Авторизация
22 декабря 2024 (09 декабря ст.ст)
 

Экуменизм и сектантский дух

Прекрасно высказался насчет экуменизма и проектов документов всеправославного собора епископ Унгенский и Ниспоренский Петр (к сожалению, этот текст пока малоизвестен):
«Сейчас мы находимся в таком обремененном и тяжелом периоде [времени], когда Церковь Христова подвергается всевозможным провокациям. Особенно опасной является современная ересь, которая именуется экуменизмом. Данная ересь пытается нарушить концепцию и устои Церкви, а также изменить догматы Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Не зря преподобный Иустин Попович, богослов XX века, называет экуменизм «всеобщей ересью века».
Ознакомившись с обращением монашеских общин (260 человек), настоятелей и настоятельниц монастырей Унгенско-Ниспоренской Епархии относительно «Святого и Великого Собора Православной Церкви», который состоится в июне 2016 года, а также относительно подготовительных документов Всеправославного Собора, с печалью признаю, что тексты документов содержат ошибки и моменты, нарушающие православное вероучение (Церковь является Единой, но в то же время существуют и «другие Церкви»). <…>
Подтверждаю, что я противник ереси экуменизма и экуменического учения. Также признаю, что подготовительные документы Всеправославного Собора содержат ошибки и нуждаются в изменении и анализе в святоотеческом духе и в церковной традиции осуждения экуменизма.
Если данный Собор признает экуменизм и «Всемирный Совет Церквей», а не осудит, то тогда считаю невозможным наше участие во Всеправославном Соборе. Полнота Церкви хранит и не изменяет православное вероучение, которое мы унаследовали от святых апостолов и святых отцов. Преподобный Феодор Студит осуждает всех тех, кто осмеливаются противиться святым отцам.
Христос именовал Церковь Соборной, потому что она хранит истинное исповедание веры, без которой никто не может спастись. Многие говорят, что Всеправославный Собор не будет заниматься делами догматов, не изменит церковный календарь и посты, монашество и богослужение. Но они не говорят, что изменится догмат о Церкви (догмат – это вечная истина, открытая Богом и необходимая для спасения людей). И [молчаливо признают] идею о том, что в Церковь входят все отпавшие от Церкви, которые якобы имеют благодать, апостольское преемство и спасение, [принимая именование «христианских церквей и конфессий»]. Считаю, что [Православная] Церковь должна выйти из Всемирного Совета Церквей и строго придерживаться богословских и церковных терминов, а также [требуется] осудить экуменические документы Русской Православной Церкви.
Наличие сектантских молитвенных домов в нашей Епархии является тяжелым бременем, которое мы с Вами несём. Запрет прозелитизма на межрелигиозных собраниях и во Всемирном Совете Церквей никак не способствует возвращению заблудших в лоно истинной Церкви. Межконфессиональные встречи и молитвы между православными и остальными якобы «христианскими конфессиями» (католики, протестанты, лютеране и другие) нарушают православное сознание верующих. <…>
Кроме обращения настоятелей и настоятельниц монастырей, некоторые священнослужители и миряне обращались в епархиальное управление с теми же опасениями относительно Всеправославного Собора. С каждым из них мы общались по 3-4, а то и 5 часов. <…>
В результате собрания со всеми настоятелями и настоятельницами монастырей нашей епархии, было принято решение и в дальнейшем поминать иерархов Церкви, но в знак протеста из-за документов Всеправославного Собора до его начала объявить состояние всеобщей молитвы на всей территории Унгенско-Ниспоренской епархии. Тексты документов не являются окончательными, и потому мы питаем надежду, что их пересмотрят в святоотеческом духе» (полный текст здесь: http://вестник-верных.рф/…/98-episkop-pe tr-…).
На этом фоне во время празднования 70-летия ОВЦС из уст Его Святейшества звучали обвинения части критиков экуменизма в «сектантском мировоззрении», которое предлагает Церкви «уйти от мира». С последним вопросом все ясно – про «мир сей» и отношения христианина с ним много сказано в Евангелии и в святоотеческих творениях. Впрочем, оставлять мир на растерзание диаволу действительно нельзя. Но вместо «диалога ради диалога» и вместо дипломатии, которая есть нечто глубоко чуждое христианству (см. Мф. 5, 37), нужна настоящая миссия – всему миру, всем людям без исключения. Эта миссия иногда должна быть вежливой (но иногда – по-хорошему шокирующей), но в ходе ее всегда надо говорить: здесь – правда, а здесь – кривда, здесь – спасение, а здесь – погибель. Такая миссия не имеет ничего общего с фарисейской/интеллигентской «отделенностью» от «массы» людей и с изоляционизмом – но и с многолетними бесплодными диалогами, игнорирующими вопрос об истине, она тоже ничего общего не имеет. Особенно если эти диалоги центром всего полагают такую, с точки зрения христианина, мелочь, как сохранение и устроение земной жизни – особенно ценой игнорирования истины, от которой зависит жизнь вечная.
«Сектантское мировоззрение» среди некоторых критиков экуменизма действительно присутствует – в том случае, когда они отделяются от Церкви и ищут каких-то мелких шкурных проектов. Но самая зловредная и опасная секта сегодня – это чиновные экуменисты, искренние или «карьерные». Те буквально 10-15 человек, которые, грубо и обильно льстя Патриарху, одновременно пытаются «рулить» Церковью от его имени. Очень похоже на «новгородско-московскую» историю XV века. Есть еще тысячи полторы сторонников экуменизма среди двух extended parish families в Москве и небольшая группа сочувствующих в Питере. Но даже этим людям чужд Всемирный совет церквей – они скорее ориентируются на католиков. Наконец, есть группа тысяч в пять любителей Бердяева-Булгакова, Афанасьева-Скобцовой, Шмемана-Мейендорфа, Клемана-Зизиуласа. Эти люди активны, стараются взять власть в «новгородско-московской» системе, в духовных школах и в православных СМИ. Сектантского духа в них тоже хватает – особенно в отношении к «оппонентам» и в упрямом следовании своим гуру.
Но абсолютное большинство православных – епископата, клира, монашествующих, мирян - думает так, как епископ Петр. Так почему все эти люди молчат?
Протоиерей Всеволод Чаплин

   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Кому выгодны "однополые браки"?

Кому выгодны "однополые браки"?

Философ Сергей Роганов — о том, стоит ли уступать "ЛГБТ-лобби".
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Вы религиозный человек?
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика