«Когда гнев богов настигает человека,
то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и
дает превратное направление его мыслям,
чтобы он не сознавал своих ошибок»
Ликург Афинский
I
«…велики и чудны дела Твои, Господи!» (Откр., 15:3 )
Прошедший визит Его Святейшества Патриарха Кирилла и Президента РФ В.В. Путина на святую гору Афон вызвал какое-то совершенно не умеренное брожение умов. Кажется даже большее, чем февральская встреча в Гаване.
Как простой мирянин и рядовой прихожанин Церкви Христовой, ваш покорный слуга, не просто удовлетворён, но рад, что Президент нашей страны посетил, уже во второй раз, это святое место. Рад, что В.В. Путина так радушно и торжественно и с такими почестями принимали. Причём удовлетворение это и радость проистекают, в первую очередь, из христианского сердца, а не от национального или этнического чувства, либо рационального разума.
Однако читая статьи, слыша выступления по радио и на телевидении, создаётся впечатление какого-то морока разума или, лучше, ослепления ума ряда авторов. Они не видят очевидные следствия своих призывов, спотыкаются на ровной поверхности фактов, лезут в бурелом преднамеренного неведения.
II
«…ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними»
1-я Кн. Царств (8:7)
Вид Президента РФ В.В. Путина в стасидии храма Успения Пресвятой Богородицы в Карее, кажется, совершенно лишил разума некоторых экзальтированных лиц. «Он стоял на царском месте! Монахи встречали его по-братски. Он монах. Он помазанник Божий!». Прошёл слух, что там мог находиться только Византийский император. Следовательно, нашему Президенту оказана честь как басилевсу. Из всего этого сделаны геополитические выводы невиданного размаха… В.В. Путина уже помазывают на трон Российской Империи, одновременно объявляя правопреемником Византийских императоров. Провозглашается наступление новой эры в жизни России и всего человечества. Уже, как будто видны, острому взгляду, берега Земли обетованной.
Но если не быть ослеплённым собственным хотением, а рассудительно, как нам, верующим, предписывает Господь и Святые Отцы, воспользоваться любым поисковиком в интернете, то можно, в течение трёх минут, обнаружить фото 2014 года на котором видно, что митрополит Килкисский Эмануил удостоился аналогичной, с Президентом РФ, чести стоять в той же самой «императорской» стасидии (http://www.agionoros.ru/docs/970.html).
И?
Ладно бы написал текст про помазание В.В. Путина на царство, какой-нибудь не очень грамотный журналист. Что с него взять? Но когда о том же и в ещё большем восхищении пишет доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук протоиерей О. Трофимов или кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии дьякон В. Василик… Остаётся только развести руками и помолиться о прозрении ослепившихся!
Далее. Сами тексты подобных восторженных статей и заметок, наполнены надеждами на скорый приход нашего отца, русского царя-освободителя. Нагружены они мечтами о счастливом том дне, когда царь будет заботиться о народе своём и всё устроится само собой, лишь бы мы были готовы стать верноподданными и т.д. и т.п. Вы не находите это очень похожим на грёзы украинцев конца 2014 года, о всенепременном наступление эры процветания буквально на следующий день после подписания ими Договора ассоциации с ЕС? То же фантазирование, тот же инфантилизм, то же нежелание думать и рассуждать, тот же уход от ответственности.
Но наша ситуация, кажется даже тяжелее. Это не просто мечты предвкушения «а-ля Манилов», с надеждой жалования от императора звания генерала. Авторы пытаются подменить Веру во Христа верой во императора, верой в человека. Надеются что он, император, решит за нас все вопросы: и спасения России и спасения души… Изберём императора и всё образуется само собой. Никак не может не образоваться и не устроиться. При православном императоре-то…
А что, спрашивается, император? Зачем мы забыли Священное Писание? Зачем забыли ответ Бога к Самуилу (вынесенные в эпиграф данного пункта наших заметок), когда последний вопрошал о помазывании Саула на царство: «…ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1-я Кн. Царств, 8:7).
Воля государя никогда не являлась и не является волей Божией! По немощи нашей, допускает Господь над нами царей и императоров. Но вначале было не так. Тоже самое можно сказать и про патриарха. Неумеренное возвеличивание священноначалия, проповедь «немоты» полноты Церковной перед иерархами – прямой путь к папизму и смерти РПЦ как части Церкви! Сама Церковь не умрёт, даже если в ней останется общим счётом два человека. Ведь знаем же наперёд: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Ев. Мф., 18:20). Знаем, но не верим…
Но и более того, даже по человеческому рассуждению. Пусть В.В. Путин достойнейший человек, и возможно лично он мог бы вынести «тяжесть шапки Мономаха», но разве его окружение таково? Медведев, Кудрин, Греф, Набиуллина, Ливанов, Чайка, Улюкаев, Голикова… Ведь помазывают не только царя, но и сановников его, окружение его. И содержат их: «…и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим» (1-я Кн. Царств, 8:14-15).
