
по примеру ангелов защищают Царскую власть от бесов главные учредители
Союза русского народа: 1 - игумен Арсений; 2 - протоиерей Иоанн
Сергиев; 3 - А.И.Дубровин; 4 - И.И.Баранов; 5 - В.М.Пуришкевич; 6 -
Н.Н.Ознобишин; 7 - В.А.Грингмут; 8 - князь Щербатов; 9 - П.Ф.Булацель;
10 - Р.В.Трегубов; 11 - Н.Н.Жеденов; 12 - Н.И.Большаков; 13 - о.
Илиодор. В священных книгах сказано, что, когда люди уклонялись в
идолопоклонство, Бог истреблял их».
Как указано в аннотации к картине, она принадлежала настоятелю
Воскресенского миссионерского монастыря игумену Арсению (Алексееву),
главному учредителю Союза русского народа, и является уменьшенной
копией с картины, висевшей в келье настоятеля.



От редакции. В 2005 году (год 100-летия со дня основания
СРН) был воссоздан Союз русского народа. Либеральные СМИ в связи с этим
поистине историческим событием подняли шум: появилась-де реакционная
организация новых черносотенцев, ставящая перед собой те же цели, что и
их «сомнительные» предшественники.

Таким образом, «сомнительными» оказываются святой праведный Иоанн
Кронштадтский и целый сонм новомучеников и исповедников Российских,
которые являлись членами Союза русского народа или, как святой
Царь-мученик Николай Второй, активно его поддерживали.
В очередной раз, теперь уже спустя 100 лет, на «Черную сотню» был
вылит ушат грязи и клеветы теми людьми, которые не очень хорошо знают
историю или сознательно ее искажают. Между тем сегодня появилось много
серьезных исследований на эту тему, например, работа историка
В.Кожинова «Черносотенцы и революция» и др.

Предлагаем нашим читателям статью, развенчивающую лживые мифы,
сложившиеся вокруг понятия «Черной сотни» и Союза русского народа.


«Черная сотня»: история и мифы




Не нужно быть профессиональным историком, чтобы понять, что есть в
нашем прошлом оболганные, оклеветанные государственные и общественные
деятели, и даже целые организации. Таковой оказалась судьба прежде
всего тех деятелей и организаций, которые боролись против революции в
начале ХХ века. И первый среди них - Союз русского народа, а также
члены Союза - монархисты-черносотенцы.
Многолетними стараниями либеральных и советских историков и
публицистов (тут они выступали единым фронтом) сформирован лживый образ
Союза русского народа и «Черной сотни» в целом, который до сего дня, к
сожалению, формирует изначально негативное отношение даже у
благонамеренной части современного общества. Основные черты негативного
образа черносотенцев следующие. Это:
1) маргинальные малочисленные политические организации; 2) состоявшие в основном из городских люмпенов;

3) используемые реакционными кругами дворянства в своих корыстных
интересах; 4) организовывавшие еврейские погромы; 5) не гнушавшиеся
убийствами своих политических противников.
Такой портрет «Черной сотни» от начала до конца лжив и к реальным русским патриотам-монархистам никакого отношения не имеет.

1. Попытки представить черносотенцев политическими маргиналами не
выдерживают серьезной критики. Союз русского народа не был организацией
революционной, не стремился к ниспровержению политической системы,
напротив, выступал за укрепление государственности, единство и
целостность страны. Маргиналами были эсеры, коммунисты и кадеты,
которые стремились свергнуть режим, дезинтегрировать страну,
провоцировали беспорядки, инициировали террор.
И сегодня можно встретить безграмотные утверждения, что Союз
русского народа был малочисленной организацией. Понятно, маргиналы ведь
не могут быть многочисленными. Какова же на самом деле была численность
Союза и родственных ему организаций? А на деле в 1906-1908 гг.
патриоты-монархисты были самым массовым общественно-политическим
движением России. Изданный в конце 1906 года список включал 272
патриотические организации, действовавшие в более чем 200 городах и
селах Российской империи. По подсчетам Департамента полиции в то время,
черносотенцев насчитывалось около 500 тысяч человек. Современный
исследователь профессор Ю.И.Кирьянов, опираясь на эти данные и
скрупулезно проверив их, называл для 1908 года близкую цифру - около
400 тысяч человек.
Сами же черносотенцы числили в своих рядах значительно большее
число единомышленников - до трех миллионов. Столь разительное
расхождение в цифрах объясняется разной методологией подсчета. Полиция,
несомненно, подсчитывала только более-менее активных участников
черносотенного движения. Но были еще и пассивные члены, и таких,
естественно, было значительно больше. Это те, кто разделял идеологию
«Черной сотни», кто заявлял о своем согласии с целями и практическими
действиями черносотенцев. Например, руководитель Почаевского отдела
Союза русского народа архимандрит (впоследствии зарубежный архиепископ)
Виталий (Максименко) привез в 1911 году с Волыни в Петербург
монархическую петицию, под которой стояли подписи одного миллиона (!)
человек. Большинство из них, разумеется, формально не состояли в
патриотических организациях. Таким образом, только на Волыни у
черносотенцев был миллион сочувствующих!
Но согласимся с данными Департамента полиции. Пусть будет около
500 тысяч. Много это или мало? Сравним. По данным современного
энциклопедического словаря «Политические партии России», октябристы
числили в своих рядах около 80 тысяч человек, кадеты - до 70 тысяч;
эсеры - около 50 тысяч; социал-демократы (всех толков и течений) -
около 30 тысяч человек. Таким образом, черносотенцы в 1906-1908 годах
не только были самой многочисленной политической силой, но их
численность превышала совокупную численность всех остальных партий.
Справедливости ради надо отметить, что это было характерно
только для 1906-1908 годов. Во время Первой мировой войны численность
патриотических организаций снизилась на порядок и составляла не более
50 тысяч человек. Несомненно, на это повлияла война. Монархисты
призывного возраста ушли на фронт, многие из них сложили свои головы за
веру, Царя и Отечество… Средства, необходимые для партийной и
пропагандистской работы, направлялись на помощь воюющей армии, раненым
и семьям погибших. Все это привело к замиранию партийной деятельности
русских патриотов. Несомненно, на снижение численности «Черной сотни»
повлияли и расколы в монархическом движении 1909-1912 годов.
2. Следующий элемент мифа о Союзе русского народа звучит так: по
своему социальному составу черносотенцы были городскими люмпенами,
которых использовало реакционное дворянство для сохранения своих
сословных привилегий.
Это ложное утверждение призвано скрыть принципиально важный
факт. «Черная сотня» была единственным по-настоящему всесословным
общественно-политическим движением.
В составе патриотических организаций были широко представлены все
сословия России - от рабочих, крестьян и мещан до представителей
старинных аристократических семейств, как он изначально и замышлялся -
как в полном смысле всенародная организация.
Фактически Союз являлся слепком с социальной структуры
российского общества. Не случайно вожди Союза любили повторять, что
Союз русского народа - это не партия, он есть сам русский народ.
Союз активно поддерживали представители русского духовенства.
Священники и архиереи нередко были руководителями отделов Союза. Помимо
духовенства руководящую роль в Союзе играли представители русской
национальной интеллигенции, научной и культурной элиты России.
Все вожди Союза имели высшее образование (А.И.Дубровин окончил
Медико-хирургическую академию, Н.Е.Марков - Институт гражданских
инженеров, В.М.Пуришкевич - Новороссийский университет). Членами
Главного совета и руководителями местных организаций были выдающиеся
деятели отечественной науки и культуры: филолог академик
А.И.Соболевский, один из столпов отечественной дерматологии профессор
П.В.Никольский, историк профессор А.С.Вязигин, филолог профессор
И.П.Созонович, писатель князь М.Н.Волконский, философ и математик барон
М.Ф.Таубе, философ права и экономист профессор В.Ф.Залесский, юрист и
литературовед профессор Б.В.Никольский, ректор Новороссийского
университета профессор С.В.Левашев и др. Среди членов-учредителей и
руководителей отделов СРН были и представители купечества:
петербургские купцы Е.А.Полубояринова, И.И.Баранов, В.Л.Воронков,
П.П.Сурин, астраханский купец Н.Н.Тиханович-Савицкий, киевский купец
Ф.Я.Постный и др., но, следует отметить, купцов в составе Союза в целом
было немного.
Зато в составе Союза было много ремесленников, кустарей, мелких
служащих и других городских жителей. Подавляющее же большинство членов
Союза русского народа составляли крестьяне. Особенно активной
поддержкой со стороны крестьянства пользовался Союз в тех губерниях,
где был силен инородческий и иноверческий гнет. К примеру, в Волынской
губернии, где Почаевская Лавра, возглавляемая архимандритом Виталием
(Максименко), была не только центром православной борьбы с католическим
прозелитизмом, но и оплотом национальной борьбы с еврейским гнетом, в
отделы Союза русского народа крестьяне записывались целыми селами.
Широко были распространены в Союзе кредитные и потребительские
товарищества, различные экономические союзы.
В советское время «военной тайной» был факт активного участия в
монархическом движении наемных рабочих. Союз русского народа с самого
начала предпринимал попытки привлечь на свою сторону рабочих.
Существенных успехов удалось достичь в этом направлении в Петербурге,
Одессе, Иваново-Вознесенске, Екатеринославе, Ярославле, Москве, Киеве.
На целом ряде фабрик и заводов столицы существовали довольно
сильные отделы Союза, особенно на Путиловском и Невском
судостроительном (Семянниковском) заводах. Рабочие Иваново-Вознесенска
создали Самодержавно-монархическую партию, которая состояла в основном
из представителей рабочего класса и депутацию от которой 16 февраля
1906 г. принял Государь.
В Киеве был создан Союз русских рабочих под председательством
рабочего Клеоника Цитовича (расстрелян чекистами в 1919 году), который
объединял в своих рядах свыше 3000 человек.
В Екатеринославе на заводе Брянского общества был создан отдел, в котором состояло свыше 4000 человек.