Сегодня можно безнаказанно власть критиковать, а коли помазанник Божий на троне, что тогда? Об это думают радетели монархии? А возмущение на дела ставленников царских (на Медведева, да Кудрина) – есть возмущение на Царя и помазанника. На кого пенять будем? На себя или на Бога? И результат же всего этого известен заранее: «…и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда» (1-я Кн. Царств, 8:18). Но влекёмся упрямо своеволием своим под ярмо, которое кажется нам лёгким, отвергая, в безумии своём, «иго» Христово.
Почему мы, в потакании слабости своей, забыли, что главой не только Церкви, но и народа христианского может быть только Христос? Только через Него возможно получение действительной, истинной свободы.
Зачем надевать ярмо монархии на народ? Зачем надевать ярмо зависимости от государства на Церковь? Что нужно Церкви от государства, кроме мира? Чем государство может помочь нам во спасении души? Управление мирское – дело нашего разума и Промысла Божия. Поскольку «если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян». (1-я Кн. Царств, 7:3) Недостойны будем, никакой помазанник не исправит ситуацию. Книги Царств вопиют нам об этом! Душу свою, от дел и мыслей своих, человек сам может или погубить или спасти. Царь тут не причём. Отвечаем перед Богом каждый лично. Без посредства монарха или патриарха.
Да и какой император и как может помочь христианам? «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ев. от Ин., 15:19). Ведь потому и скорби, что мы не от мира сего. Потому и дорога узка и врата тесны в Царствие Небесное, что это не мирской путь и не мирские ворота. Мечты же о монархе, как всеобщем устроителе – от лукавого в потакание слабостям нашим. Это скорее иудейство – желание учредить «Царство Божие» на земле. Если мы призваны в Царство Небесное, в Царство Вечное, что нам, спрашивается, царство земное? Зачем?
Только Вера наша в Бога есть наша сила, а не монарх или герой. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Посл. к Ев., 11:6). И знаем об этом и не хотим принять…
III
«Ложные понятия всегда ведут к бедственным последствиям»
Свят. Еп. Игнатий (Брянчанинов)
Но ослепление шире и постигло не только ожидающих монархии.
«Радостно» улюлюкая понеслись некоторые добивать т.н. «зилотов». Почитайте хотя бы тексты священника Александра Шумского. Это уже не полемика, это откровенное шельмование в «лучших» традициях послереволюционной богоборческой публицистики, образец настоящего бесословия http://ruskline.ru /news_rl /2016 /05 /31 /rossiya_na_afone_amerika_v_ sodome_revniteli_v_ durdome/.
Тот же автор, ранее восхищался историчностью и эпохальной значимостью для всего человечества Гаванской встречи. Но сам Патриарх, выступая на 70-летнем юбилее ОВЦС, 19 мая сего года, поставил точку в этих спорах, заявив, что именно страдания и притеснения христиан в «ближневосточном регионе» стали «главной побудительной причиной для моей встречи с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года на Кубе».
Для чего же тогда эта встреча готовились целых два года? Почему о встрече никто, кроме «пяти человек», не ведал во всей нашей Церкви? Что за тайна такая? И в чём тогда эпохальность встречи? В чём сравнимость подписанной там декларации с «Апостольскими посланиями»? Каков результат её, кроме смуты в умах рядовых прихожан и возросшей напряжённости в Церкви?
Кажется, именно не в меру восхищающиеся и воспевающие встречу Патриарха и Папы и есть не по разуму ревнители, а не те, кто высказал сомнение необходимостью и результативностью оной. Ослеплённые, они будто специально закрыв глаза и отворачиваясь от сложных вопросов, звали, словно агитаторы в первые годы Октябрьской Революции, вперёд и вперёд, не задумываясь, с верой в начальство, коему всегда виднее.
Но Святейший одной этой фразой, из своего выступления, перечеркнул всю многолетнюю «работу» ОВЦС по организации «исторической» встречи, показав, что он услышал и принял всю разумную критику со стороны Церковной полноты и в этом вопросе поставлена точка. Толкований больше не будет, вопрос закрыт: встреча с Папой не исторична. Результат условен. Ошибка признана и учтена.