После октябрьской (1905) забастовки союзники обращали особое
внимание на железнодорожников, в результате железнодорожные отделы
Союза стали практически повсеместным явлением. Широкую известность
получили рабочие артели Союза русского народа в порту Одессы, где в
1907-1908 годах было создано шесть артелей грузчиков, насчитывавших
1350 человек. Характерно, что союзникам труднее было найти общий язык
не с наемными рабочими, а с владельцами предприятий, которые
повсеместно препятствовали деятельности Союза, не желая идти ни на
какие уступки рабочим. В итоге рабочие отделы Союза на экономической
почве нередко вступали в конфликт с фабрикантами.
Ярким свидетельством народности Союза является список убитых
террористами союзников, подавляющее большинство жертв революционного
террора - рабочие и крестьяне. Словом, Союз состоял в основном из
простого народа.
В национальном отношении «Черная сотня» была прежде всего
движением русского народа. Но активное участие в патриотическом
движении принимали и обрусевшие инородцы, нередко занимавшие
руководящие посты. В приеме в ряды монархических организаций
отказывалось только евреям, а в вероисповедном отношении - только
иудеям.
3. Черносотенцев обвиняли и продолжают обвинять в организации еврейских погромов.

Для опровержения этих безосновательных обвинений, на наш взгляд,
достаточно привести такой принципиально важный аргумент: основные
погромы прошли в то время, когда патриотических организаций фактически
не существовало. На это обращал внимание еще товарищ председателя
Главного совета Союза русского народа В.П.Соколов, который
29 апреля 1911 года выступил на собрании Союза с речью,
посвященной опровержению клеветы левой печати по адресу Союза русского
народа.
В своем выступлении Соколов резонно заметил, что «левая печать,
обвиняя Союз в устройстве еврейских погромов, сознательно закрывает
глаза на то обстоятельство, что главная полоса погромов относится к
тому времени, когда Союз и не существовал. А последний белостокский
погром имел место тогда, когда там не было отдела Союза».
Уже в наше время известный литературовед и историк В.В.Кожинов
повторил этот аргумент, уточнив существенные детали (в 1906 г. было три
погрома, но все в Царстве Польском, где русские патриоты не имели
серьезного влияния). В.Кожинов подробно разобрал историографию вопроса
о погромах.
4. Черносотенцев обвиняли и продолжают обвинять в организации убийств своих политических противников.

Многие десятилетия враги Союза русского народа, тужась доказать
террористический характер монархических организаций, муссировали вопрос
об убийстве черносотенцами трех депутатов Государственной Думы -
кадетов М.Я.Герценштейна и Г.Б.Иоллоса, трудовика А.Л.Караваева. Причем
последнего и сейчас припоминают, хотя даже пристрастный к черносотенцам
советский суд не смог найти следов участия монархистов в убийстве
Караваева, установив, что оно носило исключительно бытовой характер.
Об убийстве Герценштейна в 1906 г. и Иоллоса в 1907 г. можно
сказать, что следствию (надо заметить, весьма пристрастному) удалось
установить только лишь причастность к убийству некоторых лиц, имевших
отношение к «Черной сотне», и не более того… Следует подчеркнуть, что
шумиха по поводу «злодейского убийства черносотенцами Герценштейна и
Иоллоса» поднималась и поднимается еще и для того, чтобы скрыть
очевидный факт - факт массового террора против монархистов, который
осуществляли революционные террористы при одобрении и поддержке
добропорядочных российских либералов.
Вот некоторые факты. В 1906-1907 годах были совершены покушения
на видных деятелей Союза русского народа: руководителя Одесского отдела
графа Алексея Коновницына; председателя Почаевского отдела, настоятеля
Почаевской Лавры архимандрита Виталия (Максименко); почетного
председателя Тифлисского патриотического общества священника Сергия
Городцова (будущий митрополит Варфоломей); председателя
Симферопольского отдела Семена Гранкина; одного из организаторов
Киевского отдела купца Федора Постного; основателя киевского общества
молодежи «Двуглавый орел» Григория Вишневского и других. Всем им тогда
удалось избежать смерти (о. Сергий Городцов чудом выжил после
тяжелейшего ранения, боевики так называемых «еврейских самооборон»
тяжело ранили младшего брата Вишневского и малолетнюю дочь Гранкина).
Однако главным объектом революционного террора были не
руководители, а простые рабочие и крестьяне, которые чаще всего
становились жертвами убийц. На этот факт как-то не обращается должного
внимания до сих пор. А между тем, по данным, которые приводил в своей
книге «Борьба за правду» присяжный поверенный П.Ф.Булацель (расстрелян
чекистами в 1919 году), только с февраля 1905 по ноябрь 1906 года, то
есть менее чем за два года, были убиты и тяжело ранены 32 706 (!)
человек простого народа. Подчеркнем: именно простого народа (крестьян,
мещан, рабочих), представители органов правопорядка, офицеры,
чиновники, дворяне, сановники - не в счет!
Среди убитых было немало руководителей местных отделов и
активистов Союза русского народа. Скорбный синодик русских рабочих и
крестьян, ставших первыми жертвами красного террора, открывают
петербургские рабочие Василий Никифорович Королев и Алексей Васильевич
Барабанов, погибшие в результате теракта в харчевне «Тверь» за Невской
заставой, который произошел 27 января 1906 г. Взрыв харчевни «Тверь»
является знаковым событием для революции 1905-1907 гг., его жертвами
стали простые рабочие. Впервые революционеры подняли руку на
представителей того класса, о благе которого они на словах пеклись.
Уже упоминавшийся В.П.Соколов говорил в своей речи в 1911 году,
что левые обвиняют Союз в политических убийствах, тогда как на самом
деле на расстрелы своих товарищей революционерами союзники отвечали
панихидами, под бомбами и градом пуль они шли крестными ходами.
5. Клеветнические измышления о черносотенцах как о бандах
люмпенов, промышлявших убийствами и погромами, лучше всего опровергает
высочайший духовный уровень, отличавший русское патриотическое
движение. Об этом свидетельствует тот факт, что «Черная сотня» возникла
и развивалась в церковной ограде.
Напомним историю создания Союза русского народа. Вдохновитель
Союза игумен Арсений (Алексеев) так рассказывал о зарождении СРН: «В
первых числах октября 1905 года прибыл я в Петербург из своей обители -
Воскресенского миссионерского монастыря, встретил страх и ужас в народе
от истребления православных. Толпа русского народа, узнав о моем
прибытии, явилась ко мне за словом утешения. Моя квартира каждый день
была переполнена плачущими. 12 октября Господь вложил мне благую мысль
оказать противодействие революции открытием Союза русского народа. Эта
мысль тотчас же была объявлена мною собранию русских людей… Все
одобрили мое предложение, и по чину святых Апостолов положили две
записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами
просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие Союза. Молитва
наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением.
После этого мы принесли благодарственное моление и приступили к
открытию Союза». Организацию Союза благословила Сама Царица Небесная!
С этого начинался Союз русского народа.