Теперь, похожее действо разворачивается с предстоящим на Кипре Всеправославным Собором. Хорошо, что Промыслом Божьим, через старания нашей Церкви и лично Патриарха Кирилла, всё-таки были опубликованы проекты официальных документов Собора, по прочтению которых вопросов возникло много. Очень много. И по большей части серьёзных.
Вот даже самый элементарный из них: как можно было в официальном документе Собора «Миссия Православной Церкви в современном мире», вставлять подтверждающую цитату из Евсевия Кесарийского, известного историка древней Церкви и сторонника Ария? Да, он не был осуждён как еретик, но его активная политическая поддержка ариан общеизвестна. Что другого авторитета в Церкви не нашлось? Мало Отцов Церкви и их трудов, в которых раскрывается вопрос обожения человека? Афанасий Великий, Иериней Лионский, Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама… И несть им числа!
И ведь составляли этот документ не школяры? Да и принимали оные в Шамбезе – сонм иерархов Православных. Всё митрополиты, да архиепископы. Вот просто интересно, как так случилось? Они, иерархи, что просто не читали те документы, за которые голосовали? Наш Архиерейский собор, опять же, всё утвердил, не высказав никаких замечаний и возражений. Как такое могло произойти? Что вообще творится? Как сердцу православному, рассуждающему не прийти в смущение?
Наконец, всем миром был проведён скрупулёзных, хотя и не систематический анализ документов Собора. Стало вдруг (о, это вдруг!) очевидно, что документы не выдерживают серьёзной богословской критики. Опубликованы десятки статей, учёных и архиереев разных Поместных Православных Церквей, в которых показана богословская несостоятельность предлагаемых текстов, с точки зрения Писания, учения Отцов Церкви и Традиции. Ответил кто-либо, из категоричных сторонников Собора, конструктивно на критику? Отнюдь нет.
Единственный документ, в котором была предпринята попытка отреагировать на поднимающуюся волну критики, стало официальное разъяснение ОВЦС от 15 апреля 2016 года, которое, если честно, лучше бы и не публиковали вовсе. Выяснилось, что кроме увещеваний в стиле «Всё хорошо прекрасная маркиза», ответить нечего. Не было выдвинуто ни одного, повторюсь, НИ ОДНОГО контраргумента, кроме эмоциональных и дисциплинарно-обвинительных!
Однако сегодня, помимо богословских возражений, уже три Поместные Церкви (Болгарская, Грузинская и Антиохийская) высказали своё категорическое несогласие с представленными документами. Отказался ехать на Кипр член делегации нашей церкви – митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Созывался срочный Архиерейский собор Русской Православной Церкви для рассмотрения складывающейся ситуации, предложивший всем Поместным Церквам ещё раз всем встретиться и обсудить «внезапно» всплывшие «странности» в документах.
Очевидно, что причина всех ошибок и возникших, в последнее время, в нашей Церкви нестроений, одна – тайность подготовки, что встречи с Папой Римским, что документов Всеправославного собора, т.е. вся политика ОВЦС последних лет. Отстранение от подготовки и принятия важнейших решений и текстов не только прихожан, но и пресвитеров, богословов и епископов, привели к печальным последствиям, а могут нанести ещё больший вред.
Мы воочию убедились, что Церковь, это не патриархи и митрополиты, это даже не епископы и пресвитеры. Церковь это вся полнота народа верующего и исповедующего и живущего во Христе.
Если вы серьёзно и по-настоящему разделяете Церковь внутреннюю и внешнюю, т.е. считаете, что могут независимо существовать Церковь, как мистическое Тело Христово и церковь, как организация, значит вы не имеете единства действительного. Такое разделение сродни разъединению души и тела в человеке. Но для полноценной жизни его необходимо и то и другое. Постоянно, неразлучно, нераздельно и неслиянно.
А какова судьба тела, которое покинула душа? Рассудите.
Так и нам, чтобы быть в Церкви – невозможно находиться иногда в организации, а иной раз, например, после причастия, становиться частью Тела Христова. Организационная, бюрократическая структура Церкви это даже не вторичный вопрос. Это лишь средство земного устроения «больницы», в силу немощи и греховности нашей. Но без Врача, без Христа, порядок устройства больницы не имеет никакого значения.
Потому нет и не может быть в Церкви никакой политики без богословия, нет никаких документов без вероучительства, нет никаких встреч без утверждения Истины Христовой!
«Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Ев. От Матф., 15:12-14).
Остроменский Михаил Петрович,
Политический любомудр