Кстати, совсем недавно на месте Воскресенского монастыря,
настоятелем которого был игумен Арсений (это недалеко от станции Любань
под Петербургом), возобновлена церковная жизнь, там освящен скит.
Промыслительно, что это скит Тихвинского монастыря.
Достоин внимания и тот факт, что «Черная сотня» была
единственным общественно-политическим движением, во главе которого
стояли святые.
Известно, что святой праведный отец Иоанн Кронштадтский
постоянно поддерживал Союз русского народа, лично освятил хоругви
Союза, передал на нужды Союза громадную по тем временам сумму в 10
тысяч рублей. Отец Иоанн не только был жертвователем, но и состоял
членом Союза, собственноручно написав заявление под номером 200787 (то
есть обычное рядовое заявление): «Желая вступить в число членов Союза,
стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному
развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства
на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской
Народности, - прошу зачислить меня как единомышленника». А 15 октября
1907 г. постановлением Главного совета он был избран пожизненным
почетным членом Союза русского народа, что принял с благодарностью.
Кончина кронштадтского «маяка Православия» стала тяжелой утратой для
Союза, знаменательно, что раздоры и нестроения в Союзе русского народа
начались после его кончины.
Известно также, что в руководство многих отделов Союза русского
народа и других патриотических организаций входили прославленные
Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских Святейший
Патриарх Тихон (Беллавин), митрополиты Серафим (Чичагов), Владимир
(Богоявленский), Агафангел (Преображенский), Анатолий (Грисюк),
архиепископ Андроник (Никольский), епископы Макарий (Гневушев),
Гермоген (Долганов), Ефрем (Кузнецов), Иоасаф (князь Жевахов), Иоасаф
(Удалов), Варсонофий (Лузин), протоиереи Иоанн Восторгов, Михаил
Алабовский, Евграф Еварестов, священник Александр Вераксин и другие.
Вообще, все выдающиеся русские архиереи начала ХХ века так или
иначе были причастны к «Черной сотне», не говоря уже о священниках…
Поэтому нужно признать правоту лютого ненавистника Православия Ленина,
когда он называл русское духовенство черносотенным. Оно и вправду было
таковым.
Таким образом, непредвзятый взгляд на Союз русского народа
позволяет определить его как массовое общественно-политическое движение
русского народа, всесословное по своему составу, возглавляемое
представителями русской культурной и интеллектуальной элиты, возникшее
для борьбы с революцией путем самоорганизации русских православных
людей. Неудивительно, что в годину лютых гонений черносотенцы взошли на
Русскую Голгофу вместе с Русской Церковью и Русским Царем. В годы
чекистского террора членство в Союзе русского народа прямо ставилось в
вину…



Анатолий Степанов

Из «Доклада на восстановительном съезде Союза русского народа», Москва, 21 ноября 2005 года

Русская линия

   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Слова русского философа-пророка

Слова русского философа-пророка

М. Нестеров. Мыслитель. Портрет философа И. Ильина
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Вы за возрождение Православного Самодержавия?
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика